Конфликтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:03, курс лекций

Описание работы

На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с разного рода конфликтами. Иногда мы сознательно идем на столкновение, иногда нас втягивают в конфликт против нашей воли, но оказавшись в по-добной ситуации, всегда стараемся завершить ее как можно скорее и наи-лучшим для себя образом. Каждый решает эту проблему исходя из собственного жизненного опыта, целей и средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1 ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТОЛОГИИ 5
1. Что изучает конфликтология. Природа конфликта 5
2. Понятие конфликта, его типология и функции 8
Вопросы и задания для самоконтроля 10
ЧАСТЬ 2 ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 11
1. Проявления внутриличностного конфликта 11
2. Причины внутриличностных конфликтов: подходы и интерпретации 12
3. Разрешение внутриличностных конфликтов 16
Вопросы и задания для самоконтроля 16
ЧАСТЬ 3 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ 17
1. Характеристика межличностных конфликтов 17
2. Структура и динамика конфликта 18
3. Поведение в конфликте 23
4. Конфликтные личности 25
5. Сферы межличностных конфликтов. Семейные и деловые конфликты 28
6. Причины межличностных конфликтов: мотивационный, когнитивный, ролевой конфликт. Причинные факторы конфликта 30
7. Конфликты в группе и между группами 34
8. Конфликт в организации: источники и проявления 37
Вопросы и задания для самоконтроля 39
ЧАСТЬ 4 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 39
1. Управление конфликтами 39
2. Формы завершения конфликта 41
3. Переговоры 44
4. Медиация как форма разрешения конфликта 47
Вопросы и задания для самоконтроля 49
ЧАСТЬ 5 СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 49
1. Понятие социального конфликта 49
2. Социально - экономические конфликты 50
3. Политические конфликты 52
4. Национально - этнические конфликты 54
Вопросы и задания для самоконтроля 56
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 56
1. Общая теория конфликта 56
2. Внутриличностный конфликт 59
3. Межличностный конфликт 63
4. Разрешение конфликтов 71
5. Социальные конфликты 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

Работа содержит 1 файл

конфликтология.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СИТУАЦИИ. Каждый из участников конфликта составляет свое представление о ситуации, которая сложилась в зоне разногласий. И чаще всего эти представления не совпадают, и это создает почву для столкновения. Когда конфликт завязался, каждый знает только свою точку зрения, но не чужую, пока противник не сообщит ему о ней. Неважно, соответствует ли представление о ситуации действительности, здесь действует следующий принцип:

    Если  ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям.

    МОТИВЫ. У каждого человека имеется свой комплекс установок, потребностей, интересов, на основании которого возникают определенные мотивы – стремления, побуждения к действиям, которые послужат реализации этих установок. Мотивы действуют независимо от того, осознанны они или нет, и влияют на отношение человека к значимым для него вещам, определяют формирование цели. Кроме того, человек может скрывать свои истинные мотивы. Разобраться в мотивах конфликтующих сторон очень важно для того, чтобы направить конфликт в конструктивное русло и найти такое решение, которое действительно будет удовлетворять все стороны.

    ДЕЙСТВИЯ. Имея несовместимые цели, люди начинают вести себя так, что действия одной  стороны мешают другой достичь цели и потому оцениваются как враждебные. Когда конфликт в разгаре, первое, что видно – действия противников. Не все действия выставляются напоказ, некоторые могут скрываться друг от друга и от посторонних.

    Основные  виды действий:

  • создание прямых или косвенных помех для осуществления планов противника;
  • невыполнение своих обязанностей и обязательств;
  • захват или удержание того, что не должно находиться во владении другой стороны;
  • нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации;
  • действия и требования, унижающие достоинство;
  • угрозы и принуждение;
  • физическое насилие.

    С обострением конфликта нарастает интенсивность чужого влияния, и даже вполне невинные действия начинают восприниматься как враждебные и вызывают ответную реакцию.

    Чтобы понять динамику конфликта, нужно рассмотреть  его энергетику, баланс сил и стадии развития.

    ЭНЕРГЕТИКА. Конфликт существует постольку, поскольку  люди отдают энергию на его поддержание, тратят на это средства, время, душевные силы, здоровье. Различные факторы толкают людей на поддержание конфликта. Объективные факторы – реально существующие обстоятельства, которые не могут измениться в короткий срок. Это социальное неравенство, конкуренция на рынке, ограниченность ресурсов и др. Это и факторы, связанные с особенностями личности или группы, – образование, квалификация, интеллект, глубина потребностей и установок.

