Конфликтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:03, курс лекций

Описание работы

На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с разного рода конфликтами. Иногда мы сознательно идем на столкновение, иногда нас втягивают в конфликт против нашей воли, но оказавшись в по-добной ситуации, всегда стараемся завершить ее как можно скорее и наи-лучшим для себя образом. Каждый решает эту проблему исходя из собственного жизненного опыта, целей и средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1 ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТОЛОГИИ 5
1. Что изучает конфликтология. Природа конфликта 5
2. Понятие конфликта, его типология и функции 8
Вопросы и задания для самоконтроля 10
ЧАСТЬ 2 ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 11
1. Проявления внутриличностного конфликта 11
2. Причины внутриличностных конфликтов: подходы и интерпретации 12
3. Разрешение внутриличностных конфликтов 16
Вопросы и задания для самоконтроля 16
ЧАСТЬ 3 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ 17
1. Характеристика межличностных конфликтов 17
2. Структура и динамика конфликта 18
3. Поведение в конфликте 23
4. Конфликтные личности 25
5. Сферы межличностных конфликтов. Семейные и деловые конфликты 28
6. Причины межличностных конфликтов: мотивационный, когнитивный, ролевой конфликт. Причинные факторы конфликта 30
7. Конфликты в группе и между группами 34
8. Конфликт в организации: источники и проявления 37
Вопросы и задания для самоконтроля 39
ЧАСТЬ 4 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 39
1. Управление конфликтами 39
2. Формы завершения конфликта 41
3. Переговоры 44
4. Медиация как форма разрешения конфликта 47
Вопросы и задания для самоконтроля 49
ЧАСТЬ 5 СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 49
1. Понятие социального конфликта 49
2. Социально - экономические конфликты 50
3. Политические конфликты 52
4. Национально - этнические конфликты 54
Вопросы и задания для самоконтроля 56
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 56
1. Общая теория конфликта 56
2. Внутриличностный конфликт 59
3. Межличностный конфликт 63
4. Разрешение конфликтов 71
5. Социальные конфликты 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

Работа содержит 1 файл

конфликтология.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

    В зависимости от настроя участников конфликт может развиваться по конструктивному  либо деструктивному пути и соответственно выполнять двоякого рода функции. Задача участников конфликта состоит в том, чтобы ограничить негативные и использовать позитивные функции. К важнейшим негативным относятся:

  • ухудшение социального климата, снижение производительности труда;
  • неадекватное восприятие, непонимание сторонами друг друга;
  • уменьшение сотрудничества между сторонами;
  • порождение духа конфронтации, затягивающего людей в борьбу ради победы, а не решения реальной проблемы;
  • материальные и эмоциональные затраты.

    Важнейшие позитивные функции конфликта:

  • не дает сложившейся системе отношений закостенеть, несет в себе возможность развития, совершенствования;
  • играет информационную и связующую роль, участники конфликта лучше узнают друг друга;
  • способствует структурированию социальной группы, ее сплочению;
  • стимулирует активность людей, снимает «синдром покорности»;
  • стимулирует развитие личности, рост чувства ответственности и собственной значимости;
  • выявляет незаметные прежде достоинства и недостатки людей, что является важным для выдвижения и формирования лидеров;
  • снимает подспудную напряженность и дает ей выход;
  • выполняет диагностическую функцию – указывает на проблему, которая требует решения.

    Существуют  разнообразные типологии конфликтов. В зависимости оттого, что именно интересует конфликтолога в каждом конкретном случае, основанием для классификации может стать состав участников, причины, длительность, степень интенсивности и др.

    По  составу участников различают конфликты:

  1. внутриличностные;
  2. межличностные;
  3. групповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности);
  4. конфликты в организации;
  5. конфликты в больших социальных группах.

    По  эффекту и функциональным последствиям конфликты могут быть конструктивными  или деструктивными. Конструктивные последствия проявляются в формировании чувства общности у людей, причастных к решению проблемы, расширении сферы сотрудничества, прояснении собственных интересов и интересов партнера. В деструктивном конфликте наблюдается поляризация оценочных суждений партнеров, стремление принудить к невыгодному решению, обострение конфликта, уход от исходной проблемы, болезненные формы разрешения проблемы. При таком течении конфликта обычно страдают обе стороны, ухудшаются взаимоотношения, а возникающий при длительном напряжении стресс отрицательно влияет на здоровье.

