Конфликтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:03, курс лекций

Описание работы

На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с разного рода конфликтами. Иногда мы сознательно идем на столкновение, иногда нас втягивают в конфликт против нашей воли, но оказавшись в по-добной ситуации, всегда стараемся завершить ее как можно скорее и наи-лучшим для себя образом. Каждый решает эту проблему исходя из собственного жизненного опыта, целей и средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1 ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТОЛОГИИ 5
1. Что изучает конфликтология. Природа конфликта 5
2. Понятие конфликта, его типология и функции 8
Вопросы и задания для самоконтроля 10
ЧАСТЬ 2 ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 11
1. Проявления внутриличностного конфликта 11
2. Причины внутриличностных конфликтов: подходы и интерпретации 12
3. Разрешение внутриличностных конфликтов 16
Вопросы и задания для самоконтроля 16
ЧАСТЬ 3 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ 17
1. Характеристика межличностных конфликтов 17
2. Структура и динамика конфликта 18
3. Поведение в конфликте 23
4. Конфликтные личности 25
5. Сферы межличностных конфликтов. Семейные и деловые конфликты 28
6. Причины межличностных конфликтов: мотивационный, когнитивный, ролевой конфликт. Причинные факторы конфликта 30
7. Конфликты в группе и между группами 34
8. Конфликт в организации: источники и проявления 37
Вопросы и задания для самоконтроля 39
ЧАСТЬ 4 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 39
1. Управление конфликтами 39
2. Формы завершения конфликта 41
3. Переговоры 44
4. Медиация как форма разрешения конфликта 47
Вопросы и задания для самоконтроля 49
ЧАСТЬ 5 СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 49
1. Понятие социального конфликта 49
2. Социально - экономические конфликты 50
3. Политические конфликты 52
4. Национально - этнические конфликты 54
Вопросы и задания для самоконтроля 56
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 56
1. Общая теория конфликта 56
2. Внутриличностный конфликт 59
3. Межличностный конфликт 63
4. Разрешение конфликтов 71
5. Социальные конфликты 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

Работа содержит 1 файл

конфликтология.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

      Существуют  различные основания для классификации  таких конфликтов. По территориальному критерию выделяют:

  • межгосударственные конфликты;
  • региональные конфликты (между этносами, разделенными общей административной границей в рамках единого государства);
  • конфликт между центром и регионом;
  • местные конфликты между различными этническими образованиями, проживающими в рамках единых административных границ (город, область и т.д.).

    В зависимости от целей можно классифицировать конфликты следующим образом:

  • социально-экономические (распределение ресурсов);
  • культурно-языковые (защита родного языка и культуры);
  • территориально-статусные (борьба за изменение границ и повышение статуса);
  • сепаратистские (образование собственного независимого государства).

    Все они могут иметь разную степень  насильственности, интенсивности, длительности.

      Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Для их возникновения необходимо сочетание трех факторов. Первый связан с уровнем национального самосознания, которое может быть адекватным, заниженным, завышенным. Второй фактор - наличие в обществе «критической» массы проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия. Третий фактор - наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

      На  почве социокультурных различий конфликты возникают вследствие принудительной языковой ассимиляции, разрушения культуры и норм религиозного свойства. Нормы, принимаемые на уровне федерации или региона, носят усредненный характер и порой не учитывают особенностей того или иного этноса. В межэтнических конфликтах обязательно присутствует социально- экономический фактор. Он может быть определяющим или только одной из причин конфликта, отражать реальное социально-экономическое неравенство или мнимую дискриминацию. Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что основными факторами возникновения межэтнической напряженности являются ухудшение экономической ситуации в стране, просчеты в национальной политике, нестабильная обстановка в обществе. Чисто этнические разногласия оказались на последнем месте.

      В развитии межэтнического конфликта большую роль играет определенная идеология и культурная принадлежность, которые способствуют консолидации этноса, определению и противопоставлению «своих» и «чужих». При этом внешние признаки, как наиболее яркие и броские, кажутся наиболее устойчивыми и служат источником оскорбительных кличек и действий. Всему непривычному приписывается враждебность и злонамеренность.

