Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.
Задачи курсовой:
1) Изучить внутренний мир подростка, характеристику его поведения;
2) Проанализировать причины конфликтов и агрессии подростков;
3) Выявить пути решения данной проблемы.
Введение……………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Психологические особенности детей
подросткового возраста……………………………….…………..…5
1.1. Личностные особенности подростка…………………….5
1.2. Особенности поведения подростков………………...…..9
ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом
возрасте…………………………………………………………...….13
2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов…….…..…13
2.2. Виды конфликтов подростков…………………..………19
2.3. Способы разрешения и
предупреждения конфликтов…………………………………26
Заключение………………………………………………….…..……31
Список использованной литературы…….….…….……..………..33
У ребенка в подростковом возрасте происходит переориентация одних ценностей на другие. Подросток стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становятся для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание подростком чувства собственной ценности. Неслучайно поэтому истоки конфликтности подростков лежат, как правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.).( Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1965.)
Выделяют четыре группы подростков
на основе определенного типа поведения,
с учетом направленности их личности.
Первую группу подростков характеризует
устойчивый комплекс аномальных, аморальных,
примитивных потребностей, стремление
к потребительскому времяпрепровождению,
деформация ценностей и отношений.
Эгоизм, равнодушие к переживаниям
других, неуживчивость, отсутствие авторитетов
являются типичными особенностями
этих детей. Они эгоцентричны, циничны,
озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки,
драчливы. В их поведении преобладает
физическая агрессивность. Вторую группу
составляют подростки с деформированными
потребностями, ценностями. Обладая
более или менее широким кругом
интересов, они отличаются обостренным
индивидуализмом, желанием занять привилегированное
положение за счет притеснения слабых,
младших. Их характеризует импульсивность,
быстрая смена настроения, лживость,
раздражительность. У этих детей
извращены представления о
Агрессивность в личностных
характеристиках подростков формируется
в основном как форма протеста
против непонимания взрослых, из –
за неудовлетворенности своим
В современном обществе проблема
агрессивного поведения является одной
из центральных психолого-
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверьми).
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов.
Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства.
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. (А. Басс, А. Дарки)
Агрессивные подростки, как правило, имеют некоторые общие черты. Они обладают низким уровнем интеллектуального развития, неустойчивыми интересами, повышенной внушаемостью, подражательностью, недоразвитостью нравственных представлений и бедностью ценностных ориентаций. Они эмоционально грубы, озлобленны против сверстников и окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, она может быть как максимально положительной, так и максимально отрицательной. Их отличают повышенная тревожность, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций. Защитные механизмы преобладают над другими механизмами, регулирующими поведение. Но среди агрессивных подростков встречаются и дети, интеллектуально и социально развитые, у которых агрессивность является средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся в некоторой оппозиции по отношению к взрослым. Возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков.
Личность подростка
Семья не выполняет такие
важнейшие функции, как формирование
у детей чувства
Имеющий место отрицательный
микроклимат во многих семьях, как
и системе формальных и неформальных
отношений с миром взрослых, обусловливает
возникновение отчужденности, грубости,
неприязни определенной части подростков,
стремления делать все назло, вопреки
воли окружающих, что создает объективные
предпосылки для появления
Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально – ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость. (Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков.)
Мальчики и девочки
по – разному проявляют
Таким образом, проведенный анализ литературных источников показал, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, вторые обусловлены спецификой протекания данного возрастного периода. Однако, данное утверждение не означает, что это неизменное явление, не подлежащее коррекции. Большинство авторов указывают на высокую вариативность протекания подросткового кризиса и его зависимость от внешне средовых условий таких как, психолого-педагогическое сопровождение, характер идентификации, климат в семье, отношения со сверстниками и учителями и др. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.
Глава II. Исследование конфликтного
поведения у старших
Проведенный теоретико-методологический
анализ литературы по проблеме подростковой
агрессивности выявил недостаточную
разработанность вопроса
В связи с этим основной
целью эмпирического
Цель конкретизировалась через постановку ряда эмпирических задач:
1. Исследовать уровень агрессивности и особенности агрессивного поведения старших школьников.
2. Сформулировать рекомендации для родителей и учителей по работе с агрессивными детьми.
3. Разработать комплекс занятий по снижению уровня агрессии и освоению конструктивных способов управления агрессией.
В исследовании приняли участие
30 старших школьников 9-го класса в
возрасте 15-17 лет средней
Опросник А. Басса –
А. Дарки для диагностики
Исходя из положений теоретической части данной методики, все агрессивные проявления подразделяются на два основных типа:
- мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность;
- инструментальная агрессия,
как средство (подразумевая при
этом, что и та и другая могут
проявляться как под контролем
сознания, так и вне его и
сопряжены с эмоциональными
В большей степени значимы
проявления мотивационной агрессии
как прямое проявление реализации присущих
личности деструктивных тенденций.
Определив уровень таких
А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия.
2. Косвенная агрессия.
3. Раздражение.
4. Негативизм.
5. Обида.
6. Подозрительность.
7. Вербальная агрессия.
8. Чувство вины.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».