Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.
Задачи курсовой:
1) Изучить внутренний мир подростка, характеристику его поведения;
2) Проанализировать причины конфликтов и агрессии подростков;
3) Выявить пути решения данной проблемы.
Введение……………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Психологические особенности детей
подросткового возраста……………………………….…………..…5
1.1. Личностные особенности подростка…………………….5
1.2. Особенности поведения подростков………………...…..9
ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом
возрасте…………………………………………………………...….13
2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов…….…..…13
2.2. Виды конфликтов подростков…………………..………19
2.3. Способы разрешения и
предупреждения конфликтов…………………………………26
Заключение………………………………………………….…..……31
Список использованной литературы…….….…….……..………..33
Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический. Это словно второе рождение, писал В.А. Сухомлинский: «И глаза не те, и голос уже не тот, и это самое главное - восприятие окружающего мира иное, отношение к людям, требования, запросы, интересы всё качественно иное». Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общественных правил. В.А. Сухомлинский, выделяя такие противоречия в духовном развитии подростка, считал их естественными, соответствующими этому периоду возрастного развития ребенка. Это непримиримость к злу, неправде, готовность бороться с несправедливостью и неумение разобраться в сложных явлениях жизни. Это желание быть хорошим, стремление к идеалу и нетерпимость к поучениям, прямому воспитательному воздействию взрослых. Это желание самоутвердиться и неумение цивилизованно это сделать. Это потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратится к взрослым. Это богатство желаний, разнообразие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достижении. Это презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие. Это романтическая восторженность и грубые выходки. Это удивление перед неисчерпаемостью научных достижений и легкомысленное отношение к учебе. (Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., 2003).
Такое поведение и отношение
к тому, что подростка окружает,
усиливается, а в некоторых случаях
и обостряется рядом
В связи с быстрым развитием
возникают трудности в
Все эти процессы перестройки организма длительные и нелегкие, но совершено необходимые для превращения ребенка во взрослого человека, во взрослую личность, становятся причиной и основой подросткового кризиса.
Благодаря бурному росту
и перестройке организма, в подростковом
возрасте резко повышается интерес
к своей внешности. Формируется
новый образ физического «Я».
Из-за гипертрофированной значимости
ребенком остро переживаются все
изъяны внешности, действительные и
мнимые. Непропорциональность частей
тела, неловкость движений, неправильность
черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту,
излишний вес или худоба-всё
Тяжёлые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.
На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверенны в себе и держатся спокойнее. Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. (Мухина В.С. Возрастная психология.)
Одновременно с внешними,
объективными проявлениями взрослости
возникает и чувство взрослости
– отношение подростка к себе
как взрослому. Это субъективная
сторона взрослости считается центральным
новообразованием подросткового возраста.
Чувство взрослости – это особая
форма самосознания. Оно проявляется
в желании, чтобы все относились
к нему как взрослому. Он претендует
на равноправие в отношениях со старшими
и идет на конфликты, отстаивая свою
позицию. Чувство взрослости проявляется
и в стремлении к самостоятельности,
желании оградить какие-то стороны
своей жизни от вмешательства
родителей. Это касается вопросов внешности,
отношений со сверстниками, может
быть – учебы. Чувство взрослости
связано с этическими нормами
поведения, которые усваиваются
детьми в это время. Появляется моральный
«кодекс», предписывающий подросткам
четкий стиль поведения в дружеских
отношениях со сверстниками. На вооружение
берутся чисто внешние стороны
взрослости: внешний облик, манеры поведения,
кажущаяся свобода в принятии
решений. Подросток, стремясь подражать
взрослым, пытается расширить свои
права и возможности, пересмотреть
свои отношения к требованиям, которые
предъявляют родители, учителя. Но малый
жизненный опыт, неоднозначное восприятие
социальной ситуации приводят к разногласиям
с взрослыми, порождают конфликты
между ними. Однако конфликтных ситуаций
можно избежать, если при их возникновении
учитывать особенности
Наряду с чувством взрослости
Д.Б.Элькониным рассматривается подростковая
тенденция к взрослости – стремление
быть, казаться и считаться взрослым.
Развитие взрослости в разных ее проявлениях
зависит от того, в какой сфере
пытается утвердится подросток, какой
характер приобретает его
Физическое «Я» т.е. представления
о собственной внешней
Подросток – еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизируется, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты. Помимо реального «Я», «Я – концепция» включает в себя «Я – идеальное». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе.
Подросток обладает сильными
потребностями в
В подростковом возрасте продолжает
развиваться теоретическое
Таким образом, подростковый
возраст характеризуется
1.3. Конфликтность, как
особенность протекания
Все физиологические особенности
подросткового возраста тесно взаимосвязаны
с развитием психики. Появление
психических новообразований
Тревожащие моменты в
поведении части подростков, такие,
как агрессивность, жестокость, повышенная
тревожность, принимают устойчивый
характер обычно в процессе стихийно
- группового общения, складывающегося
в разного рода компаниях. Но это
общение, эта система отношений,
в том числе и строящихся на
почве жестоких законов асоциальных
подростковых групп, является следствием
не какой-либо генетической предрасположенности
изначальной агрессивности и
пр., а выступает лишь как ситуация
замещения при неприятии