Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.
Задачи курсовой:
1) Изучить внутренний мир подростка, характеристику его поведения;
2) Проанализировать причины конфликтов и агрессии подростков;
3) Выявить пути решения данной проблемы.
Введение……………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Психологические особенности детей
подросткового возраста……………………………….…………..…5
1.1. Личностные особенности подростка…………………….5
1.2. Особенности поведения подростков………………...…..9
ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом
возрасте…………………………………………………………...….13
2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов…….…..…13
2.2. Виды конфликтов подростков…………………..………19
2.3. Способы разрешения и
предупреждения конфликтов…………………………………26
Заключение………………………………………………….…..……31
Список использованной литературы…….….…….……..………..33
Определение психологических
факторов конфликтности зависит
от понимания детерминации психики
человека и, в частности, его поведения,
от предварительных
Конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований. Конфликт представляет собой биполярное явление, которое проявляется в активности сторон. Идея "многосубъектности" внутреннего мира человека рассматривается в работах многих авторов, особенно тех, которые исходят из структурного построения личности. Например, психоанализ утверждает, что конфликт возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее объективного существования; тенденция к межличностным конфликтам - результат искажения базовых аттитюдов человека, которые возникают под влиянием негативного опыта, приобретенного в детстве.
Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации.[7]
1) Конфликты в процессе
взаимодействия учителя с
Наиболее часто встречающиеся
конфликты в процессе взаимодействия
учителей с учащимися, по мнению ряда
психологов и педагогов (В.И. Журавлев,
М.М. Рыбакова, В.И. Митюк и др) связаны
с неучетом возрастных особенностей
школьников, игнорированием их индивидуальных
особенностей, нарушением дисциплины
преимущест-венно школьниками
2) Конфликты между подростками и их родителями
Психологами доказано, что наиболее тяжелым и конфликтным является подростковый возраст школьников. В этот период возникают многочисленные конфликты между ними и родителями. Рассмотрим некоторые причины такого поведения школьников.
Подросток стал менее послушным, не всегда адекватно реагирует на Ваши замечания, не безоговорочно выполняет поручения близких, и Вы негативно воспринимаете его поведение. Реакция родителей естественна, ибо Вы по-прежнему видите в своем сыне или дочке, уже повзрослевших, маленьких детей. Вы не заметили, как быстро они выросли, начали проявлять свою самостоятельность и поэтому игнорируете их возрастные особенности, проявляющиеся в желании самоактуализироваться, проявить свою самостоятельность. Ваше прежнее восприятие повзрослевшего "ребенка", провоцирует многочисленные конфликты, т.к его обратная реакция на Ваши авторитарные указания негативная. Очень важно для того, чтобы эти отношения были плодотворными, понять эмоциональное состояние и восприятие окружающего мира подростка и не требовать от неге бесприкословного послушания, а в доверительной беседе постараться объяснить, почему ему следовало бы поступать так, как Вы считаете нужным, а не иначе, взвесить понятным ему языком все "за" и "против". Что лично он "выиграет" и "проиграет", если поступит по-другому. Отношения должны строиться на доверии и взаимопо-нимании. Следует отметить, для того, чтобы Ваше взаимодействие с сыном или дочерью протекало благополучно, необходимо с раннего детства воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка и понимание того, что в семье его любят и ему доверяют. Сделаю небольшую оговорку - любовь не должна проявляться во вседозволенности и отсутствии чувства долга за что-либо. Наоборот, у ребенка с раннего детства должны быть обязанности и Вам следует привить ему навык выполнения своих обязанностей.
Некоторые ученые-психоневрологи, невропатологи (О.В.Кербиков А.Е.Личко, Г.Е.Сухарева, Я.А.Лупьян и т.д) выделяют определенную типологию неправильного воспитания.[8] Приведем примеры некоторых из них.
- Воспитание по типу
Золушки. Ребенку в семье не
достает любви нежности и
- Потворствующая гиперопека.
В процессе такого
- Гипоопека. Ребенок
- Подавляющая гиперопека.
Ребенок воспитывается
Очень важен для формирования личности подростка эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий тип контроля и дисциплины.
Наиболее частые причины, по которым дети оценивают сложные ситуации общения с родителями:
- «считают меня маленькой»,
- не понимают меня и часто путают мои чувства,
- не доверяют мне в выборе учебы и моих друзей,
- «совсем не знают моего характера»
- «лезут в мою жизнь, как в свою, сами не зная, чего хотят».
Всеми родителями признан тот факт, что увеличение времени препровождения их детей в школе и на улице (с друзьями) усиливают и без того уже текущий процесс отчуждения родителей от содержания жизни и подростка. Имеет место фактор совпадения кризисных периодов детей и их родителей.
