Конфликты в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.
Задачи курсовой:
1) Изучить внутренний мир подростка, характеристику его поведения;
2) Проанализировать причины конфликтов и агрессии подростков;
3) Выявить пути решения данной проблемы.

Содержание

Введение……………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Психологические особенности детей
подросткового возраста……………………………….…………..…5
1.1. Личностные особенности подростка…………………….5
1.2. Особенности поведения подростков………………...…..9
ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом
возрасте…………………………………………………………...….13
2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов…….…..…13
2.2. Виды конфликтов подростков…………………..………19
2.3. Способы разрешения и
предупреждения конфликтов…………………………………26
Заключение………………………………………………….…..……31
Список использованной литературы…….….…….……..………..33

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 174.68 Кб (Скачать)

Конфликт – это такая  характеристика взаимодействия, в которой  не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют  и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в  действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и  являет. Для конфликта свойственны  противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем  ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или  материального ущерба, а также  негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении  поведения и манеры общения. В  результате стресса все ресурсы  инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. Конфликт состоит  из противоположно направленных действий его участников. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов  каждой стороны и ограничение  интересов оппонента, составляет видимую  социальную реальность конфликта.

Подростковый возраст  отличается конфликтностью. Все физиологические  особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием  психики. Появление психических  новообразований сопряжено со сложностями  его перехода из состояния детскости  во взрослую жизнь. Подростковый возраст  характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что  приводит к повышению агрессивности  и конфликтности, что связано  со спецификой протекания данного возрастного  периода. Протекание этого периода  имеет различные варианты и зависит  от внешне средовых условий. В связи  с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности  и разработки индивидуальных и групповых  мер по снижению конфликтности и  агрессивности в подростковом звене.

В ходе проведенного исследования были выявлены основные виды агрессивного поведения, а также уровень агрессивности  и враждебности, а также стратегии  поведения в конфликтных ситуациях  у подростков. Изучение конфликтности  подростков показало, что у них  наблюдаются высокие уровни вербальной, физической, косвенной агрессии, а  также раздражимости, что вызывает у них чувство вины. В конфликтных  ситуациях 27% подростков предпочитают стратегию соперничества, что усугубляет конфликт и может приводить к  разрыву отношений. В соответствии с выявленными особенностями  поведения подростков были даны общие рекомендации для родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.

Таким образом, выдвинутая в  начале исследования гипотеза о том, что в подростковом возрасте наблюдается  повышенная конфликтность, - подтвердилась.

Библиографический список

1.         Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,2001.

2.         Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.

3.         Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., Владос, 2003.

4.         Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.,2004.

5.         Белопольская А.М. Самосознание проблемных подростков – М.,2007

6.         Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт.- М., 1989.

7.         Волков Б.С. Психология подростка. – М.,1994.

8.         Гришина Н.В. Конфликтология. СПб., Питер, 2000.

9.         Гришина Н.В. Психология подростка. – СПб.,2005.

10.       Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.,1994.

11.       Зайцев А. Социальный конфликт – М., 2001.

12.       Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов–М., 1996.

13.       Катаева – Венгер А.А Трудный возраст: подростки сегодня - М.,2002.

14.       Конфликтология / Под ред. А.С. Карилина – СПб., 1999

15.       Коринкова Т.В. Подростки групп риска – СПб.,2005

16.       Корчагина Ю.И. Агрессивные дети// Здоровье детей. Приложение к газете «1 сентября» №2 2008.

17.       Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1965.

18.       Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2003.

19.       Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,2001.

20.       Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. – М., 1996.

 

Таблица 1

Исследование уровня конфликтности  старших школьников 9 «А» класса по методике А. Баса – А. Дарки

Код

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражи

тельность

Негативизм

Обида

Подозритель

ность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Индекс враждебности

Индекс

агрессивности

1

Б.А

3

6

8

2

4

7

10

4

11

21

2

Б.А

5

7

4

1

2

4

9

7

6

18

3

Б.К

2

5

5

2

3

5

9

4

8

16

4

Б.О

6

1

6

3

3

4

5

5

7

17

5

В.О

3

2

1

2

3

1

5

5

4

9

6

В.М

3

3

7

2

4

5

6

6

9

15

7

Г.Д

7

5

6

1

6

4

7

5

10

20

8

Г.Д

8

6

6

2

3

4

8

6

7

22

9

Г.О

8

5

5

4

3

7

6

3

10

19

10

Г.А

2

3

4

1

3

4

7

6

7

14

11

Е.С

2

5

4

5

4

4

7

5

8

14

12

К.Ю

2

6

7

3

1

7

8

6

8

17

13

К.Л

1

4

4

2

5

3

6

3

8

11

14

Л.Н

2

4

6

3

3

4

8

6

7

16

15

М.Н

2

6

2

1

3

4

4

5

7

8

16

Н.Н

3

3

3

2

7

4

8

6

12

14

17

Н.А

11

4

4

2

3

8

5

7

11

20

18

Н.Д

8

4

8

1

5

5

7

7

10

23

19

П.И

9

2

7

2

7

2

6

4

9

22

20

С.С

7

5

8

4

3

6

8

4

9

23

21

С.М

4

4

5

2

4

6

8

4

10

17

22

С.А

6

3

4

3

4

5

11

8

9

21

23

С.С

4

6

5

5

5

5

6

4

10

15

24

Т.К

7

3

6

3

4

6

11

2

10

24

25

Т.Т

6

2

6

3

4

5

6

7

9

18

26

Т.Д

8

5

6

2

3

8

5

7

11

19

27

Т.А

4

2

6

2

4

6

8

7

10

18

28

У.К

6

5

6

2

5

4

6

9

9

18

29

Ф.Д

4

4

3

2

4

5

7

4

9

14

30

Ф.В

4

5

5

2

3

5

7

4

8

16

Среднее

4,9

4,5

5,2

2,4

3,8

4,9

7,1

5,3

8,8

17,3


Таблица 1

Исследование уровня агрессии младших школьников 3 «А» класса по методике А. Басса – А. Дарки

