Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:58, практическая работа
Цель практики: дать возможность реализовать основные направления деятельности психолога: проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой учреждения. Практика опирается на знания, полученные в рамках различных дисциплин, которые изучались ранее.
Задачи:
ознакомиться с особенностями работы психолога в данном учреждении;
активно участвовать в процедуре психологической работы в учреждении данного типа: диагностика психического развития личности, оформление психологического заключения по результатам психологической диагностики, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы с данным индивидом;
формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.
1. Цель и задачи практики………………………………………………………..5
2. Основные сведения об учреждении,
направлениях его работы и специфике………………………………………….6
3. Диагностическая деятельность………………………………………………..8
3.1 Комплексное исследование личности учащихся 5, 10 классов…..…8
3.2 Комплексное исследование 4, 10 классов………………………..….19
4. Консультативная деятельность…….……………………………………...…30
5. Развивающая и просветительская деятельность …………………………...34
Заключение……………………………………………………………………....39
Литература……………………………………………………………………….41
Мотивы учебной деятельности (тест «Мотивы учебной деятельности» ).
У учащихся данного класса в целом преобладают учебно-методические мотивы и мотивы личностных качеств учителя. То есть можно сказать, что ученики предъявляют высокие требования к личности учителя, его внешнему виду, доброжелательности по отношению к ученикам, а также к его манере преподавания, умению доступно изложить материал, способности учителя привести примеры из жизни и практики, его стремлению к проведению уроков в увлекательной для учеников форме. Развивающие и житейские мотивы ученики оттесняют на второй план.
Как отмечалось выше, классу не нравятся: физика, химия, биология, история. При выборе этих предметов ученики руководствовались тем, что данные предметы в целом не связаны с жизнью, не пригодятся при поступлении в ВУЗ (житейские мотивы), а также и тем, что они не способствуют развитию силы воли, культуры, интеллекта (развивающие мотивы).
Наиболее важными критериями при выборе учебных предметов являлись следующие: доступное изложение знаний учителем, увлекательность в проведении урока, умение учителя привести примеры из жизни, обилие новой информации (новизна), развитие на уроке мышления и интеллекта. Высокие требования предъявляются учениками и к уровню развития интеллекта учителя.
Отношение к труду
По оценкам классного руководителя ребята положительно относятся к труду, работе на пришкольном участке, не увиливают от работы. Однако в оценках учеников по методике: тест «Определение групповых ценностных ориентаций» трудолюбие стоит в ряду наименее важных качеств личности.
Отношение к общественной деятельности
По
оценкам классного руководителя
большинство учеников не желают обременять
себя общественной нагрузкой. Школьники
участвуют в общественной работе
по «принуждению» классного
Отношение к совместному времяпрепровождению (Методика: беседа с классным руководителем)
Ребята очень положительно относятся к проведению совместного досуга, охотно собираются на праздники и разные увеселительные мероприятия.
Выводы и рекомендации
Положительные и отрицательные стороны в развитии коллектива
Необходимо отметить, что класс ориентирован на честность в контактах и общении, то что в целом преобладают коммуникативные (необходимы для контактов, успешного взаимодействия с окружающими, актуальны в наше время) и нравственные (в связи с общим падением нравственности в обществе) комплексы качеств личности. Положительным моментом является и то, что класс имеет свои традиции ,что способствует более тесному взаимодействию членов классного коллектива, более полной интеграции класса в единое целое. Положительными являются и некоторые оценки учениками психологического климата в классе (например то, что всем нравится собираться вместе; то, что все друг другу помогают). Позитивной стороной является положительное отношение ребят к учёбе и довольно хорошая общая успеваемость в классе.
На фоне позитивных моментов высвечивается и ряд отрицательных сторон развития в коллективе класса. Это к примеру то, что класс не объединяют значительные дела, нет общего дела, которое бы способствовало формированию коллективизма, как черты характера. Не все дети чувствуют свою причастность к жизни класса. В основном наблюдается стремление лишь к совместным удовольствиям, развлечениям. Негативно на развитии коллектива сказывается и то, что в классе преобладает инертный психологический климат. Класс, можно сказать, довольно разобщён: в его структуре выделяются микрогруппы по 2-4 человека, которые взаимодействуют, в основном, лишь друг с другом. Плохо и то, что ученики, по большей, части не руководствуются в учении развивающими и житейскими мотивами, так как эти мотивы имеют большое практическое значение для развития и дальнейшего самосовершенствования. К тому же современная педагогика склоняется к необходимости преобладания развивающих факторов в обучении, как необходимого условия самосовершенствования личности. Негативно и то, что по оценкам детей в классе присутствует разделение на «своих» и «чужих», что также затрудняет межличностные коммуникации в коллективе. Не всегда присутствует и доброжелательное отношение друг к другу.
Рекомендации по развитию класса:
а) классному руководителю
Необходимо комплексное и тщательное изучение коллектива класса, не стоит полагаться лишь на результаты наблюдений за жизнью класса, так как не все стороны в развитии коллектива можно заметить, используя лишь один этот метод исследования класса. Нужно использовать и такие научно обоснованные методы как тестирование, социометрия и пр. тогда не будет наблюдаться больших расхождений в оценке психологического климата Вами и учениками. Важно обратить внимание на взаимоотношения в классе, постараться интегрировать «отверженных» (аутсайдеров) в классный коллектив, используя при этом авторитет лидеров класса. Необходимо чаще поручать совместные дела лидерам и аутсайдерам одновременно, при этом наблюдать (умеренно, чтобы этого наблюдения не было заметно им) за их работой и взаимодействием. Это будет способствовать развитию сплочённости коллектива и вливанию бывших отверженными учеников в единое пространство коллектива класса.
