Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.
Задачи курсовой:
1) Изучить внутренний мир подростка, характеристику его поведения;
2) Проанализировать причины конфликтов и агрессии подростков;
3) Выявить пути решения данной проблемы.
Введение……………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Психологические особенности детей
подросткового возраста……………………………….…………..…5
1.1. Личностные особенности подростка…………………….5
1.2. Особенности поведения подростков………………...…..9
ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом
возрасте…………………………………………………………...….13
2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов…….…..…13
2.2. Виды конфликтов подростков…………………..………19
2.3. Способы разрешения и
предупреждения конфликтов…………………………………26
Заключение………………………………………………….…..……31
Список использованной литературы…….….…….……..………..33
Накопительские увлечения. Это коллекционирование во всех его видах. В основе увлечения лежит склонность к накоплению материальных благ.
Лидерские увлечения. Внешне этот тип увлечения может быть сходным со вторым, но целью подростка будет не овладеть навыками, а заполучить власть над какой-либо группой сверстников. Такие возможности дают различные кружки, спортивные секции, общественная деятельность в школе, неформальные объединения молодежи, а так же молодежные отделения при политических партиях.
Эгоцентрические увлечения. В этом типе подростку опять неважно, каким будет его род занятий, самое главное это оказаться в центре внимания большого количества людей, сосредоточить на себе всеобщее внимание. Самый постой способ добиться этого – экстравагантно одеваться. Сложнее участвовать в школьном театре, музыкальной группе, модных реалити-шоу на ТВ и т.д.
Азартные увлечения. Это могут быть картёжные игры, ставки на хоккейных и футбольных матчах, различного рода пари на деньги, игральные автоматы, увлечение лотереями и т.п.
Информативно –
Гендерное поведение
Интерес к вопросам
пола возникает у детей
Суицидальное поведение
С 60-х годов XX века суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой. В детском возрасте сознательных самоубийств практически не бывает, а с 12-13 лет начинается суицидальная активность, достигающая своего апогея к 15-18 годам. У подростков чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-либо примера. А превышение количества попыток количества осуществленных более чем в 50 раз, позволяет сделать вывод о том, что многие из них носят демонстративный характер. Покушения на самоубийство в подростковом возрасте часто не желание умереть, а крик о помощи. Подростки говорят о своих желаниях, 80% суицидальных попыток совершается дома, иногда они адресованы кому-то конкретному, а порой можно говорить о суицидальном шантаже.
Наркотизм.
Употребление алкоголя
и других психотропных веществ
у подростков достаточно
ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом возрасте
2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов
Конфликт имеет много определений:
- под конфликтом в психологии
понимается столкновение
- конфликт - столкновение , серьезные
разногласия, во время которых
вас обуревают неприятные
Традиционные стратегии поведения в конфликте: конфронтация, переговоры, компромисс, избежание, приспособление (К. Томас).
И новая стратегия конфликтного поведения : интеграция, когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания, и ни одна из сторон при этом ничего не теряет.
В основе интеграции лежит ясное и открытое выявление всех различий, наиболее существенных противоречий, уяснение используемых понятий и т.д. Иначе говоря этот способ разрешения конфликтов называется «выигрыш-выигрыш» методом.
В позитивном подходе под конфликтом предлагается понимать:
«специальную характеристику, изменяющихся в столкновении деятельностей, представляющую собой процесс приобретения деятельностями во взаимодействии нового содержания, обеспечивающего соответствия новым условиям».[4]
Конфликт рассматривается
на разных уровнях личности. Внутриличностный
конфликт проявляется во внешних
межличностных отношениях. Межличностные
конфликты сопровождаются эмоциональ-ными
переживаниями человека. В той
же степени внутренние конфликты
человека ведут к определенным особенностям
его межличностного поведения. Разные
виды конфликтов связаны между собой
и могут переходить с одного уровня
на другой. Межличностный конфликт,
связанный с противоречиями во взаимодействии,
может переходить в конфликт внутренний:
в конфликт мотивов, конфликт выбора
и др.; конфликт, который возникает
между участниками отдельных
групп, может стать началом
Позитивные (конструктивные)
функции конфликта выполняют
ряд задач: адаптируют человека (группу)
к новым условиям, в которых
они оказались; определяет источник
разногласия и позволяет
От разных подходов разные способы решения конфликтов:
· субъекты конфликта - индивиды, группы индивидов;
· индивидуальный конфликт - целевой, статусный;
· групповой конфликт - многоярусный, т.к. много взаимоотношений;
· источник конфликта - ситуация или состояние, выражающая противоположные цели, мотивы, интересы и потребности.
· зона конфликта - область реализации конфликта;
· повод конфликта - чаще провокации
Раздоры - расхождение, противопоставление в целом. В основе раздора лежит кризис, он происходит когда невозможно достичь поставленной цели прежними средствами - противоречия между тактикой и стратегией при возникновении новых очагов напряженности, переоценка ценностей. Коньюктура конфликта - (характеристика конфликта ) тактика максимального выгоды из сложившейся ситуации. Соперничество - игра коньюктурного типа, которая направлена на получение максимальной выгоды, но за счет афиширования недостатков другого. Тактика - фальсификация, критика, опровержение. Конкуренция - соперничество, но более глубокое и принципиальное, несхожесть целей и мотивов. Борьба - «на алтарь» победы выносится все, никаких компромиссов.
При конфликтом столкновении
легко выделяются признаки негативных
переживаний, которые можно свести
к трем критическим жизненным
переживаниям. Это стресс, фрустрация
и кризис. Стрессовая ситуация - переживание
растерянности- незнания, каким образом
реагировать на внезапный интенсивный
и значимый раздражитель, - то столкновение
с другим действием - безусловно стрессогенно.
Фрустрация - атрибутный спутник и
одновременно генератор конфликтности.
Так рассматривают эти явления
Д. Крейч и Н. Ливсон: « ...Чаще фрустрация
возникает как следствие
Виды конфликтов.[5]
1. Открытые - четко понимаем, что что-то не так.
2. Скрытый - еще не знаем, что конфликт
3. Мотивационный - конфликты потребностей и намерений (они очень объединяют людей)
4. Коммуникационный - барьеры общения, просчеты возводятся в принципы, отсутствие обратной связи. Причина - жесткость, отсутствие гибкости во взаимоотношениях.
5. Целевой конфликт - за цель
6. Статусный - за приоритет, кто главный, конфликт выбора.
Перед подростком стоит задача самоопределения в трех «областях»:
- Половой. Т.е. буквально
должна произойти половая
- Возрастной. Во время
самого этого периода у
- Социальный. Подростку необходимо занять определенное место в обществе в своей референтной группе. Но поскольку важен и взрослый: ему важно его признание и понимание, по каким нормам живут взрослые в этом мире. Что подходит ему сейчас, а что нет.
Вопрос о психологических
детерминантах возникновения
Нельзя отрицать, что у
человека может сформироваться своеобразное
тяготение к периодической
В качестве еще одной основы
конфликтности выступает
В работах Л. И. Божович, Л.
С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука
конфликтное поведение
Конфликтность определяется как перманентная черта личности, которая аккумулируется ее природными задатками и социальным опытом.
За конфликтом с миром взрослых стоит целый ряд причин. Обычно они следующие: противоречия между детской нормой, которую должен усваивать ребенок и взрослыми нормами, на которые ему необходимо ориентироваться в качестве взрослого человека, неприятие взрослыми факта взросления ребенка, отношение к нему как к маленькому, которое и является причиной переориентации ребенка на сверстников, среди которых он получает необходимое уважение к своей взрослеющей личности.
Нет практически ни одного
социального или
- потеряв прежние интересы
и не приобретя новых,
- физическое возмужание дает ощущение зрелости, а социальный статус ни в семье, ни в школе не меняется;
- появляется критическое отношение к авторитетам, а первая жертва - родители. Они не очень хороши, чтобы ими восхищаться. С детским преклонением перед родителями расстаются все;
- родители не последовательны: готовя ребенка ко взрослой жизни, пропускают этот момент;
- главным переживанием
становится поиск нравственных
ценностей, смысла жизни,
Чаще всего открываемый ребенку путь к более взрослому существованию лежит через « ты должен ». В то же время подросток видит, что у взрослого кроме «должен» есть особые «хочу», «могу» и «можно». Вначале это - взаимодействие с матерью, потом - в семье; потом - в сюжетно-ролевой игре; и, наконец, в группе.
Сами подростки испытывали затруднения в формулировке собственной проблемы, предоставляя это родителям - «сами привели, сами пусть и формулируют». 10 из 15 пар обсуждали то, по поводу чего они обратятся к психологу: «проблема с учебой», «ругаемся с матерью», «не хочу помогать по дому», «мои друзья не устраивают родителей».
2.2. Виды конфликтов подростков
Определение психологических
факторов, которые обусловливают
возникновение, динамику и конечный
результат развития межличност-ного
конфликта, важно для понимания
психологических механизмов регуляции
поведения личности. Кроме этого,
данная проблема является существенной
для разработки методологических основ
психодиагностики, прогнозирования
и коррекции межличностных