Коррекционно-развивающие занятия как средство предупреждения агрессивного поведения у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: снизить уровень агрессивного поведения старших дошкольников.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем агрессивного поведения.
Предмет исследования: процесс проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….. с.3

Глава 1. Агрессивность как социальный и психолого- педагогический феномен

1.1.Проблема агрессивного поведения в психолого- педагогической литературе…………………………………..………….…………………….. с.7

1.2.Причины возникновения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………….…. …………………с.15
1.3.Особенности работы с агрессивными детьми………………………… с.25



Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

2.1.Выявление уровня агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….с. 28

2.2.Описание результатов исследования…………………………………...с.32

2.3.Коррекционно-развивающая работа по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………….....с.42

2.4.Анализ результатов исследования,выводы……………………………..с.53

Заключение ………………………………………….………..…………… с.

Список литературы …………………………………………....….… ……с.

Приложение ……………………………………………………...…… …...с.

Работа содержит 1 файл

Федеральное агенство по образованию и науки РФ.docx

— 183.24 Кб (Скачать)

На основе частоты использования агрессии как способа выхода из конфликтной  ситуации выделяются три уровня агрессивности: 

    • Низкий  уровень. Ребенок находится конструктивный выход из всех предложенных ситуаций; показатель равен 0.
    • Средний уровень. Ребенок предлагает агрессивный способ выхода из конфликта в одной-двух ситуациях; показатель равен 1-2 баллам.
    • Высокий уровень. Ребенок предлагает во всех четырех ситуациях агрессивное решение проблемы; показатель равен 3-4 баллам.
 

Путем суммирования полученных баллов и определения  отношения к количеству детей  выявляется средний показатель .

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном  порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив  ребенку рисунок, психолог дает инструкцию. Ответ ребенка фиксируется в протоколе. 

  •  
  •  
  • 2.2. Описание результатов  исследования. 

    Проводя изучение уровня агрессивности детей  старшего дошкольного возраста,  мы получили следующие результаты, которые отражены в таблицах (Приложение 2,3,4.) 

         В исследовании по тесту М.Алворда, П.Бейкера «Признаки агрессивности» , предложенному родителям выявлено:

    высокий уровень агрессивности у 15% испытуемых (3 человека);

    средний уровень – у 30% (6 человек);

    низкая  уровень - у 40% (8 детей);

    агрессивность отсутствует - у 15%  (3 ребенка)  

    Сумма эмоционально положительных выборов  в методике равна 110, а сумма эмоционально негативных выборов равна 47 (т.е. значительно  меньше)

          Наибольшее  количество негативных выборов (17 выборов) получено по критерию №8 «Чувствителен, очень быстро реагирует на различные  действия окружающих (детей, взрослых), которые нередко раздражают его». Меньше негативных выборов (5,6,7 выборов) получено по ситуации №5,№2 «Часто винит  других в своих ошибках», №4 «Часто ругается, спорит со взрослыми, №6 «Часто сердится и отказывается сделать  что-либо», №1 «Часто теряет контроль над  собой». Ситуации «4 «Часто специально раздражает людей», №3 «Часто отказывается выполнять правила», №7 «Часто завистлив, мстителен» получили небольшое число  негативных выборов (2 и 4). 

    Общие результаты изучения агрессивности детей  старшего дошкольного  возраста представлены в таблице 1.

    Таблица 1.

    Результаты  исследования агрессивности

    старших дошкольников по критериям

    М.Алворда, П.Бейкера. 

    Уровень

    агрессивности

    Количество

    испытуемых

    количество  человек количество

     в  %

    Высокий 3 15 %
    Средний 6 30 %
    Низкий 8 40 %
    Отсутствует 3 15 %
     
     
     
     

    Наглядно результаты исследования агрессивности старших  дошкольников отражены на рисунке 1.

                           
                             

    Рис. 1 Гистограмма процентной представленности результатов исследования     агрессивности по критериям М. Алворда, П.Бейкера. 

          Таким образом, у большинства детей выявлен низкий уровень агрессивности (40%), средний (30%), агрессивность отсутствует у (15%), высокоагрессивных детей в этой части выборки, которые острее, чем низко-агрессивные, реагируют на ситуацию выявлено незначительное количество 15%. 

          Результаты  исследования агрессивности по критериям  Г.П.Лаврентьева, Т.М. Титаренко отражены в таблице (Приложение 3), анализ которых говорит о следующем.

          Высооагрессивных  детей в данной части выборки  отмечено незначительное количество 5% (1 человек), средний уровень агрессивности  отмечен у 35% (7 детей), низкий уровень  агрессивности выявлен у 60% (12 детей).