    Субъективные  факторы – стимулы к конфликтным  действиям, обусловленные иллюзорными, кажущимися обстоятельствами, однако последствия их вполне реальны. Вот некоторые типичные иллюзии:

  • «выигрыш- проигрыш» – представление о том, что возможны только два варианта: я выиграю, а он проиграет либо я проиграю, а он выиграет. Возможность обоюдного выигрыша ускользает от сознания;
  • «самооправдание» – мы предубеждены в пользу самих себя и склонны оправдывать собственное поведение;
  • «плохой человек» – неприязнь к человеку, нарушающему наши интересы, вызывает предубеждение против него: он кажется злым, тупым, нечестным, поэтому с ним надо бороться;
  • «зеркальное восприятие» – приписываемые себе добродетели, а противнику пороки очень похожи у конфликтующих сторон. То же касается и опасений.

    БАЛАНС  СИЛ. Во внутриличностном конфликте  при борьбе мотивационных тенденций в душе человека вероятнее победа той, которая имеет более высокий энергетический уровень. В других видах конфликта дело обстоит сложнее. Если один из участников вкладывает больше страсти, это не значит, что его победа более вероятна. Силу конфликтантов составляют: физическая сила, сила закона, знакомств, денег, власти, авторитета, информации, общественного мнения. Значение имеет не абсолютная величина, а баланс сил, который может изменяться в ходе конфликта, и одно из направлений борьбы – подрыв сил противника. Тем, как стороны создают и используют баланс сил, во многом определяется динамика конфликта.

    СТАДИИ  КОНФЛИКТА. В процессе развития конфликт проходит несколько стадий.

    1. Предконфликтная ситуация – положение  дел накануне конфликта. Иногда  оно может быть благополучным,  и конфликт начинается внезапно, но чаще для него уже существуют предпосылки: имеется противоречие, чувствуется напряженность в отношениях. Если эта ситуация затягивается, то мы имеем дело с латентным конфликтом. К росту напряженности ведет накопление неудовлетворенности отношениями или состоянием дел, которое часто персонифицируется и выливается в поиск виноватого. В это время растет агрессивность и формируется установка на борьбу.

    2. Инцидент – первая стычка конфликтантов,  повод для начала открытого столкновения. Инцидент может не отражать реальных причин конфликта. Иногда он возникает случайно, иногда спровоцирован субъектом конфликта либо третьей стороной, преследующей свои цели. Конфликт может закончиться на этой стадии, если конфликтанты расстаются, чтоб никогда больше не встретиться, если они сразу же разрешают разногласие, если инцидент привел к гибели одной стороны.

    3. Эскалация. На этой стадии конфликт шагает по ступенькам конфликтных действий и противодействий. В зависимости от конфликтных установок и поведения сторон конфликт приобретает логику развития. Эскалация может быть непрерывной, когда напряжение и сила ударов возрастают постоянно, либо волнообразной, когда периоды активных действий сменяются периодами затишья и временного улучшения. Эскалация может быть крутой, когда конфликт развивается очень быстро, либо вялой, когда конфликт переходит в хронический и даже идет на спад и иссякает сам собой.

    4. Кульминация. Это высшая точка  развития конфликта, когда действия  приводят к серьезному вреду  сторонам, общему делу и взаимоотношениям либо, если мы имеем дело с внутриличностным конфликтом, ставится под угрозу целостность личности. Эскалация выражается во «взрывном» эпизоде (или нескольких, следующих друг за другом). Накал конфликта показывает одной стороне или обеим, что продолжать его не следует, что враждебные действия результата не дают и нужно искать другие средства. Кульминация может и не произойти, если стороны начинают предпринимать меры по урегулированию конфликта, не дожидаясь окончательного взрыва. Здесь имеет значение предел терпимости конфликтантов. В затяжном конфликте оттягивание кульминации обходится дорого: накапливается такой потенциал негативных эмоций, что их выброс производит огромные разрушения. Иногда целесообразно спровоцировать столкновение, чтобы избежать накапливания напряжения.

    5. Завершение конфликта. На этом  этапе у сторон происходит  переоценка ценностей, вытекающая из сложившихся конфликтных отношений, расстановки сил, осознания невозможности достичь цели или слишком высокой цены конфликта. Накал борьбы идет на убыль, стороны начинают искать средства примирения и условия. С этого момента начинается процесс завершения конфликта, что не исключает возможность обострения. Здесь встает вопрос о цене конфликта, которая складывается:

    1) из  затрат энергии, времени, сил;

    2) ущерба, наносимого действиями другой  стороны;

    3) потерь, связанных с ухудшением обшей ситуации.