      Межэтнические конфликты с трудом поддаются  урегулированию, поскольку они имеют глубокие исторические корни, затрагивают бессознательное, подвержены сильному влиянию религии. Окончательно разрешить такие конфликты невозможно, поэтому главное в этой ситуации - выявить межэтнические противоречия, не допустить применения насилия, найти способы урегулирования конкретных спорных вопросов. Следует уделять большое внимание мерам по предупреждению межэтнических конфликтов. Это воспитание в людях терпимости и уважения к другим народам, возможность изучать языки соседних этносов, наладить культурный обмен на основе общечеловеческих ценностей, которые признает любой этнос. Это может стать интегрирующим началом во взаимоотношениях народов и наций в рамках одной страны.

Вопросы и задания для  самоконтроля

        1. Дайте определение  социального конфликта.
        2. Приведите примеры больших социальных групп.
        3. Какие существуют виды социальных конфликтов?
        4. Каковы основные группы причин социальных конфликтов?
        5. Почему конфликтна любая крупная социальная структура?
        6. Какие действия сторон характерны для социально-экономических конфликтов?
        7. Какова роль идеологии в политическом конфликте?
        8. Какие существуют способы урегулирования политических конфликтов?
        9. Что такое национально-этническая общность?
        10. Какие существуют виды национально-этнических конфликтов?
        11. Почему национально-этнические конфликты с трудом поддаются урегулированию?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Общая теория конфликта

    Ситуация 1. Когда Саша, парень Ольги, ушел в армию, она навещала его мать почти каждый день, они вместе поехали в часть «забирать» его в увольнение на трое суток. Мать с сыном долго разговаривали, а Ольга одна смотрела телевизор. Когда им, наконец, удалось уединиться, свекровь устроила скандал, заявляя, что они ее не уважают и ведут себя неприлично. После демобилизации Саши молодые стали жить с его матерью. Сначала Ольга боялась выходить из комнаты, но постепенно место страха заняло безразличие к этой женщине. Они уже год живут под одной крышей и не разговаривают друг с другом. Ольга очень переживает, что из-за нее мать и сын стали чужими.

    Ситуация 2. Владелец частной фирмы решил построить на пустыре, рядом со своим офисом, еще одно здание. Узнав об этом, жители соседних домов обратились к властям района с просьбой запретить строительство, т. к. на этом месте находится несколько гаражей (неплановых), жители привыкли выгуливать там своих собак и хотели бы своими силами устроить на этом месте сквер. Власти отказали, а люди начали устраивать акции протеста рядом с офисом предпринимателя и на месте начинающегося строительства, мешая ходу работ.

    Ситуация 3. Молодой сотруднице государственного предприятия 22 года. На работе она активно обсуждает с другими сотрудницами покупки и новую косметику, ей часто звонят по телефону молодые люди. Девушка не видит в этом ничего предосудительного, а вот ее начальница придерживается противоположной точки зрения и постоянно делает ей замечания. Девушка приписывает недовольство начальницы тому, что она уже старая и завидует ее молодости, поэтому специально отравляет ей жизнь. Сотруднице очень хочется поставить ее на место, но она опасается мести.

    Ситуация 4. Совещание у начальника ОРСа, выявляется лучшая столовая города, и победитель уже определился. Встает главный технолог и говорит, что последняя проверка в этой столовой показала недовложение продуктов. Зав. столовой ответила, что это неправда, просто он сводит с нею счеты, т. к. он всегда обедает в их столовой и она обслуживает его лично в своем кабинете из-за больших очередей, а в последнюю неделю не могла этого делать, будучи очень занятой.

    Ситуация 5. В молодой семье родился ребенок. Чтобы семья в такое время ни в чем не нуждалась, муж устроился на вторую работу, стал рано уходить, а возвращаться очень поздно. Жена все время проводит дома с ребенком, занимается хозяйством и очень устает и физически и морально. Ее просьбы о помощи приводят мужа в недоумение: он и так делает для семьи все, что может, стараясь ее обеспечить, так что же еще от него нужно, все равно он ничего не понимает ни в уходе за младенцем, ни в приготовлении пищи – это женское дело. В семье растет напряжение, часто возникают ссоры по пустякам.

    Ситуация 6. Группа депутатов партии КПРФ разошлась во мнениях с группой депутатов партии «Яблоко» при обсуждении государственного бюджета. Партия КПРФ считает, что значительную часть средств нужно направить на выплату пенсий и пособий. Их противники утверждают, что эти средства лучше направить на гос. кредитование малого бизнеса, тем самым создавая новые рабочие места и обеспечивая в будущем налоговые поступления в бюджет.