          Низкий  уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста, выявленный у большей половины (60%) испытуемых, обычно обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты. Средний уровень агрессивности обычно выражается в спонтанности и слабой способности к торможению.

          Высокий уровень агрессивности, характерный для 5% детей данной части выборки выражается в наступательности, неуступчивости дошкольника, нетерпимости к мнению других. Эти дети агрессивны и конфликтуют очень часто, активно. Для них характерно высокомерие по отношению к сверстникам. В тоже время они чувствительны к неудачам, но обвиняют всегда другого.

                                                             Таблица 2.

    Результаты  оценки агрессивности

    по  критериям Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко.

      Уровень

      агрессивности

      Количество  испытуемых
      Количество

      человек

      Количество %
      Высокий 1 5
      Средний 7 35
      Низкий 12 60

    Наглядно  результаты выраженности агрессивности  старших дошкольников отражены на рисунке 2.

    Рис.2. Гистограмма  процентной представленности результатов  исследования агрессивности по критериям  Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко. 

          Таким образом, у большинства дошкольников отличается преобладание низкого уровня агрессивности, в меньшей степени – среднего уровня, а высокий уровень агрессивности в данной части выборки представлен незначительно.

          Напомним, что способы выхода из конфликтной  ситуации (агрессивный или неагрессивный) определялись при проведении проективной  методики «Картинки». Полученные результаты приведены в таблице (Приложение 4.)

          Как видно из таблицы высокий уровень агрессивности при выходе из конфликта проявили 10% детей (2 человека), здесь кроме одного, все ответы детей предполагали агрессию. Так, например, Степа О. предложил следующие ответы:

    Ситуация 1. «Буду драться»

    Ситуация 2. «Дам ему ногой»

    Ситуация 3. «Починю еще лучше, а его ударю»

    Ситуация 4. «Буду играть один»

                 Средний уровень проявили 40% (8 детей). Здесь  в 1-2 ситуациях ребенок  предлагал агрессивный способ  выхода из ситуации. Так, например, Даша Г. ответила по предложенным  картинкам:

    Ситуация 1. «Нельзя отнимать, я маме расскажу»

    Ситуация 2. «Я не буду с ним играть, а стукну его»

    Ситуация 3. «Обиделась и заплакала»

    Ситуация 4. «Я не буду дружить».

                Низкий уровень агрессивности  наблюдался у 50% (10 детей). Здесь  ребенок находил конструктивный  выход из всех предложенных  ситуаций. Например, Света Г. ответила  так:

    Ситуация 1. «Отдайте, я тоже хочу»

    Ситуация 2. «Заплакала и ушла бы»

    Ситуация 3. «Сделала бы и ушла домой»

    Ситуация 4. «Рассказала маме, ушла». 
     
     

    Общие результаты изучения агрессивности детей  представлены в таблице 3.

         
        Уровень

        агрессивности

         
        Количество  испытуемых
        Количество

        человек

        Количество

        %

        Высокий 2 10
        Средний 8 40
        Низкий 10 50
     

    Наглядно результаты выраженности агрессивности отражены на рисунке 3.

    Рис.3. Гистограмма процентной соотношения результатов исследования агрессивности по методике «Картинки» О.Е. Смирновой.

         Таким образом, у детей отмечается преобладание низкого и среднего уровня агрессивности, меньшей степени представлен высокий уровень агрессивности.

         Для проведения качественного сравнительного анализа сопоставим полученные результаты по всему исследованию агрессивности старших дошкольников и поместим их в сводную таблицу 4.

    Результаты  исследования агрессивности

    старших дошкольников.

      Применяемые методики Уровни  выраженности агрессивности Количество

        человек

      Количество

      %

      Методика  «Картинки»

      О.Е. Смирновой

      Высокий 2 10
      Средний 8 40
      Низкий 10 50
      Анкета 

      Г.П. Лаврентьева

      Т.М. Титаренко

      Высокий 1 5
      Средний 7 35
      Низкий 12 60
      Критерии

      М.Алворда

      П. Бейкера

      Высокий 3 15
      Средний 6 30
      Низкий 8 40
      Отсутствует 3 15
     

          Таким образом, по методике «Картинки» О.Е. Смирновой  отмечаем преобладание среднего (40%) и  низкого уровней (50%) агрессивности. Высокий уровень представлен (15%).

          В целом у детей прослеживаются положительные выборы по ситуациям  «Ребенка не принимают в игру», «У ребенка сломали игрушку». Дети, делающие в этих ситуациях положительный  выбор обладают низким уровнем агрессивности, что говорит об их уверенности  в себе, спокойном реагировании на стрессовые ситуации, быстром выборе действия в сложных ситуациях.

    Информация о работе Коррекционно-развивающие занятия как средство предупреждения агрессивного поведения у старших дошкольников