Конфликты в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.
Задачи курсовой:
1) Изучить внутренний мир подростка, характеристику его поведения;
2) Проанализировать причины конфликтов и агрессии подростков;
3) Выявить пути решения данной проблемы.

Содержание

Введение……………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Психологические особенности детей
подросткового возраста……………………………….…………..…5
1.1. Личностные особенности подростка…………………….5
1.2. Особенности поведения подростков………………...…..9
ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом
возрасте…………………………………………………………...….13
2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов…….…..…13
2.2. Виды конфликтов подростков…………………..………19
2.3. Способы разрешения и
предупреждения конфликтов…………………………………26
Заключение………………………………………………….…..……31
Список использованной литературы…….….…….……..………..33

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 174.68 Кб (Скачать)

Накопительские увлечения.  Это коллекционирование во всех его видах. В основе увлечения лежит склонность к накоплению материальных благ.

Лидерские увлечения.  Внешне этот тип увлечения может быть сходным со вторым, но целью подростка будет не овладеть навыками, а заполучить власть над какой-либо группой сверстников. Такие возможности дают различные кружки, спортивные секции, общественная деятельность в школе, неформальные объединения молодежи, а так же молодежные отделения при политических партиях.

Эгоцентрические увлечения. В этом типе подростку опять неважно, каким будет его род занятий, самое главное это оказаться  в центре внимания большого количества людей, сосредоточить на себе всеобщее внимание. Самый постой способ добиться этого – экстравагантно одеваться. Сложнее участвовать в школьном театре, музыкальной группе, модных реалити-шоу на ТВ и т.д.

Азартные увлечения. Это  могут быть картёжные игры, ставки на  хоккейных и футбольных матчах, различного рода пари на деньги, игральные автоматы, увлечение лотереями и т.п.

Информативно – коммуникативные  увлечения.  Они проявляют в постоянном стремлении к новой информации разного плана, но не требующей критической интеллектуальной переработки. Как пример это многочасовое смотрение телевизора, болтовня не о чем с приятелями, чтение «бульварных» романов и т.д. Контакт и знакомства предпочитаются такие же легкие, как и сама поглощаемая информация. Все усваивается на чрезвычайно поверхностном уровне и главным образом для того, чтобы тут же передать другим. Полученные сведения легко забываются, в их подлинный смысл обычно не вникают и каких-либо выводов из них не делается. Обычно, если сам подросток заявляет, что у него никаких увлечений нет, речь идет на самом деле о подробном информативно-коммуникативном хобби.

Гендерное поведение      

 Интерес к вопросам  пола возникает у детей задолго  до начала подросткового возраста  и является выражением обычной  любозна-тельности. В переходном  возрасте этот интерес становится  напряженным и личным. Это обусловлено  как психофизиологическими процессами, так и тем как подросток  воспринимает пубертатные события.  Переживание и оценка происходящих изменений зависит от социальных условий развития, включая половое просвещение, и от индивидуальных особенностей.

Суицидальное поведение

С 60-х годов XX века суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой. В детском возрасте сознательных самоубийств практически не бывает, а с 12-13 лет начинается суицидальная активность, достигающая своего апогея к 15-18 годам. У подростков чаще, чем  среди взрослых, наблюдается так  называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-либо примера. А  превышение количества попыток количества осуществленных более чем в 50 раз, позволяет сделать вывод о  том, что многие из них носят демонстративный  характер. Покушения на самоубийство в подростковом возрасте часто не желание умереть, а крик о помощи. Подростки говорят о своих  желаниях, 80% суицидальных попыток совершается  дома, иногда они адресованы кому-то конкретному, а порой можно говорить о суицидальном шантаже.

Наркотизм.    

 Употребление алкоголя  и других психотропных веществ  у подростков достаточно распространено. Это обусловлено многими причинами,  но в данном случае будут  рассмотрены лишь те, которые  обусловлены особенностями этого  возрастного периода.     

 

ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в  подростковом возрасте

2.1. Понятие, сущность и причины  конфликтов

Конфликт имеет много  определений:

- под конфликтом в психологии  понимается столкновение различных  мотивов.

- конфликт - столкновение , серьезные  разногласия, во время которых  вас обуревают неприятные чувства  и переживания.

Традиционные стратегии  поведения в конфликте: конфронтация, переговоры, компромисс, избежание, приспособление (К. Томас).

И новая стратегия конфликтного поведения : интеграция, когда находится  такое решение, при котором выполняются  оба желания, и ни одна из сторон при этом ничего не теряет.

