Комплексной психологической практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:58, практическая работа

Описание работы

Цель практики: дать возможность реализовать основные направления деятельности психолога: проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой учреждения. Практика опирается на знания, полученные в рамках различных дисциплин, которые изучались ранее.
Задачи:
ознакомиться с особенностями работы психолога в данном учреждении;
активно участвовать в процедуре психологической работы в учреждении данного типа: диагностика психического развития личности, оформление психологического заключения по результатам психологической диагностики, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы с данным индивидом;
формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.

Содержание

1. Цель и задачи практики………………………………………………………..5
2. Основные сведения об учреждении,
направлениях его работы и специфике………………………………………….6
3. Диагностическая деятельность………………………………………………..8
3.1 Комплексное исследование личности учащихся 5, 10 классов…..…8
3.2 Комплексное исследование 4, 10 классов………………………..….19
4. Консультативная деятельность…….……………………………………...…30
5. Развивающая и просветительская деятельность …………………………...34
Заключение……………………………………………………………………....39
Литература……………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

комплексной психологической практики.doc

— 520.00 Кб (Скачать)

     Девочка активна, свободно поддерживает начатый разговор. Проживает в неполной семье, является единственным ребенком. В   семье  испытуемая  является   единственным ребенком. Много времени проводит с матерью, которая уделяет большое внимание умственному развитию дочери. Дома с родителями играет мало, в основном занимается с бабушкой чтением, развивающими играми.

     В семье много  внимания уделяется чтению сказок, воспитанию послушности. Детский сад  не посещала, так как в детстве  часто болела простудными заболеваниями. В семье занимает центральное  место, с родителями не конфликтует.

     Наибольшее влияние  испытывает со стороны матери, перенимает ее манеры, подражает, с бабушкой проводит больше времени, однако её манеры и  стиль поведения (авторитарный) не принимает.

     Отношение клиента к обследованию: контакт неустойчивый, девочка часто отвлекается.

     Гипотезы:  недостаточная сформированность когнитивных процессов.

     Для выяснения причин низкой успеваемости Ирины были использованы методики для изучения уровня развития памяти (10 слов, определение преобладающего типа памяти); внимания (объем, устойчивость и концентрация внимания); логических операций мышления. Так же были использованы некоторые части адаптированного нейро-психологического исследования (А.Р. Лурия).

     Характеристика памяти.

     Методика «Повторение  цифр». Объем кратковременной памяти хороший:  прямой счет: 6 знаков, обратный: 3 знака

     Запоминание 10 слов: 5, 6,  9, 10, 10, через час: 6 слов.

     Запоминание 10-ти картинок: 6, 8, 9, 10,10, через час: 7 картинок. Таким  образом, у ребенка зрительный тип  запоминания немного лучше, чем аудиальный.

     Характеристика внимания.

     Объем (таблицы Шульте) и устойчивость (корректурная проба) внимания снижен для обучения в начальных  классах общеобразовательной школы. При выполнении заданий ребенок  часто отвлекается на посторонние  стимулы, не сосредоточенна при выполнении заданий, что характеризирует недостаточную произвольность внимания.

     Характеристика восприятия.  Хорошо справляется с заданиями  на различие цвета и формы предметов, их удаленности и приближенности, а так же положения в пространстве, например, «найди ящик перед бочкой, бочку на ящике» их дифференциацией. В ходе наблюдения за реакцией девочки во время проведения индивидуальных и групповых занятий с ней можно отметить, что восприятие ребенком окружающих предметов и явлений правильное и соответствует возрастной норме.

     Характеристика мышления. 

     Методики  «Классификация геометрических фигур», «Исключение четвертого». Исследование мыслительной деятельности выявляет незначительные различия между вербальным и невербальным интеллектом, где невербальный незначительно преобладает над вербальным. Словесно-логическое мышление развито хорошо, высокая способность к суждению и умозаключению. Процессы обобщения и анализа развиты в норме. Испытуемая легко   справляется   с   классификацией   предметов. Т.о. психологическое обследование показало,   что  у   испытуемой   словесно-логическое мышление развито хорошо. Процессы абстрагирования, анализа и обобщения невербальных стимулов, а так же умение найти основание для классификации геометрических фигур и обобщающего слова для сформированных групп фигур развиты в норме соответственно возрасту.

     Развитие речи.

     Словарный запас  развит недостаточно, что сказывается  на результатах тех заданий, которые  требуют объяснения. Хорошо справляется  с заданиями на составление рассказа по картинкам, умеет правильно объяснить последовательность событий, значение различных понятий. Недостаточный словарный запас Ирины не способствует  развитию коммуникабельных способностей, а так же успешному общению, как со сверстниками, так и с взрослыми.

     Выводы:

     Процессы торможения доминируют   над   процессами возбуждения,   что соответствует   флегматичному   типу   темперамента. Эмоциональные реакции слабые, вспыльчива, в случаях обиды замыкается, не разговаривает с окружающими  её людьми, плачет. Данные психологического исследования показали, что у испытуемой недостаточно сформированы психические процессы: внимание, память, а так же низкий словарный запас. Логическое и наглядно-образное мышление в норме.  Процессы обобщения,   анализа,   классификации   сформированы хорошо.   Плохо развита мелкая моторика рук.  Девочка к обучению к школе готова недостаточно: хотя и обладает соответствующими знаниями и умениями, плохо развиты память, внимание и развитие словарного запаса.   Но поскольку невербальное мышление развито лучше, чем вербальное, это может говорить о педагогической запущенности (разбалована).  Не приучена сосредотачивать внимание на необходимом (неинтересном для неё) материале.

