Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:48, дипломная работа
Цель исследования: снизить уровень агрессивного поведения старших дошкольников.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем агрессивного поведения.
Предмет исследования: процесс проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………….…………….. с.3
Глава 1. Агрессивность как социальный и психолого- педагогический феномен
1.1.Проблема агрессивного поведения в психолого- педагогической литературе…………………………………..………….…………………….. с.7
1.2.Причины возникновения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………….…. …………………с.15
1.3.Особенности работы с агрессивными детьми………………………… с.25
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Выявление уровня агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….с. 28
2.2.Описание результатов исследования…………………………………...с.32
2.3.Коррекционно-развивающая работа по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………….....с.42
2.4.Анализ результатов исследования,выводы……………………………..с.53
Заключение ………………………………………….………..…………… с.
Список литературы …………………………………………....….… ……с.
Приложение ……………………………………………………...…… …...с.
Итог занятия.
- Вам
понравилось, «смотреть
- Почему?
- О чем вы мечтаете?
- Для
чего нам нужны кулачки?
Занятие 5.
Создание
эмоционального настроения.
Игра «Снежинки»
Дети стоят на некотором расстоянии друг от друга. Ведущий просит их представить что – они летящие с неба снежинки. Дети, широко раскинув руки, начинают произвольно двигаться по комнате: кто-то может кружится, кто-то медленно перемещается в разные стороны. Потом воспитатель говорит: «Снежинки подлетают к земле и сплетаются вместе – по две снежинки в одном комочке» (три, четыре). Дети должны образовать маленькие группки, состоящие из соответствующего числа участников. Проигрывают те, кто оказался лишним или не успел пристроится к «снежному кому».
Игра «Маленькое приведение»
Цель: научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.
«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко, если тихо, вы будете тихо произносить «У». Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить».
Затем педагог хлопает в ладони. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми».
Игра «Мой хороший попугай»
Цель: способствовать развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.
Дети стоят в кругу. Затем педагог говорит: «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомится и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова?»
Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть».
Взрослый бережно передает кому-либо из детей плюшевого попугая. Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать попугая другому ребенку.
Игра проводится в медленном темпе.
Упражнение «Воздушный шарик»
Цель: снять мышечное напряжение.
Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
Итог занятия.
- Вам понравилось играть? Что понравилось больше всего?
- Чем вам попугайчик понравился? Попугайчик добрый, ласковый.
- Вы
хотели бы иметь такого друга?
Занятие
6.
Создание
атмосферы на контакт.
Игра «Узнай по голосу»
Дети встают вкруг, выбирается ведущий. Он стоит в центре круга и старается узнать по голосу детей.
Игра «Волшебные шарики»
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик – «болик» - и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладоши вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения»
Игра «Еж»
Цель: реализовать потребности детей в агрессии, снять мышечные зажимы. Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаться иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке.
Упражнение «Котенок спит»
Цель: мышечное расслабление.
Воспитатель говорит: «Котенок удобно ложится на ковре и засыпает. У него поднимается и опускается животик: вдох-выдох. Приятно слышать, чувствовать свое дыхание, спокойное и ровное. У котенка прекрасное настроение, он дружно и весело играет с другими котятами. Хороший котенок и другие котята тоже хорошие. Котенок отдохнул, он слышит, как за окном кричат ребята. Котенок потянулся, выгнул спинку и встал».
Итог занятия
- С какими
волшебными предметами вы
- А вы хотели бы помочь кому-либо?
- Как
бы вы это сделали? Расскажите,
пожалуйста.
2.4.Анализ
результатов исследования,
выводы.
После проведения коррекционной работы с подгруппой детей по снижению уровня агрессивности мы организовали контрольное обследование и получили следующие результаты, которые отражены в таблице (приложение 6,7,8.)
Напомним, что способы выхода
из конфликтной ситуации (агрессивный
или неагрессивный)
Средний уровень проявили 60% (6 человек), здесь в 1-2 ситуациях дети предлагали агрессивный способ выхода из ситуации. добавить
Низкий
уровень агрессивности
Общие результаты представлены в таблице 6.
Уровень агрессивности |
Количество испытуемых | |
Количество
человек |
Количество
% | |
Высокий | - | - |
Средний | 6 | 60 |
Низкий | 4 | 40 |
Наглядно результаты
выраженности агрессивности отражены
на рисунке 4.
Рис.4. Гистограмма процентного соотношения
результатов исследования агрессивности
по методике «Картинки» О.Е. Смирновой.
Таким образом, у детей высокий уровень агрессивности отсутствует. Отмечается преобладание среднего и низкого уровней агрессивности.
Исходя
из обследований по критериям
М.Алворда, П.Бейкера, которые
подробно представлены в таблице (приложение
7), мы видим, что выявлен средний уровень
агрессивности у 50% (5 детей), низкая агрессивность
также присутствует у 50% (5 детей), высокий
уровень отсутствует. Сумма эмоционально
положительных выборов равна 54, а сумма
эмоционально негативных выборов равна
25 (т.е. значительно меньше).
Общие результаты изучения агрессивности представлены в таблице 7.
Уровень агрессивности | Количество испытуемых | |
Количество человек | Количество
% | |
Высокий | - | - |
Средний | 5 | 50 |
Низкий | 5 | 50 |
Рис.5 Гистограмма процентного соотношения
результатов
исследования агрессивности
Таким образом, мы видим, что
высокоагрессивных детей в
Результаты контрольного
Высокоагрессивных детей не
Число эмоционально
Общие результаты представлены в таблице 8.
Уровень агрессивности | Количество испытуемых | |
Количество человек | Количество
% | |
Высокий | - | - |
Средний | 4 | 40 |
Низкий | 6 | 60 |
Наглядно результаты
выраженности агрессивности отражены
на рис.6.
Рис.6 Гистограмма процентной представленности результатов исследования агрессивности по анкете Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.
Таким образом, для большинства детей 60% характерен низкий уровень агрессивности. Они чаще прибегают к неагрессивному решению ситуации. Средний уровень представлен в меньшей степени 40% испытуемых. Высокий уровень– отсутствует.
Для проведения качественного сравнительного анализа сопоставим полученные результаты по всему исследованию агрессивности старших дошкольников и поместим их в сводную таблицу 9.
Результаты исследования агрессивности
старших дошкольников.
Применяемые методики | Уровни выраженности агрессивности | Количество
человек |
Количество
% |
Методика
«Картинки»
О.Е. Смирновой |
Высокий | - | - |
Средний | 6 | 60 | |
Низкий | 4 | 40 | |
Анкета
Г.П. Лаврентьева Т.М. Титаренко |
Высокий | - | - |
Средний | 4 | 40 | |
Низкий | 6 | 60 | |
Критерии
М.Алворда П. Бейкера |
Высокий | - | - |
Средний | 5 | 50 | |
Низкий | 5 | 50 |