Корпоративная социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:38, контрольная работа

Описание работы

В чем состоит концепция корпоративного эгоизма М.Фридмана?
Концепция «корпоративного эгоизма». Сформировалась на основе классической формулировки нобелевского лауреата М. Фридмана, согласно которой «единственным бизнесом для бизнеса является максимизация прибыли в рамках соблюдения существующих правил игры». В интерпретации либералов Корпоративная Социальная Оответственность заключается в выполнении социальных обязательств, которые государство предъявляет к бизнесу. Потом из этой концепции появился термин «компания собственников» (подход Минфорда). Таким образом, КСО стало пониматься как обеспечение экономических и финансовых интересов собственников и получение компанией высокой прибыли. Подобная к

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа_к экзамену.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

Индексы устойчивого социального развития, этические индексы

Индексы устойчивого  развития – это комплексные показатели, получаемые в ходе  агрегации (объединения) нескольких индикаторов друг с другом или с другими данными.

Индексы устойчивого  развития в настоящее время, наиболее часто используемым инструментом для оценки прогресса в достижении устойчивого развития.

Индексы устойчивого  развития являются комплексными и обобщёнными  показателями реализации  устойчивого  развития государств и мира в целом, характеризующие состояние и динамику развития. Основной целью введения индексов является оценка ситуации или события, для прогноза развития сложившейся ситуации и разработки её решения.

Индексы могут  служить рекомендательной базой  при принятии значимых управленческих решений.

Индексы применяются  для обоснования принимаемого решения  посредством количественной оценки и упрощения.

Индикаторы  и индексы должны соответствовать  следующим критериям:

1)    Обладать  чувствительностью;

2)    Быть  легко и однозначно интерпретируемыми;

3)    Сочетать  в себе экологические, экономические  и социальные аспекты;

4)    Быть  научно обоснованными;

5)    Иметь  количественное выражение;

6)    Быть  репрезентативными; и т.д.

Индикаторы  и индексы могут быть также  классифицированы по иерархическим уровням: глобальном, региональном, национальном и локальном.

При разработке комплексных индексов развития различными организациями часто используется достаточно сложная система показателей, сбор информации по которым является трудоёмкой и дорогостоящей задачей.

Выделяют два  подхода к построению индексов:

1)    Построение  системы индексов, с помощью которых можно судить об отдельных аспектах развития: экологических, социальных, экономических и др.

При таком подходе индексы могут объединены на соответствующие группы: экологические, социальные, экономические и др.

2)    Построение  интегральных, агрегированных индексов, с помощью которых можно комплексно  судить о развитии страны (или  региона). Обычно агрегированные  показатели подразделяются на  следующие группы:

-социально-экономические;

-эколого-экономические:

-социально-экологические;

-эколого - социо-экономические.

К сожалению, в  связи со сложностью разработки, в  настоящее время в мире нет  ни одного общепризнанного индекса  развития. Однако, разработка комплексного индекса развития является достаточно заманчивой идеей, и многие международные организации активно разрабатывают подходы к решению этой проблемы.

Влияние международных организаций гражданского общества на этическое предпринимательство, социальную политики предприятий

В глоссарии  Европейского фонда управления качеством (EFQM) этика организации определена как нравственные устои, взятые на вооружение и соблюдаемые всеми работниками  данной организации. Базируясь на общечеловеческих ценностях, этические нормы деловых отношений выступают одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Мораль и этика составляют основу деловой культуры организации (называемой также организационной или корпоративной культурой), под которой понимаются принятые руководством организации и поддерживаемые персоналом духовные ценности. И хотя многие считают, что деловая культура касается только внутренней жизни коллектива, фактически она формирует и внешнюю жизнь организации (внешние отношения). Деловая культура организации проявляется в поведении сотрудников, в их восприятии себя, организации в целом и окружающей среды.

