Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:48, дипломная работа
Цель исследования: снизить уровень агрессивного поведения старших дошкольников.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем агрессивного поведения.
Предмет исследования: процесс проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………….…………….. с.3
Глава 1. Агрессивность как социальный и психолого- педагогический феномен
1.1.Проблема агрессивного поведения в психолого- педагогической литературе…………………………………..………….…………………….. с.7
1.2.Причины возникновения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………….…. …………………с.15
1.3.Особенности работы с агрессивными детьми………………………… с.25
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Выявление уровня агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….с. 28
2.2.Описание результатов исследования…………………………………...с.32
2.3.Коррекционно-развивающая работа по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………….....с.42
2.4.Анализ результатов исследования,выводы……………………………..с.53
Заключение ………………………………………….………..…………… с.
Список литературы …………………………………………....….… ……с.
Приложение ……………………………………………………...…… …...с.
Таким образом, по методике «Картинки» О.Е. Смирновой отмечаем преобладание среднего (40%) и низкого уровней (50%) агрессивности. Высокий уровень представлен (15%).
В целом у детей прослеживаются положительные выборы по ситуациям «Ребенка не принимают в игру», «У ребенка сломали игрушку». Дети, делающие в этих ситуациях положительный выбор обладают низким уровнем агрессивности, что говорит об их уверенности в себе, спокойном реагировании на стрессовые ситуации, быстром выборе действия в сложных ситуациях.
Наибольшее
количество отрицательных выборов
отмечено по ситуациям: «У ребенка отняли
игрушку», «У ребенка сломали постройку».
Это говорит о том, что данные
дошкольники эмоционально острее действуют,
реагируют на ситуацию, эти дошкольники
могут быть вспыльчивыми, драчливыми,
конфликтными. Их агрессивность проявляется
в межличностных отношениях,
в форме разрушительного
По результатам исследования агрессивности у детей старшего дошкольного возраста по анкете» Признаки агрессивности» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. мы видим также преобладание среднего (35%) и низкого (60%), это дети внимательны к другим, бескорыстно делятся игрушками, не требуя ничего взамен.
По критериям М.Алворда, П.Бейкера отличается небольшое преобладание низкого уровня агрессивности 40%, среднего 30%, высокого 15%. Агрессивность отсутствует у 15% детей.
Из проведенного исследования видно, что в среде старших дошкольников выявлено доминирование низкого уровня агрессивности. Но средний и высокий уровни тоже присутствуют. Следовательно, можно говорить о наличии агрессивности у детей в определенных ситуациях.
Полученные
нами результаты дают основание полагать,
что главной отличительной
Данный
вывод свидетельствует о том,
что у детей в старшем
Вывод.
Полученные данные доказывают, что с помощью коррекционных занятий , направленных на помощь в преодолении негативных переживаний, воспитанию уверенности в себе, развитию умения снимать эмоциональную напряженность, формированию доброжелательных отношений между детьми, возможно снизить уровень проявления агрессивного поведения у дошкольников.
Проведение коррекционной
В
целом проведенная
Наряду
с занятиями необходимо выполнение
рекомендаций педагогами и родителями
по взаимодействию с дошкольниками.
Заключение
Изучение
агрессивного поведения детей старшего
дошкольного возраста и полученные
результаты дают основание полагать,
что главной отличительной
Все
это свидетельствует о том, что
главные проблемы агрессивных детей
лежат в сфере отношений со
сверстниками, т.е. агрессия есть не выражение
активности, а проявление определенного,
враждебного отношения к миру.
Это отношение отражает особый склад
личности, ее направленность, которая
порождает специфическое
Общим свойством всех агрессивных детей является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого ребенка.
В основе такого отношения
к другим лежит особое
Анализ теоретической литературы по данной проблеме позволил определить цель исследования, которая заключалась в снижении уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании принимало участие 20 детей шестилетнего возраста.
В ходе исследования изучался уровень агрессивности детей. Среди детей выявлено доминирование среднего и низкого уровней, имеет место проявления и высокого уровня агрессивности.
