Конфликты в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.
Задачи курсовой:
1) Изучить внутренний мир подростка, характеристику его поведения;
2) Проанализировать причины конфликтов и агрессии подростков;
3) Выявить пути решения данной проблемы.

Содержание

Введение……………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Психологические особенности детей
подросткового возраста……………………………….…………..…5
1.1. Личностные особенности подростка…………………….5
1.2. Особенности поведения подростков………………...…..9
ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом
возрасте…………………………………………………………...….13
2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов…….…..…13
2.2. Виды конфликтов подростков…………………..………19
2.3. Способы разрешения и
предупреждения конфликтов…………………………………26
Заключение………………………………………………….…..……31
Список использованной литературы…….….…….……..………..33

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 174.68 Кб (Скачать)

Практическая значимость. Проведенное исследование может  быть использовано педагогами и воспитателями  школ, работающими в среднем звене  с целью оптимизации учебно-воспитательного  процесса, а также психологами  для составления программ психо-коррекционной  работы с подростками.

 
Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте 

 

1.1. Понятие конфликтов  и конфликтного поведения

Один из возможных вариантов  определения конфликта основан  на его философском понимании, в  соответствии с которым он описывается  как «предельный случай обострения противоречия» (Философская энциклопедия, 1964, с. 55).

Тогда, например, социальный конфликт может быть определен как  «предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей  – классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития» (Социологический  словарь, 1991, с. 80). А.Г. Здравомыслов, автор  наиболее фундаментальной отечественной  монографии по проблемам социологии конфликта, пишет, что «конфликт  – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма  отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального  действия, мотивация которых обусловлена  противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» (Здравомыслов, 1995, с. 94). Р. Дарендорф, наиболее известный  западный исследователь социального  конфликта, определяет его как «любое отношение между элементами, которое  можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности».

«Психологический словарь» определяет конфликт как «трудно  разрешимое противоречие, связанное  с острыми эмоциональными переживаниями» (Психологический словарь, 1983, с. 161). А.Я Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих  в процессе взаимодействия, заключающийся  в противодействии субъектов  конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» (Анцупов  А.Я., Шипилов А.И., 2004).

Б.И. Хасан, один из известных  отечественных исследователей конфликта, предлагает следующее понимание  конфликта: «Конфликт – это такая  характеристика взаимодействия, в которой  не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют  и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации».

Вместе с тем любой  конфликт представляет собой актуализировавшееся  противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в  действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и  являет» (Хасан, 1996, с. 33).

Если исходить из психологической  сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных  ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы.

Ситуация может быть рассмотрена  как сложная субъективно-объективная  реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного  восприятия и личностной значимости для участников ситуации.

По мнению Б. Шведина, трудная  ситуация – это «взаимодействие  личности со сложной обстановкой  в процессе деятельности». Трудная  ситуация характеризуется наличием сложной обстановки, активностью  мотивов личности, нарушением соответствия между требованиями деятельности и  профессиональными возможностями  человека.

Общие признаки трудной ситуации:

- наличие трудности, осознание  личностью угрозы, препятствия на  пути реализации каких-либо целей,  мотивов;

- состояние психической  напряженности как реакция личности  на трудность, преодоление которой  значимо для субъекта;

- заметное изменение привычных  параметров деятельности, поведения,  общения, выход за рамки «обыкновенности».

Основными видами трудных  ситуаций являются трудные ситуации деятельности, бытийные, социального  взаимодействия и внутриличностного  плана.

Одним из основных признаков  трудной ситуации служат препятствия, которые рассматриваются как  угроза реализации мотивов, поставленных целей.

В зависимости от того, как  воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:

1) трудность как потенциальная  угроза (проблемные ситуации деятельности, бытийные ситуации неизвестности,  проблемные ситуации социального  взаимодействия, внутриличностные  затруднения);

2) трудность как непосредственная, уже готовая реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации  деятельности, бытийные ситуации  опасности, предконфликтные ситуации  взаимодействия и внутриличностные  конфликты); потерь.(Анцупов А.Я, Шипилов  А.И.,2004)

В трудной ситуации социального  взаимодействия другой человек (его  присутствие, действия или бездействие) рассматривается как препятствие  для реализации моего «Я» (желаний, стремлений, интересов, ценностей, целей). Это вызывает психическую напряженность.

Рассмотрим основные трудные  ситуации социального взаимодействия. Проблемная ситуация характеризуется  наличием противоречия и положительным  или нейтральным отношением субъектов  взаимодействия друг к другу. Межличностная  напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения  и общения. Угроза со стороны другого  оценивается как потенциальная. (Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.)

Предконфликтная ситуация отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами  или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или  физического ущерба. Характеризуется  началом формирования негативного  отношения к другому, готовностью  противодействовать. Высока вероятность  перерастания в конфликт.

Для конфликтной ситуации свойственны противодействие в  виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов  путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или  материального ущерба, а также  негативное отношение друг к другу (негативные эмоции и формирование «образа врага»). Преобладает мотивация  «на себя». Эмоции доминируют в определении  поведения и манеры общения. В  результате стресса все ресурсы  инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. (Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов – М., Аспект-Пресс,1996)

Трудные ситуации внутриличностного  плана.

