Комплексной психологической практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:58, практическая работа

Описание работы

Цель практики: дать возможность реализовать основные направления деятельности психолога: проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой учреждения. Практика опирается на знания, полученные в рамках различных дисциплин, которые изучались ранее.
Задачи:
ознакомиться с особенностями работы психолога в данном учреждении;
активно участвовать в процедуре психологической работы в учреждении данного типа: диагностика психического развития личности, оформление психологического заключения по результатам психологической диагностики, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы с данным индивидом;
формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.

Содержание

1. Цель и задачи практики………………………………………………………..5
2. Основные сведения об учреждении,
направлениях его работы и специфике………………………………………….6
3. Диагностическая деятельность………………………………………………..8
3.1 Комплексное исследование личности учащихся 5, 10 классов…..…8
3.2 Комплексное исследование 4, 10 классов………………………..….19
4. Консультативная деятельность…….……………………………………...…30
5. Развивающая и просветительская деятельность …………………………...34
Заключение……………………………………………………………………....39
Литература……………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

комплексной психологической практики.doc

— 520.00 Кб (Скачать)
 

      Цель  – помощь в самопознании.

 

      1. Информация.

      Внимание  – это направленность нашего сознания на определенный объект. Объектом внимания может быть любой внешний объект, а также внутренний мир самого человека, его мысли, чувства и т. д. Быть внимательным – значит следить за какими-то движениями; развивать внимательность – значит учиться различать скрытые движения в жизни, в искусстве, в природе, в науке, в людях.

      Внимание  характеризуется рядом свойств: устойчивостью, колебанием, объемом, переключаемостью, распределяемостью и концентрацией. Каждое из этих свойств внимания проявляется у человека по-разному. Но и разные профессии предъявляют особые требования к разным свойствам внимания.

 

      2. Изучение свойств внимания.

      Задание 1. Особенность колебания внимания.

      В течение 1 минуты смотрите на рисунок  и отмечайте те моменты, когда  восприятие изображения рисунка  у вас будет изменяться:

      выпуклый  рисунок ( – ) – вогнутый рисунок (.)

      Посчитайте, сколько раз в течение 1 мин у вас изменилось восприятие рисунка. Сравните результаты (наибольшее и наименьшее значение).

 

      

 
 
 
 
 

      Задание 2. Устойчивость внимания (выполняется  в парах).

      Засеките  время, в течение которого вы сможете  с помощью волевого усилия удержать восприятие того же рисунка только в одном положении. Выполните это задание три раза и вычислите среднее значение. Сравните полученные результаты с другими.

      Задание 3. Объем внимания (наблюдательность) – количество объектов, которые человек может одновременно и отчетливо воспринимать. Посмотрите на рисунок в течение 1 с. Постарайтесь запомнить все, что увидите.

 

      

 
 
 
 
 
 

      Зарисуйте все, что запомнили. Проверьте и  подсчитайте:

      а) сколько фигур вы правильно запомнили;

      б) сколько цифр вы правильно запомнили;

      в) сколько цифр вами правильно вписано  в фигуры; Задание можно усложнить, сделав фигуры и цифры цветными.

      Объем внимания равен сумме правильных ответов. Сравните полученные результаты.

      Задание 4. Распределение внимания (умение делать несколько дел одновременно).

      Попросите соседа засечь время, в течение которого вы называете по порядку цифры  от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги в обратном порядке: произносите 1, пишете 20 и т.д.

      Подсчитайте время и количество ошибок.

      Чем меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение внимания. Сравните результаты.

      Задание 5. Концентрация внимания.

      Корректурная  проба (2 мин). К — количество просмотренных  знаков количество ошибок.

      3. Запишите в «Индивидуальную карту»  общую характеристику своего внимания:

      устойчивость  – …

      колебание – …

      объем – …

      распределение – …

      концентрация  – …

      4. Попробуйте назвать профессии,  которые предъявляют повышенные требования к указанным свойствам внимания.

      5. Укажите, к каким качествам  внимания предъявляют требования профессии, входящие в сферу ваших интересов и склонностей.

      6. Обсуждение занятия.

Заключение

       Начинающего педагога к мастерству  приводит  совершенствование педагогической  техники, выработанные навыки. Это значит, – совершенствование умения понимать воспитанника, а это  знание психологии общения, отношений, педагогической  психологии;  речевых  умений: знать особенности  языка,  знать,  как  воспринимается  твоя  речь,  как  она развивается; умение выразить свое отношение к  поступку,  к  человеку,  свое эмоциональное отношение; и в то же  время овладение навыками  самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения.

     Все эти качества помогает развить именно практика, она является непременным  условием формирования грамотного специалиста. Мало иметь только теоретические знания, нужно уметь их получать (нужные именно для твоей профессии) и применять.

            Следующими   факторами   профессионального   мастерства   являются субъективные факторы. Субъективные факторы – это  качества,  характеризующие индивидуальность личности и уникальность ее мастерства.

            Необходимыми   и   достаточными   условиями   формирования   личности социального педагога  являются следующие качества:

           1. Профессиональная направленность  личности, она выражается  в   адекватном понимании целей и  задач  профессиональной  деятельности,  наличие сформулированных профессиональных мотивов,  устойчивых  интересов, склонностей, взглядов, убеждений, идеалов, относящихся к избранной профессии, этому также способствует практическая деятельность.