В основе интеграции лежит  ясное и открытое выявление всех различий, наиболее существенных противоречий, уяснение используемых понятий и  т.д. Иначе говоря этот способ разрешения конфликтов называется «выигрыш-выигрыш» методом.

В позитивном подходе под  конфликтом предлагается понимать:

«специальную характеристику, изменяющихся в столкновении деятельностей, представляющую собой процесс приобретения деятельностями во взаимодействии нового содержания, обеспечивающего соответствия новым условиям».[4]

Конфликт рассматривается  на разных уровнях личности. Внутриличностный конфликт проявляется во внешних  межличностных отношениях. Межличностные  конфликты сопровождаются эмоциональ-ными переживаниями человека. В той  же степени внутренние конфликты  человека ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой  и могут переходить с одного уровня на другой. Межличностный конфликт, связанный с противоречиями во взаимодействии, может переходить в конфликт внутренний: в конфликт мотивов, конфликт выбора и др.; конфликт, который возникает  между участниками отдельных  групп, может стать началом межгруппового  конфликта.

Позитивные (конструктивные) функции конфликта выполняют  ряд задач: адаптируют человека (группу) к новым условиям, в которых  они оказались; определяет источник разногласия и позволяет устранить  его;  выявляя и устраняя противоречия, освобождает группу от этих факторов, стабилизируя ее; сплачивает членов группы и ориентирует их на защиту ее единства; помогает убрать внутреннюю напряженность; помогает найти подходящие средства влияния на другого; позволяет членам группы раскрыть лучшие качества своей личности в группе, завоевать авторитет в ней.

От разных подходов разные способы решения конфликтов:

· субъекты конфликта - индивиды, группы индивидов;

· индивидуальный конфликт - целевой, статусный;

· групповой конфликт - многоярусный, т.к. много взаимоотношений;

· источник конфликта - ситуация или состояние, выражающая противоположные  цели, мотивы, интересы и потребности.

· зона конфликта - область  реализации конфликта;

· повод конфликта - чаще провокации

Раздоры - расхождение, противопоставление в целом. В основе раздора лежит  кризис, он происходит когда невозможно достичь поставленной цели прежними средствами - противоречия между тактикой и стратегией при возникновении  новых очагов напряженности, переоценка ценностей. Коньюктура конфликта - (характеристика конфликта ) тактика максимального выгоды из сложившейся ситуации. Соперничество - игра коньюктурного типа, которая направлена на получение максимальной выгоды, но за счет афиширования недостатков другого. Тактика - фальсификация, критика, опровержение. Конкуренция - соперничество, но более глубокое и принципиальное, несхожесть целей и мотивов. Борьба - «на алтарь» победы выносится все, никаких компромиссов.

При конфликтом столкновении легко выделяются признаки негативных переживаний, которые можно свести к трем критическим жизненным  переживаниям. Это стресс, фрустрация и кризис. Стрессовая ситуация - переживание  растерянности- незнания, каким образом  реагировать на внезапный интенсивный  и значимый раздражитель, - то столкновение с другим действием - безусловно стрессогенно. Фрустрация - атрибутный спутник и  одновременно генератор конфликтности. Так рассматривают эти явления  Д. Крейч и Н. Ливсон: « ...Чаще фрустрация возникает как следствие противоречия личных желаний человека и ограничений  запретов, налагаемых обществом... По мере взросления человека этот конфликт становится внутренним». Правда, не всякая фрустрация по механизму тождественна конфликту. Наиболее сложным является отношение  конфликта и кризиса. Кризис - означает фиксиро-ванное в переживании и  действии несоответствие или недостаточность  имеющихся ресурсов новой ситуации.

Виды конфликтов.[5]

1. Открытые - четко понимаем, что что-то не так.

2. Скрытый - еще не знаем,  что конфликт

3. Мотивационный - конфликты  потребностей и намерений (они  очень объединяют людей)

4. Коммуникационный - барьеры  общения, просчеты возводятся  в принципы, отсутствие обратной  связи. Причина - жесткость, отсутствие  гибкости во взаимоотношениях.

5. Целевой конфликт - за  цель

6. Статусный - за приоритет,  кто главный, конфликт выбора.

Перед подростком стоит задача самоопределения в трех «областях»:

- Половой. Т.е. буквально  должна произойти половая идентификация.  В этом месте мы можем обнаружить  большое количество конфликтов, связанных прежде всего со  способами представленности подростку  того или иного пола.

- Возрастной. Во время  самого этого периода у подростка  нет четкого ощущения «Кто  он ?». Он уже чувствует себя  не ребенком, но и взрослым  еще не чувствует. И здесь  тоже возникают конфликты в  том, каким образом можно попробовать  различные представления о взрослом.

