Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:48, дипломная работа
Цель исследования: снизить уровень агрессивного поведения старших дошкольников.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем агрессивного поведения.
Предмет исследования: процесс проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………….…………….. с.3
Глава 1. Агрессивность как социальный и психолого- педагогический феномен
1.1.Проблема агрессивного поведения в психолого- педагогической литературе…………………………………..………….…………………….. с.7
1.2.Причины возникновения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………….…. …………………с.15
1.3.Особенности работы с агрессивными детьми………………………… с.25
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Выявление уровня агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….с. 28
2.2.Описание результатов исследования…………………………………...с.32
2.3.Коррекционно-развивающая работа по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………….....с.42
2.4.Анализ результатов исследования,выводы……………………………..с.53
Заключение ………………………………………….………..…………… с.
Список литературы …………………………………………....….… ……с.
Приложение ……………………………………………………...…… …...с.
Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.
Мы выяснили, что всем
детям дошкольного возраста свойственны те
или иные формы проявления агрессивного
поведения. Агрессивные действия наблюдаются
у детей уже в период новорожденности,
они видоизменяются и дополняются по мере
взросления. Однако, несмотря на общность
детей в агрессивных проявлениях, у некоторых
дошкольников агрессия становится одним
из ведущих типов деятельности и свидетельствует
о некоторых отклонениях в формировании
личности; в поведении таких детей существуют
характерные особенности. Многими авторами
предложены критерии для определения
тяжести агрессивных проявлений. В то
же время, в дошкольном возрасте ещё не
поздно предпринять своевременные меры,
для преодоления этих тенденций.
1.3.Особенности работы с агрессивными детьми
Работа с агрессивными детьми должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка), не на повышение самооценки, и не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых привычных форм работы дошкольного педагога. Такие традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения воспитателя, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными дошкольниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может вызвать только неприязнь со стороны ребёнка.
Необходимо отказаться также от соревновательного начала в играх и занятиях. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счёте, независимо от того, выигрывает ребёнок или проигрывает, это ведёт к разобщённости и отчуждённости детей.
Основной задачей в работе педагога и психолога с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.
Коррекционно-профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, коррекционно-развивающие занятия специально организуемые психологом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.
Профилактическая
работа может строиться по типу организации
совместных игр, проигрывания сюжетов
известных сказок, при этом агрессивному
ребенку следует предлагать роли
слабых, нуждающихся в защите персонажей,
чтобы ребенок мог
Работа со взрослыми, составляющими ближайшее окружение ребенка, должна строиться как в плане ознакомления их с причинами детской агрессивности, психологическими особенностями агрессивных детей (самооценка и структура мотивационно - потребностной сферы), так и в организации нового опыта взаимодействия с такими детьми (обращать внимание на ребенка тогда, когда он ведет себя хорошо; предоставлять выбор в способах поведения; оценивать не личность, а отдельные поступки), перестройки системы наказания и поощрения. Взрослые (воспитатели, родители, психолог) должны понимать, что исправление агрессивного поведения ребенка - кропотливая работа, требующая понимания проблем таких детей и терпения. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. В одних случаях, следует поощрять ребенка, в других - ограждать от агрессивности. Иными словами, понимать, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными и не переносит ли он свою ярость с виновного на невинного (5).
Современными психологами предлагаются занятия по снижению уровня агрессивности:
Работа с агрессивными
детьми имеет ряд особенностей. Главная задача
в такой работе - помочь ребенку преодолеть
внутреннюю изоляцию, проявить способность
к эмпатии, к нормальному общению со сверстниками.
Занятия по снижению агрессивности могут
проводиться в различных формах. Очень
важной является работа с родителями.
На формирование агрессивного поведения
влияет множество факторов, в их числе
и социальное окружение, поэтому необходимо
знать как индивидуальный уровень агрессивности
ребенка, так и общий в группе. Именно эти
уровни будут рассмотрены в практическом
исследовании.
Глава 2.
Эмпирическое исследование
агрессивного поведения
у детей старшего дошкольного
возраста
2.1.Выявление уровня агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Наше исследование проводилось в МДОУ №6 «Мишутка» г. Почепа Брянской области с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, в возрасте 6-6,5 лет, 9 мальчиков и 11 девочек.
Этапы
исследования
1.Диагностика
агрессивного поведения детей старшего
дошкольного возраста.
2.Выявление
уровня агрессивности.
3.Коррекционно-развивающая работа с детьми по преодолению агрессивного поведения.
Цель исследования: снизить уровень агрессивного поведения старших дошкольников.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем агрессивного поведения.
Предмет исследования: процесс проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать:
- систематические
коррекционно-развивающие
Задачи исследования
1.Определить уровень
проявления агрессивного поведения у
детей старшего дошкольного возраста.
2.Спланировать
коррекционно-развивающую работу с детьми
по преодолению агрессивного поведения.
Методики
исследования
1.Для исследования
уровня агрессивности у детей мы использовали
методику М.Алворда,
П.Бейкера «Признаки
агрессивности», предложенную родителям.
Экспериментальный материал включает 8 утверждений. На каждое утверждение нужно ответить «да» или «нет».
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в
1 балл.
6-8 баллов – высокая агрессивность
3-5 баллов – средняя агрессивность
0 баллов – агрессивность отсутствует
2.С целью
выявления агрессивного
Данные критерии разработаны для того, чтобы педагог, выявив агрессивного ребенка помог ему адаптироваться в детском коллективе.
Критерии агрессивности
1.Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2.Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3.Когда кто-то причинит ему зло, он обязательно старается
отплатить тем же.
4.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
5.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют
6.Он не прочь подразнить животных
7.Переспорить его трудно
8.Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
В зависимости от уровня дети подразделяются на три группы:
а) высокая агрессивность – 13-18 баллов
б) средняя агрессивность – 6-12 баллов
в) низкая
агрессивность – 1-5 баллов
3.Изучение
агрессивности проводилось при помощи
проективной методики
«Картинки», разработанной
Е.О. Смирновой.
Данная методика представляет собой четыре картинки с изображением затруднительных ситуаций, типичных для жизни старшего дошкольника.
(Приложение 1)
Ситуация 1. У ребенка отняли игрушку
Ситуация 2. У ребенка сломали постройку
Ситуация 3. У ребенка сломали игрушку
Ситуация 4. Ребенка не принимают в игру.
Для выявления
способа решения конфликта