Коррекционно-развивающие занятия как средство предупреждения агрессивного поведения у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: снизить уровень агрессивного поведения старших дошкольников.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем агрессивного поведения.
Предмет исследования: процесс проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….. с.3

Глава 1. Агрессивность как социальный и психолого- педагогический феномен

1.1.Проблема агрессивного поведения в психолого- педагогической литературе…………………………………..………….…………………….. с.7

1.2.Причины возникновения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………….…. …………………с.15
1.3.Особенности работы с агрессивными детьми………………………… с.25



Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

2.1.Выявление уровня агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….с. 28

2.2.Описание результатов исследования…………………………………...с.32

2.3.Коррекционно-развивающая работа по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………….....с.42

2.4.Анализ результатов исследования,выводы……………………………..с.53

Заключение ………………………………………….………..…………… с.

Список литературы …………………………………………....….… ……с.

Приложение ……………………………………………………...…… …...с.

Работа содержит 1 файл

Федеральное агенство по образованию и науки РФ.docx

— 183.24 Кб (Скачать)
 
 

Таким образом, по методике «Картинки» О.Е. Смирновой  отмечаем преобладание среднего (40%) и  низкого уровней (50%) агрессивности. Высокий уровень представлен (15%).

      В целом у детей прослеживаются положительные выборы по ситуациям  «Ребенка не принимают в игру», «У ребенка сломали игрушку». Дети, делающие в этих ситуациях положительный  выбор обладают низким уровнем агрессивности, что говорит об их уверенности  в себе, спокойном реагировании на стрессовые ситуации, быстром выборе действия в сложных ситуациях.

      Наибольшее  количество отрицательных выборов  отмечено по ситуациям: «У ребенка отняли игрушку», «У ребенка сломали постройку». Это говорит о том, что данные дошкольники эмоционально острее действуют, реагируют на ситуацию, эти дошкольники  могут быть вспыльчивыми, драчливыми, конфликтными. Их агрессивность проявляется  в межличностных отношениях,  в форме разрушительного отношения  к игрушкам.

      По  результатам исследования агрессивности  у детей старшего дошкольного  возраста по анкете» Признаки агрессивности» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. мы видим также преобладание среднего (35%) и низкого (60%), это дети внимательны  к другим, бескорыстно делятся  игрушками, не требуя ничего взамен.

      По  критериям М.Алворда, П.Бейкера отличается небольшое преобладание низкого  уровня агрессивности 40%, среднего 30%, высокого 15%. Агрессивность отсутствует у 15% детей.

      Из  проведенного исследования видно, что  в среде старших дошкольников выявлено доминирование низкого  уровня агрессивности. Но средний и  высокий уровни тоже присутствуют. Следовательно, можно говорить о  наличии агрессивности у детей  в определенных ситуациях.

      Полученные  нами результаты дают основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей является характер их отношения к сверстнику. Другой ребенок выступает для них  как противник, как конкурент. У  агрессивных детей преобладает  предметный тип отношения к сверстнику.

      Данный  вывод свидетельствует о том, что у детей в старшем дошкольном возрасте имеет место процесс  проявления агрессивного поведения  у детей старшего дошкольного  возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод. 

     Полученные  данные доказывают, что с помощью  коррекционных занятий , направленных на помощь в преодолении негативных переживаний, воспитанию уверенности  в себе, развитию умения снимать  эмоциональную напряженность, формированию доброжелательных отношений между  детьми, возможно снизить уровень  проявления агрессивного поведения  у дошкольников.

        Проведение коррекционной работы  привело к изменению отношения  агрессивных детей к сверстнику, снижению уровня агрессивных  проявлений. Наблюдались проявления  чувств сопереживания, взаимопомощи, взаимовыручки.

     В целом проведенная коррекционная  работа показала, что в дошкольном возрасте преодоление агрессивности  является возможным и своевременным.