Родители не раз слышали
о кризисе переходного
О какой совместной деятельности в семье может идти речь? В подавляющем большинстве случаев всех членов семьи объединяет быт, который не может являться единственной основой для полноценного и многостороннего общения. Только совместный досуг позволяет сделать общение внутри семьи эффективным и разносторонним. Приглашая подростка к совместным творческим занятиям, родители оказывают влияние не только на культуру общения подростка, но и учат его распоряжаться своим свободным временем. А умение распоряжаться временем и разносторонние интересы никогда не помешают.
Можно предложить подросткам три условия профилактики конфликта с родителями: 1) я сделал что-либо семейно-полезное и теперь у меня личное время; 2) свою музыку (кино, книги, журналы) я никому не навязываю; 3) в том, чем я увлекаюсь, я разбираюсь.[9]
Следует также отметить, что
каждый ребенок индивидуален и к
нему следует подходить
3) Конфликты в среде школьников
Иногда подросток очень расстраивается из-за того, что между ним и его близким человеком возник конфликт. Чаще всего бывает обидно и досадно, что конфликт возник на пустом месте. Его можно было бы избежать, но не всегда это подросток осознает сразу. Каким образом выйти из сложившейся ситуации, т.е как помириться с человеком, подросток не знаете и напрасно теряет время в ожидании, т.к., возможно, что оппонент (так принято называть человека, с которым возник конфликт) также не может найти удачный способ разрешения конфликта. Прежде всего нужно постараться не доводить конфликтную ситуацию до конфликта. Но если все-таки конфликт возник, выберите наиболее удачный способ его разрешения.
Когда наступает отрочество, именно тогда внешний мир побуждает ребенка заявить о том, что он покидает свой семейный мир. Ему хочется самому ощутить, если можно так выразиться, то несоответствие между воображаемым и реальностью и самому войти в те социальные группы, о которых он много чего напридумывал, но чье существование подтверждается окружающими. Он тянется к компаниям юношей старше себя, где стремиться стать "своим". Таким образом, выйдя из семьи и смешавшись с соответствующей социальной группой, которая в этот момент играет для него роль поддержки вне семьи, он входит в отрочество.
По мере взросления роль семьи ослабевает и возрастает роль сверстников. Элементарная поддержка, которую подростки получают от товарищей, чрезвычайно важна для их развития. Существует в подростках нечто такое, что не подвержено изменениям, нечто, что всегда с ними, - их потребность в дружбе. Только дружба возвращает им живую жизнь. Дружба – «дорога жизни» для подростка.
2.3. Способы разрешения и
Способы разрешения конфликтов.
1. Подавление. Не всегда
это плохо, например: в экстремальной
ситуации при управлении
2. Уступки. Быстрый способ
для того, чтобы игнорировать
поведение развития ненависти
к победителю (дети к учителю),
развивается у победителя
3. Сотрудничество - процесс состоит из нескольких шагов: взаимоуважение, коммуникативность, конструктивные решения.
План выработки
1. Определение проблемы
2. Выработка возможных совместных решений (несколько)
3. Оценка этих решений
4. Выбор лучшего
5. Определение способа решения
6. Оценка того, полностью ли разрешен конфликт.
Приемы разрешения конфликтов.
1.Позиция «выиграть-выиграть»
2.Творческий подход - как превратить проблему в новую возможность для себя.
3.Эмпатия - общение, которое ведет к сближению.
4.Оптимальное самоутверждение - нападать на проблему, а не на личность.
5.Совместная власть - как
нейтрализовать борьбу за
6.Как управлять эмоциями.
7.Готовность к разрешению
конфликта, как распознать
8.Выработка альтернатив.
9.Переговоры - эффективное
планирование и варианты
10. Посредничество.[10]
В подростковом возрасте в
процессе полового развития происходит
изменение гормонального
С другой стороны, многие биохимики утверждают, что есть связь между уровнем гормонов и агрессией. Так, в ряде работ говорилось о том, что избыточное выделение тестостерона у лиц мужского пола вызывает неконтролируемую агрессию.
Психологическая стойкость
является свойством личности и состоит
в сохранении оптимального состояния
функционирования психической энергии
и является приобретенной. Конфликтоустойчивость
- специфическое проявление психологической
устойчивости, которое рассматривается
как способность человека адекватно
и бесконфликтно решать проблемы
социального взаимодействия. Структура
конфликтоус-тойчивости включает такие
компоненты, как эмоциональный, волевой,
познавательный, мотивационный и
психомоторный. Поэтому, учитывая то, что
конфликтность и