Конфликты в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.
Задачи курсовой:
1) Изучить внутренний мир подростка, характеристику его поведения;
2) Проанализировать причины конфликтов и агрессии подростков;
3) Выявить пути решения данной проблемы.

Содержание

Введение……………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Психологические особенности детей
подросткового возраста……………………………….…………..…5
1.1. Личностные особенности подростка…………………….5
1.2. Особенности поведения подростков………………...…..9
ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом
возрасте…………………………………………………………...….13
2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов…….…..…13
2.2. Виды конфликтов подростков…………………..………19
2.3. Способы разрешения и
предупреждения конфликтов…………………………………26
Заключение………………………………………………….…..……31
Список использованной литературы…….….…….……..………..33

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 174.68 Кб (Скачать)

Определение психологических  факторов конфликтности зависит  от понимания детерминации психики  человека и, в частности, его поведения, от предварительных методологических подходов к изучению межличностных  конфликтов.

Конфликт является одной  из универсальных характеристик  мира и основной движущей силой его  развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований.  Конфликт представляет собой биполярное явление, которое проявляется в активности сторон. Идея "многосубъектности" внутреннего мира человека рассматривается в работах многих авторов, особенно тех, которые исходят из структурного построения личности. Например, психоанализ утверждает, что конфликт возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее объективного существования; тенденция к межличностным конфликтам - результат искажения базовых аттитюдов человека, которые возникают под влиянием негативного опыта, приобретенного в детстве.

Психологические конфликты  играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке  личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации.[7]

1) Конфликты в процессе  взаимодействия учителя с учеником

Наиболее часто встречающиеся  конфликты в процессе взаимодействия учителей с учащимися, по мнению ряда психологов и педагогов (В.И. Журавлев, М.М. Рыбакова, В.И. Митюк и др) связаны  с неучетом возрастных особенностей школьников, игнорированием их индивидуальных особенностей, нарушением дисциплины преимущест-венно школьниками и  т.п. Отношение с подростками некоторые  учителя строят таким же образом, как и с младшеклассниками. Авторитарный стиль управления ими, не желание  понять их точку зрения и стремление проявить себя в кругу сверстников, характерное для их возраста, любым  способом (даже прибегая к антисоциальным формам поведения) влечет огромное количество межличностных конфликтов. Важно  в этом возрасте выявить интересы подростка и направить их в  нужное русло с целью коррекции  поведения. Особенно терпимыми и  тактичными следует быть со школьниками  с эмотивным типом акцентуации  характера, которые по своей натуре чрезмерно ранимы, впечатлительны, обидчивы. Они, даже на незначительное замечание педагога, реагируют очень  болезненно. Такие ученики подвержены многочисленным нервным срывам и  стрессам. Не следует в присутствии  одноклассников принижать школьника, делать ему замечания и упрекать родителями, выделять некоторых подростков в категорию любимчиков, это провоцирует  конфликты между учащимися, ведь они очень остро чувствуют  несправедливость.

2) Конфликты между подростками  и их родителями

Психологами доказано, что  наиболее тяжелым и конфликтным  является подростковый возраст школьников. В этот период возникают многочисленные конфликты между ними и родителями. Рассмотрим некоторые причины такого поведения школьников.

Подросток стал менее послушным, не всегда адекватно реагирует на Ваши замечания, не безоговорочно выполняет  поручения близких, и Вы негативно  воспринимаете его поведение. Реакция  родителей естественна, ибо Вы по-прежнему видите в своем сыне или дочке, уже повзрослевших, маленьких детей. Вы не заметили, как быстро они выросли, начали проявлять свою самостоятельность  и поэтому игнорируете их возрастные особенности, проявляющиеся в желании  самоактуализироваться, проявить свою самостоятельность. Ваше прежнее восприятие повзрослевшего "ребенка", провоцирует  многочисленные конфликты, т.к его  обратная реакция на Ваши авторитарные указания негативная. Очень важно  для того, чтобы эти отношения  были плодотворными, понять эмоциональное  состояние и восприятие окружающего  мира подростка и не требовать  от неге бесприкословного послушания, а в доверительной беседе постараться  объяснить, почему ему следовало  бы поступать так, как Вы считаете нужным, а не иначе, взвесить понятным ему языком все "за" и "против". Что лично он "выиграет" и "проиграет", если поступит по-другому. Отношения  должны строиться на доверии и  взаимопо-нимании. Следует отметить, для того, чтобы Ваше взаимодействие с сыном или дочерью протекало  благополучно, необходимо с раннего  детства воспитывать чувство  собственного достоинства у ребенка и понимание того, что в семье его любят и ему доверяют. Сделаю небольшую оговорку - любовь не должна проявляться во вседозволенности и отсутствии чувства долга за что-либо. Наоборот, у ребенка с раннего детства должны быть обязанности и Вам следует привить ему навык выполнения своих обязанностей.