     Наряду  с занятиями необходимо выполнение рекомендаций педагогами и родителями по взаимодействию с дошкольниками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Заключение 

      Изучение  агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и полученные результаты дают основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей является характер их отношения к сверстнику. Другой ребенок выступает для них  как противник, как препятствие.  Можно полагать, что это отношение  отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает  специфическое отношение к другому  как к  врагу. У агрессивных  детей преобладает предметный тип  отношения к сверстнику. Результаты проведенного исследования подтвердили  существование враждебности. Она  проявлялась в представлении  агрессивных детей о своей  недооценки со стороны сверстников, в приписывании им агрессивных намерений, в реальном межличностном взаимодействии.

      Все это свидетельствует о том, что  главные проблемы агрессивных детей  лежат в сфере отношений со сверстниками, т.е. агрессия есть не выражение  активности, а проявление определенного, враждебного отношения к миру. Это отношение отражает особый склад  личности, ее направленность, которая  порождает специфическое восприятие другого как врага.

      Общим свойством всех агрессивных детей  является невнимание к другим детям, неспособность видеть  и понимать другого ребенка.

        В основе такого отношения  к другим лежит особое строение  самосознания ребенка, а именно  фиксированность на себе и  внутренняя изоляция от других, преобладание чувства обособленности  над чувством причастности. Эта  черта и является определяющей  при формировании агрессивности.

      Анализ  теоретической литературы по данной проблеме позволил определить цель исследования, которая заключалась в  снижении уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

      В исследовании принимало участие 20 детей  шестилетнего возраста.

      В ходе исследования изучался уровень  агрессивности детей. Среди детей  выявлено доминирование среднего и  низкого уровней, имеет место  проявления и высокого уровня агрессивности.

      Таким образом, доказано, что уровень проявления агрессивности в старшем дошкольном возрасте имеет место.

      Другим  подтверждением нашей гипотезы могут  служить результаты коррекционной  работы, направленной на преодоление  детской агрессивности посредством  цикла игровых занятий.

      Проведение  коррекционной программы привело  к изменению отношения агрессивных  детей к сверстнику, к преодолению  враждебности, снижению уровня агрессивных  проявлений.

      В целом проведенная работа показала, что в старшем дошкольном возрасте преодоление агрессивности является возможным и своевременным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                 Приложение 2

Результаты  диагностики агрессивности  детей 

старшего  дошкольного возраста

по  критериям М.Алворда, П.Бейкера

      № п/п Испытуемые Критерии  агрессивности Общее кол-во баллов Уровень агрессив

      ности

      1 2 3 4            5 6 7 8 + -
      1 Алина А. - - - - - - - + 1 7 Низкий
      2 Света Г. - - - - - - - + 1 7 Низкий
      3 Ира Г. + + - - + - - + 4 4 Средний
      4 Рома К. - + + - + + + + 6 2 Высокий
      5 Лера К. - - - - - - - + 1 7 Низкий
      6 Настя К. - - + + - + - + 4 4 Средний
      7 Алёша М. - + + - + + + + 6 2 Высокий
      8 Стёпа О. - - - - - - - + 1 7 Низкий
      9 Олег П. - - - - - - - + 1 7 Низкий
      10 Тимофей С. + - - - + + - + 4 4 Средний
      11 Саша Т. - - - - - - - - 0 8 Отсутствует
      12 Саша Х. + + + - - + - + 5 3 Средний
      13 Аня Ц. - - - - - - - + 1 7 Низкий
      14 Аня П. - - - - - - - + 1 7 Низкий
      15 Лера Т. - - - - - - - - 0 8 Отсутствует
      16 Лиля Т. - - - - - - - - 0 8 Отсутствует
      17 Арина Н. + - - + - - - + 3 5 Средний
      18 Артём Р. + - - - - - - + 2 6 Низкий
      19 Даша Г. + - - + - - - + 3 5 Средний
      20 Даниил Д. + + - + + + - + 6 2 Высокий

                               Критерии:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в  своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что – либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей, взрослых), которые нередко раздражают его.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3

Результаты  диагностики агрессивности  детей старшего дошкольного  возраста по анкете «Признаки агрессивности» Лавреньева Г.П., Титаренко  Т.М.

