Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:03, курс лекций
На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с разного рода конфликтами. Иногда мы сознательно идем на столкновение, иногда нас втягивают в конфликт против нашей воли, но оказавшись в по-добной ситуации, всегда стараемся завершить ее как можно скорее и наи-лучшим для себя образом. Каждый решает эту проблему исходя из собственного жизненного опыта, целей и средств.
ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1 ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТОЛОГИИ 5
1. Что изучает конфликтология. Природа конфликта 5
2. Понятие конфликта, его типология и функции 8
Вопросы и задания для самоконтроля 10
ЧАСТЬ 2 ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 11
1. Проявления внутриличностного конфликта 11
2. Причины внутриличностных конфликтов: подходы и интерпретации 12
3. Разрешение внутриличностных конфликтов 16
Вопросы и задания для самоконтроля 16
ЧАСТЬ 3 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ 17
1. Характеристика межличностных конфликтов 17
2. Структура и динамика конфликта 18
3. Поведение в конфликте 23
4. Конфликтные личности 25
5. Сферы межличностных конфликтов. Семейные и деловые конфликты 28
6. Причины межличностных конфликтов: мотивационный, когнитивный, ролевой конфликт. Причинные факторы конфликта 30
7. Конфликты в группе и между группами 34
8. Конфликт в организации: источники и проявления 37
Вопросы и задания для самоконтроля 39
ЧАСТЬ 4 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 39
1. Управление конфликтами 39
2. Формы завершения конфликта 41
3. Переговоры 44
4. Медиация как форма разрешения конфликта 47
Вопросы и задания для самоконтроля 49
ЧАСТЬ 5 СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 49
1. Понятие социального конфликта 49
2. Социально - экономические конфликты 50
3. Политические конфликты 52
4. Национально - этнические конфликты 54
Вопросы и задания для самоконтроля 56
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 56
1. Общая теория конфликта 56
2. Внутриличностный конфликт 59
3. Межличностный конфликт 63
4. Разрешение конфликтов 71
5. Социальные конфликты 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Другое поле конфликтов - трудности передачи культурных норм и представлений от одного поколения другому. Разрыв между поколениями углубляется в связи с ростом темпов социального развития. Иногда исход таких конфликтов трагичен - дети уходят из семей в религиозные секты или на улицы.
ДЕЛОВЫЕ КОНФЛИКТЫ. Другая сфера межличностных отношений - это работа. Конфликты в этой сфере называются деловыми. Они могут быть вертикальными (между управляющим персоналом и подчиненными) по поводу способов управления и выполнения функциональных обязанностей. Это препятствия достижению общих или личных целей, несоответствие ожиданий. Конфликты также могут быть горизонтальными (между сотрудниками одного уровня) в связи с принятием новых членов, распределением работ, оплатой труда и т. п. Причиной таких конфликтов часто является нечеткое распределение ответственности и полномочий, несоответствие поведения личности групповым нормам, конкуренция в сфере распределения должностей и благ.
Возможны конфликты и между управленцами при определении целей, способов и направлений совместной деятельности. Это связано с личностными особенностями, кадровыми перестановками, практикой морального и материального стимулирования, влиянием внешней среды.
Особую важность для понимания природы конфликта здесь имеет анализ мотивов деятельности людей в этой организации: что удерживает их, удовлетворены ли они способами управления, получаемыми ресурсами, своими карьерными перспективами, тем, как рядовые члены участвуют в принятии решений и т.д.
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ. Это конфликты по поводу раздела или формы владения имуществом. Как правило, такие конфликты решаются в судебном порядке.
БЫТОВЫЕ КОНФЛИКТЫ. Это конфликты, затрагивающие наши повседневные действия. Обычно они связаны с распределением обязанностей, оценкой вклада в бытовые отношения и часто принимают характер позиционных (кто сильнее, главнее, умнее).
Подобно тому, как внутриличностные конфликты описывались в соответствии с мотивационной, когнитивной и деятельностной сферами личности, можно с той же точки зрения рассмотреть и межличностные конфликты.
Мотивационные конфликты - это конфликты интересов, то есть ситуации, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу.
Когнитивные конфликты - это ценностные конфликты. Это ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с противоречивыми или несовместимыми представлениями, имеющими особое значение. Система ценностей отражает то, что является для человека наиболее значимым, смыслообразующим в различных сферах его жизни. В систему основных ценностей входят мировоззренческие, религиозные, нравственные и иные значимые представления. Различия в ценностях не обязательно ведут к конфликтам. Но если эти различия влияют на взаимодействия или люди начинают посягать на ценности друг друга, то это ведет к столкновениям.
Ролевые конфликты - это конфликты, относящиеся к деятельностной сфере. Они возникают из-за нарушения норм и правил, которые являются неотъемлемой частью любого взаимодействия, его регуляторами, без которых оно оказывается невозможным. Нормы могут быть само собой разумеющимися (нормы этикета) или быть результатом особых договоренностей (правила внутреннего распорядка). Причины нарушений могут быть различного характера. Невольные нарушения связаны с неосведомленностью, сознательные - с желанием пересмотра правил.
При
анализе конфликта полезно
В качестве информационных факторов могут выступать:
В качестве поведенческих факторов могут выступать случаи, когда кто-либо:
Важнейшими факторами отношений являются:
Ценности могут различаться по силе действия и по важности. Они обычно описываются как:
Любой межличностный конфликт разворачивается на фоне структурных факторов, которые являются «внешними» по отношению к нему, но существенно влияют на его ход. В качестве подобных факторов выступают:
Но в реальной жизни, как правило, «чистые», т.е. обусловленные только одной группой причинных факторов, конфликты встречаются крайне редко.
Если
возникает конфликтная
Наличие объективно или субъективно существующих противоречий и причин конфликта еще не означает, что открытое противостояние имеет место. Для того, чтобы механизм развития конфликта был запущен, нужны провоцирующие слова или действия – конфликтогены. Иногда конфликтогены могут спровоцировать конфликт и в отсутствие реальных причин для него.
Конфликтогены
– это слова, действия (или отсутствие
действий), которые могут привести к конфликту.
Личность, против которой применен крнфликтоген,
воспринимает его отрицательно и реагирует
негативно. При отсутствии волевой регуляции
такой реакции будет происходить эскалация
конфликта. Конфликтогены могут проявляться
в различных формах. Ниже, в таблице, дается
характеристика тех из них, которые наиболее
часто встречаются в отношениях между
людьми.
Характер конфликтогена | Форма проявления |
Прямое негативное отношение |
Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм |
Снисходительное отношение | Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание |
Хвастовство | Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах |
Менторские отношения | Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения |
Нечестность и неискренность | Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека |
Нарушения этики | Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т.п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека |
Регрессивное поведение | Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания |
Чтобы избежать конфликтов такого рода, нужно самому не употреблять конфликтогены и не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.
Межличностные конфликты часто включены в столкновения другого уровня - межгрупповые, межинституциональные и другие групповые конфликты. В ситуациях межгруппового конфликта члены групп обычно начинают воспринимать членов других групп как своих противников. Противостояние «Мы - Они» переносится на личные отношения, и межгрупповой конфликт становится почвой для межличностного. Возможно и обратное движение - межличностный конфликт разрастается и втягивает в себя других людей. Групповые конфликты бывают двух видов: