Конфликтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:03, курс лекций

Описание работы

На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с разного рода конфликтами. Иногда мы сознательно идем на столкновение, иногда нас втягивают в конфликт против нашей воли, но оказавшись в по-добной ситуации, всегда стараемся завершить ее как можно скорее и наи-лучшим для себя образом. Каждый решает эту проблему исходя из собственного жизненного опыта, целей и средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1 ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТОЛОГИИ 5
1. Что изучает конфликтология. Природа конфликта 5
2. Понятие конфликта, его типология и функции 8
Вопросы и задания для самоконтроля 10
ЧАСТЬ 2 ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 11
1. Проявления внутриличностного конфликта 11
2. Причины внутриличностных конфликтов: подходы и интерпретации 12
3. Разрешение внутриличностных конфликтов 16
Вопросы и задания для самоконтроля 16
ЧАСТЬ 3 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ 17
1. Характеристика межличностных конфликтов 17
2. Структура и динамика конфликта 18
3. Поведение в конфликте 23
4. Конфликтные личности 25
5. Сферы межличностных конфликтов. Семейные и деловые конфликты 28
6. Причины межличностных конфликтов: мотивационный, когнитивный, ролевой конфликт. Причинные факторы конфликта 30
7. Конфликты в группе и между группами 34
8. Конфликт в организации: источники и проявления 37
Вопросы и задания для самоконтроля 39
ЧАСТЬ 4 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 39
1. Управление конфликтами 39
2. Формы завершения конфликта 41
3. Переговоры 44
4. Медиация как форма разрешения конфликта 47
Вопросы и задания для самоконтроля 49
ЧАСТЬ 5 СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 49
1. Понятие социального конфликта 49
2. Социально - экономические конфликты 50
3. Политические конфликты 52
4. Национально - этнические конфликты 54
Вопросы и задания для самоконтроля 56
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 56
1. Общая теория конфликта 56
2. Внутриличностный конфликт 59
3. Межличностный конфликт 63
4. Разрешение конфликтов 71
5. Социальные конфликты 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

Работа содержит 1 файл

конфликтология.doc

— 462.00 Кб (Скачать)
ustify">    Таковы  две установки сознания. Однако психическая  жизнь протекает в конфликте сознания и бессознательного. Любое нарушение меры в сознании вызовет компенсаторную деятельность бессознательного. У экстраверта бессознательное встает на защиту субъективности, порождает эгоистические тенденции. У интроверта повышается влияние объекта, он становится более зависимым от внешних обстоятельств.

    Э. ФРОММ. Отталкиваясь от идей Фрейда, Фромм  утверждает в качестве основного конфликт двух главных инстинктов: инстинкта жизни и инстинкта смерти. Любовь к жизни он называет биофилией, любовь к смерти - некрофилией. Некрофилия - злокачественное следствие психосексуального развития личности, а биофилия - доброкачественная, нормальная. Основные проявления некрофилии: мрачные сны, культ насилия, чопорность и холодность в обращении, болезненное пристрастие к чистоте, преклонение перед техникой, порядком, склонность к манипулированию и другие.

    Э. ЭРИКСОН. Ориентировался на психоаналитическую традицию. Если Фрейд выводил жизненный сценарий из детских проблем, то Эриксон распределил проблемы развития личности по всему жизненному пути. Каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения - кризис, порожденный конфликтом развития личности. Когда в человеке вызревают новые личностные качества, он сталкивается с новыми жизненными задачами. Это период возросших потенций и в то же время повышенной уязвимости. На каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризиса, когда личность крепнет и адаптируется, либо неблагоприятное, когда личность переходит на следующую стадию с грузом прошлых нерешенных проблем. Чем менее успешно пройдены кризисы, чем больше нерешенных внутренних проблем, тем больше возрастает конфликтность личности. Несчастный человек не оставляет в покое других.

    Рассмотрим  теперь подходы к внутриличностному  конфликту, предполагающие в качестве его причин внешние, ситуационные источники.

    МОТИВАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ. К. Левин считал, что внутренние конфликты являются следствием проблем, возникающих в жизненных ситуациях индивида. Предметом его внимания стали конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов - противоречащих или несовместимых. Мы имеем три возможных варианта:

  • «буриданов осел» - выбор между двумя равнопривлекательными, но одновременно нереализуемыми возможностями;
  • «из двух зол меньшее» - выбор между двумя равнонепривлекательными возможностями;
  • «и хочется и колется» - одна и та же цель одновременно и привлекает и отталкивает.

    Существуют  некоторые закономерности. Чем ближе  к привлекательной цели субъект, тем сильнее тенденция к ее достижению и тем больше возрастает ее привлекательность. Чем ближе к непривлекательной цели субъект, тем сильнее тенденция к ее избеганию. Сила избегания сильнее, чем сила достижения. Поэтому второй и третий тип ситуаций являются более болезненными по сравнению с первой и труднее преодолеваются.

