Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:38, контрольная работа
В чем состоит концепция корпоративного эгоизма М.Фридмана?
Концепция «корпоративного эгоизма». Сформировалась на основе классической формулировки нобелевского лауреата М. Фридмана, согласно которой «единственным бизнесом для бизнеса является максимизация прибыли в рамках соблюдения существующих правил игры». В интерпретации либералов Корпоративная Социальная Оответственность заключается в выполнении социальных обязательств, которые государство предъявляет к бизнесу. Потом из этой концепции появился термин «компания собственников» (подход Минфорда). Таким образом, КСО стало пониматься как обеспечение экономических и финансовых интересов собственников и получение компанией высокой прибыли. Подобная к
· Институт социальной и этической ответственности разработал в 1999 г. международный стандарт АА 1000. В состав стандарта включены индикаторы, по которым может быть проведен социальный и этический аудит.
К стандартизации своей социальной деятельности приступили многие транснациональные корпорации, крупные компании, которые заинтересованы в укреплении своей деловой репутации, клиентской базы, привлечении инвестиций, углублении диалога с государством и обществом.
Стандарты социальной ответственности в Европейском сообществе
Понятие «корпоративной социальной ответственности» сформировалось на Западе сравнительно недавно, около 20 лет назад. До этого периода существовали разрозненные стандарты в различных областях корпоративного управления, касающиеся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. В сфере социальной политики компаний стандарты и правила не были выработаны вообще, преобладал «случайный» подход: работа по обращениям, ответ на просьбы местных властей или требования профсоюзов.
Однако уже с конца семидесятых годов ведущие компании США и Великобритании начали приходить к необходимости объединить разрозненные элементы корпоративной политики, связанные с взаимоотношениями компании с внешней средой и выработать целостные подходы к взаимодействию с обществом. Такая политика, с одной стороны, должна была бы быть связана с философией компании, ее маркетинговой стратегией, с другой стороны, отвечала бы ожиданиям общества.
К началу XXI века большинство крупных компаний США и Западной Европы сформировали собственную политику корпоративной социальной ответственности (КСО). Более того, были созданы объединения компаний, целью которых стало развитие и продвижение концепции корпоративной социальной ответственности, эта тема начала разрабатываться исследователями и экспертами, работающими в области корпоративного управления, а изучение концепции корпоративной социальной ответственности вошло во все учебные курсы по корпоративному менеджменту ведущих экономических вузов.
Green paper Европейского
союза определяет
На сегодняшний день не существует единого общемирового определения корпоративной социальной ответственности. Однако все представленные подходы едины в одном: корпоративная социальная ответственность – это ответственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом. Все объединения предпринимателей и исследователи включают сюда
• Ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами
• Ответственность в отношении потребителей
• Ответственную политику в отношении работников
• Экологическую ответственность
• Ответственность компании перед обществом в целом.
В России также
начинает внедряться концепция КСО,
которая содержит все пять вышеперечисленных
элементов, хотя пока особое внимание
уделяется в российских компаниях
отношениям с работниками и
Социальная корпоративная отчетность, значение и требования к отчетности
Говорить о
широком использовании
На сегодняшний день в России составление корпоративной отчетности носит добровольный характер, но не исключено что в перспективе возможно законодательное прикрепление социальных обязательств перед обществом. Разработка Российской базы, стратегии, политики и концепции развития социально ответственного ведения предпринимательства будут основаны на опыте зарубежных стран, использующих корпоративную отчетность на протяжении многих лет и успешно зарекомендовавших себя на мировом рынке.
Успех в решении стратегических задач зависит от правильного составления и предоставления корпоративной отчетности.
Основными требованиями к составлению корпоративной отчетности, полезной пользователям, являются:
· целесообразность. Это требование заключается в подготовке и использованию информации, которая должна отвечать той цели, для которой она подготовлена;
· рентабельность. Отражает что затраты на подготовку информации для отчетности не должны превышать выгоды от ее использования;
· объективность. Подготовленная и представленная информация не должна быть заведомо ложной или предвзятой;
· адресность. Отчетность должна быть доведена до пользователя по средствам наиболее эффективных и для каждого предприятия индивидуальных средств коммуникации;
· краткость. Данные по предприятию должны быть сформулированы четко и информативно и не содержать ничего лишнего;
· точность. Степень погрешности, присущая информации, не должна превышать уровня, чтобы изменить решение, принимаемое на ее основе;
· оперативность. Скорость работы с информацией должна быть высокой, чтобы она была готова к тому времени, когда она необходима;
· сопоставимость. Зачастую информация должна быть сопоставимой по времени и по подразделениям организации - См.:http://cma.org.ru/cma/.
Для составления корпоративной отчетности анализируются стандарты финансовой, бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетностей.
Также необходимо раскрытие информации:
· о сделках с миноритарными акционерами (размер пакета акций которых не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией), внутрикорпоративных сделках и сделках с заинтересованными лицами;
· о корпоративном управлении;
· об уставных документах компании (Устав, внутренние положения и т.п.);
· отчеты о социальной политике и о защите окружающей среды.
При этом информация должна быть качественной и обладать такими качествами как:
- сравнимость,
т.е. должна быть сопоставима
с предыдущими периодами
- надежность. В
социальном и этическом (
- релевантность,
т.е. должна быть полезна как
для компании, так и для заинтересованных
групп, в целях формирования
представления о ее
- понятность, т.е.
быть удобной для понимания
самой компанией и
- интегрированность.
Социальный, этический учет, аудит
и отчетность должны быть
- постоянное
улучшение. На основе ранее
полученных результатов
Тема 8. Внутренний и внешний контекст корпоративной социальной политики
Роль государства в регулировании отношений между бизнесом и обществом
Нерегулируемой экономики не бывает. Государство, выполняя свои функции, всегда в известной мере вмешивалась в экономические процессы. Однако если в эпоху свободной конкуренции государственное вмешательство в бизнес мало ограничен и эпизодический характер, то уже в начале XX в. масштабы этого вмешательства расширились, а с 40-х годов стали беспрецедентными. Государство превратилось в одного из ведущих субъектов экономической жизни практически во всех индустриально развитых странах.
В мировой практике усиливается роль государства в экономической жизни общества Это проявляется в разработке системы нормативных актов, направленных на регулирование рынка, банковской деятельности, таможенных правил, бизнеса, цен и заработной платы, социальной защиты населения, контроля за деятельностью монополистических объединений.
Государственное регулирование бизнеса - это влияние государства на деятельность предпринимательских структур, субъектов бизнеса и рынка с целью обеспечения нормальных условий функционирование их.
Потребность регулирование бизнеса сегодня обусловлена целями экономической политики государства и прежде:
-постепенным переходом к рыночной экономике;
-подчинением общественного производства потребностям и интересам людей, созданием условий для свободного творческого труда;
-повышением престижа предпринимательства и добросовестной работы;
-обеспечением высокой эффективности производства и деятельности предпринимательских структур, субъектов бизнеса;
-созданием условий стабильного экономического роста и др.
Стимулируя эффективное коммерческое освоение технологических нововведений, рыночный механизм не способен самостоятельно обеспечить бизнеса стратегические прорывы в области науки и технологий, глубокие структурные преобразования производства Ему не хватает мощности для того, чтобы сдвинуть крупномасштабные инвестиционные проекты с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью относительно будущего прибыли. В таких ситуациях бизнес нуждается в государственном регулировании, поскольку оно необходимо для планирования долгосрочных зарубежных инвестиций. Участие государства заключается в стимулировании научно-технического прогресса, инвестиционной и структурной политике, в разработке соответствующего законодательства
Бизнес не может самостоятельно решить сложные региональные проблемы, возникающие под влиянием исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов. Для их решения также требуется вмешательство государства, его соответствующая региональная политика Как показывает практика, государственные вмешательства на национальном и международном уровнях является обязательным условием здорового развития бизнеса.
В чем
состоит идеология социально-
Предпринимательство в современной России воспринимается населением неоднозначно; социологические опросы последнего десятилетия отражали настороженность и негативизм, выражаемый отдельными социальными категориями россиян в отношении социальной значимости предпринимательской деятельности. Сегодня изменяются сущность бизнеса и представления о его целях и основных функциях, переформулируется социальная ответственность предпринимательства в российской ситуации, насущной и непростой задачей становится достижение социальной справедливости в условиях рынка. В информационном, постиндустриальном обществе с большей силой заявляет о себе общественная потребность в социально ответственном предпринимательстве, актуализируются ценности этики бизнеса, в том числе и в стремительно растущей сфере услуг. Предназначение бизнеса состоит не только в получении прибыли, существует еще и социальная ответственность, которая предполагает отношения доверия и партнерства. Современный российский предприниматель все чаще включается в совместные социально значимые проекты с третьим сектором и государством. Развитие бизнеса обусловливает его институциализацию и превращение в важный фактор социального и экономического развития во всем мире и в России, в частности.
Под социальной ответственностью бизнеса во всем мире понимаются как программы, предназначенные для сотрудников частных компаний, так и мероприятия по защите окружающей среды, поддержке социально незащищенных категорий населения, сохранению и развитию жилищно-коммунального хозяйства и памятников культуры, спонсорская помощь образовательным и спортивным организациям, различные благотворительные акции и т.д. Но если все же отойти от общемирового понимания "соцответственности", то соцответственность по-русски - это реагирование на государственные социальные вызовы. Социальная ответственность бизнеса не может быть равнозначной и единой для бизнеса крупного, среднего и малого. В малом бизнесе социальная миссия заложена изначально, оно по определению самое массовое. Это главный резерв и источник создания рабочих мест, реальный инструмент удовлетворения потребительских и социальных запросов населения. А значит, действенный механизм борьбы с бедностью и насыщения рабочими местами рынка труда.