          2. Профессиональное  мышление.  Оно   проявляется  в  практической  деятельности,  в процессе решения  задач и потому определяют  ее успешность.

         3. Профессиональное самосознание, то  есть сознание  личностью  самого  себя в профессиональной деятельности, во всем  многообразии  своих профессиональных качеств, возможностей, способностей.

     Все эти условия реализуются также  в процессе практики.

     Итак, профессиональное мастерство базируется на разнообразии практической деятельности специалиста.

     Я довольна результатами практики, так как я получила представление о деятельности педагога-психолога в целом, об основных направлениях работы социально-педагогической и психологической службы школы, об отношении к ее работе педагогов, учеников, родителей.

     Меня, например, порадовало то, что дети охотно идут навстречу практически всем предложениям специалиста, прислушиваются к его мнению, стараются  следовать рекомендациям, такое же отношение наблюдается и со стороны большинства родителей, за редким исключением. Навстречу педагогу-психологу идут и различные учреждения и службы. Я убедилась, что педагог-психолог – это незаменимый специалист в учреждениях образования.

     Отрицательной стороной в работе педагога-психолога в данной школе я считаю тотальную загруженность. На все просто не хватает времени, слишком много бумажной работы, даже день, предназначенный для методической подготовки, отдается рутине, мало времени остается для конкретной помощи детям. Также сказывается скудость материальной базы, но это общая проблема.

     В процессе подготовки были выделены задачи изучения и реализации трех видов деятельности:

     1. диагностическая работа;

     2. консультативная работа;

     3. развивающая и просветительская работа.

     Способы и формы решения вышеуказанных  задач отражены мною в дневнике прохождения учебной практики.

     Совместно со  школьным психологом подготовлен и оформлен  стенд к психологической консультации для родителей, психологический уголок по профориентации.

     Под руководством школьного психолога  первой категории Радионенко Н.П. мною было подготовлено и проведено комплексное исследование личности ученика 4 класса Сергея К., ученицы 10  класса Маши К., комплексное исследование 4-Б класса, 10-А класса.

     Мною  были проведены консультации по запросу. Также под руководством психолога  были проведены занятия по курсу «Я и мой профессиональный выбор» в 9, 11 классах.

     Производственная практика по психологии была важным шагом в процессе моего становления как квалифицированного специалиста, дала общее представление о специфике работы педагога-психолога в школе, об объеме, направлениях работы, о контингенте детей, с которыми приходится работать, об их семьях и проблемах, об основных должностных обязанностях. В целом в процессе практики я утвердилась в своем стремлении стать психологом.

     В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно вникнуть в работу психолога в школе. Мне очень понравилось наблюдать за занятиями групп разных уровней и сравнивать их деятельность между собой. Эта практика поможет мне в дальнейшей работе психологом, благодаря школьному психологу, которая показала правильный алгоритм работы с детьми.

     Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно, пригодится мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.

     Литература

     1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников.- М.: Академия, 2000.

     2. Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе. - М., 1996.

     3. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М., 2000.

     4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.. Панько.-Мн., 1997.

     5. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования.- М., 2003

     6. Коломинский Я.Л. Теоретико-методологические основы развития психологической культуры личности // Возрастная и педагогическая психология. Сборник научных трудов . – Мн., 2005.- С.9-15.

     7. Лютова Е..К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых.- СПб., 2005.

     8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М., 1996

     9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996.

     10. Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование. – Мн., 2005.

     11. Организация и проведение психолого-педагогической практики со студентами высших учебных заведений: Метод. рек. / Сост. Н.Д. Джига. – Мн.: БГПУ, 2002. – 21 с.

     12. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 2000.

     13. Программа по учебно-ознакомительной практики по психологии / Сост. О.В. Белановская, Г.В.Вержибок, И.А. Журавкина. – Мн., 2006.

     14. Психологическая практика: Учеб.-метод. пособие. – Мн.: БГПУ, 2001. – 85 с.

     15. Психологическая помощь / Сост. Н.С. Криволап, О.В. Крючкова. - Мн., 2002.

     16. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1995.

     17. Рекомендации по организации и проведению педагогической практики студентов Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка / Сост. Учебно-методическое управление. - Мн., 1998.

     18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., 1995

     19. Руководство практического психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1998.

     20. Фетискин Н.П., Козлов В.В.,Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.

     21. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов.- М., 1988.

     22. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М., 2001.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

      В ходе прохождения практики студентка  проявила себя как прилежный и ответственный человек с отличными познаниями психологии. Ответственно относится к порученным заданиям. Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения, в практической деятельности, применяет на практике основные психологические знания и умения. В межличностных отношениях вежлива, общительна, легко приспосабливается к работе в коллективе. не теряется в стрессовой ситуации, при жестком лимите времени умеет выделить главное и активно действует в соответствии с имеющимися возможностями. Быстро и качественно усваивает новую информацию. Стремится к приобретению новых знаний и навыков, внимательно относится к критическим замечаниям в свой адрес, принимает их к сведению и делает конструктивные выводы. во время практики принимала активное участие в работе психологической службы школы:

Информация о работе Комплексной психологической практики