    КОГНИТИВНЫЙ КОНФЛИКТ. Согласно когнитивной психологии человек стремится к непротиворечивости, согласованности внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и испытывает дискомфорт от рассогласования. Конфликт - столкновение несовместимых значимых представлений (когниций). Процесс принятия решения тоже можно представить как когнитивную проблему: «Я принял решение» - «Я не уверен, что оно правильное». Поэтому, приняв решение, человек еще уговаривает себя в его правильности с помощью дополнительных аргументов, и чем меньше внешнее принуждение к нему, тем больше внутренние аргументы. Механизмы преодоления когнитивного диссонанса позволяют не только ослабить внутреннее напряжение, но и уходить от межличностных осложнений. Нужно пересмотреть представления и при помощи системы рассуждений изменить одно из них таким образом, чтоб оно согласовывалось с другими.

    РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ. Человек получает свою личностную определенность через взаимодействие с другими людьми в группе. Разные члены группы выполняют разные роли. Таким образом, мы можем представить личность как систему социальных ролей, которые человек исполняет в группах разной степени общности. Каждая роль имеет свое содержание: шаблон действий, конкретные умения и навыки и формируется под влиянием ожиданий других людей. Люди имеют довольно сходные наборы ролей, а индивидуальность достигается благодаря тому, что на их исполнение накладывают отпечаток личностные особенности, невозможно регламентировать все нюансы роли (отец может быть добрым и любящим либо суровым и властным). Кроме того, для каждого человека существуют роли наиболее важные, те, которые человек реализует в первую очередь, с полной отдачей - это эталонные роли. Каждая роль связана с правами и обязанностями, это приводит к тому, что личность переносит социальный контроль внутрь себя, и такая ситуация может стать причиной внутреннего конфликта, если требования роли малосовместимы с некоторыми индивидуальными особенностями, если у человека слишком много эталонных ролей и у него не хватает энергии и сил для реализации их в полном объеме, если имеет место  несовместимость ролей ( к человеку предъявляются одновременно слишком разные, а то и несовместимые ожидания). Другая проблема - чрезмерная интегрированность ролей, когда любое рассогласование воспринимается очень болезненно и любая неожиданная информация о себе вытесняется (мужчина, занимающий руководящую должность, ведет себя как начальник и с подчиненными на работе, и со своими детьми, и с друзьями, и с женой). Возможна и обратная ситуация - чрезмерная разболтанность ролей, когда человек становится рабом ситуаций и не имеет четкого представления о себе. Имея нормальную, гибкую Я-концепцию, личность в нужной ситуации активизирует нужный блок ролей.

    Разрешение  ролевых конфликтов возможно через  определение эталонной роли, если их слишком много; через расширение репертуара ролей, что позволит выбрать более согласованные роли; через уточнение содержания ролей.

3. Разрешение внутриличностных конфликтов

    Справиться  с внутриличностными конфликтами  непросто главным образом потому, что их трудно диагностировать. Они проявляются во внутреннем напряжении, тяжелых переживаниях, но даже понимая, что он находится в состоянии внутреннего конфликта, человек редко может правильно определить его причины. Самая важная информация обычно бывает скрыта в бессознательном, и человек не только не может найти правильные ответы, но не может задать правильные вопросы, настолько сильны защитные механизмы.  Поэтому, если внутреннее напряжение держится достаточно долго, имеет смысл обращаться к специалистам - психологам, психотерапевтам. Методы их работы зависят от того, какой психологической концепции придерживается тот или иной специалист. Психоанализ предлагает осознать и пережить свои конфликты. Это позволяет снять защиту и дает возможность рационально воздействовать на установки и тем самым изменить поведение и обрести душевное равновесие. Другие направления предлагают свои методы, часть из которых приведены выше.

Вопросы  и задания для  самоконтроля

    1. Что такое внутриличностный конфликт? Каковы его проявления?

    2. Как психоаналитическая традиция  объясняет внутриличностные конфликты?

    3. Что такое социальная роль? В  чем состоит ролевой конфликт?

    4. Как когнитивная психология объясняет  внутриличностный конфликт?

    5. Представьте внутриличностный конфликт  как борьбу мотиваций. 

Часть
Межличностные и групповые конфликты

1. Характеристика межличностных  конфликтов

    Межличностные конфликты - это ситуации столкновений между двумя и более людьми. Психологически такой конфликт может быть определен как ситуация противостояния участников, воспринимаемая и переживаемая как значимая психологическая проблема, требующая разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

    Иногда  человек сам становится инициатором  конфликта, иногда он оказывается втянутым в него неожиданно для себя и против собственного желания. Во всех ситуациях можно увидеть два взаимосвязанных аспекта: 1) содержательная сторона конфликта, то есть предмет спора; 2) психологическая сторона, связанная с личностными особенностями участников, их эмоциональными реакциями друг на друга и на ход конфликта. Эта, вторая, сторона и является специфической чертой межличностных конфликтов.

