Коррекционно-развивающие занятия как средство предупреждения агрессивного поведения у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: снизить уровень агрессивного поведения старших дошкольников.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем агрессивного поведения.
Предмет исследования: процесс проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….. с.3

Глава 1. Агрессивность как социальный и психолого- педагогический феномен

1.1.Проблема агрессивного поведения в психолого- педагогической литературе…………………………………..………….…………………….. с.7

1.2.Причины возникновения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………….…. …………………с.15
1.3.Особенности работы с агрессивными детьми………………………… с.25



Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

2.1.Выявление уровня агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….с. 28

2.2.Описание результатов исследования…………………………………...с.32

2.3.Коррекционно-развивающая работа по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………….....с.42

2.4.Анализ результатов исследования,выводы……………………………..с.53

Заключение ………………………………………….………..…………… с.

Список литературы …………………………………………....….… ……с.

Приложение ……………………………………………………...…… …...с.

Работа содержит 1 файл

Федеральное агенство по образованию и науки РФ.docx

— 183.24 Кб (Скачать)

Федеральное агенство по образованию и науки  РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

Брянский  государственный университет

имени академика  И.Г.Петровского 

Социально-педагогический факультет

Кафедра педагогики и социального образования 

Акуленко  Светланы Андреевны 

Тема: «Коррекционно-развивающие занятия как средство предупреждения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.» 

Выпускная квалификационная работа

(дипломная  работа)

по специальности:

     0050703.65  «Дошкольная педагогика и психология» 

                                                                             Научный руководитель:

                                                                             кандидат психологических наук,

                                                                             доцент Свердлова Г.А.

Брянск 2011

Содержание 

Введение……………………………………………………….…………….. с.3 

Глава 1. Агрессивность как  социальный и психолого- педагогический феномен 

1.1.Проблема агрессивного  поведения в психолого- педагогической  литературе…………………………………..………….…………………….. с.7 

1.2.Причины возникновения  агрессивного поведения у детей  старшего дошкольного возраста  ……………………………….…. …………………с.15

1.3.Особенности  работы с агрессивными детьми………………………… с.25 
 
 

Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста  

2.1.Выявление  уровня агрессивного поведения  у детей старшего дошкольного  возраста……………………………………………………….с. 28             

2.2.Описание результатов исследования…………………………………...с.32 

2.3.Коррекционно-развивающая работа по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………….....с.42 

2.4.Анализ результатов исследования,выводы……………………………..с.53 

Заключение ………………………………………….………..…………… с. 

Список  литературы …………………………………………....….… ……с. 

Приложение ……………………………………………………...…… …...с. 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

        Изучение проблемы агрессивного поведения человека является  одним из самых важных направлений исследовательской деятельности психологов всего мира. Это  связанно с  беспрецедентным ростом агрессии и насилия в обществе, перед которым человечество сегодня оказалось бессильным. Среди многочисленных трактовок этого явления, агрессивность в целом понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба

другому лицу . Накоплено большое количество разнообразных данных и сделанных на их основании выводов, которые нуждаются в систематизации и обобщении.  Нет единого непротиворечивого понимания сущности, мотивов и  причин возникновения агрессивного поведения человека на разных этапах развития,  без чего невозможно предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение.

В последние  годы среди психологов разных направлений  существенно возрос интерес к  детской агрессии. Исследования  показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется  на протяжении дальнейшей жизни человека. Все это  заставляет предполагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие  проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам .

     Отечественные исследователи – Бреслав Г.М., Репина Т.А., А.В.Запорожец, Смирнова Е.О., Коломинский Я.Л., Лисина М.И., Мухина В.С.,  Марцинковская Т.Д., Дубровина И.В. достаточно полно и подробно описали  формы агрессивного поведения у детей, предложили авторские классификации и методические разработки. Наличие большого количества методов коррекции агрессивного поведения само по себе говорит о том, что все еще не выработано единого эффективного понимания причин и механизмов  работы с детской агрессивностью, основанного на  научно обоснованной  теоретической базе.

      Ребенок дошкольного возраста — существо преимущественно эмоциональное, и  именно по этой причине характеристики эмоциональной сферы ребенка  служат основными показателями его  психического развития в норме и при различных родах отклонения. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме. В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.       

Исследования  и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется  на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой.

Становится ясно, что детство как одно из явлений  общественной жизни подчиняется  не только общим законам развития человеческого общества, но имеет некоторые свои специфические закономерности, которые мало известны.

Поэтому, особую актуальность приобретает, на наш  взгляд, проблема изучения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

   

Цель  исследования: снизить уровень агрессивного поведения старших дошкольников.

Объект  исследования: дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем агрессивного поведения.

Предмет исследования: процесс проявления агрессивного поведения у                 детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем, что преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать:

- систематические  коррекционно-развивающие занятия,  направленные на помощь в преодолении  негативных переживаний, воспитании  уверенности в себе, в развитии  умения снимать эмоциональную  напряженность, в формировании  доброжелательных взаимоотношений  между детьми. 

       Задачи.

1.Проанализировать основные теоретические подходы к изучению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. 

2.Рассмотреть понятие «агрессивное поведение», его влияние на формирование личности ребенка. 

3.Провести исследование уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста. 

4.Разработать коррекционно-развивающие занятия по снижению уровня агрессивного поведения старших дошкольников.  

5.Определить динамику изменения проявления агрессивности у старших дошкольников.

                                         

Методики  исследования.

1.Тест агрессивности (авторы М. Алворд, П. Бейкер)–                          структурализированное наблюдение , проводит воспитатель.

       

2.Оценка уровня  агрессивного поведения по методике Лаврентьевой                Г.П., Титаренко Т.М.)  «Признаки агрессивности» – анкета предлагается родителям. 

3.Методика  «Картинки» - Е.О. Смирновой. 
 

      Методы  исследования: 

1.Анализ литературы

2.Диагностические  методики. 

                  Экспериментальная  база: 

  Дети старшего возраста (6-6,5 лет) 

  МДОУ №6 «Мишутка» г. Почепа

  в количестве 20 человек, 9 мальчиков и 11 девочек 
 
 

Глава 1. Агрессивность как  социальный и психолого- педагогический феном. 

1.1.Проблема  агрессивного поведения  в психолого- педагогической  литературе.      

Различными  исследователями предложено множество  определений и классификаций  агрессивности, но ни одни из них не могут быть признаны исчерпывающими и общеупотребительными. Проследим наиболее характерные тенденции в этом аспекте в контексте основных направлений психологии.      

Во–первых, под агрессивностью  некоторые исследователи  понимают сильную активность, стремление к самоутверждению.       

Под агрессивностью понимаются также акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому  лицу и объекту. В тоже время авторы разводят понятия агрессии как специфической  формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.       

Теперь определим, что такое агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.       

Агрессивность в общих чертах понимается как  целенаправленное нанесение физического  или психического ущерба другому  лицу. Однако обратимся к исследованиям  психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агрессивного поведения детей и влияющие на него факторы. Среди этих факторов ученые выделяют:

  • особенности семейного воспитания,
  • примеры агрессивного поведения, которые ребенок может наблюдать с телеэкрана  или со стороны сверстников,
  • эмоциональное напряжение и фрустрации (разочарования, расстройства, срывы).
 

      Однако  все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети.      

В теории, объясняющей природу агрессивности, существует три отличных друг от друга подхода. Все они отражают воззрения конкретных исследователей и психологических школ разного времени.      

Первая  из теорий связана с именем Зигмунда Фрейда (22) и Конрада Лоренца. З.Фрейд считал, что агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил, а внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и уменьшить в результате этого вероятность более опасных действий. Эта теория, являясь в некоторых аспектах достаточно спорной, заслуживает значительного интереса.            

Вторая  теория агрессии была создана в 1939 году известными психологами Джоном Доллардом и Эдвардом Миллером (9) и получила название «теория фрустрации - агрессивности».      

Фрустрация, от латинского frustratio, - это психическое  состояние, вызванное неуспехом  в удовлетворении потребности  или  желания при наличии непреодолимых или труднопреодолимых преград, сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: раздражением, разочарованием, тревогой, отчаянием и др. Фрустрация  не является следствием лишения желаемого, а возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и реальных достижений человека.       

Информация о работе Коррекционно-развивающие занятия как средство предупреждения агрессивного поведения у старших дошкольников