Деловая этика  базируется на честности, открытости, верности данному слову, способности  эффективно функционировать на рынке  в соответствии с действующим  законодательством, установленными правилами  и традициями. Предприниматель - это  человек, постоянно готовый идти на риск, энергичный, настойчивый, умеющий преодолевать трудности и преграды на пути к намеченной цели, человек с нестандартным мышлением, способный принимать управленческие решения. Этика предпринимательской деятельности помогает не только наращивать прибыль, но и сохранить клиентов. По подсчетам специалистов, удержать старых партнеров в пять раз дешевле, чем завоевать благосклонность новых. Предприниматель всегда ориентируется на потребителя. В этих целях до вложения инвестиций в основной капитал приходится затрачивать немало денег, времени и сил на формирование этики, культуры компании и соответствующую подготовку ее работников. В предпринимательстве существует правило: постоянно заботься о своих клиентах и сотрудниках, а рынок позаботится о тебе.

Этические принципы ведения предпринимательской деятельности разработаны организацией «Круглый стол мирового бизнеса», основанной в 1986 г. бизнесменами из США, Европы и  Японии. «Круглый стол» создал свод правил на основе идеологии японских корпораций «кёсей» (в буквальном переводе - «жить и работать вместе»).

Принцип 1. Компании несут обязательства не только перед  держателями акций, но и всеми, кто  прямо или косвенно участвует  в бизнесе. Ценность бизнеса для  общества состоит в том, что он обеспечивает материальное благосостояние и занятость населения, а также предоставляет качественные товары и услуги по приемлемым ценам. Предприятия призваны сыграть определенную роль в улучшении жизненных условий своих клиентов, сотрудников, партнеров, инвесторов, выделяя им долю того состояния, которое они создали совместными усилиями. Поставщики и конкуренты тоже вправе рассчитывать на то, чтобы с ними обращались честно и справедливо. Как сознательные члены общества бизнесмены несут долю ответственности за то, как регионы, страны и весь мир буду выглядеть в будущем.

 Принцип  2. Компании должны вносить свой  вклад в социальный прогресс  стран, в которых они действуют,  обеспечивая эффективную производственную  деятельность и помогая повышать  благосостояние жителей этих  стран. Компании должны способствовать экономическому и социальному развитию путем разумного использования ресурсов, свободной и честной конкуренции и совершенствования технологии, методов производства и т. д. Бизнес должен оказывать положительное воздействие на образование, права человека и общее оздоровление тех стран, в которых он действует.

Принцип 3. Коммерческая тайна имеет право на существование, однако бизнесмен должен понимать, что искренность, доброжелательность, честность, умение держать слово  и открытость не только способствуют укреплению репутации и стабильности, но и обеспечивают четкость и эффективность сделок, особенно на международном уровне.

 Принцип  4. Во избежание трений и для  обеспечения свободной торговли, а также создания равных возможностей для конкуренции, справедливого отношения ко всем участникам бизнеса бизнесмен должен уважать законы. Кроме того, он должен признавать, что некоторые действия, даже законные, могут иметь нежелательные последствия.

Принцип 5. Компании должны объединить усилия по обеспечению прогрессивной и законной либерализации торговли, ослаблению местных ограничений, которые тормозят торговлю в целом, и при этом уважать политические цели каждой страны.

Принцип 6. Компании должны защищать и по возможности  улучшать состояние окружающей среды, предотвращать нерачительное использование природных ресурсов.

 Принцип  7. Компании не должны участвовать  в действиях, попустительствующих  взяточничеству, отмыванию денег  или других действий, связанных  с коррупцией. Недопустимы торговля оружием и другими материалами для ведения террористической деятельности, наркотиками, а также участие в иных видах организованной преступности.

Международные инициативы, направленные на развитие корпоративной социальной политики

проблемы становления  социальной ответственности бизнеса возникли не сегодня и не только в России. Они занимают важное место в деятельности высокоавторитетных международных организаций, объединяют усилия деловых кругов, общественных и государственных структур различных стран.

Доклад Генерального Секретаря ООН К. Аннана «Разработка руководящих принципов относительно роли социальной ответственности частного сектора» (документ А/АС.253/21)10.

Причины, потребовавшие  разработки руководящих принципов  социальной ответственности:

· Глобализация;

· Сокращение государственного сектора в социальной сфере;

· Перемещение  частного капитала через национальные границы (экономическое ослабление стран);

· Значительное возрастание частных активов  и прибыли (влияние на процесс  принятия политических решений).

