Коррекционно-развивающие занятия как средство предупреждения агрессивного поведения у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: снизить уровень агрессивного поведения старших дошкольников.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем агрессивного поведения.
Предмет исследования: процесс проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….. с.3

Глава 1. Агрессивность как социальный и психолого- педагогический феномен

1.1.Проблема агрессивного поведения в психолого- педагогической литературе…………………………………..………….…………………….. с.7

1.2.Причины возникновения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………….…. …………………с.15
1.3.Особенности работы с агрессивными детьми………………………… с.25



Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

2.1.Выявление уровня агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….с. 28

2.2.Описание результатов исследования…………………………………...с.32

2.3.Коррекционно-развивающая работа по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………….....с.42

2.4.Анализ результатов исследования,выводы……………………………..с.53

Заключение ………………………………………….………..…………… с.

Список литературы …………………………………………....….… ……с.

Приложение ……………………………………………………...…… …...с.

Работа содержит 1 файл

Федеральное агенство по образованию и науки РФ.docx

— 183.24 Кб (Скачать)

      Наибольшее  количество отрицательных выборов  отмечено по ситуациям: «У ребенка отняли игрушку», «У ребенка сломали постройку». Это говорит о том, что данные дошкольники эмоционально острее действуют, реагируют на ситуацию, эти дошкольники  могут быть вспыльчивыми, драчливыми, конфликтными. Их агрессивность проявляется  в межличностных отношениях,  в форме разрушительного отношения  к игрушкам.

      По  результатам исследования агрессивности  у детей старшего дошкольного  возраста по анкете» Признаки агрессивности» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. мы видим также преобладание среднего (35%) и низкого (60%), это дети внимательны  к другим, бескорыстно делятся  игрушками, не требуя ничего взамен.

      По  критериям М.Алворда, П.Бейкера отличается небольшое преобладание низкого  уровня агрессивности 40%, среднего 30%, высокого 15%. Агрессивность отсутствует у 15% детей.

      Из  проведенного исследования видно, что  в среде старших дошкольников выявлено доминирование низкого  уровня агрессивности. Но средний и  высокий уровни тоже присутствуют. Следовательно, можно говорить о  наличии агрессивности у детей  в определенных ситуациях.

      Полученные  нами результаты дают основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей является характер их отношения к сверстнику. Другой ребенок выступает для них  как противник, как конкурент. У  агрессивных детей преобладает  предметный тип отношения к сверстнику.

      Данный  вывод свидетельствует о том, что у детей в старшем дошкольном возрасте имеет место процесс проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

 Чтобы  снизить высокий и средний  уровни, мы считаем необходимым провести работу с детьми с помощью специально разработанных коррекционно-развивающих занятий по снижению уровня агрессивности, направленные на помощь в преодолении негативных переживаний, воспитании уверенности в себе, в развитии умения снимать эмоциональную напряженность, в формировании доброжелательных взаимоотношений между детьми. 
 

2.3.Коррекционно-развивающая  работа по преодолению  агрессивного поведения  у детей старшего  дошкольного возраста.

        Для преодоления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста мы использовали систему игровых коррекционно - развивающих занятий, которые способствуют выработке у детей терпимости, взаимовыручки.

       Согласно результатам исследования, мы определили группу детей со средним и высоким уровнем агрессивности для коррекционной работы, в количестве 10 человек, 4 девочки и 6 мальчиков. 
 

    Таблица 5.

      Имя ребенка Уровень агрессивности
      1. Ира  Г. средний
      2. Рома  К. средний
      3. Настя  К. средний
      4. Алеша М. средний
      5. Степа  О. высокий
      6. Тимофей  С. средний
      7. Саша  Х. средний
      8. Арина  Н. средний
      9. Даша  Г. средний
      10. Даниил  Д. средний
 

Цель  коррекционной работы:

- снятие агрессивности,  формирование навыков саморегуляции, эмоциональных состояний. 
 

Задачи:

  1. Формировать у детей умение снимать эмоциональную напряженность, навыки ауторелаксации.
  2. Формировать адекватные формы поведения, навыки бесконфликтных отношений.
  3. Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, взаимопомощь.
 

Этапы занятия:

  1. Создание у детей эмоционального настроения  и атмосферы «безопасности» в группе.
  2. Использование игр по снижению агрессивности.
  3. Использование игр, развивающих эмоциональную сферу, сферу общения.
  4. Мышечное расслабление.
  5. Итог занятия.
 

Описание  занятий. 

Занятие 1.

1.Создание атмосферы на контакт. Доброжелательное приветствие друг друга, ласковые обращения детей друг к другу. Воспитатель обращает внимание детей на наличие у каждого ребенка каких-либо особенностей, достоинств: красивая заколка, аккуратная прическа и т.д. 

        Игра «Путаница»

       Цель: поддержание группового единства.

      Выбирается  водящий при помощи считалки. Он выходит из комнаты, остальные дети образуют круг. Не разжимая рук, они  начинают запутываться – кто как  умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату  и распутывает, также,  не разжимая рук детей.

     Игра «Еж»

     Цель: реализовать потребности детей в агрессии, снять мышечные зажимы.

  Дети  превращаются в ежей, которые приготовились  встретить опасность, защищаться иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке.