    По  критерию реальности можно выделить:

    1) подлинный конфликт, который существует  объективно и воспринимается участниками адекватно;

    2) случайный конфликт, зависящий от  легко изменяемых обстоятельств, что не всегда осознается участниками;

    3) смещенный конфликт, когда в его  основе лежит другой, невидимый;

    4) неверно приписанный (ложный) конфликт, между сторонами ошибочно понявшими друг друга;

    5) латентный конфликт, для которого  есть реальные основания, но  по какой-то причине он не  осознается или подавляется.

    По  содержанию различаются конфликты потребностей, ресурсов, интересов, средств достижения цели, правил взаимодействия и конфликты несоответствия.

    Анализируя  движущие силы, мотивацию участников, можно выделить конфликты потребностей, ресурсов, интересов, ценностей, норм.

    Все конфликты между собой взаимосвязаны, и в ходе развития конфликты одного вида могут переходить в другой, переплетаться между собой, однако при анализе эти линии лучше разделять, чтобы четко определить зону разногласий, увидеть направление развития конфликта и наметить возможные варианты решения.

Вопросы и задания для  самоконтроля

  1. Как понимание  конфликта связано с пониманием природы самого человека?
  2. Какие традиции разрешения конфликтов сложились в Европе, Америке, России?
  3. Укажите различия между психологией конфликта, социологией конфликта и конфликтологией?
  4. Как конфликтология связана с другими науками?
  5. Укажите позитивные функции конфликта.
  6. Укажите негативные функции конфликта.
  7. Почему конфликт является частным случаем социального взаимодействия, а не нарушением его?
  8. Для чего необходимо типологизировать конфликт?

Часть
Внутриличностный конфликт

1. Проявления внутриличностного  конфликта

    Внутренний  конфликт - это личностные проблемы одного человека.

    Человек является составной частью конфликтов всех уровней - от ссоры друзей до мировой войны, но выступает в них не как стандартная единица. Люди разные и ведут себя в конфликте очень индивидуально, в силу неповторимости своей внутренней психической организации. Кроме того, люди не только выносят свои внутренние конфликты во вне, но и вносят внешние в себя. Поэтому мы рассматриваем эту, казалось бы, чисто психологическую проблему в курсе конфликтологии.

    В эпоху средневековья человек  рассматривался как объект борьбы, его душа была полем битвы между  добром и злом. Это представление и сейчас имеет свои отголоски. Э. Шостром: «В каждом из нас заложена такая двухпартийная система, при которой одна часть у власти, другая в лояльной оппозиции», и это нормально для здорового человека. Философия Нового времени стала оценивать сложность душевного мира как обязательную структурную характеристику личности. На рубеже XVIII - XIX вв. наиболее влиятельной стала динамическая теория личности З. Фрейда, которая представила человеческую психику как изначально конфликтную.

    Внутренние  конфликты являются необходимым условием развития личности. Если внешние конфликты при благоприятном исходе развивают наши отношения с другими людьми и делают более эффективным взаимодействие в различных социальных группах, то внутренние конфликты делают более глубоким осознание себя и своего места в жизни. Однако такие конфликты, как правило, идут на фоне болезненных переживаний.

    ФРУСТРАЦИЯ. Иногда действия человека, стремящегося удовлетворить свои потребности, сталкиваются с препятствиями. Внешний аспект фрустрации - препятствие. Это может быть физическая преграда, отсутствие объекта для удовлетворения потребности, биологические ограничения, социальные условия. Внутренний аспект - нарушение равновесия, напряжение, тяжелые переживания, стремление восстановить равновесие с помощью нового действия. Напряжение может быть снято через адаптивное поведение, которое устраняет источник фрустрации, либо через неадаптивное поведение, которое является простой разрядкой в виде агрессивной реакции, направленной на себя или на посторонние предметы. Возможна и неагрессивная реакция: бегство и оправдание, подавление, регрессия. Вот несколько способов, которыми обычно пользуются для того, чтобы выйти из состояния фрустрации:

  • обвинение обстоятельств и снятие с себя ответственности. Ситуация продолжается, может привести к стрессу и депрессии;
  • уклонение от ситуации: все разрешится само собой. Иногда это срабатывает, но чаще – нет;
  • поиск вариантов решения проблемы: преодолеть препятствие, обойти его, предпринять компенсирующее действие или отказаться от цели.