Они представляют собой психические  состояния различной интенсивности, вызванные противоречивостью чувств, затянувшейся борьбой различных  сторон внутреннего мира личности, и задерживающие принятие решения. Основные из них – внутриличностные затруднения, конфликты и кризисы.

Внутриличностные затруднения  – относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Представляют собой психические состояния  сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствия решения проблемы.

Внутриличностные конфликты  – наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит  от восприятия личностью значимости трудной ситуации, ее психологической  устойчивости.

Внутриличностные (жизненные) кризисы выступают как особые относительно продолжительные периоды  жизни личности, характеризующиеся  заметными психологическими изменениями.

Человек, находящийся в  трудной ситуации, получает информацию о разных ее элементах: о внешних  условиях; о своих внутренних состояниях; о результатах своих собственных  действий. Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработки этой информации влияют на поведение личности в трудной  ситуации. По мнению В. Мерлина, когда  человек стремится удовлетворить  какой-либо мотив, он нередко сталкивается с противодействием. В результате различных внешний и внутренних противодействий возникает трудная  ситуация. Если в стремления личности включено собственное «Я», то такая  угроза воспринимается как личная.

По мнению некоторых специалистов (например, Н. Наенко), трудная ситуация порождается преимущественно объективными обстоятельствами. (Анцупов А.Я., Шипилов  А.И., 2004).

Типы поведенческого реагирования субъекта на трудную ситуацию.

Активный тип реагирования на трудную ситуацию рассматривается  как деятельная форма адаптации  субъекта к трудной ситуации, активное преобразование среды. Однако эта активность может носить как конструктивный характер (повышение уровня поисковой  деятельности, расширение возможных  вариантов решения проблемы, мобилизация  сил на решение задачи – в целом  повышение эффективности деятельности и общения), так и деструктивный (дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому  или самому себе, ухудшение функционирования и т.д., нервные вспышки, истерические реакции).

Пассивный тип поведения, деятельности и общения в трудной  ситуации может быть реализован также  в двух формах: как приспособление и как уход из ситуации. Приспособление рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка  обстоятельствам, снижение эффективности  деятельности до уровня, который соответствует  изменившимся условиям, и др.

Уход из ситуации реализуется  в таких поведенческих проявлениях, как: избегание взаимодействия, отказ  от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление алкоголя, наркотиков и  т.д. (Гришина Н.В.,2005).

Основные виды классификации  конфликтов

Один из существенных признаков  конфликта – характер и особенности  участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие  стороны, решающим образом зависят  характеристики конфликта.

Важнейшей особенностью конфликта  является характер потребности человека, за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, потребности  можно сгруппировать, выделив в  них пять иерархически связанных  уровней. К ним относятся потребности: физиологические; в безопасности и  защищенности; социальные; потребности  в уважении; потребности самовыражения. В случае неудовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт. Если использовать более обобщенную градацию блокированных потребностей и представить их в виде материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будет иметь вид:

 

 

Важной характеристикой  конфликта является острота противодействия  участвующих в нем сторон. В  западной конфликтологии эта характеристика называется интенсивностью конфликта. По этому основанию выделают конфликты  низкой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности протекает  в форме спора между оппонентами. Конфликт наивысшей интенсивности  завершается физическим уничтожением одной из сторон. (Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.)

В зависимости от сфер жизнедеятельности  человека, в которой происходят конфликты, их делят на семейные, бытовые, производственные, трудовые, политические и др.

Существенной количественной характеристикой конфликтов, часто  приводящей к качественным различиям, выступает их длительность. В общественном транспорте конфликт может длиться  десятки секунд.

Каждый конфликт имеет  конструктивные и деструктивные  функции. В зависимости от соотношения  позитивных и негативных элементов  в конфликтах их делят на конструктивные, имеющие позитивные и негативные последствия одновременно, и деструктивные.

Конфликты можно классифицировать в зависимости от степени разработанности  нормативных способов их разрешения(Анцупов  А.Я., Шипилов А.И., 2004).

Причины возникновения конфликтов

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием  четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая – главным образом субъективный.

К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным  образом те обстоятельства социального  взаимодействия людей, которые привели  к столкновению их интересов, мнений, установок. Объективные причины  приводят к созданию предконфликтной  обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.

Субъективные причины  конфликтов в основном связаны с  теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые  приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек  не идет на компромиссное решение  проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее  противоречие, а выбирает стратегию  противодействия. Практически в  любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказанного выше носят  главным образом субъективный характер.

Вторая группа объективных  причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма  присущ в несколько большей степени  по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины  конфликтов связаны с созданием  и функционированием организаций, коллективов, групп.

Структурно-организационнные причины конфликтов заключаются  в несоответствии структуры организации  требованиям деятельности, которой  она занимается.

Информация о работе Конфликты в подростковом возрасте