   Игра «Хищник»

   Цель:  реализовать потребность  в  агрессии, снимаемой мышечное напряжение.

   Дети  выбирают какой-либо образ хищника (тигра, льва,  волка, рыси), располагаются  друг от друга на безопасном расстоянии. Хищники демонстрируют друг другу  свою силу и храбрость. Показав свои возможности, хищники успокаиваются, уважая силу и достоинство каждого.

Упражнение  «Воздушный шарик»

Цель: снятие мышечных зажимов, разрядка общей агрессии.

  Представь, что в твоей груди находится  воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто  воздух тихонько выходит из шарика.

Итог  занятия.

-Кому понравилось быть ежиком? Хищником? Я бы никогда не захотела превратиться в хищника, мне не нравиться, как он расправляется с другими животными. А вот ежиком иногда хочется побыть, чтобы чуть-чуть выпустить иголки на тех, кто обижает слабых, ссорится с друзьями.

- А как  вы относитесь к этому. 

Занятие 2.

Создание  эмоционального настроения. 

Игра  «Жучок»

Цель:  снять эмоциональное напряжение.

Дети  строятся друг за другом. Ведущий становится впереди с закрытыми глазами. Детям предлагается дотронуться  к рукам водящего. Водящий должен узнать, кто до него дотронулся.

Игра  «Хор»

Цель: реализовать вербальную потребность детей, снизить агрессию, объединить детей.

Каждый  из детей получает свой звук для  пения (а-о-у-и-е). Взрослый дирижирует, сближая ладони рук, тем самым  задает громкость звучания. Громкость  изменяется от максимальной до минимальной. Заканчивается тихим пением.

Игра  «Улей»

Цель: реализовать вербальную потребность детей.

Все дети превращаются в диких пчел, которые  тихо жужжат в своем улье. Но почувствовав, что кто-то хочет забрать их мед, они усиливают жужжание, становятся сердитыми. Однако волнение напрасные. И пчелы успокаиваются.

Упражнение  «Котенок спит» 

Цель: мышечное расслабление.

Воспитатель говорит: «Котенок удобно ложится на ковре и засыпает. У него поднимается  и опускается животик: вдох-выдох. Приятно  слышать, чувствовать свое дыхание, спокойное и ровное. У котенка  прекрасное настроение, он дружно и  весело играет с другими котятами. Хороший котенок и другие котята тоже хорошие. Котенок отдохнул, он слышит, как за окном кричат ребята. Котенок потянулся, выгнул спинку и  встал».

Итог  занятия.

- Как живут пчелы в улье? Вам понравилось?  Вы хотели бы жить также?

- А что  нужно для того, чтобы слажено,  красиво петь хором?

Занятие 3.

Создание  атмосферы на контакт. 

Игра  «Передай по кругу»

Цель: установить доброжелательную обстановку общения, способствовать налаживанию дружеских отношений между детьми.

Дети  идут по кругу, передают (пантомимой) горячую  картошку, ледышку, бабочку.

Игра  «Солнце»

Цель: создать положительное настроение, снизить агрессию. Дети сидят за столами. Воспитатель произносит слово «солнце», дети медленно встают со своих мест, поднимают руки вверх, разводят их в стороны «лучики» и улыбаются друг другу.

Игра  «Обзывалки»

Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева при помощи  вербальных средств.

   Участники передают по кругу мяч, при этом называют друг другу  разные необидные слова. Это могут быть названия деревьев, фруктов, рыб, грибов,  цветов. Каждое обращение должно называться  со слов «А ты…».

      В заключительном круге играющие обязательно  говорят своему соседу что-нибудь приятное, например, «А ты-моя радость».

      Примечание:  перед игрой следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Упражнение  «Жираф»

Цель: мышечное расслабление.

  Закройте  глаза, сделайте вдох и расслабьтесь. Положите подбородок  на грудь. Поверните  три раза. Теперь повращайте шеей. Приподнимите плечи. Затем опустите. Затем поднимите каждое плечо несколько раз. Снова сядьте удобно и прямо. Почувствуйте, как удлинилась ваша шея, как она расслабилась.

Итог  занятия.

- Почему  мы любим и ждем солнце?

- Что  дают нам солнечные лучи?

- Нам  солнышко всем одинаково светит?

- Значит, мы все должны одинаково быть  благодарны ему за это? 

Занятие 4. 

Создание  атмосферы на контакт. 

Игра  «Испорченный телефон»

Дети  садятся в одну линию. Первый ребенок  задумывает слово. Задача – передать это слово по цепочке как можно  быстрее, говоря шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний  участники произносят первый вариант  слова и то, что услышал последний.

Игра  «Попугайчики»

Цель: способствовать эмоциональной разрядке, снижению агрессивности, развивать слуховое внимание.

      Ведущий произносит слова или имитирует  голоса животных и выбирает глазами  «попугайчика». «Попугайчик» повторяет  слова и голоса с такой же интонацией, как у ведущего. 
 

Игра  «Кулачок»

Цель: способствует осознанию эффективных форм поведения.

Попросить детей сжать кулачок крепко-крепко. Кулачок подержать сжатым, а когда  дети раскроют его, то рука расслабится.

Информация о работе Коррекционно-развивающие занятия как средство предупреждения агрессивного поведения у старших дошкольников