Некоторые ученые-психоневрологи, невропатологи (О.В.Кербиков А.Е.Личко, Г.Е.Сухарева, Я.А.Лупьян и т.д) выделяют определенную типологию неправильного  воспитания.[8] Приведем примеры некоторых из них.

- Воспитание по типу  Золушки. Ребенку в семье не  достает любви нежности и понимания.  Он чувствует что родители  его не достаточно любят, невнимательны,  не добры, равнодушны к нему. Особенно сильно ребенок переживает  свое одиночество, если ощущает,  что других детей в семье  любят намного больше, чем его.  Это порождает ненависть, зависть  по отношению к братьям и  сестрам. Специалистами доказано, что очень остро свое одиночество  ребенок переживает в младшем  возрасте. Повзраслев, он является  инициатором многочисленных конфликтов  с родителями и другими членами  семьи по малейшему поводу, неадекватно  реагирует на их замечания.

- Потворствующая гиперопека. В процессе такого неправильной  воспитания ребенок становится  кумиром семьи. Ему все разрешается,  он растет в атмосфере восхищения, поощрения, вседозволенности. В подростковом  возрасте такой школьник сталкивается  со множеством трудностей в  процессе межличностного общения,  не может, вследствие эгоизма  и высоких потребностей подружиться  со своими сверстниками негативно  воспринимает замечания учителей, безответственно относите к обязанностям  и т.п.

- Гипоопека. Ребенок предоставлен  улице и самому себе в связи  тем, что родителям не хватает  времени на его воспитание. В  результат доминирующим фактором  в формировании личности является  среда, которой он общается. Она  же, далеко не всегда оказывает  на него позитивное влияние.

- Подавляющая гиперопека. Ребенок воспитывается сверхжестких  условиях и запретах. Родители  игнорируют его мнение выбирают  авторитарный стиль воспитания, часто наказывают ребенка даже  за малейшую провинность. В  результате вырастает несамостоятельная,  забитая личность или, наоборот, подросток перестает слушаться  родителей и поступает наперекор  их требованиям.

Очень важен для формирования личности подростка эмоциональный  тон семейных взаимоотношений и  преобладающий тип контроля и  дисциплины.

Наиболее частые причины, по которым дети оценивают сложные  ситуации общения с родителями:

- «считают меня маленькой»,

- не понимают меня и  часто путают мои чувства,

- не доверяют мне в  выборе учебы и моих друзей,

- «совсем не знают моего  характера»

- «лезут в мою жизнь,  как в свою, сами не зная, чего  хотят».

Всеми родителями признан  тот факт, что увеличение времени  препровождения их детей в школе  и на улице (с друзьями) усиливают  и без того уже текущий процесс  отчуждения родителей от содержания жизни и подростка. Имеет место  фактор совпадения кризисных периодов детей и их родителей.

Родители не раз слышали  о кризисе переходного возраста. Но, столкнувшись с ним, они оказываются  безоружными. Они не знают, как вести  себя с подростками, втягиваются  в конфликты со своими детьми. Родители считают, что причина конфликтов, "корень зла" - в ребенке, что  ребенок "испортился". "Он не работает, а хочет, чтобы ему все на блюдечке приносили". Но ребенок, как и взрослый, болезненно переносит обиды и  травмы, вызванные ущемлением его  прав. И в результате дух противоречия подростка выражается в курении, в употреблении алкоголя, в нарушении  дисциплины. Непонимание между родителями и детьми - проблема вечная. Для того чтобы возникло взаимопонимание, необходимо общение. Для общения, в свою очередь, необходимо два условия: общие интересы и совместная деятельность. Редко  можно встретить семьи, где разные поколения имеют общие интересы. А вот совместная деятельность и  является наилучшим условием общения  и взаимопонимания.

О какой совместной деятельности в семье может идти речь? В подавляющем  большинстве случаев всех членов семьи объединяет быт, который не может являться единственной основой  для полноценного и многостороннего  общения. Только совместный досуг позволяет  сделать общение внутри семьи  эффективным и разносторонним. Приглашая  подростка к совместным творческим занятиям, родители оказывают влияние  не только на культуру общения подростка, но и учат его распоряжаться своим  свободным временем. А умение распоряжаться  временем и разносторонние интересы никогда не помешают.

Можно предложить подросткам три условия профилактики конфликта  с родителями: 1) я сделал что-либо семейно-полезное и теперь у меня личное время; 2) свою музыку (кино, книги, журналы) я никому не навязываю; 3) в  том, чем я увлекаюсь, я разбираюсь.[9]

Следует также отметить, что  каждый ребенок индивидуален и к  нему следует подходить индивидуально. Никто не должен знать лучше Вашего ребенка, чем самые близкие и  родные ему люди - его родители Любите своих детей, воспитывайте их правильно  и старайтесь понять его точку  зрения. Тогда в Вашем доме будет  благополучие и счастье.

