Комплексной психологической практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:58, практическая работа

Описание работы

Цель практики: дать возможность реализовать основные направления деятельности психолога: проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой учреждения. Практика опирается на знания, полученные в рамках различных дисциплин, которые изучались ранее.
Задачи:
ознакомиться с особенностями работы психолога в данном учреждении;
активно участвовать в процедуре психологической работы в учреждении данного типа: диагностика психического развития личности, оформление психологического заключения по результатам психологической диагностики, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы с данным индивидом;
формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.

Содержание

1. Цель и задачи практики………………………………………………………..5
2. Основные сведения об учреждении,
направлениях его работы и специфике………………………………………….6
3. Диагностическая деятельность………………………………………………..8
3.1 Комплексное исследование личности учащихся 5, 10 классов…..…8
3.2 Комплексное исследование 4, 10 классов………………………..….19
4. Консультативная деятельность…….……………………………………...…30
5. Развивающая и просветительская деятельность …………………………...34
Заключение……………………………………………………………………....39
Литература……………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

комплексной психологической практики.doc

— 520.00 Кб (Скачать)
p align="justify">      Таким образом, большую часть времени  в общении ребенок проводит и  желает проводить с отцом, его выбор отца  составляет 9 баллов. К матери Сергей испытывает эмоциональную привязанность. Это видно по его выборам, в которых именно шла речь о болезни или дальнем путешествии. Количество выборов матери составляет 5 баллов. Мальчик относиться к матери и к отцу как к семейной чете, его выборы в данном случае составляют 6 из 10 баллов.

       5 выборов у братьев и сестер  и практически только в ситуациях  игры или общения. Бабушка у  Сергея была выбрана 6 раз, что  указывает на близкое отношение и уважение ребенка к ней. В процессе исследования, мальчик об этом часто говорил, а так же с бабушкой в большей степени связаны ситуации добрых сюрпризов.

      Что касается друзей и учителя, то выбор  здесь очень низкий, соответственно 4 и 1 балл.

      Характеристики ребенка, проявляющиеся в поведении. Здесь больший процент  составляют общительность и доминантность, любознательность  составляет 40%. Что касаемо социальной адекватности поведения, то здесь процент довольно низкий – 30% , да и в ответах у Сергея, касаемых взаимоотношения с друзьями в смысле доброжелательности и уступчивости, мальчик большее предпочтение отдавал разрешению спорных вопросов с помощью физической силы.

      Таким образом, ребенка в сфере общения  и межличностных отношений можно  характеризовать как общительного, стремящегося к доминированию с низкой социальной адекватностью поведения.

      Что касается  семейного окружения, то для Сергея явно существует авторитет  отца, а  с матерью у мальчика выявлена эмоциональная связь. Так  же ребенок воспринимает свою семью как единое целое. 

      Выводы:

      Сергея  можно характеризовать как ребенка  с повышенной нервной напряженностью, склонного к непрактичности, мечтательности, его легко вывести из состояния  равновесия.

      Сергей  скорее мечтательный ребенка, с повышенным уровнем эмоциональной напряженности и магической тревожности, с отрицательным эмоциональным отношением к учебе. У мальчика в основном ровное настроение, однако, скорее всего, бывают либо вспышки бурной радости, либо резкий уход в себя.

      Мотивационная сфера мальчика сформирована слабо. Для Сергея учебная деятельность выступает как цель ради получения знаний. Наблюдается переживание «школьной скуки» и отрицательное эмоциональное отношение  к учению. При этом наблюдается в равной степени как направленность на избегание неудач, так и на достижение успеха.

      В сфере общения и межличностных  отношений можно характеризовать  как общительного, стремящегося к  доминированию с низкой социальной адекватностью поведения.

      Что касается  семейного окружения, то для Сергея явно существует авторитет отца, а  с матерью у мальчика выявлена эмоциональная связь. Свою семью ребенок воспринимает как единое целое. 
 