Таким
образом, доказано, что уровень проявления
агрессивности в старшем
Другим
подтверждением нашей гипотезы могут
служить результаты коррекционной
работы, направленной на преодоление
детской агрессивности
Проведение
коррекционной программы
В
целом проведенная работа показала,
что в старшем дошкольном возрасте
преодоление агрессивности
ПРИЛОЖЕНИЕ
Результаты диагностики агрессивности детей
старшего дошкольного возраста
по критериям М.Алворда, П.Бейкера
№ п/п | Испытуемые | Критерии агрессивности | Общее кол-во баллов | Уровень
агрессив
ности | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | + | - | |||
1 | Алина А. | - | - | - | - | - | - | - | + | 1 | 7 | Низкий |
2 | Света Г. | - | - | - | - | - | - | - | + | 1 | 7 | Низкий |
3 | Ира Г. | + | + | - | - | + | - | - | + | 4 | 4 | Средний |
4 | Рома К. | - | + | + | - | + | + | + | + | 6 | 2 | Высокий |
5 | Лера К. | - | - | - | - | - | - | - | + | 1 | 7 | Низкий |
6 | Настя К. | - | - | + | + | - | + | - | + | 4 | 4 | Средний |
7 | Алёша М. | - | + | + | - | + | + | + | + | 6 | 2 | Высокий |
8 | Стёпа О. | - | - | - | - | - | - | - | + | 1 | 7 | Низкий |
9 | Олег П. | - | - | - | - | - | - | - | + | 1 | 7 | Низкий |
10 | Тимофей С. | + | - | - | - | + | + | - | + | 4 | 4 | Средний |
11 | Саша Т. | - | - | - | - | - | - | - | - | 0 | 8 | Отсутствует |
12 | Саша Х. | + | + | + | - | - | + | - | + | 5 | 3 | Средний |
13 | Аня Ц. | - | - | - | - | - | - | - | + | 1 | 7 | Низкий |
14 | Аня П. | - | - | - | - | - | - | - | + | 1 | 7 | Низкий |
15 | Лера Т. | - | - | - | - | - | - | - | - | 0 | 8 | Отсутствует |
16 | Лиля Т. | - | - | - | - | - | - | - | - | 0 | 8 | Отсутствует |
17 | Арина Н. | + | - | - | + | - | - | - | + | 3 | 5 | Средний |
18 | Артём Р. | + | - | - | - | - | - | - | + | 2 | 6 | Низкий |
19 | Даша Г. | + | - | - | + | - | - | - | + | 3 | 5 | Средний |
20 | Даниил Д. | + | + | - | + | + | + | - | + | 6 | 2 | Высокий |
Критерии:
Приложение 3
Результаты диагностики агрессивности детей старшего дошкольного возраста по анкете «Признаки агрессивности» Лавреньева Г.П., Титаренко Т.М.
№ п/п | Испытуемые | Критерии агрессивности |
Общее кол-во баллов |
Уровень агрессивности | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | + | - | |||
1 | Алина А. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - | + | 3 | 16 | Низкий |
2 | Света Г. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | + | 2 | 17 | Низкий |
3 | Ира Г. | + | + | + | - | - | - | - | + | - | - | + | + | + | - | + | + | - | - | + | 10 | 9 | Средний |
4 | Рома К. | - | + | - | - | - | - | - | - | - | + | + | + | + | - | + | - | - | - | + | 7 | 12 | Средний |
5 | Лера К. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 18 | Низкий |
6 | Настя К. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - | - | 2 | 17 | Низкий |
7 | Алёша М. | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + | + | + | - | - | - | - | + | 6 | 13 | Средний |
8 | Стёпа О. | - | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | 15 | 4 | Высокий |
9 | Олег П. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + | + | - | - | + | - | + | 5 | 14 | Низкий | |
10 | Тимофей С. | + | + | - | - | - | + | - | - | - | - | - | + | + | + | - | - | + | - | - | 7 | 12 | Средний |
11 | Саша Т. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0 | 19 | Низкий |
12 | Саша Х. | + | + | + | - | - | + | - | - | - | + | - | + | + | + | + | - | - | - | + | 10 | 9 | Средний |
13 | Аня Ц. | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - | + | 4 | 15 | Низкий |
14 | Аня П. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | 1 | 19 | Низкий |
15 | Лера Т. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0 | 19 | Низкий |
16 | Лиля Т. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 18 | Низкий |
17 | Арина Н. | - | - | - | - | - | + | - | + | - | - | - | - | + | + | - | + | - | + | + | 7 | 12 | Средний |
18 | Артём Р. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0 | 19 | Низкий |
19 | Даша Г. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - | 2 | 17 | Низкий |
20 | Даниил Д. | - | + | + | - | - | - | + | + | - | + | + | - | - | + | - | - | - | - | + | 8 | 11 | Средний |
Критерии:
Приложение 4
Результаты диагностики по методике
«Картинки»
(О.Е.
Смирновой)
№ | Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | Результаты | Уровень агрессивности | |
+ | - | |||||||
1 | Алина А. | - | - | - | - | 0 | 4 | Низкий |
2 | Света Г. | - | - | - | - | 0 | 4 | Низкий |
3 | Ира Г. | - | - | - | - | 0 | 4 | Низкий |
4 | Рома К. | + | - | - | - | 1 | 3 | Средний |
5 | Лера К. | - | - | - | - | 0 | 4 | Низкий |
6 | Настя К. | + | - | - | - | 1 | 3 | Средний |
7 | Алеша М. | - | - | + | - | 1 | 3 | Средний |
8 | Степа О. | + | + | + | - | 3 | 1 | Высокий |
9 | Олег П. | - | - | - | - | 0 | 4 | Низкий |
10 | Тимофей С. | + | - | - | + | 2 | 2 | Средний |
11 | Саша Т. | - | - | - | - | 0 | 4 | Низкий |
12 | Саша Х. | + | + | - | + | 3 | 1 | Высокий |
13 | Аня Ц. | - | - | - | - | 0 | 4 | Низкий |
14 | Аня П. | - | - | - | - | 0 | 4 | Низкий |
15 | Лера Т. | - | - | - | - | 0 | 4 | Низкий |
16 | Лиля Т. | - | - | - | - | 0 | 4 | Низкий |
17 | Арина Н. | - | + | - | - | 1 | 3 | Средний |
18 | Артем | - | - | + | - | 1 | 3 | Средний |
19 | Даша Г. | - | + | - | - | 1 | 3 | Средний |
20 | Даниил Д. | - | - | + | + | 2 | 2 | Средний |