    Цену  конфликта можно перевести в  денежное выражение, но, как правило, это интуитивно понимаемая величина, как и цена выхода из конфликта, которая есть разница между утратами и приобретениями, которые даст выход из конфликта. Однако приобретения обычно представляются неясными и гипотетичными, а утраты зримы и завышаются. В таком случае целесообразно сопоставить цену конфликта и цену выхода из конфликта: если цена выхода больше, то он достанется слишком дорогой ценой и имеет смысл продолжать борьбу, если же цена конфликта больше, то имеет смысл прекратить конфликт. Это возможность рационально решить, стоит ли продолжать конфликт. Завершением конфликта может быть его угасание, когда стороны приспосабливаются к совместному существованию, но чаще завершение требует специальных усилий.

    6. Постконфликтная ситуация. Последствия  конфликта могут быть конструктивными и деструктивными, чаще же имеются и те и другие. Постконфликтная ситуация характеризуется степенью удовлетворенности сторон, которая зависит от того:

  • насколько в ходе конфликта или переговоров удалось достичь цели;
  • какими методами велась борьба;
  • насколько велики потери;
  • насколько велика степень ущемления чувства собственного достоинства;
  • удалось ли снять эмоциональное напряжение;
  • какие методы положены в основу переговоров;
  • насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
  • было ли решение навязано или вырабатывалось совместно;
  • какова реакция окружающих на итоги конфликта.

    При любом раскладе в течение какого-то периода напряженность еще будет  сохраняться, но если она велика, то перемирие, возможно, временное.

3. Поведение в конфликте

    Эмоциональные установки на выбор стратегии  поведения во многом определяются предшествующим опытом отношений партнеров.

    Если  это положительный опыт, то конфликтная  ситуация воспринимается как частные разногласия по отдельному вопросу, стороны охотно сотрудничают и вполне уверены в возможности решения конфликта, они не пытаются уйти от проблемы, активно ее обсуждают.

    Если  это не вполне удовлетворительный опыт, то новые разногласия наслаиваются на нерешенные предыдущие, воспринимаются как проблемный круг вопросов или зона взаимодействия. Стороны не уверены в успехе, ограничивают общение, стараются решить проблему с формальных позиций по формальным правилам.

    Если  опыт абсолютно неудовлетворительный, то все накопившиеся проблемы, враждебность актуализируются в новом конфликте, пропасть расширяется, все расхождения подчеркиваются. Общение сведено к минимуму, цель – не решить проблему, а нанести сопернику как можно больший ущерб.

    В конфликтной ситуации каждый из участников выбирает один из возможных путей:

  • борьбу – всеми силами добиться желаемого;
  • уход от конфликта;
  • ведение переговоров с целью добиться приемлемого решения проблемы.

    Каждая  из этих возможностей предполагает использование  соответствующей стратегии поведения. Для определения этих стратегий мы возьмем степень ориентированности участников на собственные интересы и интересы партнера. Такова концепция Томаса – Киллмена, в которой выделяется пять стратегий поведения в конфликтной ситуации. 

ориентация

на соб.

интересы              СОПЕРНИЧЕСТВО                          СОТРУДНИЧЕСТВО

(настойчивость

в их

удовл.)                                                  КОМПРОМИСС 
 
 

                               ИЗБЕГАНИЕ                                   ПРИСПОСОБЛЕНИЕ 
 

                                                                        Ориентация на интересы другого

                                                                        (готовность пойти навстречу)

  1. В зоне избегания не происходит удовлетворения ничьих интересов, человек игнорирует конфликтную ситуацию и не предпринимает никаких шагов для ее разрешения.
  2. В зоне соперничества человек стремится к максимальному удовлетворению своих интересов, эта стратегия требует полной отдачи, способствует нарушению взаимоотношений между людьми. Выбор ее часто связан с иллюзией «выигрыш – проигрыш».
  3. Зона приспособления отражает тенденцию уступить требованиям партнера, вплоть до полной капитуляции. Выбор этот часто бывает продиктован желанием во что бы то ни стало сохранить отношения, даже в ущерб собственным интересам.
  4. Зона компромисса находится в центре. Это выбор политики взаимных уступок, который часто служит временным выходом, поскольку интересы сторон не удовлетворяются полностью и почва для конфликта остается.
  5. Зона сотрудничества характеризуется стремлением достигнуть максимально возможного удовлетворения и собственных интересов, и интересов партнера. В отличие от компромисса, при выборе стратегии сотрудничества происходит переход к более глубокому уровню, где обнаруживается совместимость и общность интересов. Сотрудничество способствует улучшению отношений и дальнейшему сотрудничеству, однако требует немалых усилий, а главное – взаимного желания решать проблему совместно.

Информация о работе Конфликтология