      Маша  К. 15 лет, 10 класс 

      Для составления комплексной характеристики Маши нами были использованы следующие  методики:

      Личностные  особенности:

  • Патохарактерологический диагностический опросник ПДО
  • Особенности  «Я-концепции»  (автор Е. Пирс, Д. Харрис)

      Эмоциональная сфера

  • Шкала личностной тревожности, разработанная А. Прихожан по принципу «Шкалы социально-ситуативного страха, тревоги» О. Кондаша
  • Четырехмодальный эмоциональный вопросник  (автор Л. А. Рабинович)
  • Опросник Баса-Дарки

      Мотивационная сфера

  • Мотивация успеха и боязни неудач  (опросник А. А. Реан)
  • Методика «Направленность  на приобретение знаний»
  • Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к ней (модификация А. Андреевой, дополнена в 2005 году - А. Прихожан).

      Сфера общения и межличностных отношений

  • Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко
  • Опросник  «Определение уровня коммуникативной толерантности»

      В ходе исследования были получены следующие результаты. 

      Личностные  особенности 

      В результате исследования методикой  ПДО были получены следующие результаты:

      Г – 5

      Ц – 3

      Л – 7

      А – 5

      С – 5

      П – 5

      Ш - 7

      Э – 5

      И – 5

      Н – 3

      К – 5

        Дополнительные показатели

      К – 5

      О – 0

      Д – 3

      Т – 3

      В – 2

      Е – 6

      d – 1

       +3

 
 
 
 
 
 
 
 
      
  1. Так как  показатели Г, Ц, А, Э, И, Н, К не достигли МДЧ, то данные типы считаются неопределенными
  2. Показатель Е ≥4, то типы С и П не диагностируются, так как типам С и П  выраженная эмансипация не свойственна.
  3. Дополнительные оценки при полученных показателях начисляются следующим типа:

      А ≥ 4 – прибавляется 1 балл к типу Л

      Е ≥ 6 – прибавляется 1 балл к типу Ш, И

      Допущено  ошибок в выборе – 1, прибавляется 1балл к типу Э.

      В результате получаем следующие показатели:

      Л = 8

      Ш = 8

      И = 6

  1. У типов Л и  Ш МДЧ превышено больше чем у типа И, следовательно,  именно они подлежат дальнейшей диагностики
  2. По правилу 05в ПДО Л + Ш = Ш

      Следовательно,  подросток относится к шизоидному типу акцентуации характера. Показатель У (склонности к употреблению спиртных напитков) имеет положительный коэффициент +3, , что говорит о психологической склонности к алкоголизации.

      В процессе  диагностики по  методике «Особенности Я-концепции» мы увидели следующее:

      Общая удовлетворенность собой = 45 баллам, что соответствует III уровню и указывает на  средний уровень самоотношения. Если рассматривать отдельные показатели, то:

  1. поведение – 5 баллов, что свидетельствует о реалистичном отношении к собственному поведению
  2. интеллект и положение в школе – 12, что указывает на высокую самооценку
  3. ситуация в школе – 6 баллов, это говорит о том. Что Маша позитивно воспринимает школу
  4. внешняя физическая привлекательность – 6, что соответствует средней самооценке своей внешности
  5. тревожность – 6 – средний уровень
  6. общение – 18 –это высокая самооценка в общении, подросток удовлетворен в этой сфере
  7. счастье -  2 бала, что указывает на неудовлетворенность жизненной ситуацией
  8. положение в семье так же соответствует 2 баллам и не удовлетворительному для Марии положению в семье
  9. уверенность – 12, что является средним показателем самооценки собственной уверенности, реалистичная самооценка.

      Таким образом, в сфере личностных особенностей Марию можно характеризовать  как  подростка  с нормальной адекватной самооценкой,  с шизоидным типом акцентуации для которой главным чертами характера являются замкнутость и недостаток чувствительности.

 

      Мотивационная сфера

      Исследование  мотивационной сфере проводилось  по :

  1. Методика «Направленность  на приобретение знаний»
  2. Методика успеха и боязни неудач (автор А. А. Реан )
  3. Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к ней (модификация А. Андреевой, дополнена в 2005 году - А. Прихожан). Данная методика определяет не только уровень мотивации учения, но и уровень эмоционального отношения к ней, а так же определяет мотивацию достижений.

      Уровень направленности на приобретение знаний имеет средний показатель 7 (из 12),  что говорит о средней выраженности данной направленности.

      Проводя диагностику мотивации учения и  эмоционального отношения к ней, нами были получены следующие данные:

      Познавательная  мотивация (ПМ) – 28 баллов – средний уровень выраженности.

      Мотивация достижений (МД) – 17 б. низкий уровень выраженности, из них:

       7 б – избегание неудач и   

      10 б – достижение успеха 

      Тревожность (Т) – 27 – высокий уровень выраженности

      Гнев (Г) – 24 – высокий уровень выраженности.

      Суммарный бал: ПА + МД + (–Т) + (–Г) = (-6) баллов, что соответствует V  уровню, т. е. мотивация сниженная.

      Из  результатов методики А. А. Реана  «Мотивация успеха и неудач» так же подстверждается, что девушка ориентированна на успех – 17 баллов

      Таким образом, мотивационная сфера Маши сформирована слабо, что подтверждается  в большей степени низкими  и средними показателями. Для Маши учебная деятельность выступает  как цель ради получения знаний. Так же о сниженной мотивации говорят результаты теста «Мотивации учения  и эмоционального отношения к ней». Наблюдается переживание «школьной скуки» и отрицательное эмоциональное отношение  к учению. При этом направленность на достижение успеха выражена ярче чем на  избегание неудач.

 

      Эмоциональная сфера

      Эмоциональная сфера личности  Марии определялась по следующими методикам:

  • Четырехмодальный эмоциональный вопросник  (автор Л. А. Рабинович)
  • Шкала личностной тревожности, разработанная А. Прихожан по принципу «Шкалы социально-ситуативного страха, тревоги» О. Кондаша
  • Опросник Басса-Дарки
 

      Из 4 выделенных авторами методики, эмоциональных  переживаний  наиболее часты и  типичны для  Марии  -  гнев:

    1. Радость – 29 = 22%
    2. Гнев – 41 = 31%
    3. Страх – 31 = 24%
    4. Печаль – 30 = 23%

      Как видно из вышепоказанных данных, такие  эмоциональные переживания как  радость, печаль и страх имеют  у подростка приблизительно равные показатели, но все же страх находиться как бы на  месте.

      Хотя  по шкале личностной тревожности уровень тревожности = 21 баллу, что соответствует 1 и является низким показателем.

      Школьная  тревожность = 2 – 1  - низкий показатель

      Самооценочная тревожность = 4 – низкий показатель

      Межличностная тревожность = 9 – 3 показатель ниже среднего

      Магическая тревожность = 6 – 1 – низкий показатель.

      При определении уровня  агрессии (Опросник Баса-Дарки) мы увидели следующее:

  1. Индекс агрессивной реакции  - 36
  1. Физическая агрессия – 10
  1. Косвенная агрессия – 7
  2. Раздражение – 6
  3. Негативизм – 4
  4. Вербальная агрессия - 9

      10+7+6+4+9= 36

  1. Индекс враждебности - 10
  1. Подозрительность – 6
  1. Обида – 4

                 6+4=10

  1. Угрызение совести – 6

      У подростка очень высокий индекс агрессивной реакции. Особенно высокий  коэффициент у показателя физической агрессии, косвенной и вербальной агрессии. Маша имеет склонность к использованию физической силы против другого лица,  скорее всего, способна проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении и выражает их в грубой словесной форме.

Информация о работе Комплексной психологической практики