    Ситуация 7. В городе планируется строительство нефтехимического комбината, который позволит перерабатывать добываемую в области нефть. Неформальные экологические организации начали активную кампанию в средствах массовой информации против строительства, организуют митинги, пикеты, сбор подписей в свою поддержку.

    Ситуация 8. Евгений и Стас дружат с детства, имеют много общих интересов и занятий, поступили в один ВУЗ и стали учиться в одной группе. Оба дорожат отношениями и гордятся тем, что годы не смогли их разъединить. На дне рождения у сестры Стас познакомился с ее подругой Юлей и стал с ней встречаться. Евгению сначала интересно было наблюдать за их романом, но постепенно его стало раздражать, что друг все больше внимания уделяет своей девушке и времени на общение и общие дела у него почти не остается. Когда Стас в очередной раз сказал, что не сможет сегодня допоздна играть в футбол, Евгений предъявил ультиматум: или я, или она.

    Ситуация 9. Света не может подолгу дружить с одной и той же девушкой. Ей 25 лет, она производит впечатление общительного человека и умеет привлекать к себе людей. Приглядевшись, замечаешь, что к «настоящей» Свете так просто не подступишься. В компании одна из девчонок становилась ее лучшей подругой, и они почти все время проводили вместе. Примерно через полгода она начинала ее безумно раздражать, Света взрывалась, обвиняя ее во всех грехах. Ссоры всегда происходили бурно, с участием всех окружающих. Несколько месяцев они демонстративно друг друга не замечали. Заканчивалось все счастливым примирением. Свете кажется, что ради этого примирения она все и затевала. И сейчас она иногда устраивает своему другу, с которым живет, кошмарные сцены, чтобы потом мириться, клянясь друг другу в вечной любви.

    Ситуация 10. Один из студентов постоянно опаздывает на занятия, объясняя это различными причинами: то задержался на контрольной, то сломался автобус, то был в поликлинике. Преподаватель, полагая, что поддержание дисциплины входит в его обязанности, постоянно конфликтует с ним по этому поводу. 

Задания к ситуациям

  1. Укажите противоречие, лежащее в основе приведенных выше конфликтов.
  2. Классифицируйте конфликты по различным основаниям.
  3. Как позитивные функции конфликта могут проявиться в каждой из этих ситуаций?
  4. Как негативные функции конфликта могут проявиться в каждой из этих ситуаций?

2. Внутриличностный  конфликт

    1. Рассмотрите приведенные выше конфликтные ситуации. Как вы думаете, какие из них являются следствием внутреннего конфликта одной из сторон? Объясните, почему.

    2. Кому из нижеперечисленных психологов могли бы принадлежать следующие высказывания:

    А. Ребенок испытывает чувство ущербности, неполноценности. Преодолевая его, личность развивает в себе чувство общности, реализует врожденное стремление к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимоподдержке.

    Б. Проблемы развития личности не уходят корнями в одно только детство, но периодически возникают на протяжении всего жизненного пути.

    В. Вся структура личности изначально конфликтна. Внутренний конфликт – необходимое условие развития личности, проявление ее подвижности, динамичности душевной жизни.

    Г. Основной конфликт в душе человека – это конфликт объективного и  субъективного, соответственно – экстраверсии и интроверсии, и если в сознании существует перекос в сторону объективного, то он вынужденно компенсируется вбессознательном.

    1) З. Фрейд;

    2) А. Адлер;

    3) К. Г. Юнг;

    4) Э. Эриксон. 

    3. Рассмотрите ситуацию 9. Интерпретируйте конфликт Светы как мотивационный, когнитивный, ролевой. 

    4. Оцените собственную агрессивность.

Тест  «Самооценка агрессивности»

    Инструкция. Выберите в каждом вопросе один из вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов оцените его в 2 очка. 

    1. Склонны ли вы искать пути к примирению после конфликта?

    а) всегда;

    б) иногда;

    в) никогда.

    2. Как вы ведете себя в критической ситуации?

    а) внутренне  кипите;

    б) сохраняете полное спокойствие;

    в) теряете самообладание.

    3. Каким считают вас коллеги?

Информация о работе Конфликтология