Коррекционно-развивающие занятия как средство предупреждения агрессивного поведения у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: снизить уровень агрессивного поведения старших дошкольников.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем агрессивного поведения.
Предмет исследования: процесс проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….. с.3

Глава 1. Агрессивность как социальный и психолого- педагогический феномен

1.1.Проблема агрессивного поведения в психолого- педагогической литературе…………………………………..………….…………………….. с.7

1.2.Причины возникновения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………….…. …………………с.15
1.3.Особенности работы с агрессивными детьми………………………… с.25



Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

2.1.Выявление уровня агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….с. 28

2.2.Описание результатов исследования…………………………………...с.32

2.3.Коррекционно-развивающая работа по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………….....с.42

2.4.Анализ результатов исследования,выводы……………………………..с.53

Заключение ………………………………………….………..…………… с.

Список литературы …………………………………………....….… ……с.

Приложение ……………………………………………………...…… …...с.

Работа содержит 1 файл

Федеральное агенство по образованию и науки РФ.docx

— 183.24 Кб (Скачать)

При нормальном ходе развития ребенок в  дошкольном возрасте переходит к усвоению правил социального взаимодействия и кооперации, у него возникает потребность в социальном соответствии, он приобретает способность перешагнуть эгоцентризм своего восприятия и чувствования, способность к сопереживанию, повышается производительность поведения, осознанности целей. Условия жизни ребенка, закрепляющие у него агрессивные установки и способы реагирования, оказываются серьезной преградой на пути развития системы социальных взаимоотношений ребенка. Эта разновидность агрессии у дошкольников наиболее тесно связана с формированием агрессивности как личностной черты. При этом представляется очевидным, что разработка эффективной программы профилактики и коррекции негативных сторон поведения и личностного неблагополучия ребенка должна быть осуществлена в рамках общей позитивной программы содействия развитию личности дошкольника.       

Детей с агрессивным поведением в дошкольном возрасте гораздо больше, чем детей  агрессивных в истинном смысле этого  слова. Итак, агрессивные действия наблюдаются уже у маленьких детей, и по мере взросления детей можно отметить устойчивость выраженности агрессивности, т.е. агрессивный ребенок, скорее всего, вырастет агрессивным взрослым. Это позволяет предположить, что уровень агрессивности представляет собой врожденную характеристику человека, которая, имея под собой благодатную социальную почву, становится устойчивой личностной чертой.      

Чем старше ребенок, тем большую роль в его поведении играет среда  воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребенка, принципы воспитания.       

Проявления  агрессивного поведения в  группе дошкольников      

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Остановимся на краткой характеристике разных видов агрессии в дошкольном возрасте.       

Вербальная  агрессия       

1) Косвенная вербальная агрессия  направлена на обвинение или  угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть:       

- жалобы («А Вова меня стукнул», «А Никита постель не убрал»  и пр.);      

- демонстративный крик, направленный  на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»);      

- агрессивные  фантазии («Если не будешь слушаться,  к тебе придёт милиционер и  посадит в тюрьму»).       

2) Прямая вербальная агрессия представляет  собой оскорбления и вербальные  формы унижения другого.        

Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросёнок») и оскорбления.       

Физическая  агрессия       

1) Косвенная физическая агрессия  направлена на принесение какого-либо  материального ущерба другому  через непосредственные физические  действия. В дошкольном возрасте  это могут быть:       

- разрушение продуктов деятельности  другого (Например, один ребёнок  разломал постройку из кубиков  другого);       

- уничтожение или порча чужих  вещей (Например, мальчик наносит  удары по столу товарища и  улыбается при виде его возмущения).      

2) Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение. Она может принимать символическую и реальную форму:       

- символическая агрессия представляет  собой угрозы и запугивание  (например, один ребёнок показывает кулак другому, или пугает его);       

- прямая агрессия - непосредственное  физическое нападение (драка), которая  у детей может включать укусы,  царапанье, хватание за волосы, использование в качестве «оружия»  палок, кубиков и пр.       

Наиболее  часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений («Толстуха», «Дурак»). У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии – как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой по голове, кусаются, и т.п.) (19).       

Об  агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий и вариантов необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ.       

