Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.
Задачи курсовой:
1) Изучить внутренний мир подростка, характеристику его поведения;
2) Проанализировать причины конфликтов и агрессии подростков;
3) Выявить пути решения данной проблемы.
Введение……………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Психологические особенности детей
подросткового возраста……………………………….…………..…5
1.1. Личностные особенности подростка…………………….5
1.2. Особенности поведения подростков………………...…..9
ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом
возрасте…………………………………………………………...….13
2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов…….…..…13
2.2. Виды конфликтов подростков…………………..………19
2.3. Способы разрешения и
предупреждения конфликтов…………………………………26
Заключение………………………………………………….…..……31
Список использованной литературы…….….…….……..………..33
Компоненты конфликтности, таким образом, будут иметь следующий вид:
- эмоциональный компонент
(состояние личности в
- волевой компонент (
- познавательный компонент
(включает уровень восприятия
провокационных действий
- мотивационный компонент
(отражает состояние
- психомоторный компонент
(неумение владеть своим телом,
Соглашаясь с вышеуказанными авторами, что конфликтность является чертой личности, первичными факторами которой выступают природные задатки и социальный опыт, можно допустить, что есть три вида психологических детерминант подростковой конфликтности:
- детерминанты, связанные
с психофизиологическими
- собственно психологические
детерминанты - особенности личности
(половозрастные особенности,
- социальные детерминанты
- факторы микро- и макросреды.
Соответственно определению
Данные психологические детерминанты в различной степени обуславливают подростковую конфликтность, т. е. имеют свою иерархическую структуру. На наш взгляд, главенствующее положение занимают собственно психологические детерминанты, в частности, ситуация внутрисемейного развития. Семья решающим образом определяет условия жизни ребенка в период, предшествующий подростковому, с одной стороны, предупреждая многие вредные последствия, а с другой - являясь наиболее богатым источником его впечатлений и переживаний. Кризис в семье приводит к искажению идеалов, Я подростка, что провоцирует вначале изменение поведения, а потом нравственного облика и жизненных установок. Воспитателем разочарованного во взрослых подростка становится улица, где есть круг таких же ребят. Ожесточенность, упрямство и безнравственный лидер при отсутствии привязанности к семье ведут к совершению преступных действий, хотя основой создания своей группы является потребность быть понятым, принятым и повысить свою самооценку. В результате разрушаются учебные и трудовые достижения, что порождает новые конфликты и неудачи, которые подрывают самоуважение и уверенность в себе, поэтому при изучении психологических детерминант конфликтного поведения подростка нужно отделять проявления возрастных особенностей от случаев собственно девиантного поведения, возможные деформации становящейся самооценки от напускного цинизма и пренебрежения социальными эталонами.
У части подростков агрессивность формируется как достаточно устойчивое личностное образование – качество личности. Основные механизмы: усвоение агрессии как поведенческий акт идеала или в результате закрепления агрессии как защитной реакции, связанной с неудовлетворением значимых потребностей ребенка.[11]
Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.
В заключение следует сказать, что научный анализ явлений и событий, которые приобретают характер конфликта, становится актуальным. Особый резонанс проблема подростковой конфликтности приобрела в последнее время. Это подтверждает информация, приводимая в СМИ, и увеличение количества социальных запросов на работу психолога с трудными подростками.
Знание факторов подростковой
конфликтности необходимо для развития
у подростков навыков адекватной
самооценки, формирования умений анализировать
ситуацию межличностного взаимодействия;
для коррекции собственного поведения
в отношениях с людьми и, таким
образом, для преобразования конфликтности
в конфликтоустойчивость с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый период - это обострение кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как "подросток - подросток" и "подросток - взрослый". В роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты. Таким образом, конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: "подросток - родители", "подросток - учителя" и "подросток - подросток".
Общение подростков со сверстниками
- особая сфера их жизни. Иногда оно
становится настолько интересным, что
отодвигает на задний план обучение, уменьшает
привлекательность общения с
близкими, хотя психологические механизмы
такого влияния часто бывают непонятны
учителям и родителям. Конфликтные
отношения подростков между собой
основываются на борьбе за лидерство.
Основными факторами
Отношения подростков и педагогов сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, опору на отношения с родителями, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.