3) Конфликты в среде  школьников

Иногда подросток очень  расстраивается из-за того, что между  ним и его близким человеком  возник конфликт. Чаще всего бывает обидно и досадно, что конфликт возник на пустом месте. Его можно было бы избежать, но не всегда это подросток  осознает сразу. Каким образом выйти  из сложившейся ситуации, т.е как  помириться с человеком, подросток  не знаете и напрасно теряет время  в ожидании, т.к., возможно, что оппонент (так принято называть человека, с которым возник конфликт) также  не может найти удачный способ разрешения конфликта. Прежде всего  нужно постараться не доводить конфликтную  ситуацию до конфликта. Но если все-таки конфликт возник, выберите наиболее удачный  способ его разрешения.

Когда наступает отрочество, именно тогда внешний мир побуждает  ребенка заявить о том, что  он покидает свой семейный мир. Ему  хочется самому ощутить, если можно  так выразиться, то несоответствие между воображаемым и реальностью  и самому войти в те социальные группы, о которых он много чего напридумывал, но чье существование  подтверждается окружающими. Он тянется  к компаниям юношей старше себя, где стремиться стать "своим". Таким образом, выйдя из семьи  и смешавшись с соответствующей  социальной группой, которая в этот момент играет для него роль поддержки  вне семьи, он входит в отрочество.

По  мере взросления роль семьи ослабевает и возрастает роль сверстников. Элементарная поддержка, которую подростки получают от товарищей, чрезвычайно важна для их развития. Существует в подростках нечто такое, что не подвержено изменениям, нечто, что всегда с ними, - их потребность в дружбе. Только дружба возвращает им живую жизнь. Дружба – «дорога жизни» для подростка.

2.3. Способы разрешения и предупреждения  конфликтов

Способы разрешения конфликтов.

1. Подавление. Не всегда  это плохо, например: в экстремальной  ситуации при управлении большого  скопления людей. Подавление - брать  ответственность на себя, инициатива, развитие подчинения из страха, не развит самоконтроль, наплевательское  отношение (родителя к ребенку) , у победившего возникает чувство  вины ( задарив ребенка игрушками).

2. Уступки. Быстрый способ  для того, чтобы игнорировать  поведение развития ненависти  к победителю (дети к учителю), развивается у победителя самолюбование,  власти, не способность развития  моральных норм и высокой продуктивности, уважения.

3. Сотрудничество - процесс  состоит из нескольких шагов:  взаимоуважение, коммуникативность,  конструктивные решения. 

 План выработки конструктивного  решения.

1. Определение проблемы

2. Выработка возможных  совместных решений (несколько)

3. Оценка этих решений

4. Выбор лучшего

5. Определение способа  решения

6. Оценка того, полностью  ли разрешен конфликт.

Приемы разрешения конфликтов.

1.Позиция «выиграть-выиграть»

2.Творческий подход - как  превратить проблему в новую  возможность для себя.

3.Эмпатия - общение, которое  ведет к сближению.

4.Оптимальное самоутверждение  - нападать на проблему, а не  на личность.

5.Совместная власть - как  нейтрализовать борьбу за власть.

6.Как управлять эмоциями.

7.Готовность к разрешению  конфликта, как распознать личностные  установки, мешающие объективному  взгляду на вещи.

8.Выработка альтернатив.

9.Переговоры - эффективное  планирование и варианты стратегий.

10. Посредничество.[10]

В подростковом возрасте в  процессе полового развития происходит изменение гормонального статуса. С одной, стороны все изменения  в организме подростка происходит под стимулирующим и контроли-рующим воздействием гипоталамуса и эндокринной  железы. Секреция тестостерона и эстрогена  регулируется посредством обратной связи между этими гормонами, с помощью которых гипоаламус и гонады получают сигнал о том, что  гормоны выделены в достаточном  количестве.

С другой стороны, многие биохимики  утверждают, что есть связь между  уровнем гормонов и агрессией. Так, в ряде работ говорилось о том, что избыточное выделение тестостерона у лиц мужского пола вызывает неконтролируемую агрессию.

Психологическая стойкость  является свойством личности и состоит  в сохранении оптимального состояния  функционирования психической энергии  и является приобретенной. Конфликтоустойчивость - специфическое проявление психологической  устойчивости, которое рассматривается  как способность человека адекватно  и бесконфликтно решать проблемы социального взаимодействия. Структура  конфликтоус-тойчивости включает такие  компоненты, как эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и  психомоторный. Поэтому, учитывая то, что  конфликтность и конфликтоустойчивость  находятся на разных полюсах одного континуума, правомерно будет определить структуру конфликтности как  идентичную структуре конфликтоустойчивости, но с противоположным знаком.

Информация о работе Конфликты в подростковом возрасте