Комплексной психологической практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:58, практическая работа

Описание работы

Цель практики: дать возможность реализовать основные направления деятельности психолога: проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой учреждения. Практика опирается на знания, полученные в рамках различных дисциплин, которые изучались ранее.
Задачи:
ознакомиться с особенностями работы психолога в данном учреждении;
активно участвовать в процедуре психологической работы в учреждении данного типа: диагностика психического развития личности, оформление психологического заключения по результатам психологической диагностики, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы с данным индивидом;
формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.

Содержание

1. Цель и задачи практики………………………………………………………..5
2. Основные сведения об учреждении,
направлениях его работы и специфике………………………………………….6
3. Диагностическая деятельность………………………………………………..8
3.1 Комплексное исследование личности учащихся 5, 10 классов…..…8
3.2 Комплексное исследование 4, 10 классов………………………..….19
4. Консультативная деятельность…….……………………………………...…30
5. Развивающая и просветительская деятельность …………………………...34
Заключение……………………………………………………………………....39
Литература……………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

комплексной психологической практики.doc

— 520.00 Кб (Скачать)

      Мотивы  учебной деятельности (тест «Мотивы учебной деятельности» ).

      У учащихся данного класса в целом преобладают учебно-методические мотивы и мотивы личностных качеств учителя. То есть можно сказать, что ученики предъявляют высокие требования к личности учителя, его внешнему виду, доброжелательности по отношению к ученикам, а также к его манере преподавания, умению доступно изложить материал, способности учителя привести примеры из жизни и практики, его стремлению к проведению уроков в увлекательной для учеников форме. Развивающие и житейские мотивы ученики оттесняют на второй план.

      Как отмечалось выше, классу не нравятся: физика, химия, биология, история. При выборе этих предметов ученики руководствовались тем, что данные предметы в целом не связаны с жизнью, не пригодятся при поступлении в ВУЗ (житейские мотивы), а также и тем, что они не способствуют развитию силы воли, культуры, интеллекта (развивающие мотивы).

      Наиболее  важными критериями при выборе учебных предметов являлись следующие: доступное изложение знаний учителем, увлекательность в проведении урока, умение учителя привести примеры из жизни, обилие новой информации (новизна), развитие на уроке мышления и интеллекта. Высокие требования предъявляются учениками и к уровню развития интеллекта учителя.

      Отношение к труду

      По  оценкам классного руководителя ребята положительно относятся к труду, работе на пришкольном участке, не увиливают от работы. Однако в оценках учеников по методике: тест «Определение групповых  ценностных ориентаций» трудолюбие стоит в ряду наименее важных качеств личности.

      Отношение к общественной деятельности

      По  оценкам классного руководителя большинство учеников не желают обременять себя общественной нагрузкой. Школьники  участвуют в общественной работе по «принуждению» классного руководителя. В совместных делах нет организованности, класс не объединён значительными делами.

      Отношение к совместному  времяпрепровождению (Методика: беседа с классным руководителем)

      Ребята  очень положительно относятся к  проведению совместного досуга, охотно собираются на праздники и разные увеселительные мероприятия.

      Выводы  и рекомендации

      Положительные и отрицательные стороны в  развитии коллектива

      Необходимо  отметить, что класс   ориентирован на честность в контактах и общении, то что в целом  преобладают коммуникативные (необходимы для контактов, успешного взаимодействия с окружающими, актуальны в наше время) и нравственные (в связи с общим падением нравственности в обществе) комплексы качеств личности. Положительным моментом является и то, что класс имеет свои традиции ,что способствует более тесному взаимодействию членов классного коллектива, более полной интеграции класса в единое целое. Положительными являются и некоторые оценки учениками психологического климата в классе (например то, что всем нравится собираться вместе; то, что все друг другу помогают). Позитивной стороной является положительное отношение ребят к учёбе и довольно хорошая общая успеваемость в классе.