- Социальный. Подростку необходимо  занять определенное место в  обществе в своей референтной  группе. Но поскольку важен и  взрослый: ему важно его признание  и понимание, по каким нормам  живут взрослые в этом мире. Что подходит ему сейчас, а  что нет.

Вопрос о психологических  детерминантах возникновения межличностных  конфликтов, который позволяет раскрыть глубинные основы конфликтного поведения, занимает важное место в исследовании конфликта. Для лучшего понимания конфликта и управления им следует четко определить содержание понятий "конфликтность" и "конфликтное поведение". Представители ситуационного подхода к конфликтам дают свою интерпретацию природы возникновения конфликтов и определения конфликтности. У. Клар конфликтной личностью называет человека, который является участником конфликтных взаимодействий, то есть имеет повышенную склонность к восприятию ситуаций как конфликтных или определяет ее как склонную к конфликтному реагированию на те или другие обстоятельства. По К. Хорни, конфликтность может быть характеристикой "невротической личности", т.е. человек невротически реагирует на жизненные ситуации, которые у здорового человека не вызывают конфликта вообще.[6]

Нельзя отрицать, что у  человека может сформироваться своеобразное тяготение к периодической драматизации отношений и усилению межличностного напряжения. Это тяготение к эмоциональному напряжению нередко оценивается  окружающими как своего рода потребность  в конфликтах. Однако оно не осознается самим человеком, а его возникновение  связано с глубинными потребностями  личности и трудно поддается коррекции.

В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадек-ватность сформировавшихся представлений о  других, завышенная самооценка, которая  не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению  за счет других. В этих случаях возможно возникновение стойкой ориентации на преимущественное восприятие негативных качеств окружающих, преобладание в  отношениях негативных оценок.

В работах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается  как результат внутренних и внешних  противоречий между обществом, микросредой  и самим человеком. Это результат  внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении  и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой  группы, между требованиями группы и собственными установками и  убеждениями, то есть конфликтное поведение  выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней  среды.

Конфликтность определяется как перманентная черта личности, которая аккумулируется ее природными задатками и социальным опытом.

За конфликтом с миром  взрослых стоит целый ряд причин. Обычно они следующие: противоречия между детской нормой, которую должен усваивать ребенок и взрослыми нормами, на которые ему необходимо ориентироваться в качестве взрослого человека, неприятие взрослыми факта взросления ребенка, отношение к нему как к маленькому, которое и является причиной переориентации ребенка на сверстников, среди которых он получает необходимое уважение к своей взрослеющей личности.

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который  не зависел бы от семейных условий  в настоящем или в прошлом. В сложном клубке взаимодействия родителей и детей часто не учитывают того самого пубертатного кризиса подростков, когда все  устоявшееся меняется:

- потеряв прежние интересы  и не приобретя новых, подросток  утрачивает связь со средой  и может ощущать себя одиноким;

- физическое возмужание  дает ощущение зрелости, а социальный  статус ни в семье, ни в  школе не меняется;

- появляется критическое  отношение к авторитетам, а  первая жертва - родители. Они не  очень хороши, чтобы ими восхищаться.  С детским преклонением перед  родителями расстаются все;

- родители не последовательны:  готовя ребенка ко взрослой  жизни, пропускают этот момент;

- главным переживанием  становится поиск нравственных  ценностей, смысла жизни, нравственных  авторитетов. Всегда ли ими  окажутся родители?

Чаще всего открываемый  ребенку путь к более взрослому  существованию лежит через «  ты должен ». В то же время подросток  видит, что у взрослого кроме  «должен» есть особые «хочу», «могу» и  «можно». Вначале это - взаимодействие с матерью, потом - в семье; потом - в сюжетно-ролевой игре; и, наконец, в группе.

Сами подростки испытывали затруднения в формулировке собственной  проблемы, предоставляя это родителям - «сами привели, сами пусть и формулируют». 10 из 15 пар обсуждали то, по поводу чего они обратятся к психологу: «проблема с учебой», «ругаемся  с матерью», «не хочу помогать по дому», «мои друзья не устраивают родителей».

2.2. Виды конфликтов подростков

Определение психологических  факторов, которые обусловливают  возникновение, динамику и конечный результат развития межличност-ного конфликта, важно для понимания  психологических механизмов регуляции  поведения личности. Кроме этого, данная проблема является существенной для разработки методологических основ  психодиагностики, прогнозирования  и коррекции межличностных конфликтов в более широком контексте.

Информация о работе Конфликты в подростковом возрасте