Очевидно, что  каждый агрессивный акт имеет  определённый повод и осуществляется в конкретной ситуации. Рассмотрение тех ситуаций, в которых наиболее часто проявляется агрессивное  поведение, необходимо для понимания  направленности агрессивного поведения, его причин и целей, что может  пролить свет на его мотивацию. Среди  ситуаций, провоцирующих агрессивность  детей, выделяются следующие:       

-    Привлечение к себе внимания сверстников;       

- Ущемление достоинств  другого с целью подчеркнуть  своё превосходство;       

-   Защита и месть (В ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);       

-    Стремление быть главным;       

- Стремление  получить желанный предмет (Чтобы  обладать нужной игрушкой некоторые  дети прибегали к прямому насилию  над сверстниками).       

Как можно видеть большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается  в ситуациях защиты своих интересов  и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели, после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступала при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что естественно вызывает особую тревогу.       

Психологические особенности детей, склонных к агрессии       

Те  или иные формы агрессивного поведения  наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:

  • высокая частота агрессивных действий – в течение часа наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;
  • преобладание прямой физической агрессии – если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;
  • наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников) а на физическую боль или страдание сверстников.
 

      Среди психологических особенностей, провоцирующих  агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако остаётся неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей.       

Сравнительный анализ данных показателей у агрессивных  и неагрессивных дошкольников показывает, что по большинству из них агрессивные  дошкольники мало отличаются от своих  сверстников. Так уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает её. У многих из них зафиксирован достаточно высокий социальный интеллект. Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей в целом несколько ниже; однако, некоторые агрессивные дети имеют хорошо развитую произвольность.       

Принято считать, что агрессивных детей  отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди  агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть. Однако наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети обладают хорошо развитой игровой деятельностью и могут организовать интересную игру. Поэтому уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.       

Существует  мнение, что агрессивных детей  отличает неадекватная самооценка –  завышенная или заниженная. Однако специальные исследования показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем, несмотря на незначительные различия в средних показателях самооценки, выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряжённо переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, эти тяжёлые переживания вызваны не действительным положением ребёнка в детской группе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Такому ребёнку кажется, что его не ценят, не видят его достоинств.       

Наиболее  существенное отличие агрессивных детей выявляется по способу выхода из конфликтной ситуации и по отношению к сверстникам. При решении конфликтных ситуаций, изображённых на картинках (например, кто-то берёт чужую игрушку, или рушит постройку других, или ломает игрушку) на вопрос, чтобы ты сделал на месте обиженного ребёнка, практически все агрессивные дети дают ответы типа: «Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью», «Изобью» и пр. В отличие от этого остальные дети в большинстве случаев придумывают более конструктивные и миролюбивые ответы: «Починю», «Сделаю новую», «Пойду играть в другую игру», «Заплачу и пожалуюсь маме». Показательно, что, интерпретируя сюжеты картинок, все агрессивные дети приписывают изображённым персонажам враждебные намерения: «Он нарочно сломал», «Украл», «Сейчас будет бить». Остальные дети достаточно часто интерпретируют те же сюжеты как бесконфликтные: «Случайно сломали домик, нужно починить», «Он поиграет, и вернёт», «Они договорятся и пойдут играть вместе».       

Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают  другим враждебные намерения и пренебрежение  к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в следующем:       

- в представлениях о своей  недооцененности  со стороны сверстников;        

- в приписывании агрессивных намерений  при решении конфликтных ситуаций;       

- в реальном взаимодействии детей,  где они постоянно ждут нападения  или «подвоха» со стороны партнёра.

При обследовании агрессивных детей  выявлены существенные индивидуальные различия, как в характере поведения, так и в психологических характеристиках. Рассмотрим индивидуальные варианты агрессивности в дошкольном возрасте.       

Индивидуальные  варианты детской  агрессивности.      

Среди агрессивных детей отчётливо  выделяются три группы, которые

различаются:       

- по внешним  поведенческим проявлениям агрессивности  (по частоте и степени жестокости  агрессивных действий);       

- по своим  психологическим характеристикам  (уровню интеллекта, произвольности; по уровню развития развитию  игровой деятельности);       

- по своему  социальному статусу в группе  сверстников.      

В первой группе агрессия носит мимолётный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто  используется для привлечения внимания сверстников. Этот вариант детской  агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребёнка здесь – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.       

Во  второй агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего – получить желанный предмет) и имеет более жёсткие и устойчивые формы Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно-инструментальным.       

В третьей группе преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как  самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным.       

Отметим нарастание данного типа мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) от первой группы к третьей.       

Информация о работе Коррекционно-развивающие занятия как средство предупреждения агрессивного поведения у старших дошкольников