Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Гипотезой исследования выступило предложение о том, что работа по коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста будет успешней, если создать следующие психолого-педагогические условия:

- осуществление индивидуального подхода к детям;

- проведение коррекционной работы в ведущем виде детской деятельности;

- комплексное использование методов психологической коррекции

Содержание

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Агрессия как нарушение поведения у детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и методики эксперимента

2.2. Экспериментальная программа по коррекцию агрессии у детей старшего дошкольного возраста

2.3 Результаты экспериментального исследования


Заключение

Литература

Приложение

Работа содержит 1 файл

Теория2.doc

— 720.50 Кб (Скачать)

      Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты. Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, ярость, бешенство и ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. (Ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности) (17). Ненависть является одним из проявлений агрессивных влечений, которые в соответствии с психоаналитическими представлениями так же естественны для человека, как и проявления либидо - сексуального влечения в широком смысле. В теоретических работах З. Фрейд пытался обосновать агрессию как проявление врожденного саморазрушительного влечения к смерти, но это представление не получило широкого признания.

      Агрессивность можно определять как личностную характеристику, приобретенную и  зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных  реакциях на различного рода раздражители.

      Данные  определения агрессии, их многообразие и разносторонность обусловлены наличием большого числа теорий (как зарубежных, так и отечественных), в каждой из которых представлен свой научный взгляд на проблему.

      В своем исследовании мы попытались рассмотреть  основные теории возникновения агрессивности.

      Психодинамическая модель. Теория влечений, инстинктов (психоэнергетическая модель). Основоположником этой теории является З. Фрейд (1920). Он считал, что в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Сексуальный  рассматривается как стремление, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека (любовью, заботой, близостью). Инстинкт смерти несет в себе энергию разрушения, его задачей является «приводить все органически живущее к состоянию безжизненности» (злоба, ненависть, деструктивность).

      Возникновение и дальнейшее становление агрессивности  у З. Фрейда связывается со стадиями детского развития (оральной, анальной, уретральной, фаллической) (47).

      Теория  агрессивности в индивидуальной психологии. Основоположник этой теории А.Адлер (1920-1930). Он признавал, что агрессивность является неотъемлемым качеством психической жизни, организующей деятельность человека.

      Возникновение агрессивного мотива обусловлено трудностью получения органического удовлетворения. Агрессивный мотив является суммой ощущений, возбуждений и их разрядок (освобождения), органический и функциональный носитель которых – врожденный.

      Агрессивный мотив господствует над моторным поведением и это его моторное воплощение наиболее часто проявляется в детстве (плач, крик, беспокойство, бросание предметов на пол).

      А. Адлер отмечал несколько путей  реализации агрессивного мотива:

      1. Возбужденный, но сдерживаемый агрессивный  мотив ведет к созданию жестких образов в искусстве и фантазиях, описанию ужасов истории и индивидуальной жизни.

      2. Сильный, агрессивный мотив детерминирует  и предпочтения в выборе занятий.  Это профессии, которые выбираются  людьми именно с высоким агрессивным  мотивом (судьи, полицейские, врачи, учителя, министры и т. д.). Эти предпочтения хорошо заметны в детских играх.

      3. Воплощение агрессивного мотива  – политика с ее бесчисленными  возможностями для активности  и логическим объяснением любого  нападения.

      4. Интерес к похоронам и внимание  к смерти, суеверия, страх болезни и инфекции, боязнь быть похороненным заживо, интерес к кладбищам часто раскрывает секрет похотливой жестокости, хотя агрессивный мотив может и подавляться.

      5. Агрессивный мотив  может превращаться  в свою противоположность. Благотворительность, симпатия, альтруизм и скупердяйство представляют собой новые виды удовлетворения, воплощая мотив, имеющий в своей основе стремление к жестокости (2).

      Социодинамическая теория. Представитель психоанализа – К. Хорни (1900-1920) отмечала, что агрессивность у ребенка возникает, когда он признает и принимает как должное враждебность окружающих и сознательно или бессознательно на борьбу с целью собственной защиты и мести.

      Агрессивность, стремление причинить боль трактуется К. Хорни как невротическая защитная реакция человека, который чувствует угрозу удовлетворения свойх нужд и потребностей, своим ценностям, своему достоинству, видит себя отвергнутым, униженным, обманутым.

      Основу  такой позиции К. Хорни составляет убеждение, что для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение обеих этих потребностей полностью зависит от родителей ребенка или лиц, осуществляющих уход за ним.

      Теория  человеческой деструктивности. Основоположником этой теории является  Э. Фромм (1930-1950). Он рассматривал два совершенно разных вида агрессии:

      1. оборонительная, «доброкачественная»  агрессия, которая служит делу  выживания человека.

      2. «злокачественная» агрессия –  это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами.

