Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Гипотезой исследования выступило предложение о том, что работа по коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста будет успешней, если создать следующие психолого-педагогические условия:

- осуществление индивидуального подхода к детям;

- проведение коррекционной работы в ведущем виде детской деятельности;

- комплексное использование методов психологической коррекции

Содержание

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Агрессия как нарушение поведения у детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и методики эксперимента

2.2. Экспериментальная программа по коррекцию агрессии у детей старшего дошкольного возраста

2.3 Результаты экспериментального исследования


Заключение

Литература

Приложение

Работа содержит 1 файл

Теория2.doc

— 720.50 Кб (Скачать)

      Министерство  образования Ставропольского края

      Ставропольский  государственный педагогический институт

      Факультет специальной педагогики

      Кафедра коррекционной педагогики и специальной  психологии 
 

      ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

      Тема: «» 

                Студентки 3 курса группы СП 3-К

                Арутюновой А.Л.

                Научный руководитель:

                ст. преподаватель кафедры     коррекционной педагогики и специальной  психологи

                Слюсарева Елена Сергеевна  

                Рецензент:

                кафедры коррекционной педагогики и специальной  психологии 
                 

Работа  допущена к  защите   Дата защиты «___» ________2006г. «___» ____________2006г.

Зав. кафедрой ___________   Оценка «__________________» 
 
 

      Ставрополь, 2006         

      Содержание 

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

    1.1. Агрессия как нарушение поведения у детей старшего дошкольного возраста

    1. Возрастные особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте

Глава 2. Экспериментальное исследование агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

      2.1. Организация и методики эксперимента

      2.2. Экспериментальная программа по коррекцию агрессии у детей старшего дошкольного возраста

      2.3 Результаты экспериментального  исследования 

      Заключение

      Литература 

      Приложение 

 

       Введение 

      Актуальность  исследования обусловлена теоретической  и практической значимостью изучения и решения проблемы роста агрессивности в поведении дошкольников и факторами, влияющими на ее снижение и предупреждение.

      В настоящее время увеличилось  число детей, имеющих отклонения в развитии, и оно продолжает расти. Разного рода нарушения в развитии ребенка накладывают свой отпечаток на формирование его личности (Л. С. Выготский, Ж.И. Шиф, В. Лубовский, Г. Е. Сухарева  и др.). Они оказывают неблагоприятное воздействие на физическое и психическое развитие, эмоционально-волевую сферу, т.е. на весь организм и психику в целом. Среди этих нарушений существенное место занимают отклонения в поведении детей. В последнее десятилетие социально-экономические и политические катаклизмы, происходящие в нашей стране, сказались на личностном развитии и поведении детей. Среди многочисленных видов поведенческих нарушений ученые и практики выделяют детскую агрессивность, которая приобрела форму социального явления (47).

      На  сегодняшний день около 17% детей, посещающих образовательные учреждения Ставропольского края, отличаются выраженным агрессивным поведением, проявляющемся в драчливости, злобности, вспышках, раздражительности, более 75% педагогов испытывают трудности в работе с такими детьми.

      Изучению  феномена детской агрессивности  посвящено значительное число исследований, разрабатываемых в рамках основных психологических направлений (А.И. Захарова, Е.П. Ильин, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, И.А. Фурманов, Дж. Каган, 1969; Ф. Аллан, Л. Бендер, Д. Дьюсбери, О. Меннинг, Р. Хайнд, А. Бандурой, Фишбах, 1964;  Д. Доллард и др.). В исследованиях вышеперечисленных ученых рассматриваются такие аспекты проблемы, как: природа и причины возникновения и закрепления в поведении, теории и виды агрессивного поведения, способы предупреждения и коррекции агрессивного поведения.

      Несмотря на достаточную разработанность, феномен агрессии и ее коррекции в дошкольном возрасте, является недостаточно изученным.

      Отсутствие  должного внимания к предупреждению и коррекции агрессивности у  дошкольников затрудняет воспитательную работу в последующие возрастные периоды, так как агрессивность стабильна во времени. Сформировавшись в дошкольные годы, она может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение у подростков и юношей, в результате формируется социально дезадаптивная, жестокая личность.

      Необходимость определения реальных психологических причин агрессии в дошкольном возрасте, как начальном этапе ее становления, раскрытия средств предотвращения, обуславливают актуальность данной работы.

