Коррекционно-развивающие занятия как средство предупреждения агрессивного поведения у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: снизить уровень агрессивного поведения старших дошкольников.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем агрессивного поведения.
Предмет исследования: процесс проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….. с.3

Глава 1. Агрессивность как социальный и психолого- педагогический феномен

1.1.Проблема агрессивного поведения в психолого- педагогической литературе…………………………………..………….…………………….. с.7

1.2.Причины возникновения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………….…. …………………с.15
1.3.Особенности работы с агрессивными детьми………………………… с.25



Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

2.1.Выявление уровня агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….с. 28

2.2.Описание результатов исследования…………………………………...с.32

2.3.Коррекционно-развивающая работа по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………….....с.42

2.4.Анализ результатов исследования,выводы……………………………..с.53

Заключение ………………………………………….………..…………… с.

Список литературы …………………………………………....….… ……с.

Приложение ……………………………………………………...…… …...с.

Работа содержит 1 файл

Федеральное агенство по образованию и науки РФ.docx

— 183.24 Кб (Скачать)

Итог  занятия.

- Вам  понравилось, «смотреть волшебные  сны»?

- Почему?

- О чем  вы мечтаете?

- Для  чего нам нужны кулачки? 

Занятие 5.

Создание  эмоционального настроения. 

Игра  «Снежинки»

Дети  стоят на некотором расстоянии друг от друга. Ведущий просит их представить  что – они летящие с неба снежинки. Дети, широко раскинув руки, начинают произвольно двигаться  по комнате: кто-то может кружится, кто-то медленно перемещается в разные стороны. Потом воспитатель говорит: «Снежинки  подлетают к земле и сплетаются вместе – по две снежинки в одном  комочке» (три, четыре). Дети должны образовать маленькие группки, состоящие из соответствующего числа участников. Проигрывают те, кто оказался лишним или не успел пристроится к  «снежному кому».

Игра  «Маленькое приведение»

Цель: научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

   «Ребята! Сейчас мы с вами будем  играть роль маленьких добрых приведений. Нам  захотелось немного похулиганить  и слегка напугать друг друга. По моему  хлопку вы будете делать руками вот  такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом  звук «У». Если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко, если тихо, вы будете тихо произносить «У». Но помните, что мы добрые приведения и хотим  только слегка пошутить».

      Затем педагог хлопает в ладони. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова  станем детьми».

Игра  «Мой хороший попугай»

Цель:  способствовать развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

   Дети  стоят в кругу. Затем педагог  говорит: «Ребята! К нам в гости  прилетел попугай. Он хочет с нами познакомится и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы  ему понравилось у нас, чтобы  он захотел прилететь к нам  снова?»

      Дети  предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть».

Взрослый  бережно передает кому-либо из детей  плюшевого попугая. Ребенок, получив  игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать попугая другому ребенку.

Игра  проводится в медленном темпе.

Упражнение  «Воздушный шарик»

Цель: снять мышечное напряжение.

  Представь, что в твоей груди находится  воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

Итог  занятия.

- Вам  понравилось играть? Что понравилось  больше всего?

- Чем  вам попугайчик понравился? Попугайчик  добрый, ласковый.

- Вы  хотели бы иметь такого друга? 

Занятие 6. 

Создание  атмосферы на контакт. 

Игра  «Узнай по голосу»

Дети  встают вкруг, выбирается ведущий. Он стоит  в центре круга и старается  узнать по голосу детей.

Игра  «Волшебные шарики»

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Дети  сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки  стеклянный шарик – «болик» - и  дает инструкцию: «Возьмите шарик  в ладоши вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла  и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у  вас во время выполнения упражнения»

Игра  «Еж»

Цель: реализовать потребности детей в агрессии, снять мышечные зажимы. Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаться иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке.

Упражнение  «Котенок спит» 

Цель: мышечное расслабление.

Воспитатель говорит: «Котенок удобно ложится на ковре и засыпает. У него поднимается  и опускается животик: вдох-выдох. Приятно  слышать, чувствовать свое дыхание, спокойное и ровное. У котенка  прекрасное настроение, он дружно и  весело играет с другими котятами. Хороший котенок и другие котята тоже хорошие. Котенок отдохнул, он слышит, как за окном кричат ребята. Котенок потянулся, выгнул спинку и  встал».

Итог  занятия

- С какими  волшебными предметами вы встречались,  слушая сказки? Что они делали? Кому помогали?

- А вы  хотели бы помочь кому-либо?

- Как  бы вы это сделали? Расскажите, пожалуйста. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4.Анализ  результатов исследования, выводы. 

После проведения коррекционной работы с  подгруппой детей по снижению уровня агрессивности мы организовали контрольное  обследование и получили следующие  результаты, которые отражены в таблице  (приложение 6,7,8.)

    Напомним, что способы выхода  из конфликтной ситуации (агрессивный  или неагрессивный) определялись  при проведении проективной методики  «Картинки». Полученные результаты  приведены в таблице 6. Как видно из таблицы высокий уровень агрессивности при выходе из конфликта отсутствует.

Средний уровень проявили  60% (6 человек), здесь в 1-2 ситуациях дети предлагали агрессивный способ выхода из ситуации.   добавить

      Низкий  уровень агрессивности наблюдался у 40% (4 ребенка). Здесь ребенок находил  положительный выход из всех предложенный ситуаций. описать подробнее 
 

Общие результаты представлены в таблице 6.

     
    Уровень агрессивности
    Количество  испытуемых
    Количество

     человек

    Количество

    %

    Высокий - -
    Средний 6 60
    Низкий 4 40
 
 

Наглядно результаты выраженности агрессивности отражены на рисунке 4. 

Рис.4. Гистограмма процентного соотношения

результатов исследования агрессивности

по методике «Картинки» О.Е. Смирновой.

  

 Таким образом, у детей высокий уровень агрессивности отсутствует. Отмечается преобладание среднего и низкого уровней агрессивности.

  

 Исходя  из обследований по критериям  М.Алворда, П.Бейкера, которые  подробно представлены в таблице (приложение 7), мы видим, что выявлен средний уровень агрессивности у 50% (5 детей), низкая агрессивность также присутствует у 50% (5 детей), высокий уровень отсутствует. Сумма эмоционально положительных выборов равна 54, а сумма эмоционально негативных выборов равна 25 (т.е. значительно меньше). 

Общие результаты изучения агрессивности  представлены в таблице 7.

Уровень агрессивности Количество  испытуемых
Количество  человек Количество

%

Высокий - -
Средний 5 50
Низкий 5 50
 

Рис.5 Гистограмма процентного соотношения

результатов исследования агрессивности                                                                      по критериям М.Алворда, П.Бейкера

    Таким образом, мы видим, что  высокоагрессивных детей в этой  части выборки нет. Присутствует  средний и низкий уровни агрессивности.

     Результаты контрольного обследования  по анкете «Признаки агрессивности»  Лавреньтьева Г.П., ТитаренкоТ.М. отражены в таблице (Приложение 8), анализ которых говорит о следующем.

      Высокоагрессивных детей не отмечается, средний уровень агрессивности  выявлен у 40% (4 ребенка), низкий  уровень выявлен у большей  половины детей 60% испытуемых.

     Число эмоционально положительных  выборов равен 143, а негативных 47 (т.е. значительно меньше).

Общие результаты представлены в таблице 8.

      Уровень агрессивности Количество  испытуемых
      Количество  человек Количество 

      %

      Высокий - -
      Средний 4 40
      Низкий 6 60
 

Наглядно результаты выраженности агрессивности отражены на рис.6. 

Рис.6  Гистограмма процентной представленности  результатов исследования агрессивности  по анкете Лаврентьева Г.П., Титаренко  Т.М.

 Таким образом, для большинства детей 60% характерен низкий уровень агрессивности. Они чаще прибегают к неагрессивному решению ситуации. Средний уровень представлен в меньшей степени 40% испытуемых. Высокий уровень– отсутствует.

     Для проведения качественного сравнительного анализа сопоставим полученные результаты по всему исследованию агрессивности старших дошкольников и поместим их в сводную таблицу 9.

Результаты  исследования агрессивности

старших дошкольников.

    Применяемые методики Уровни  выраженности агрессивности Количество

      человек

    Количество

    %

    Методика  «Картинки»

    О.Е. Смирновой

    Высокий - -
    Средний 6 60
    Низкий 4 40
    Анкета 

    Г.П. Лаврентьева

    Т.М. Титаренко

    Высокий - -
    Средний 4 40
    Низкий 6 60
    Критерии

    М.Алворда

    П. Бейкера

    Высокий - -
    Средний 5 50
    Низкий 5 50

Информация о работе Коррекционно-развивающие занятия как средство предупреждения агрессивного поведения у старших дошкольников