        

№ п/п Испытуемые  
 
 
Критерии  агрессивности
 
 
Общее кол-во баллов
 
Уровень агрессивности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 + -
1 Алина А. - - - - - - - - - - - + + - - - - - + 3 16 Низкий
2 Света Г. - - - - - - - - - - - + - - - - - - + 2 17 Низкий
3 Ира Г. + + + - - - - + - - + + + - + + - - + 10 9 Средний
4 Рома К. - + - - - - - - - + + + + - + - - - + 7 12 Средний
5 Лера К. - - - - - - - - - - - + - - - - - - - 1 18 Низкий
6 Настя К. - - - - - - - - - - - + + - - - - - - 2 17 Низкий
7 Алёша М. - + - - - - - - - - + + + + - - - - + 6 13 Средний
8 Стёпа О. - - + + + + + + + - - + + + + + + + + 15 4 Высокий
9 Олег П. - - - - - - - - - - + + + - -   + - + 5 14 Низкий
10 Тимофей С. + + - - - + - - - - - + + + - - + - - 7 12 Средний
11 Саша Т. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 0 19 Низкий
12 Саша Х. + + + - - + - - - + - + + + + - - - + 10 9 Средний
13 Аня Ц. - + - - - - - - - - - + + - - - - - + 4 15 Низкий
14 Аня П. - - - - - - - - - - - - - - - - - - + 1 19 Низкий
15 Лера Т. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 0 19 Низкий
16 Лиля Т. - - - - - - - - - - - + - - - - - - - 1 18 Низкий
17 Арина Н. - - - - - + - + - - - - + + - + - + + 7 12 Средний
18 Артём Р. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 0 19 Низкий
19 Даша Г. - - - - - - - - - - - - + + - - - - - 2 17 Низкий
20 Даниил Д. - + + - - - + + - + + - - + - - - - + 8 11 Средний
 

       Критерии:

  1. Злой дух временами вселяется в него
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки
  6. Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение
  7. Он не прочь подразнить животных
  8. Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним
  9. Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих
  10. В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот
  11. Часто не по возрасту ворчлив
  12. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного
  13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других
  14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых
  15. Легко ссорится, вступает в драку
  16. Старается общаться с младшими и физически более слабыми
  17. У него нередки периоды мрачной раздражительности
  18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится
  19. Уверен, что любое задание выполнит лучше других
 
 

Приложение 4

Результаты  диагностики по методике

«Картинки»

(О.Е.  Смирновой) 

Имя ребенка 1 2 3 4 Результаты Уровень агрессивности
+ -
1 Алина А. - - - - 0 4 Низкий
2 Света Г. - - - - 0 4 Низкий
3 Ира Г. - - - - 0 4 Низкий
4 Рома К. + - - - 1 3 Средний
5 Лера К. - - - - 0 4 Низкий
6 Настя К. + - - - 1 3 Средний
7 Алеша М. - - + - 1 3 Средний
8 Степа О. + + + - 3 1 Высокий
9 Олег П. - - - - 0 4 Низкий
10 Тимофей  С. + - - + 2 2 Средний
11 Саша Т. - - - - 0 4 Низкий
12 Саша Х. + + - + 3 1 Высокий
13 Аня Ц. - - - - 0 4 Низкий
14 Аня П. - - - - 0 4 Низкий
15 Лера Т. - - - - 0 4 Низкий
16 Лиля Т. - - - - 0 4 Низкий
17 Арина Н. - + - - 1 3 Средний
18 Артем - - + - 1 3 Средний
19 Даша Г. - + - - 1 3 Средний
20 Даниил Д. - - + + 2 2 Средний

Информация о работе Коррекционно-развивающие занятия как средство предупреждения агрессивного поведения у старших дошкольников