    Поскольку люди имеют различающиеся интересы, потребности, то в процессе совместной деятельности их интересы сталкиваются, поэтому мы можем определить конфликт как частный случай взаимодействия между людьми. В таком конфликте люди сталкиваются непосредственно лицом к лицу, у них возникают и поддерживаются напряженные отношения. Они втягиваются в конфликт как личности, проявляя особенности характера, темперамента, способностей. Если внутриличностный конфликт - это проблема, которую мы не осознаем или с которой мы научились жить, если групповые, социально-политические конфликты часто находятся на периферии нашей жизни и служат фоном для нее, то межличностные конфликты затрагивают нас сильнее всего, в них мы наиболее втянуты эмоционально, потому что от общения с людьми зависит наше благополучие, в том числе психическое. Часто межличностные конфликты вытекают из внутриличностных, когда противоречивые тенденции внутри человека ведут к столкновению с другими людьми. Часто человек, испытывая проблемы, начинает обвинять людей в своих неудачах.

    В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов: их личная самооценка, порог толерантности, агрессивность, тип поведения, социально-культурные различия. Межличностная несовместимость (взаимное неприятие, антипатия) может стать причиной эмоциональных конфликтов, которые являются наиболее сложной и трудноразрешимой формой межличностных конфликтов.

    В развитии конфликта необходимо учитывать влияние социальной и социально-психологической среды.

    Межличностные конфликты протекают в форме:

  • соперничества - стремления к доминированию;
  • дискуссии - обсуждения спорного вопроса;
  • спора - разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместной проблемы.

2. Структура и динамика  конфликта

    Чтобы проанализировать структуру конфликта, выделим его составляющие.

    КОНФЛИКТУЮЩИЕ СТОРОНЫ. В конфликте участвуют  две и более стороны – конфликтанты (субъекты конфликта). Это прямые участники -отдельные индивиды или целые группы. Кроме них существуют и косвенные участники – сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы.

    Рассмотрим  социально-психологические характеристики конфликтантов. К социальным характеристикам относятся принадлежность к тому или иному слою общества или социальной группе, профессия, служебное положение, статус, авторитет и т. п. Что касается психологических характеристик, то даже если мы имеем дело с большими социальными группами, конфликты всегда персонифицированы – от лица группы выступают лидеры(формальные или неформальные). Поскольку это живые люди, со своими достоинствами и недостатками, уровнем культуры и самоконтроля, амбициями, симпатиями и антипатиями, то личностные особенности играют большую роль. Люди часто обостряют конфликт своими словами и действиями. Даже те из них, кто по своему положению в обществе должны быть крайне осмотрительны – депутаты, лидеры политических партий, общественные деятели - не всегда взвешивают последствия своих слов и поступков, не осознавая, что слово политика воспринимается не так, как слово частного лица. Культура поведения требует корректности и высокого уровня самоконтроля прежде всего от людей, обладающих властью (и не только в политике).

    ЗОНА РАЗНОГЛАСИЙ. Это предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший конфликт. Зона разногласий не всегда легко распознаваема, в том числе и самими участниками, и видимый предмет спора может являться выражением более глубоких неосознаваемых расхождений. Необходимо учитывать и возможность того, что декларируемые позиции и реальные побуждения могут различаться. Границы поля разногласий подвижны, могут расширяться или сужаться. Конфликтные ситуации разнообразны, но мы можем выделить четыре их источника, распространенные во всех человеческих сообществах. Это Богатство, Власть, Престиж и Достоинство, то есть те ценности и интересы, которые имеют ценность во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конфликте. Богатство – не просто сумма денег или имущества, но возможность расширения деятельности и влияния, оно дает иное мироощущение – безграничных возможностей, исключительности, привилегированности, предъявляя в то же время довольно жесткие требования к его обладателю. Власть дает возможность контролировать распределение ресурсов, дает доступ к значимой информации, возможность участвовать в принятии решений. Здесь также формируется чувство исключительности, приобщенности к чему-то более важному и значимому, чем повседневные интересы. Проблема распределения властных полномочий в иерархии властных и управленческих структур является одной из наиболее распространенных. Реальное воплощение престижа - известность, сила влияния, репутация. Престиж редко может быть завоеван без поддержки власти и богатства, которые, в свою очередь, не могут сохранить влияния без поддержки общественного мнения. Когда мы говорим о достоинстве, то речь идет о таких ценностях, как уважение и самоуважение, компетентность, профессионализм, нравственные качества личности. Проблема нравственного конфликта сопряжена с выбором средств достижения цели. Все эти источники могут давать огромное разнообразие конкретных ситуаций, в которых могут и не просматриваться отчетливо.

Информация о работе Конфликтология