 

 На фоне позитивных моментов высвечивается и ряд отрицательных сторон развития в коллективе класса. Это к примеру то, что класс не объединяют значительные дела, нет  общего дела, которое бы способствовало формированию коллективизма, как черты характера. Не все дети чувствуют свою причастность к жизни класса. В основном наблюдается стремление лишь к совместным удовольствиям, развлечениям. Негативно на развитии коллектива сказывается и то, что в классе преобладает инертный психологический климат. Класс, можно сказать, довольно разобщён: в его структуре выделяются микрогруппы по 2-4 человека, которые взаимодействуют, в основном, лишь друг с другом. Плохо и то, что ученики, по большей, части не руководствуются в учении развивающими и житейскими мотивами, так как эти мотивы имеют большое практическое значение для развития и дальнейшего самосовершенствования. К тому же современная педагогика склоняется к необходимости преобладания развивающих факторов в обучении, как необходимого условия самосовершенствования личности. Негативно и то, что по оценкам детей в классе присутствует разделение на «своих» и «чужих», что также затрудняет межличностные коммуникации в коллективе. Не всегда присутствует и доброжелательное отношение друг к другу.

      Рекомендации  по развитию класса:

      а) классному руководителю

      Необходимо  комплексное и тщательное изучение коллектива класса, не стоит полагаться лишь на результаты наблюдений за жизнью класса, так как не все стороны в развитии коллектива можно заметить, используя лишь один этот метод исследования класса. Нужно использовать и такие научно обоснованные методы как тестирование, социометрия и пр. тогда не будет наблюдаться больших расхождений в оценке психологического климата Вами и учениками. Важно обратить внимание на взаимоотношения в классе, постараться интегрировать «отверженных» (аутсайдеров) в классный коллектив, используя при этом авторитет лидеров класса. Необходимо чаще поручать совместные дела лидерам и аутсайдерам одновременно, при этом наблюдать (умеренно, чтобы этого наблюдения не было заметно им) за их работой и взаимодействием. Это будет способствовать развитию сплочённости коллектива и вливанию бывших отверженными учеников в единое пространство коллектива класса.

      б) членам актива:

     Необходимо стараться просить помощи в организации и проведении каких-либо дел и мероприятий у аутсайдеров. Следует стремиться к тому, чтобы как можно больше Ваших одноклассников было включено в совместную деятельность, потому что именно совместные обязанности, совместное преодоление каких-либо трудностей делает Ваш класс дружнее. Старайтесь руководить жизнью класса, а не самим выполнять все важные дела Вашего коллектива: учитесь распределять обязанности и поручения между всеми членами класса. При этом неважно мелкое это будет поручение или большое – главное в том, чтобы каждый одноклассник, выполняя порученное ему дело почувствовал себя частью коллектива.

4. Консультативная,  профилактическая  и развивающая  деятельность

     4.1. Запрос от классного руководителя: Мальчик устроил истерику в школе, закрылся в туалете, бился головой об стену.

     Сергей  С., 8 лет, 2 класс

     Мальчик первый ребенок в семье, недавно (2 месяца назад) родился второй ребенок, тоже мальчик. Семья полная, но папа около 6 месяцев жил отдельно. Папа работает, мама в декретном отпуске.

     Истерики  начались давно (с двухлетнего возраста), носят сезонный характер, обостреннее  весной и осенью. Дома мама справляется  сама – успокаивает, гладит по голове, разговаривает. Когда случилась истерика в школе – приехал папа и забрал мальчика домой.

     Ученик 2-го класса, не учится, сидит под  партой. Учительница хорошая приятельница матери, замечаний по поведению и  учебе не делает. Мальчик с 5-ти лет  играет в компьютерные игры. Общение со сверстниками только о компьютерных играх. Иногда в школе дерется (редко). Папа считает, это нормально для мальчика (должен уметь защитить себя).

     Родители  проблем не видят, считают, что увлечение  компьютером пригодится в выборе профессии. Обратились за консультацией по требованию школьной администрации.

     Наблюдение  и беседа с клиентом: Федор – худенький, нормально развит для своего возраста. Полностью погружен в компьютерный мир. По кабинету перемещается очень быстро, отбирает игрушки (тревожен и возбужден) и носит их с собой. Повышает голос при разговоре, бегают глаза. Постоянно говорит компьютерными терминами, поясняет, что они означают.

     Рассказывает  про школу – от шума в классе голова болит, не высыпается, хотя ложится  в 9 часов вечера. Решил поспать, учительница посадила на последнюю парту, что бы ни мешал остальным. Общее состояние усталости.

     Со  сверстниками разговаривает только о новых компьютерных играх и  обменивается «картами» (показывает целую  пачку – папа купил).

     К брату относится ровно, называет его по имени. Папа любит проверять уроки. С мамой вместе в свободное время играет в компьютерные игры.