      Исходя  из актуальности проблемы и анализа научной литературы, нами была поставлена следующая цель исследования: изучить психолого-педагогические условия коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста.

      Объект - агрессия детей старшего дошкольного возраста как нарушение поведения.

      Предмет - психолого-педагогические условия коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста

      Гипотезой исследования выступило предложение о том, что работа по коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста будет успешней, если создать следующие психолого-педагогические условия:

      - осуществление индивидуального подхода к детям;

      - проведение коррекционной работы в ведущем виде детской деятельности;

      - комплексное использование методов  психологической коррекции 

      На  основе выдвинутой цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:

      1. Провести анализ научной и  методической, психологической, педагогической, медицинской, специальной литературы  по данной проблеме с целью выявления особенностей агрессии как нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста.

     2. Определить критерии оценки, подобрать методики и выявить уровни агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.

     3. Определить психолого – педагогические  условия коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста

     4. На основе полученных результатов выявить эффективность проведенной работы.

      Для решения поставленных целей и  задач, в соответствии с объектом, предметом и гипотезой были использованы методы исследования:

      - теоретические: анализ психологической,  педагогической, терапевтической и методической литературы по проблеме; систематизация полученной информации; синтез;

      - эмпирические: изучение психолого-педагогической  и медицинской документации детей;  наблюдение за проявлением агрессии в разных видах детской деятельности, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, констатирующий и формирующий эксперимент;

      - методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный  анализ.

      Теоретическая база: аффективно-динамическая теория (И.А. Фурманова, 1996); психодинамическая теория (З. Фрейда, 1920); фрустрационная теория (Розенцвейга, 1930, 1950).

      Экспериментальная база исследования: МДОУ «Здоровье» №6

      Организация исследования. Исследование осуществлялось с 2005 по 2006 год. Общее количество детей, задействованных в эксперименте: 20 человек.

      Исследование  проводилось в три этапа.

      Первый  этап - изучение и анализ научно-теоретической  литературы по проблеме, формирование цели, задач и рабочей гипотезы, подбор методов и методик.

      Второй этап - проведение констатирующего эксперимента, в процессе которого изучались достоверность выдвинутой типотезы, особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

      Третий  этап - интерпретация полученных данных, оформление результатов исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

      1.1. Агрессия как нарушение поведения у детей старшего дошкольного возраста 

      Вся история человечества убедительно  доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности – большинство людей на словах отвергают агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.

      В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом) и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

      Многие  авторы (Л. Валзелли, Н. Корнадт, Басс А., 1961; Р. Бэрон, Д.  Ричардсон, 1997 и др.) отмечают, что агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетних. Агрессивные индивиды часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания. Агрессивное поведение вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е. возникает ситуация порочного круга. Таким образом, исследования агрессивного поведения детей и молодежи важно еще и потому, что оно существенным образом сказывается на частоте и интенсивности агрессивных, насильственных действий всех возрастных групп населения.

      К настоящему времени различными авторами предложено множество определений: «агрессия может быть определена как специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности живого организма» (Л. Валзелли); Н. Корнадт и ряд его последователей считали, что «агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбления или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (37).

      Берковиц  З. соглашается с мнением ряда ученых и подчеркивает, что для того, чтобы действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям (31).

      Таким образом, анализируя ряд определений, Х. Дельгадо ввел свою трактовку данного понятия: «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке  нанести вред или ущерб личности и обществу» (30).

      Давая определения агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения.

      Например, Басс А. (1961) определяет агрессию, как  «реакцию», в результате которой  другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон (1964) «как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособляемость другой особи».

      Р. Барон (1958) пишет о необходимости рассмотрения человеческой агрессии как «формы социального поведения, включающей прямое или опосредованное взаимодействие между двумя или более людьми». Поэтому он считает, что необходимо изучение, которое в своей совокупности либо способствуют, либо сдерживают проявление человеческой агрессии.

      Анализ  данных определений позволяет выделить следующие характеристики агрессии:

      а) направленность

      б) формы проявления

      в) интенсивность и неадекватность

      Целью агрессии может быть как причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (9).

      Агрессия  бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность  для общества представляет агрессия, направленная на других людей. Агрессия принимает самые разнообразные  формы – явные и латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждения, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией (конкуренция, стремление к достижениям, иронии, спортивные состязания). Наиболее привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, принуждения, угрозы или применения физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинение вреда себе и самоубийстве.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста