Корпоративная социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:38, контрольная работа

Описание работы

В чем состоит концепция корпоративного эгоизма М.Фридмана?
Концепция «корпоративного эгоизма». Сформировалась на основе классической формулировки нобелевского лауреата М. Фридмана, согласно которой «единственным бизнесом для бизнеса является максимизация прибыли в рамках соблюдения существующих правил игры». В интерпретации либералов Корпоративная Социальная Оответственность заключается в выполнении социальных обязательств, которые государство предъявляет к бизнесу. Потом из этой концепции появился термин «компания собственников» (подход Минфорда). Таким образом, КСО стало пониматься как обеспечение экономических и финансовых интересов собственников и получение компанией высокой прибыли. Подобная к

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа_к экзамену.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

· Институт социальной и этической ответственности  разработал в 1999 г. международный стандарт АА 1000. В состав стандарта включены индикаторы, по которым может быть проведен социальный и этический аудит.

К стандартизации своей социальной деятельности приступили многие транснациональные корпорации, крупные компании, которые заинтересованы в укреплении своей деловой репутации, клиентской базы, привлечении инвестиций, углублении диалога с государством и обществом.

Стандарты социальной ответственности в Европейском  сообществе

Понятие «корпоративной социальной ответственности» сформировалось на Западе сравнительно недавно, около 20 лет назад. До этого периода  существовали разрозненные стандарты  в различных областях корпоративного управления, касающиеся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. В сфере социальной политики компаний стандарты и правила не были выработаны вообще, преобладал «случайный» подход: работа по обращениям, ответ на просьбы местных властей или требования профсоюзов.

Однако уже  с конца семидесятых годов  ведущие компании США и Великобритании начали приходить к необходимости  объединить разрозненные элементы корпоративной  политики, связанные с взаимоотношениями компании с внешней средой и выработать целостные подходы к взаимодействию с обществом. Такая политика, с одной стороны, должна была бы быть связана с философией компании, ее маркетинговой стратегией, с другой стороны, отвечала бы ожиданиям общества.

К началу XXI века большинство крупных компаний США  и Западной Европы сформировали собственную  политику корпоративной социальной ответственности (КСО). Более того, были созданы объединения компаний, целью  которых стало развитие и продвижение концепции корпоративной социальной ответственности, эта тема начала разрабатываться исследователями и экспертами, работающими в области корпоративного управления, а изучение концепции корпоративной социальной ответственности вошло во все учебные курсы по корпоративному менеджменту ведущих экономических вузов.

Green paper Европейского  союза определяет корпоративную  ответственность как « Концепцию,  в рамках которой компании  на добровольной основе интегрируют  социальную и экологическую политику  в бизнес операции и их взаимоотношения со всем кругом, связанных с компанией организаций и людей» . Такой подход принят большинством стран Европейского союза.

На сегодняшний день не существует единого общемирового определения корпоративной социальной ответственности. Однако все представленные подходы едины в одном: корпоративная социальная ответственность – это ответственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом. Все объединения предпринимателей и исследователи включают сюда

• Ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами

• Ответственность в отношении потребителей

• Ответственную политику в отношении работников

• Экологическую ответственность

• Ответственность компании перед обществом в целом.

В России также  начинает внедряться концепция КСО, которая содержит все пять вышеперечисленных  элементов, хотя пока особое внимание уделяется в российских компаниях  отношениям с работниками и взаимодействием  с обществом.

Социальная корпоративная отчетность, значение и требования к отчетности

Говорить о  широком использовании корпоративной  отчетности в мире в целом еще  рано, поскольку не во всех странах  компании составляют и ведут корпоративную  отчетность и социальную ответственность бизнеса.

На сегодняшний  день в России составление корпоративной  отчетности носит добровольный характер, но не исключено что в перспективе  возможно законодательное прикрепление социальных обязательств перед обществом. Разработка Российской базы, стратегии, политики и концепции развития социально ответственного ведения предпринимательства будут основаны на опыте зарубежных стран, использующих корпоративную отчетность на протяжении многих лет и успешно зарекомендовавших себя на мировом рынке.

Успех в решении стратегических задач зависит от правильного составления и предоставления корпоративной отчетности.

Основными требованиями к составлению корпоративной  отчетности, полезной пользователям, являются:

· целесообразность. Это требование заключается в  подготовке и использованию информации, которая должна отвечать той цели, для которой она подготовлена;

· рентабельность. Отражает что затраты на подготовку информации для отчетности не должны превышать выгоды от ее использования;

· объективность. Подготовленная и представленная информация не должна быть заведомо ложной или предвзятой;

· адресность. Отчетность должна быть доведена до пользователя по средствам наиболее эффективных  и для каждого предприятия  индивидуальных средств коммуникации;

· краткость. Данные по предприятию должны быть сформулированы четко и информативно и не содержать ничего лишнего;

· точность. Степень  погрешности, присущая информации, не должна превышать уровня, чтобы изменить решение, принимаемое на ее основе;

· оперативность. Скорость работы с информацией должна быть высокой, чтобы она была готова к тому времени, когда она необходима;

· сопоставимость. Зачастую информация должна быть сопоставимой по времени и по подразделениям организации - См.:http://cma.org.ru/cma/.

Для составления  корпоративной отчетности анализируются стандарты финансовой, бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетностей.

Также необходимо раскрытие информации:

· о сделках  с миноритарными акционерами (размер пакета акций которых не позволяет  ему напрямую участвовать в управлении компанией), внутрикорпоративных сделках и сделках с заинтересованными лицами;

· о корпоративном  управлении;

· об уставных документах компании (Устав, внутренние положения  и т.п.);

· отчеты о социальной политике и о защите окружающей среды.

При этом информация должна быть качественной и обладать такими качествами как:

- сравнимость,  т.е. должна быть сопоставима  с предыдущими периодами деятельности, целями или внешними показателями, полученными на основе работы  других организаций и законодательного  регулирования;

- надежность. В  социальном и этическом (нравственном, поведенческом) учете, аудите  и отчете информация не должна  содержать существенных ошибок. Для этого ее необходимо представить  в соответствии с реальными  данными о деятельности компании. Кроме того, информация по корпорации должна быть представлена в нейтральном стиле;

- релевантность,  т.е. должна быть полезна как  для компании, так и для заинтересованных  групп, в целях формирования  представления о ее деятельности, а также для принятия решений;

- понятность, т.е.  быть удобной для понимания  самой компанией и заинтересованными  в ней группами. Технические и  научные термины должны иметь  пояснения в отчете;

- интегрированность.  Социальный, этический учет, аудит  и отчетность должны быть частью  повседневной деятельности компании, ее организационной системы и процесса принятия решений; и не могут рассматриваться в качестве одноразовой задачи для создания социального отчета;

- постоянное  улучшение. На основе ранее  полученных результатов социального,  этического учета, аудита и отчета компания обязана прилагать усилия по улучшению своей деятельности. Принцип постоянного улучшения - это требование стабильного развития учета, аудита и отчетности как таковых внутри организации Помимо того, что отчетность должна быть составлена, она еще должна быть представлена в доступной и понятной форме для всех заинтересованных лиц. Пресс-конференциями, презентациями и рассылкой корпоративной отчетности по Интернету, в случаях необходимости, занимаются специально созданные отделы по связям с пользователями корпоративной отчетности.

 

Тема 8. Внутренний и внешний контекст корпоративной социальной политики

Роль  государства в регулировании  отношений между бизнесом и обществом

Нерегулируемой  экономики не бывает. Государство, выполняя свои функции, всегда в известной мере вмешивалась в экономические процессы. Однако если в эпоху свободной конкуренции государственное вмешательство в бизнес мало ограничен и эпизодический характер, то уже в начале XX в. масштабы этого вмешательства расширились, а с 40-х годов стали беспрецедентными. Государство превратилось в одного из ведущих субъектов экономической жизни практически во всех индустриально развитых странах.

В мировой практике усиливается роль государства в  экономической жизни общества Это проявляется в разработке системы нормативных актов, направленных на регулирование рынка, банковской деятельности, таможенных правил, бизнеса, цен и заработной платы, социальной защиты населения, контроля за деятельностью монополистических объединений.

Государственное регулирование бизнеса - это влияние государства на деятельность предпринимательских структур, субъектов бизнеса и рынка с целью обеспечения нормальных условий функционирование их.

Потребность регулирование  бизнеса сегодня обусловлена  целями экономической политики государства и прежде:

-постепенным переходом к рыночной экономике;

-подчинением общественного производства потребностям и интересам людей, созданием условий для свободного творческого труда;

-повышением престижа предпринимательства и добросовестной работы;

-обеспечением высокой эффективности производства и деятельности предпринимательских структур, субъектов бизнеса;

-созданием условий стабильного экономического роста и др.

Стимулируя  эффективное коммерческое освоение технологических нововведений, рыночный механизм не способен самостоятельно обеспечить бизнеса стратегические прорывы в области науки и технологий, глубокие структурные преобразования производства Ему не хватает мощности для того, чтобы сдвинуть крупномасштабные инвестиционные проекты с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью относительно будущего прибыли. В таких ситуациях бизнес нуждается в государственном регулировании, поскольку оно необходимо для планирования долгосрочных зарубежных инвестиций. Участие государства заключается в стимулировании научно-технического прогресса, инвестиционной и структурной политике, в разработке соответствующего законодательства

Бизнес не может  самостоятельно решить сложные региональные проблемы, возникающие под влиянием исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов. Для их решения также требуется вмешательство государства, его соответствующая региональная политика Как показывает практика, государственные вмешательства на национальном и международном уровнях является обязательным условием здорового развития бизнеса.

В чем  состоит идеология социально-ответственного предпринимательства? В каких условиях она формируется?

Предпринимательство в современной России воспринимается населением неоднозначно; социологические опросы последнего десятилетия отражали настороженность и негативизм, выражаемый отдельными социальными категориями россиян в отношении социальной значимости предпринимательской деятельности. Сегодня изменяются сущность бизнеса и представления о его целях и основных функциях, переформулируется социальная ответственность предпринимательства в российской ситуации, насущной и непростой задачей становится достижение социальной справедливости в условиях рынка. В информационном, постиндустриальном обществе с большей силой заявляет о себе общественная потребность в социально ответственном предпринимательстве, актуализируются ценности этики бизнеса, в том числе и в стремительно растущей сфере услуг. Предназначение бизнеса состоит не только в получении прибыли, существует еще и социальная ответственность, которая предполагает отношения доверия и партнерства. Современный российский предприниматель все чаще включается в совместные социально значимые проекты с третьим сектором и государством. Развитие бизнеса обусловливает его институциализацию и превращение в важный фактор социального и экономического развития во всем мире и в России, в частности.

Под социальной ответственностью бизнеса во всем мире понимаются как программы, предназначенные для сотрудников частных компаний, так и мероприятия по защите окружающей среды, поддержке социально незащищенных категорий населения, сохранению и развитию жилищно-коммунального хозяйства и памятников культуры, спонсорская помощь образовательным и спортивным организациям, различные благотворительные акции и т.д. Но если все же отойти от общемирового понимания "соцответственности", то соцответственность по-русски - это реагирование на государственные социальные вызовы. Социальная ответственность бизнеса не может быть равнозначной и единой для бизнеса крупного, среднего и малого. В малом бизнесе социальная миссия заложена изначально, оно по определению самое массовое. Это главный резерв и источник создания рабочих мест, реальный инструмент удовлетворения потребительских и социальных запросов населения. А значит, действенный механизм борьбы с бедностью и насыщения рабочими местами рынка труда.

Информация о работе Корпоративная социальная политика