     Отношение клиента к обследованию: Контакт неустойчивый, Федор то включается в работу, то бесцельно ходит по кабинету.

     Гипотезы: Погруженность в компьютерный мир. Эпизодическое проявление агрессии. Истерики дома и в школе.

     Причинами погруженности в компьютерный мир  могут быть:

     - повышенная тревожность.

     Причинами эпизодического проявления агрессии могут  быть:

     - повышенная тревожность.

     Причинами истерик могут быть:

     - нарушение детско-родительских взаимоотношений.

     Гипотеза  о повышенной тревожности выдвинута  на основании собранной поведенческой  информации (повышает голос при разговоре, бегают глаза, усталость, плохой сон, погруженность  в компьютерный мир, узость интересов).

     Методики: тест «Несуществующее животное», тест «Рисунок человека» К. Маховера, Ф. Гудинафа.

     Данные по методике «Несуществующее животное»: рисунок выходит за край листа, острые клыки, наросты, глаза пустые (без радужек и зрачков). Такие признаки характеризуют наличие тревожности. Гипотеза подтвердилась.

     Данные по методике «Рисунок человека» К. Маховера, Ф. Гудинафа: отсутствие кистей рук, пустые глаза (без радужки и зрачков), уменьшенный размер головы и подчеркнутые признаки мужественности (мощные руки, ноги, оружие, отрубленная голова). Эти признаки характеризуют наличие тревожности. Гипотеза подтвердилась.

     Гипотеза  о нарушении детско-родительских взаимоотношений выдвинута на основании  беседы с родителями (появление второго  ребенка, уход отца из семьи).

     Методики: тест «Рисунок семьи», тест «Рисунок семьи животных».

     Данные по методике «Рисунок семьи»: рисунок семьи небрежен, линии размашистые и неровные. Доминирующей фигурой в семье Федора является отец (он больше всех по размеру и выше всех по росту остальных членов семьи). Наиболее тесные внутрисемейные контакты у папы и мамы (они держатся за руки на рисунке). Присутствие постороннего, не относящегося к членам семьи персонажа. Данные признаки характеризуют нарушение детско-родительских взаимоотношений. Гипотеза подтвердилась.

     Данные по методике «Рисунок семьи животных»: рисунок производит крайне неблагоприятное впечатление, между членами семьи нет контакта, прорисованы – зубы, когти, рога, наросты. Такие признаки характеризуют нарушение детско-родительских взаимоотношений. Гипотеза подтвердилась.

     Психодиагностическое  заключение

     Погруженность в компьютерный мир и эпизодическое  проявление агрессии связаны с повышенной тревожностью.

     Истерики  в школе и дома связаны с  нарушением детско-родительских взаимоотношений.

 

     Рекомендации:

     - Консультация психоневролога.

     - Пройти курс консультаций с  психологом всей семьей (папа, мама  и Федор).

     - Ограничить игры в компьютер.

     - Больше внимания уделять Сергею (гулять на свежем воздухе, поездки в музеи, на экскурсии).

     - Соблюдать режим сна и отдыха.

     Выводы:

     Федор погружен в компьютерный мир, проявляет  интерес, но избирательный. Контакт  неустойчивый, работал иногда сам, но чаще приходилось стимулировать. В  общении интересовался компьютерами и компьютерными играми. Контакт установлен полноценный, все задания выполнялись в перерывах между игрой, Федор интереса не проявлял. Диагностический случай сложный, требует дальнейшего глубокого исследования.

 

     4.2. Запрос от матери: Девочка слабо успевает, испытывает трудности в обучении.

     Ирина Д., 8 лет, 2 класс

     На прием девочку привела мать. Воспитывает дочь одна, помогает в воспитании бабушка. Мать с отцом девочки в разводе, контакта не поддерживают. Детское дошкольное учреждение девочка не посещала, так как часто болела и за ней смотрела мать и бабушка. В первый класс девочка пошла в возрасте 7-ми лет, по настоянию бабушки. К психологу пришли по вопросу низкой успеваемости девочки в школе.

     Наблюдение  и беседа с клиентом:

     Физическое развитие ребенка соответствует возрастной нормы. Тип телосложения – нормостенический.  Правша. По данным врача-ортопеда, у ребенка наблюдается небольшой сколиоз. Ребенок, по словам матери, часто болеет респираторными заболеваниями.

Информация о работе Комплексной психологической практики