    КРИЗИС. Кризис наступает в случае обострения проблемы до крайней точки. Как и  в течении физической болезни, после  точки кризиса человек либо умирает - разрушение личности, либо выздоравливает - разрешение проблемы в силу необходимости  решить ее или погибнуть.

    СТРЕСС. Стресс - необходимое условие жизни, его влияние позволяет держать  в тонусе психику и организм, способствуя  лучшей адаптации. Это состояние неспецифического напряжения, возникающее под влиянием субъективно значимых воздействий. Стрессор - это фактор, вызывающий такое состояние.

    Три стадии стресса:

  1. Тревога как реакция на возникший стрессор.
  2. Стабилизация или приспособление к новым условиям.
  3. Стадия истощения, если новые стрессовые условия слишком длительны или тяжелы.

    В начальных стадиях стресс принимает форму аустресса, он активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических процессов, он является кратковременным. В случаях длительного воздействия стрессора мы имеем дело с дистрессом - разрушительным процессом, дезорганизующим поведение человека, ухудшающим состояние организма.

    Помогают  пережить стресс:

  • умение планировать;
  • умение признавать и принимать ограничения;
  • избегание ненужной конкуренции;
  • регулярные физические упражнения;
  • владение безмедикаментозными методами расслабления;
  • возможность поделиться своими неприятностями.

2. Причины внутриличностных  конфликтов:  
подходы и интерпретации

    Существуют  два типа подходов к пониманию  источников внутриличностного конфликта. Первый предполагает, что эти источники находятся в самой структуре личности. Это фрейдистский и постфрейдистские подходы. Второй предполагает, что источники конфликта находятся во внешней среде.

    З. ФРЕЙД. Фрейд утверждал, что личность многослойна (СверхЯ - Я- Оно), и признавал  внутренний конфликт как естественное следствие динамичной психической жизни. Такой конфликт способствует развитию личности.

    «Оно» сотворено примитивными биологическими желаниями и стремится к немедленному их удовлетворению, неспособно предвидеть последствия.

    «Я» появляется в результате контакта личности с внешним миром. Оно уже разделяет желаемое и реальное и может планировать удовлетворение потребностей.

    «СверхЯ»  появляется в процессе социализации. Оно содержит в себе нормы, правила, нравственные ценности.

    Конфликт чаще всего возникает при столкновении «хочу» (Оно), «могу» (Я) и «надо» (СверхЯ). Такой конфликт порождает внутреннее напряжение, которое возможно снять при помощи защитных механизмов: вытеснения, фантазий, замещения, рационализации, сублимации.

    Некоторые ситуации внутреннего конфликта, пережитые и неблагополучно разрешенные в глубоком детстве (например эдипов комплекс), влияют на поведение взрослого человека.

    Определение внутриличностного конфликта возможно через анализ поведения, в котором  неосознанно проявляются скрытые потребности. Это нарушение чувства меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию. Это поведение, прямо противоречащее провозглашаемой цели, некритичность по отношению к нелогичности своего поведения.

    А. АДЛЕР. Адлер, ученик Фрейда, соглашался, что в детстве любой человек переживает чувство неполноценности, но понимал его несколько шире. В конфликте между чувством бессилия и желанием получить высокий результат заложено стремление личности преодолеть свою слабость и достичь вершин возможного. Желание компенсировать неполноценность - это творческая сила, способная привести к высоким достижениям. Преодолевая неполноценность, личность развивает в себе чувство общности с другими людьми. Если человек не справляется, то возникает комплекс неполноценности - постоянное глубинное переживание собственной ущербности. Излишняя требовательность родителей, излишняя опека, слабое здоровье могут привести к возникновению этого комплекса. Вместо достижения реальных результатов личность стремится к сверхкомпенсации, к убеждению себя и других в своих мнимых успехах, возрастает желание к власти. Не справляясь, ущербная личность выплескивает конфликт наружу в виде агрессии, тревожности, демонстрации силы или, наоборот, слабости.

    К.-Г. ЮНГ. Юнг, продолжая исследования в русле психоанализа, сосредоточил внимание на конфликтной природе самой личностной установки. Основное противопоставление в своей типологии он сделал на конфликте субъективного и объективного в сознании человека.

    Экстраверт - человек, направленный во вне. Он сознательно стремится познать законы внешнего мира и строить свою внутреннюю жизнь в соответствии с ними.

    Интроверт - человек, погруженный в себя. Он утверждает самоценность внутренних процессов, а внешний мир, его правила и нормы для него не так уж важны.

Информация о работе Конфликтология