     Рекомендации:

     Рекомендованы занятия  в игровой форме по развитию памяти, внимания, словарного запаса, мелкой моторики рук.  Рекомендовано проведение  индивидуальных занятий и семейного консультирования по коррекции застенчивости и низкой самооценки.

5. Развивающая и просветительская деятельность

      Занятия по курсу «Я и мой профессиональный выбор»

      Цель  спецкурса – помочь старшеклассникам сделать осознанный выбор профессии.

      Задачи  спецкурса:

      1) научить выделению дальних и  ближних профессиональных целей;

      2) помочь определить свою готовность  к достижению профессиональных целей;

      3) помочь сопоставить свои возможности  с требованиями выбираемых профессий;

      4) помочь осознать трудности в  достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;

      5) помочь определить пути саморазвития.

Тематическое  планирование

 
№ п/п Тема Класс/

группа

Кол-во часов
1. Вводное занятие  класс 1
2. Выбор и ответственность  группа 2
3. Потребности и идеалы группа 2
4. Интересы и  склонности класс 1
5. Классификация профессий класс 1
6. Требования  профессии к человеку группа 2
7. Темперамент, характер и профессия класс 1
8. Способности и  профессия. Внимание класс 1
9. Способности и  профессия. Память класс 1
10. Способности и  профессия. Мышление класс 1
11. Творческие  и специальные способности класс 1
12. Представление о себе группа 2
13. «Ловушки-капканчики»  группа 2
14. Как добиться своей  цели? группа 2
15. Заключительное  занятие класс 1
 

      Занятие 6. Требования профессии  к человеку (группа)

 

      Цель  – помочь учащимся определить те требования, которые предъявляет выбираемая профессия к человеку.

 

      1. Информация ведущего «Требования  профессии к человеку».

      2. Упражнение «Рабочий день учителя  (журналиста, артиста, юриста, художника,  программиста, водителя и т.п.)»  (выбор карточки с названием  профессии).

      Учащиеся  составляют цепочку слов на заданную тему, начинающуюся словом «Утро» и заканчивающуюся словам «Сон». Один из ребят записывает высказывания и затем зачитывает полученную цепочку.

      3. Упражнение «Кошмарный сон (учителя,  журналиста, артиста, юриста, художника,  программиста, водителя и т.п.)» (то же). Учащиеся составляют цепочку слов на заданную тему, начинающуюся словом «Сон» и заканчивающуюся словам «Утро».

      4. Обсуждение упражнений.

      В ходе выполнения данных упражнений более  четко проясняются трудности  профессии.

      5. Упражнение «Отдел кадров».

      Один  из учащихся становится перед классом, выбирает профессию и сообщает о  своем выборе остальным. Остальные  ребята представляют из себя «отдел кадров», задача которого принять на работу человека, который будет действительно соответствовать должности. Они в произвольном порядке предъявляют «кандидату» свои требования, начиная словами: «Ты должен...». После завершения требований «кандидат» делится с остальными своими чувствами и мыслями.

      6.Индивидуальная  работа с картой. Учащимся нужно:

      1) составить формулу выбираемой  профессии;

      2) выписать в карту требования  профессии к человеку, анализируя  каждую букву формулы.

      Для выполнения этого задания учащимся предлагается помощь в виде напечатанной на листах информации (см. Приложение)

      8. Обсуждение занятия.

      В ходе обсуждения полезно подвести ребят  к выводу о необходимости всестороннего изучения своей личности.

      Вместо  упражнений 5 и 6 можно предложить учащимся выполнить коллаж на тему «Требования  профессии к человеку». Для выполнения этой работы полезно разделить учащихся на группы по склонности к тому или иному типу профессий (по данным диагностики на занятии 4.). Группа определяется с профессией для коллажа самостоятельно или с помощью ведущего. Перед началом работы школьникам необходимо предоставить материалы (журналы, ножницы, фломастеры, бумагу А2, клей), объяснить технику выполнения коллажа и схему:

 
 
 

      

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Техника выполнения коллажа:

      На  листе бумаги учащиеся рисуют фигуру человека, выбирают из журналов подходящие по теме рисунки, надписи, вырезают их и приклеивают на лист в соответствующих местах. После выполнения работы представители групп озвучивают свои «коллажи».

 
 
 

      Занятие 7. Темперамент, характер и профессия (группа)

 

      Цель  – помощь в самопознании.

 

      1. Информация ведущего: «Устойчивые качества личности» (плакат, см. Приложение).

      2. Темперамент (информация) Диагностика  особенностей нервной системы:  методика «Теппинг-тест».

      Обработка и интерпретация результатов.

      3. Темперамент, понятия экстраверсии, интроверсии, нейротизма (информация).

      Ознакомление  с результатами диагностики темперамента, проводимой с ребятами в 5 классе (опросник Айзенка). Анализ результатов. Обсуждение проблем, возникающих у людей различных профессий в связи с имеющимся у них темпераментом.

      4. Упражнение: изобразить без слов, как работают люди определенной профессии с различным типом темперамента, преувеличивая до абсурда их особенности. (Выбор профессии из набора карточек, выбор темперамента из набора карточек).

      5. Характер, устойчивые черты характера  (информация).

      Ознакомление  с результатами диагностики характера, проводимой с ребятами в 7 классе (тест Леонгарда-Шмишека). Обсуждение проблем, возникающих у людей различных  профессий в связи со сформированными  способами взаимодействия с миром.

      Результаты  диагностик темперамента и характера записаны в индивидуальные карты каждого учащегося. Интерпретацию результатов изучения темперамента ведущий дает с использованием плаката, описание устойчивых черт характера каждый ребенок получает индивидуально (см. Приложение).

      6. Обсуждение занятия.

 
 

      Занятие 8. Способности и  профессия. Внимание (класс)

Информация о работе Комплексной психологической практики