Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:03, курс лекций
На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с разного рода конфликтами. Иногда мы сознательно идем на столкновение, иногда нас втягивают в конфликт против нашей воли, но оказавшись в по-добной ситуации, всегда стараемся завершить ее как можно скорее и наи-лучшим для себя образом. Каждый решает эту проблему исходя из собственного жизненного опыта, целей и средств.
ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1 ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТОЛОГИИ 5
1. Что изучает конфликтология. Природа конфликта 5
2. Понятие конфликта, его типология и функции 8
Вопросы и задания для самоконтроля 10
ЧАСТЬ 2 ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 11
1. Проявления внутриличностного конфликта 11
2. Причины внутриличностных конфликтов: подходы и интерпретации 12
3. Разрешение внутриличностных конфликтов 16
Вопросы и задания для самоконтроля 16
ЧАСТЬ 3 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ 17
1. Характеристика межличностных конфликтов 17
2. Структура и динамика конфликта 18
3. Поведение в конфликте 23
4. Конфликтные личности 25
5. Сферы межличностных конфликтов. Семейные и деловые конфликты 28
6. Причины межличностных конфликтов: мотивационный, когнитивный, ролевой конфликт. Причинные факторы конфликта 30
7. Конфликты в группе и между группами 34
8. Конфликт в организации: источники и проявления 37
Вопросы и задания для самоконтроля 39
ЧАСТЬ 4 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 39
1. Управление конфликтами 39
2. Формы завершения конфликта 41
3. Переговоры 44
4. Медиация как форма разрешения конфликта 47
Вопросы и задания для самоконтроля 49
ЧАСТЬ 5 СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 49
1. Понятие социального конфликта 49
2. Социально - экономические конфликты 50
3. Политические конфликты 52
4. Национально - этнические конфликты 54
Вопросы и задания для самоконтроля 56
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 56
1. Общая теория конфликта 56
2. Внутриличностный конфликт 59
3. Межличностный конфликт 63
4. Разрешение конфликтов 71
5. Социальные конфликты 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
МОДЕЛИ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА. 1. Модель «взаимных выгод». В основе этого подхода лежит идея интеграции как способа удовлетворения интересов разных сторон. Урегулирование конфликта не обязательно предполагает выигрыш одной стороны за счет другой, существует возможность обоюдного выигрыша. Он возможен на основе анализа интересов, мотивов, а не позиций сторон.
2. Модель «уступок-сближения». Имея противоречивые интересы, стороны идут на взаимные уступки, пока не находят точки соприкосновения, которые считают для себя приемлемыми. Уступки не должны выходить за рамки минимально приемлимого для сторон. Это компромиссный подход.
Второй подход активно исследовался в ранних теориях переговоров, он более конкурентный и примитивный. Сегодня более популярным является первый подход. Но противопоставлять эти подходы неправильно. Нужно смотреть, какая модель соответствует конкретной ситуации - виду проблемы, характеру отношений сторон и т.д.
Необходимость вести переговоры предъявляет к человеку определенные требования, если он хочет добиться успеха в них. Для этого необходимо тщательно готовиться; определять свои цели и пределы, в которых можно действовать; контролировать свои эмоции; внимательно слушать; ясно излагать свои мысли.
Очень
важна психологическая
Для успешного ведения переговоров необходимо уметь работать с информацией: правильно воспринимать ее и правильно передавать, от этого зависит взаимопонимание. Хорошо налаженный контакт, принятие партнера, воздержание от оценочных суждений помогают уменьшить искажение информации, передаваемой партнером. В процессе слушания важно не перебивать, не подсказывать формулировок, отделять действительные факты от оценок, умозаключений. Существуют техники слушания, которые полезно использовать в переговорах:
При передаче информации слушателем становится ваш партнер, он просеивает информацию сквозь сито своих представлений, интересов, слышит то, что хочет или ожидает услышать. Если показать, что мы учитываем его интересы, больше шансов быть услышанными.
Важен и стиль ведения беседы. Стилистические особенности речи могут быть различными у партнеров и служить источником напряжения. Это склонность говорить прямо или намеками; расспрашивать или давать другим инициативу в предоставлении информации о себе; ожидания, что другие последуют нашему примеру; уровень формальности-простоты в беседе. Существуют и другие особенности: высота тона, громкость голоса, скорость речи, жесты и т. д. Изменить их трудно, но, обратив специальное внимание, можно постараться контролировать, соотнося с реакцией собеседника.
