Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:48, дипломная работа
Цель исследования: снизить уровень агрессивного поведения старших дошкольников.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем агрессивного поведения.
Предмет исследования: процесс проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………….…………….. с.3
Глава 1. Агрессивность как социальный и психолого- педагогический феномен
1.1.Проблема агрессивного поведения в психолого- педагогической литературе…………………………………..………….…………………….. с.7
1.2.Причины возникновения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………….…. …………………с.15
1.3.Особенности работы с агрессивными детьми………………………… с.25
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Выявление уровня агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….с. 28
2.2.Описание результатов исследования…………………………………...с.32
2.3.Коррекционно-развивающая работа по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………….....с.42
2.4.Анализ результатов исследования,выводы……………………………..с.53
Заключение ………………………………………….………..…………… с.
Список литературы …………………………………………....….… ……с.
Приложение ……………………………………………………...…… …...с.
На основе
частоты использования агрессии
как способа выхода из конфликтной
ситуации выделяются три
уровня агрессивности:
Путем суммирования полученных баллов и определения отношения к количеству детей выявляется средний показатель .
Рисунки
показывают ребенку в строго перечисленном
порядке один за другим. Беседа проходит
в отдельной комнате. Предъявив
ребенку рисунок, психолог дает инструкцию.
Ответ ребенка фиксируется в протоколе.
2.2.
Описание результатов
исследования.
Проводя
изучение уровня агрессивности детей
старшего дошкольного возраста,
мы получили следующие результаты,
которые отражены в таблицах (Приложение
2,3,4.)
В исследовании по тесту М.Алворда, П.Бейкера «Признаки агрессивности» , предложенному родителям выявлено:
высокий уровень агрессивности у 15% испытуемых (3 человека);
средний уровень – у 30% (6 человек);
низкая уровень - у 40% (8 детей);
агрессивность
отсутствует - у 15% (3 ребенка)
Сумма эмоционально положительных выборов в методике равна 110, а сумма эмоционально негативных выборов равна 47 (т.е. значительно меньше)
Наибольшее
количество негативных выборов (17 выборов)
получено по критерию №8 «Чувствителен,
очень быстро реагирует на различные
действия окружающих (детей, взрослых),
которые нередко раздражают его».
Меньше негативных выборов (5,6,7 выборов)
получено по ситуации №5,№2 «Часто винит
других в своих ошибках», №4 «Часто
ругается, спорит со взрослыми, №6 «Часто
сердится и отказывается сделать
что-либо», №1 «Часто теряет контроль над
собой». Ситуации «4 «Часто специально
раздражает людей», №3 «Часто отказывается
выполнять правила», №7 «Часто завистлив,
мстителен» получили небольшое число
негативных выборов (2 и 4).
Общие результаты изучения агрессивности детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты исследования агрессивности
старших дошкольников по критериям
М.Алворда,
П.Бейкера.
Уровень
агрессивности |
Количество
испытуемых | |
количество человек | количество
в % | |
Высокий | 3 | 15 % |
Средний | 6 | 30 % |
Низкий | 8 | 40 % |
Отсутствует | 3 | 15 % |
Наглядно результаты исследования агрессивности старших дошкольников отражены на рисунке 1.
Рис. 1 Гистограмма процентной представленности
результатов исследования
агрессивности по критериям М. Алворда,
П.Бейкера.
Таким образом, у большинства детей выявлен
низкий уровень агрессивности (40%), средний
(30%), агрессивность отсутствует у (15%), высокоагрессивных
детей в этой части выборки, которые острее,
чем низко-агрессивные, реагируют на ситуацию
выявлено незначительное количество 15%.
Результаты исследования агрессивности по критериям Г.П.Лаврентьева, Т.М. Титаренко отражены в таблице (Приложение 3), анализ которых говорит о следующем.
Высооагрессивных детей в данной части выборки отмечено незначительное количество 5% (1 человек), средний уровень агрессивности отмечен у 35% (7 детей), низкий уровень агрессивности выявлен у 60% (12 детей).
Низкий уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста, выявленный у большей половины (60%) испытуемых, обычно обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты. Средний уровень агрессивности обычно выражается в спонтанности и слабой способности к торможению.
Высокий уровень агрессивности, характерный для 5% детей данной части выборки выражается в наступательности, неуступчивости дошкольника, нетерпимости к мнению других. Эти дети агрессивны и конфликтуют очень часто, активно. Для них характерно высокомерие по отношению к сверстникам. В тоже время они чувствительны к неудачам, но обвиняют всегда другого.
Результаты оценки агрессивности
по критериям Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко.
Уровень
агрессивности |
Количество испытуемых | |
Количество
человек |
Количество % | |
Высокий | 1 | 5 |
Средний | 7 | 35 |
Низкий | 12 | 60 |
Наглядно результаты выраженности агрессивности старших дошкольников отражены на рисунке 2.
Рис.2. Гистограмма
процентной представленности результатов
исследования агрессивности по критериям
Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко.
Таким образом, у большинства дошкольников отличается преобладание низкого уровня агрессивности, в меньшей степени – среднего уровня, а высокий уровень агрессивности в данной части выборки представлен незначительно.
Напомним,
что способы выхода из конфликтной
ситуации (агрессивный или
Как видно из таблицы высокий уровень агрессивности при выходе из конфликта проявили 10% детей (2 человека), здесь кроме одного, все ответы детей предполагали агрессию. Так, например, Степа О. предложил следующие ответы:
Ситуация 1. «Буду драться»
Ситуация 2. «Дам ему ногой»
Ситуация 3. «Починю еще лучше, а его ударю»
Ситуация 4. «Буду играть один»
Средний уровень проявили 40% (8 детей).
Здесь в 1-2 ситуациях ребенок
предлагал агрессивный способ
выхода из ситуации. Так, например,
Даша Г. ответила по
Ситуация 1. «Нельзя отнимать, я маме расскажу»
Ситуация 2. «Я не буду с ним играть, а стукну его»
Ситуация 3. «Обиделась и заплакала»
Ситуация 4. «Я не буду дружить».
Низкий уровень агрессивности
наблюдался у 50% (10 детей). Здесь
ребенок находил
Ситуация 1. «Отдайте, я тоже хочу»
Ситуация 2. «Заплакала и ушла бы»
Ситуация 3. «Сделала бы и ушла домой»
Ситуация
4. «Рассказала маме, ушла».
Общие результаты изучения агрессивности детей представлены в таблице 3.
Уровень агрессивности |
Количество испытуемых | |
Количество
человек |
Количество
% | |
Высокий | 2 | 10 |
Средний | 8 | 40 |
Низкий | 10 | 50 |
Наглядно результаты выраженности агрессивности отражены на рисунке 3.
Рис.3. Гистограмма процентной соотношения результатов исследования агрессивности по методике «Картинки» О.Е. Смирновой.
Таким образом, у детей отмечается преобладание низкого и среднего уровня агрессивности, меньшей степени представлен высокий уровень агрессивности.
Для проведения качественного сравнительного анализа сопоставим полученные результаты по всему исследованию агрессивности старших дошкольников и поместим их в сводную таблицу 4.
Результаты исследования агрессивности
старших дошкольников.
Применяемые методики | Уровни выраженности агрессивности | Количество
человек |
Количество
% |
Методика
«Картинки»
О.Е. Смирновой |
Высокий | 2 | 10 |
Средний | 8 | 40 | |
Низкий | 10 | 50 | |
Анкета
Г.П. Лаврентьева Т.М. Титаренко |
Высокий | 1 | 5 |
Средний | 7 | 35 | |
Низкий | 12 | 60 | |
Критерии
М.Алворда П. Бейкера |
Высокий | 3 | 15 |
Средний | 6 | 30 | |
Низкий | 8 | 40 | |
Отсутствует | 3 | 15 |
Таким образом, по методике «Картинки» О.Е. Смирновой отмечаем преобладание среднего (40%) и низкого уровней (50%) агрессивности. Высокий уровень представлен (15%).
В целом у детей прослеживаются положительные выборы по ситуациям «Ребенка не принимают в игру», «У ребенка сломали игрушку». Дети, делающие в этих ситуациях положительный выбор обладают низким уровнем агрессивности, что говорит об их уверенности в себе, спокойном реагировании на стрессовые ситуации, быстром выборе действия в сложных ситуациях.