В данном документе  ООН:

· Введены определения  и понятия, позволяющие сформулировать элементы социальной ответственности  бизнеса, оценить степень развития его форм;

· Дан общий  обзор предпринятых инициатив (в  первую очередь, разработки кодексов поведения);

· Сформулированы межправительственные подходы к  социальной ответственности бизнеса;

· Определены механизмы  международной стандартизации социальной ответственности бизнеса;

· Даны выводы и  рекомендации.

Ежегодные встречи  в рамках Экономического Форума в Давосе отражают намерение мировой экономической и бизнес6элиты осуществлять постоянные консультации с политическим руководством государств. Темы конференций касаются экономических, торговых, финансовых проблем, но исходят из политических тенденций мирового развития. Именно на Давосском Форуме в январе 1999 г. была озвучена инициатива Генерального Секретаря ООН К. Аннана по заключению Глобального пакта (Global Compact) с бизнессообществом.

Причины выдвижения инициативы Глобального пакта:

· Нарастающие  темпы глобализации сопровождаются ростом социальной напряженности;

· 500 самых крупных  международных промышленных корпораций контролируют 25% мирового объема производства и оказывают значительное влияние  на процессы мирового развития;

· Мировой бизнес обладает громадными ресурсами и рядом предыдущих инициатив уже сформулировал намерения о повышении уровня социальной ответственности.

Глобальный  пакт содержит девять принципов в  области прав человека, трудовых отношений  и защиты окружающей среды. Сегодня  к нему присоединились сотни крупнейших компаний из разных стран, в числе первых — США, Швейцария, Норвегия и т.д.

Первой из присоединившихся к Глобальному пакту российских компаний стала компания ЮКОС. В 2000—2001гг. ей были проведены мероприятия по стандартизации отчетности, в том числе социальной.

Еще одним международным  механизмом социальной ответственности  бизнеса являются правила корпоративного поведения. Они обычно разрабатываются  в виде кодексов поведения и кодексов деловой этики.

По данным Международной  организации труда (МОТ) к началу 2000 г. было разработано 215 международных корпоративных кодексов поведения, 80% из них — транснациональными корпорациями. Таким образом, воздействие на конкретную компанию осуществляет и профессиональное сообщество посредством корпоративных процедур.

Примеры кодексов поведения из российской практики.

  • В апреле 2002 г. российскому бизнесу был рекомендован к применению Кодекс корпоративного поведения, разработанный под руководством ФКЦБ России при участии широкого круга отечественных и зарубежных экспертов и одобренный Правительством. В кодексе приведены основные рекомендации, касающиеся передовой практики корпоративного поведения, и этот документ стал своеобразным национальным стандартом деловой этики.
  • В июле 2002 г. принят Кодекс корпоративного поведения и этики ведения бизнеса группой компаний «Тройка диалог» (отношения с акционерами, принципы работы совета директоров, политика в отношении сотрудников, клиентов, партнеров и конкурентов, связи с общественностью и участие в общественных мероприятиях).
  • В рамках Национальной программы «Российская деловая культура» разработаны «Принципы ведения дел в России» и принят ряд отраслевых кодексов (например, строительными, риэлторскими и рекламными компаниями);
  • В сентябре 2000 г. принят Кодекс профессиональной этики оценочных компаний Российской Федерации (отношения с клиентами, государством, партнерами и конкурентами, прессой, рекламными агенствами, общественными организациями).

Социальная  отчетность и международные стандарты:

Кодексы поведения являются бесспорно важным механизмом социальной ответственности бизнеса, но они не дадут каких6либо существенных результатов, если отсутствует внешний и внутренний контроль за их соблюдением. Механизмами контроля являются устанавливаемые стандарты, которые разрабатываются различными международными организациями. Это показатели и правила предоставления информации о социальной ответственности и деятельности корпораций.

Организации, осуществляющие разработку таких стандартов:

· Глобальная инициатива по представлению отчетности (GRI). Учреждена по инициативе Коалиции за экологически чистую экономику (CERES) в 1997 г., объединяет компании, бизнес6ассоциации, неправительственные организации, организации системы ООН, экспертов. Занимается разработкой отчетности по устойчивости компаний, включая показатели по социальной деятельности;

· Аккредитационное агентство Совета по экономическим приоритетам (SEPAA). Учреждено в 1997 г. представителями частного и государственного секторов. Им разработан и внедрен стандарт социального учета «Социальная ответственность» SA 8000;

Информация о работе Корпоративная социальная политика