Конфликты подростков и родителей
обусловлены деструктивностью внутрисемейных
отношений, недостатками в воспитании,
индивидуально-психологическими изменениями
в психическом развитии подростков
и индивидуальными
Необходимые шаги при разрешении конфликта:
Шаг 1. На конфликт возникает просто импульс-реакция - продуманная.
Шаг 2. Принимаем ситуацию такой какая есть. Это уже произошло.
Шаг 3. Чему я могу здесь поучится. Произвести перегруппировку сил в конфликте. Признать свои чувства.
Шаг 4. Нейтрализация конфликта путем позитивных утверждений. « Я никогда» на «Я еще не ...».
Анализируя причины
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцупов А. Я., Малышев
А. А. Введение в
2. Бодалёв А.А. "Личность и общение": Избранные труды. М, 1983
3. Байярд Р.Т. Байярд Д. "Ваш беспокойный подросток". Практическое руководство для отчаявшихся родителей- М.Просвещение,1991
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6т. Т.1. М.: Педагогика, 1982.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. 456 с.
6. Драгунова Т. В. Подросток. М.: Знание, 1976. 96 с.
7. Добрович А.Б. "Воспитателю о психологии и психогигиене общения", М. Просвещение ,1999.
8. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.
9. Зимняя И.А. "Педагогическая психология". Учебное пособие. Ростов на Дону: Издательство "Феникс ",1997
10. Кащенко В.П. "Педагогическая
коррекция. Исправление
11. Кон И. С., Фельдштейн
Д. И. Отрочество как этап
жизни и некоторые психолого-
12. Конфликты в школьном возрасте / Ред. А. П. Шумилин М.: МГУ, 1986. С. 121.
13. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов: ИСУ, 1976. С. 135.
14. Личко А. Е. Типы
акцентуаций характера и
15. Личко А. Е. "Подростковая психиатрия ", Д. Медицина, 1985
16. Рояк А. А. Психологический
конфликт и особенности
17. Рыбакова М. М. Конфликты
и взаимодействие в
18. Теории личности / Под ред. Б. В. Зейгарник. С.-Пб.: ПИТЕР, 1999.
[1] М. Кле «Психология подростка», Москва, 1991г.
[2] Л.С. Выгодский «Психология», Москва, 2002г.
[3] А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», Ленинград, 1983г.
[4] Теории личности / Под ред. Б. В. Зейгарник. С.-Пб.: ПИТЕР, 1999.
[5] Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов: ИСУ, 1976. С. 135.
[6] "Психология современного подростка" под редакцией Д.И.Фельдштейна - М. Педагогика, 1987
[7] Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.
[8] Личко А. Е. "Подростковая психиатрия ", Д. Медицина, 1985
[9] Драгунова Т. В. Подросток. М.: Знание, 1976. 96 с.
[10] Конфликты в школьном возрасте / Ред. А. П. Шумилин М.: МГУ, 1986. С. 121.
[11] Добрович А.Б. "Воспитателю о психологии и психогигиене общения", М. Просвещение ,1999.
Содержание
Введение
Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте
1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения
1.2. Психологические особенности подросткового возраста
1.3. Конфликтность, как
особенность протекания
Глава II. Исследование конфликтного
поведения у старших
2.1 Методика социально-
2.2. Исследование конфликтности у подростков
2.3. Анализ результатов и выводы
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Подростковый возраст
– это возраст серьезного кризиса,
затрагивающего и физиологическое,
и психическое здоровье ребенка.
Кризис этот напрямую связан с периодом
полового созревания. В этот период
не только происходит коренная перестройка
ранее сложившихся
В последнее время взрослые
все чаще оказываются в тупике,
будучи не в силах прекратить агрессивные
выходки детей, происходящие на их глазах.
Сегодня учителя и родители нуждаются
в самых разнообразных
Методологической основой
исследования явились работы Д.И.Фельдштейна,
А.Бандура и Р. Уолтерс, которые
исследовали влияние линии
Цель работы: изучить особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Изучить особенности конфликтного поведения у подростков
3. Сформулировать рекомендации по воспитательной и психо-коррекционной работе с конфликтными подростками.
Гипотеза исследования: в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность.
Методы исследования:
I. Теоретический анализ литературных источников.
II. Тестирование.
1. Опросник А. Баса – А. Дарки
2. Опросник К. Томаса
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие учащиеся девятого класса МОУ СОШ №15 г. Владимир в количестве 30 человек.