б) членам актива:
Необходимо стараться просить помощи в организации и проведении каких-либо дел и мероприятий у аутсайдеров. Следует стремиться к тому, чтобы как можно больше Ваших одноклассников было включено в совместную деятельность, потому что именно совместные обязанности, совместное преодоление каких-либо трудностей делает Ваш класс дружнее. Старайтесь руководить жизнью класса, а не самим выполнять все важные дела Вашего коллектива: учитесь распределять обязанности и поручения между всеми членами класса. При этом неважно мелкое это будет поручение или большое – главное в том, чтобы каждый одноклассник, выполняя порученное ему дело почувствовал себя частью коллектива.
4.1. Запрос от классного руководителя: Мальчик устроил истерику в школе, закрылся в туалете, бился головой об стену.
Сергей С., 8 лет, 2 класс
Мальчик первый ребенок в семье, недавно (2 месяца назад) родился второй ребенок, тоже мальчик. Семья полная, но папа около 6 месяцев жил отдельно. Папа работает, мама в декретном отпуске.
Истерики начались давно (с двухлетнего возраста), носят сезонный характер, обостреннее весной и осенью. Дома мама справляется сама – успокаивает, гладит по голове, разговаривает. Когда случилась истерика в школе – приехал папа и забрал мальчика домой.
Ученик
2-го класса, не учится, сидит под
партой. Учительница хорошая
Родители проблем не видят, считают, что увлечение компьютером пригодится в выборе профессии. Обратились за консультацией по требованию школьной администрации.
Наблюдение и беседа с клиентом: Федор – худенький, нормально развит для своего возраста. Полностью погружен в компьютерный мир. По кабинету перемещается очень быстро, отбирает игрушки (тревожен и возбужден) и носит их с собой. Повышает голос при разговоре, бегают глаза. Постоянно говорит компьютерными терминами, поясняет, что они означают.
Рассказывает про школу – от шума в классе голова болит, не высыпается, хотя ложится в 9 часов вечера. Решил поспать, учительница посадила на последнюю парту, что бы ни мешал остальным. Общее состояние усталости.
Со сверстниками разговаривает только о новых компьютерных играх и обменивается «картами» (показывает целую пачку – папа купил).
К брату относится ровно, называет его по имени. Папа любит проверять уроки. С мамой вместе в свободное время играет в компьютерные игры.
Отношение клиента к обследованию: Контакт неустойчивый, Федор то включается в работу, то бесцельно ходит по кабинету.
Гипотезы: Погруженность в компьютерный мир. Эпизодическое проявление агрессии. Истерики дома и в школе.
Причинами погруженности в компьютерный мир могут быть:
- повышенная тревожность.
Причинами эпизодического проявления агрессии могут быть:
- повышенная тревожность.
Причинами истерик могут быть:
-
нарушение детско-родительских
Гипотеза
о повышенной тревожности выдвинута
на основании собранной
Методики: тест «Несуществующее животное», тест «Рисунок человека» К. Маховера, Ф. Гудинафа.
Данные по методике «Несуществующее животное»: рисунок выходит за край листа, острые клыки, наросты, глаза пустые (без радужек и зрачков). Такие признаки характеризуют наличие тревожности. Гипотеза подтвердилась.
Данные по методике «Рисунок человека» К. Маховера, Ф. Гудинафа: отсутствие кистей рук, пустые глаза (без радужки и зрачков), уменьшенный размер головы и подчеркнутые признаки мужественности (мощные руки, ноги, оружие, отрубленная голова). Эти признаки характеризуют наличие тревожности. Гипотеза подтвердилась.
Гипотеза
о нарушении детско-
Методики: тест «Рисунок семьи», тест «Рисунок семьи животных».
Данные по методике «Рисунок семьи»: рисунок семьи небрежен, линии размашистые и неровные. Доминирующей фигурой в семье Федора является отец (он больше всех по размеру и выше всех по росту остальных членов семьи). Наиболее тесные внутрисемейные контакты у папы и мамы (они держатся за руки на рисунке). Присутствие постороннего, не относящегося к членам семьи персонажа. Данные признаки характеризуют нарушение детско-родительских взаимоотношений. Гипотеза подтвердилась.
Данные по методике «Рисунок семьи животных»: рисунок производит крайне неблагоприятное впечатление, между членами семьи нет контакта, прорисованы – зубы, когти, рога, наросты. Такие признаки характеризуют нарушение детско-родительских взаимоотношений. Гипотеза подтвердилась.
Психодиагностическое заключение
Погруженность в компьютерный мир и эпизодическое проявление агрессии связаны с повышенной тревожностью.
Истерики в школе и дома связаны с нарушением детско-родительских взаимоотношений.
Рекомендации:
- Консультация психоневролога.
- Пройти курс консультаций с психологом всей семьей (папа, мама и Федор).
- Ограничить игры в компьютер.
- Больше внимания уделять Сергею (гулять на свежем воздухе, поездки в музеи, на экскурсии).
- Соблюдать режим сна и отдыха.
Выводы:
Федор
погружен в компьютерный мир, проявляет
интерес, но избирательный. Контакт
неустойчивый, работал иногда сам, но
чаще приходилось стимулировать. В
общении интересовался
4.2. Запрос от матери: Девочка слабо успевает, испытывает трудности в обучении.
Ирина Д., 8 лет, 2 класс