ЭТАПЫ ПЕРЕГОВОРОВ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕГОВОРОВ. Переговоры между сторонами часто возникают случайно и идут самотеком. Но в случае сложного и значительного конфликта гораздо больше шансов дает продуманная организация переговоров. Переговорами можно и нужно управлять. Кто управляет переговорным процессом? Фактически один из конфликтантов первым проявляет инициативу: призывает другую сторону к переговорам, проявляет большую активность в их проведении. В процессе инициатива может переходить из рук в руки.
Цель
организации переговоров
В ходе подготовки к переговорам необходимо уяснить замыслы свои и оппонента. Это позволит решить, стоит ли вообще начинать их и в каком стиле вести. Нужно найти время для беседы и подготовить условия.
Если вы столкнулись с отказом вступать в переговоры, нужно выяснить причины. Возможны два варианта: 1) оппонент принципиально согласен, и его отказ является маневром с целью проверки ваших намерений либо усиления своих позиций; 2) оппонент принципиально не согласен, поскольку не верит в успех переговоров, либо не желает изменить ситуацию, либо предполагает изменить ситуацию другими способами (насилием, угасанием). В таких случаях можно создать дополнительный стимул для оппонента через демонстрацию силы (ультиматум) или через демонстрацию добрых намерений (мелкие уступки), в зависимости от ситуации.
Начиная процесс переговоров, следует удостовериться в том, что партнер обладает необходимыми полномочиями для принятия решения. Стиль переговоров выбирается с учетом баланса сил, степени напряженности отношений, замыслов и целей. Каждый начинает в том стиле, на который настроился, но в процессе лучше быть гибким и менять тактику в случае необходимости.
Результат успешных переговоров - достижение договоренности. Для семейных, бытовых конфликтов характерен устный ее характер; для деловых, социальных - письменный. Четкое письменное оформление договоренности предупреждает новые конфликты и недоразумения. Условия договора должны формулироваться конкретно и ясно, с указанием сроков и критериев оценки их соблюдения. Кроме взаимных обязательств, должны присутствовать и санкции за их невыполнение.
Медиация - особый вид переговорного процесса. Задача посредника - медиатора в нем состоит в том, чтобы помочь сторонам договориться, а не дать готовое решение. Участие медиатора заключается в организации переговоров, придании им более конструктивного характера. Разработка и применение методов посредничества стали делом профессиональных конфликтологов-медиаторов.
Преимущества медиации:
Недостатки медиации состоят в том, что она эффективна только тогда, когда обе стороны хотят разрешить конфликт. Она не используется в криминальных конфликтах или в случае наличия душевной болезни у одной из сторон. Медиация основывается на следующих принципах: 1) добровольность; 2) равноправие сторон; 3) нейтральность медиатора; 4) конфиденциальность. Следование этим принципам требует от медиатора определенных усилий.
В переговорном процессе медиатор выполняет следующие функции:
Медиация - это искусство, требующее нестандартного мышления. Иногда требуется оказать психологическую консультацию участникам переговоров, уметь управлять их эмоциями, создавать атмосферу доверия. В России большинство медиаторов имеют психологическое образование.
16.
Существует ли универсальная
технология разрешения
17.
Какого рода конфликты
18.
В чем различие между
19.
Какие существуют формы
20.
Какие существуют формы
21.
Какие существуют модели
22.
Почему важно установление
23.
Для чего необходима
24.
Какова роль медиатора как
посредника в переговорном
Социальный конфликт - это столкновение между большими социальными группами людей в сфере производства и потребления, власти, высших ценностей.
Большая социальная группа - это такая совокупность людей, члены которой обладают лишь потенциальной возможностью вступить в личный контакт. Принадлежность к большой социальной группе определяется социальным положением, гражданством, национальностью, вероисповедованием, а также местом жительства, общностью интересов, уровнем образования, профессией и т.п. Будучи членом группы, личность выступает как участник коллективного действия, частным случаем которого является борьба на стороне своих.
Больших групп много, и их интересы не всегда совпадают. Еще сложнее дело обстоит, если личность принадлежит нескольким социальным группам, находящимся в конкурентных отношениях. Это порождает внутриличностный конфликт.