Шифр

Виды агрессии

Индекс враждеб-ности

Индекс агрессив-ности

Физическая

Косвен-ная

Раздражи-тельность

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербаль-ная

Чувство вины

1

А.А.

2

4

3

2

1

2

2

0

3

7

2

Б.И.

7

9

10

8

6

4

9

3

10

26

3

Б.А.

3

6

6

5

3

3

6

4

6

15

4

В.Г.

4

6

3

5

4

7

5

4

11

12

5

Г.Б.

5

7

5

6

3

4

6

5

7

16

6

Г.С.

6

10

9

9

5

6

8

5

11

23

7

Д.А.

6

5

7

4

4

5

6

6

9

19

8

Д.Л.

3

5

5

6

3

4

7

3

7

15

9

Д.E.

4

5

6

5

4

3

5

4

7

15

10

E.C.

5

7

3

6

4

6

5

5

10

13

11

З.С.

7

8

9

8

6

7

9

3

13

25

12

И.Д.

3

5

6

3

5

4

4

5

9

13

13

К.Л.

3

5

7

5

4

6

5

3

10

15

14

К.О.

8

9

10

7

6

5

8

4

11

26

15

Л.О.

3

4

5

3

5

4

5

5

9

13

16

М.О.

4

5

4

6

7

7

5

3

14

13

17

М.С.

5

5

3

6

4

3

7

4

7

15

18

Н.Ж..

3

4

4

2

1

3

3

1

4

10

19

П.А.

2

3

2

0

2

4

1

2

6

5

20

П.Р.

4

6

7

4

5

3

4

4

8

15

21

Р.Д.

4

6

7

5

4

3

6

5

7

17

22

У.М.

6

8

9

8

5

6

7

5

11

22

23

Ф.А.

9

10

8

9

7

5

9

3

12

26

24

Ш.В.

4

4

6

5

6

4

6

5

10

16

25

Я.А.

5

4

6

4

5

4

6

4

9

17

 

Среднее

4,6

6

6

5,24

4,36

4,48

5,76

3,8

8,84

16,36


 

Диаграмма 1

Исследование уровня агрессии младших школьников 3 «А» класса по методике А. Басса – А. Дарки

Диаграмма 3

Уровень развития враждебности и агрессивности у младших  школьников по методике А. Басса –  А. Дарки

Таблица 4

Представленность агрессивных  детей по методике А. Басса – А. Дарки

Уровень агрессивности

Представленность  у младших школьников

Кол-во чел

%

1

Не агрессивные

5

10

2

Нормальный уровень  агрессии

30

60

3

Агрессивные

15

30


 

Таблица № 9

Стратегии поведения в  конфликтных ситуациях у старших  школьников по К. Томасу в 9 «А» классе

Код

Стратегии поведения  в конфликтных ситуациях

Преобладающая стратегия

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

Б.А

4

5

5

7

1

избегание

2

Б.А

6

7

8

2

4

компромисс

3

Б.К.

8

4

5

6

7

соперничество

4

Б.О

6

7

6

6

5

сотрудничество

5

В.О

2

3

7

10

8

избегание

6

В.М

8

9

4

6

3

сотрудничество

7

Г.Д

6

6

3

7

8

приспособление

8

Г.Д

9

8

7

2

4

соперничество

9

Г.О

8

5

5

6

6

соперничество

10

Г.А

7

6

6

6

5

соперничество

11

Е.С

8

4

9

3

6

компромисс

12

К.Ю

8

5

7

3

7

соперничество

13

К.Л.

7

6

8

4

5

компромисс

14

Л.Н

7

6

5

4

8

приспособление

15

М.Н

4

8

4

6

7

сотрудничество

16

Н.Н

3

6

5

11

3

избегание

17

Н.А

8

4

9

2

7

компромисс

18

Н.Д

7

9

7

3

5

сотрудничество

19

П.И

8

5

5

9

3

избегание

20

С.С

5

7

6

4

8

избегание

21

С.М

7

4

8

4

7

компромисс

22

С.А

4

9

5

5

7

сотрудничество

23

С.С

7

9

4

5

5

сотрудничество

24

Т.К

7

5

7

3

8

приспособление

25

Т.Т

10

6

3

3

8

соперничество

26

Т.Д

10

6

3

5

5

соперничество

27

Т.А

3

6

7

10

5

избегание

28

У.К

7

5

4

6

8

приспособление

29

Ф.Д

2

9

4

7

7

сотрудничество

30

Ф.В

9

7

4

3

7

соперничество

 

Среднее

6,5

6,2

5,6

5,5

5,9

 

 

Диаграмма 6

Стратегии поведения в  конфликтных ситуациях у младших  школьников по К. Томасу в 3 «А» классе

 
Запостил: Аноним

 

 

 


Информация о работе Конфликты в подростковом возрасте