      Э. Фромм рассматривал восемь разновидностей агрессивного поведения:

      1. Игровое насилие. Они используются  человеком в целях демонстрации  своей силы и ловкости, а не  в целях разрушения, и не мотивированно ненавистью или деструктивностью (военные и спортивные игры, соревнования).

      2. Реактивное насилие. Проявляется  при защите жизни, свободы,  достоинства, а также собственного  или чужого имущества. Она базируется на страхе утраты или потери чего-то ценного и значимого для жизни человека. Этот тип насилия стоит на службе жизни, а не смерти и его конечной целью является сохранение, а не разрушение.

      3. Враждебность, возникающая из зависти  и ревности. Как ревность, так  и зависть являются специфическими видами фрустрации. Их основу может составлять конфликт обладания, когда один человек владеет чем-то таким, что хотел бы иметь другой. Или, межличностный конфликт, яркой иллюстрацией которого является «любовный треугольник»

      4. Мстительное насилие. Ущерб уже  нанесен и применение силы  больше не является функцией  защиты. Мотив мести обратно пропорционален  силе и продуктивности человека или группы.

      5. Деструктивность, мотивированная  потрясением веры. Возникает в  результате нарушения доверительных отношений между детьми и родителями.

      6. Компенсаторное насилие. Служит  импотентному человеку в качестве  замены продуктивной деятельности. Вся эта деятельность возникает из способности человека направлять свою волю на определенную цель и работать до тех пор, пока цель не будет достигнута.

      7. Садизм. Основу составляет импульс  полностью подчинить другого  человека своей власти, стать  его богом и иметь возможность  делать с ним чью угодно. Стремление  унизить и поработить – лишь  средство достижения этой цели.

      8. Архаическая жажда крови. Отражает  биологическую связь человека и природы: убийство из пристрастия и страха собственного развития, очеловечивания (45).

      Фрустрационная  модель возникла как противопоставление концепциям влечений: агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс.

      В этой модели рассматриваются следующие  подходы:

      Ортодоксальный  подход. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считаются Дж. Доллард и Н. Миллер (1930-1950). Согласно их воззрениям, агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей достижения удовольствия и эмоционального равновесия.

      Рассматриваемая теория утверждает, что агрессия всегда есть следствие фрустрации. Фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Схема «фрустрация – агрессия» базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение, замещение.

      Агрессия  понимается как намерение навредить другому своим действием, как «акт, целенаправленной реакцией которого является нанесение вреда организму».

      Фрустрация  возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Торможение – это тенденция ограничить или  свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. Замещение – это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного  источника фрустрации.

      Одной из идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса, заимствованный из психоанализа. Катарсис («очищение эмоций») – это процесс освобождения возбуждения или накопления энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному либо длительному облечению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к агрессии.

      Ревизионистский подход. Представителем такой модификационной теории обуславливание агрессии фрустрацией является Л. Берковитц (4). Он ввел новую дополнительную переменную, характеризующую возможные переживаемые, возникающие в результате фрустрации, - гнев как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель. По его мнению, агрессия не всегда является доминирующей реакцией условиях может подавляться.

      В концептуальную схему «фрустрация-агрессия»  Л. Берковитц ввел три существенные поправки:

      а) фрустрация не обязательно реализуется  в агрессивных действиях, но она  стимулирует готовность к ним;

      б) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;

      в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям (4).

      Поведенческая модель. Теория социального научения гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации.

      Исследованиями  М. Мид (1968) установлено, что социализация агрессии зависит от трех основных условий: раннего опыта воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейных традиций и эмоционального фона отношений родителей к ребенку.

      На  социализацию агрессии оказывают влияние  два основных фактора:

      1. Наблюдение соответствующего способа действий. Теория социального научения – изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Образец рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способа действий человека. Существенное внимание при этом уделяется изучению внимания первичных посредников социализации, а именно образца отношений и поведение родителей, на обучение детей агрессивному поведению.

      2. Социальное подкрепление. Важным  элементом теории социального  научения является характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. Подкрепление – это какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию. Если говорить о социальном подкреплении. Следует иметь ввиду неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение, контролируемое другими людьми (похвала и выговор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебны жесты).

      Различают две формы подкрепления:

      - положительное подкрепление –  это любой стимул, который следуя  за желательной реакцией, усиливает  ее и поддерживает на том  же уровне;

      - отрицательное подкрепление –  это стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию.

      Аффективно-динамическая модель. Результаты критического анализа существующих психологических теорий нарушений поведения, собственные данные, полученные в итоге психологической диагностике, и их феноменологической диагностики, и их феноменологическое осмысление позволили И.А. Фурманову (1996) исследовать этиологию нарушений поведения с новых теоретических позиций: аффективно-динамического подхода. Особенностью разработанных теоретических основ стало рассмотрение нарушений поведения как реакции на кризисную ситуацию, возникающую вследствие депривации или фрустрации актуальных потребностей (46).

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста