Корпоративная социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:38, контрольная работа

Описание работы

В чем состоит концепция корпоративного эгоизма М.Фридмана?
Концепция «корпоративного эгоизма». Сформировалась на основе классической формулировки нобелевского лауреата М. Фридмана, согласно которой «единственным бизнесом для бизнеса является максимизация прибыли в рамках соблюдения существующих правил игры». В интерпретации либералов Корпоративная Социальная Оответственность заключается в выполнении социальных обязательств, которые государство предъявляет к бизнесу. Потом из этой концепции появился термин «компания собственников» (подход Минфорда). Таким образом, КСО стало пониматься как обеспечение экономических и финансовых интересов собственников и получение компанией высокой прибыли. Подобная к

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа_к экзамену.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

Можно выделить два сущностных компонента реализации корпоративного гражданства. Во-первых, это последовательная, систематическая  и целостная система управления ответственностью, подчеркивающая взаимосвязанность интересов компании, ее стейкхолдеров и окружающей среды. Данная система реализуется при поддержке внешних консультантов в области промышленности, экологии и социальной политики. Во-вторых - система гарантии ответственности и процессов. Внешняя гарантия ответственности, основывается на глобальных стандартах внешней проверки, мониторинга и сертификации. Компании широко трактуют понятие корпоративного гражданства, включая туда такие направления как деятельность по охране окружающей среды, медицинское обслуживание работников, выпуск надежных и безопасных товаров, соблюдение  профессиональных этических норм, участие в программах местных сообществ, традиционная филантропия и так далее. Концепция корпоративного гражданства лежит в основе деятельности большинства современных транснациональных корпораций, определяя их взаимодействие с государствами и обществами в эпоху глобализации

Какими  общими с другими странами и особенными чертами отличалась промышленная революция в России в 19 веке?

Промышленная  революция в России в конце  первой половины XIX века носила крайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразием  социально-экономических укладов  огромной по территориальным масштабам страны. Промышленный переворот в России начался в 1830—1850-х годах, когда были созданы, практически с нуля, технически передовые для того времени текстильная и сахарная промышленность и началось техническое перевооружение металлургии. Раньше всего этот процесс начался в текстильной промышленности (в первую очередь хлопчатобумажной), позднее — в горнодобывающей. В связи с переходом к машинной технике возрастает производительность труда (к середине века в три раза), ускоряются темпы экономического развития, постепенно меняется отраслевая структура промышленности.

Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Великая индустриа́льная револю́ция) — совокупность экономических, социальных и политических сдвигов, происшедших  в результате перехода от мануфактуры к фабричной стадии капиталистического производства (переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике). Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Термин «промышленная  революция» был введен в научный  оборот выдающимся французским экономистом Жеромом Бланки.

Промышленная  революция связана не просто с  началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры  общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.

Тема 5. Корпоративная социальная политика и менеджмент предприятий.

Какие преимущества социальная политика предприятия  дает для управления человеческими ресурсами?

Для рассмотрения вопроса о роли социальной политики предприятия в повышении эффективности  использования человеческого капитала,  определимся в понятийном поле.

Социальная  политика организации – система мер,  направленных на осуществление социальных программ,  поддержания доходов,  уровня жизни сотрудников,  обеспечения занятости,  поддержки и развития социальной сферы,  предотвращения социальных конфликтов. Социальная ответственность бизнеса – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной,  экономической и экологической сферах,  связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.  Социально ответственная компания – компания,  действующая по принципам социальной ответственности и осуществляющая комплекс социальных программ в приоритетных для нее направлениях.  Социальные программы компании – добровольно осуществляемая компанией деятельность в социальной,  экономической и экологической сферах, которая носит системный характер,  связана с ее миссией и стратегией развития бизнеса и направлена на удовлетворение запросов различных заинтересованных в деятельности компании сторон. Заинтересованные в деятельности компании стороны – это индивидуумы,  организации или сообщества, имеющие непосредственное отношение к деятельности компании или связанные с ее деятельностью косвенно.

Организация или  компания,  сделавшая своей предпринимательской  целью быть лучше конкурента в  отношении продуктов и услуг,  также предлагает своим сотрудникам больше,  чем положенный по закону и согласно тарифному соглашению минимум социальной защиты.  Система дополнительных социальных льгот должна быть не только привлекательной для сотрудника,  но и ориентированной на успех организации и,  следовательно,  в одинаковой мере –  полезной для обоих производственных партнеров – работополучателя и работодателя. 

Социальная  политика в организации должна отвечать следующим принципам: знать и  учитывать материальные и нематериальные потребности и интересы сотрудников; предоставленные услуги должны быть известны сотрудникам,  расцениваться ими как добровольные расходы компании на социальные нужды; быть для организации экономически оправданной и ориентироваться в системе рыночной экономики на соображения расходов и эффективности;  социальные нужды,  которые уже в достаточной мере удовлетворяются государством или другими общественными учреждениями, не должны быть предметом социальной политики в организации.

Социальная  политика организации,  будучи частью политики управления персоналом,  выполняет следующие функции: (1)  сокращение конфликтов; (2) улучшение отношений между работодателями и наемными работниками; (3) привлечение новых работников; (4) создание благоприятного имиджа фирмы в глазах общественности; (5) «привязку» персонала к данной организации. Компании,  придерживающиеся социально ответственной практики ведения бизнеса,  получают такие преимущества как повышение производительности труда персонала, сокращение операционных затрат, привлечение дополнительных инвестиций, а также увеличение продаж и рост лояльности клиентов.

Говоря о  социально ответственной практике ведения бизнеса,  речь,  главным  образом, идет об отношениях компании к своему персоналу. И, в первую очередь, этот факт находит свое отражение  в системе стимулирования работников к трудовой деятельности.

Но социальная политика не сводится лишь к своевременной  выдаче заработной платы.  Социальная политика предприятия должна быть направлена на повышение,  как уровня социальной защищенности,  так и производительности труда персонала, поэтому, помимо разработки и внедрения эффективной системы мотивации на предприятии или фирме необходимо также создать систему мониторинга социальной сферы. Система мониторинга социальной сферы позволяет отслеживать изменение потребностей персонала на этапе их возникновения, позволяя переходить на более эффективные формы мотивации в каждом конкретном случае, ведь,  тот фактор,  который сегодня мотивирует конкретного ч е л о в е к а  к  и н т е н с и в но м у  т р уду,  з а в т р а  м о ж е т с п о с о б с т в о в а ть  «отключению» того же самого человека

В чем состоят основные черты  концепции человеческого капитала Г.Беккера?

Как самостоятельный  раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50--60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера "Человеческий капитал" (1964 г.).

Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем, классикой современной экономической мысли стал трактат Г. Беккера. В своем анализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т. п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области.

Таким образом, человеческий капитал - это имеющийся  у каждого запас знаний, навыков, мотиваций, которые используются индивидом  для получения дохода, или способность  людей к участию в процессе производства. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в оценке экономической отдачи от образования.

Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат “упущенные заработки”, т. е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли.

Теория человеческого  капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

1) выделение  «капитальных», инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;

2) переход от  текущих показателей к показателям,  охватывающим весь жизненный  цикл работников (таким, как пожизненные  заработки);

3) признание  человеческого времени в качестве  ключевого экономического ресурса

Нужно отметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:

1. приобретенный  запас знаний, умений, навыков;

2. что этот  запас целесообразно использовать  в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;

3. что использование  данного запаса приводит к  росту заработков (доходов) данного  работника в будущем путём  отказа от части текущего потребления;

4. что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;

5. что человеческие  способности, дарования, знания  и т.д. являются неотъемлемой  частью каждого человека;

6. и что мотивация  является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.

Человеческий  капитал подразделяется на:

1. Общий человеческий  капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях.

2. Специфический  человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы  только на определенном рабочем  месте, только в конкретной  фирме.

3. Человеческий интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта.

Каковы преимущества инвестиций в  нематериальные активы предприятия?

Нематериальные  активы - это категория, которая возникает вследствие владения правами на объекты интеллектуальной собственности или на ограниченные ресурсы и их использования в хозяйственной деятельности с получением дохода.

В состав внеоборотных активов длительного пользования  предприятия входят нематериальные активы. К ним относятся приобретенные предприятием за плату патенты, лицензии, авторские права, изобретения, программные продукты для ЭВМ, товарные знаки, торговые марки организационные расходы, права на интеллектуальную собственность, «цена фирмы» и др. К ним в частности относятся права пользования земельными участками и объектами природопользования. То есть под нематериальными активами следует понимать права пользования и преимущества, объекты интеллектуальной собственности, имеющие стоимость, но как правило, не имеющие материально-вещественной структуры. Вложения в нематериальные активы носят инвестиционный характер.

Нематериальные  активы предоставляют предприятию  долгосрочные права или преимущества. Чаще всего это права на использование  других активов (право на аренду помещений и земельных участков), осуществление отдельных видов деятельности, для которых является обязательным патентование или лицензирование, исключительные права на использование определенной формулы, технологии или внешнего вида. Такие права являются долгосрочными инвестициями, которые предприятие осуществляет за денежные средства или в обмен на другие активы. Использование прав дает предприятию преимущества, которое дает возможность снизить себестоимость продукции, занять определенное место на рынке или лучше продвигать продукцию. При приобретении нематериальных активов за денежные средства или в обмен на другие активы проблем в их оценке, конечно, не возникает. Значительно сложнее, а иногда и невозможно оценить нематериальные активы, созданные собственными силами.

Информация о работе Корпоративная социальная политика