Комплексной психологической практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:58, практическая работа

Описание работы

Цель практики: дать возможность реализовать основные направления деятельности психолога: проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой учреждения. Практика опирается на знания, полученные в рамках различных дисциплин, которые изучались ранее.
Задачи:
ознакомиться с особенностями работы психолога в данном учреждении;
активно участвовать в процедуре психологической работы в учреждении данного типа: диагностика психического развития личности, оформление психологического заключения по результатам психологической диагностики, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы с данным индивидом;
формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.

Содержание

1. Цель и задачи практики………………………………………………………..5
2. Основные сведения об учреждении,
направлениях его работы и специфике………………………………………….6
3. Диагностическая деятельность………………………………………………..8
3.1 Комплексное исследование личности учащихся 5, 10 классов…..…8
3.2 Комплексное исследование 4, 10 классов………………………..….19
4. Консультативная деятельность…….……………………………………...…30
5. Развивающая и просветительская деятельность …………………………...34
Заключение……………………………………………………………………....39
Литература……………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

комплексной психологической практики.doc

— 520.00 Кб (Скачать)

      Кроме этого семья  характеризуется  как очень хорошая. Мама и бабушка  занимаются детьми, постоянно ходят  не только на родительские собрания, но и на все классные и школьные праздники, где выступают их дети. Все ребята, по словам классных руководителей очень заботливые, никогда не грубят, постоянно активно участвуют во всех школьных мероприятиях.

      Мне стало интересно определить отличия и сходства трех детей разных возрастных категорий, но воспитывающихся в одной семье в:

  • эмоциональной сфере
  • мотивационной сфере
  • сфере общения
  • личностные особенности.

      На  обследование дети согласились с  охотой. Что особо интересно, это  то, что на тестирование и беседу Маша и Сергей старались приходить по отдельности, и как выяснилось в разговоре с учителями, ребята в школе общаются очень редко. Маша заходит к брату в класс только в случае крайней необходимости, например из-за болезни, а Сергей к сестре вообще не поднимается. Нужно отметить, что все ребята очень аккуратно одеты и причесаны. В ходе знакомства о семье рассказывал Сергей, Маша больше молчала. 

      Сергей  К.

      10 лет, ученик 4 класса 

      Для составления комплексной характеристики Сергея нами были использованы следующие методики:

      Личностные  особенности:

  • детский вариант личностного теста Р. Кетелла

      Эмоциональная сфера

  • Шкала личностной тревожности, разработанная А. Прихожан по принципу «Шкалы социально-ситуативного страха, тревоги» О. Кондаша
  • рисуночный тест  «Красивый рисунок»

      Мотивационная сфера

  • Анкета по определению уровня школьной мотивации (автор Н. Г. Лусканова)
  • Методика «Направленность  на приобретение знаний»
  • Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к ней (модификация А. Андреевой, дополнена в 2005 году - А. Прихожан).

      Сфера общения и межличностных отношений

  • Проективная методика Рене Жиля

      Данные  обследования

      Личностные  особенности

      В результате исследования  с помощью  теста детский вариант личностного  теста Р. Кеттела были получены следующие результаты: 

      
  1. Экстраверсия  – 4балла, показатель приближен  к низкому, что характеризует мальчика как замкнутого обособленного ребенка. Сергей мало доверяет людям.
  2. Уверенность в себе – 5 баллов, это средний показатель, что указывает на ранимость мальчика, его неуверенность в себе со средней социальной адаптацией.
  3. Эмоциональная невозбудимость – 5 б. средний уровень, который характеризует ребенка как личность сдержанную, эмоционально уравновешенную.
  4. Независимость – 4 б. показатель ближе к низкому указывает на склонность к риску.
  5. Благоразумие – 6б. Показатель выше среднего указывает на рассудительность ребенка, его серьезность и осторожность.
  6. Добросовестность – 4 б. Показатель ниже среднего, что характеризует мальчика склонного к конфликту как с родителями, так и с учителями, недобросовестного.
  7. Смелость – 5б. уровень средний. Сергея нельзя назвать смелым и решительным человеком, хотя робость и застенчивость ему тоже не  особо свойственны.
  8. Практичность – 7 б. – высокий показатель. Это свидетельствует о том, что ребенок скорее непрактичен и склонен к мечтательности.
  9. Оптимизм – 7 б. – высокий показатель. Мальчика легко вывести из состояния душевного равновесия, чаще у него преобладает пониженное настроение.
  10. Самоконтроль – 5 б. – средний показатель, что свидетельствует о среднем уровне самоконтроля и социальной приспособленности
  11. Невозмутимость – 9 б. – высокий показатель указывает на повышенную нервную напряженность Сергея.
 

        
 
 
 
 

            
  1. Экстраверсия  – 4балла,
  2. Уверенность в себе – 5 баллов,
  3. Эмоциональная невозбудимость – 5 б.
  4. Независимость – 4 б.
  5. Благоразумие – 6б.
  6. Добросовестность – 4 б.
  7. Смелость – 5б.
  8. Практичность – 7 б. –
  9. Оптимизм – 7 б. –
  10. Самоконтроль – 5 б.
  11. Невозмутимость – 9 б.

      Таким образом, у Сергея ярко выражены такие  черты личности как практичность, оптимизм и невозмутимость. Это указывает на то, что ребенок отличается повышенной нервной напряженностью, склонен к непрактичности, мечтательности, его легко вывести из состояния равновесия. Чаще всего, судя по показателям, присутствует пониженное настроение. 

      Мотивационная сфера

      Так как Сережа является учеником школы, то его мотивационная сфера диагностировалась, прежде всего, именно как определение  уровня школьной мотивации в целом  и  мотивации к учебному процессу,  к учению в частности.

      Исследование мотивационной сферы Сергея проводилось по следующим методикам:

  1. Анкета по определению уровня школьной мотивации (автор Н. Г. Лусканова)
  2. Методика «Направленность  на приобретение знаний»
  3. Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к ней (модификация А. Андреевой, дополнена в 2005 году - А. Прихожан). Данная методика определяет не только уровень мотивации учения, но и уровень эмоционального отношения к ней, а так же определяет мотивацию достижений.

      Уровень школьной мотивации составляет 15 балов, что указывает на внешнюю мотивацию, т. е. ребенка привлекает внеучебная сторона, атрибутика школы, а не сами знания.

      Это же подтверждается и средним показателем 7 (из 12) по определению направленности на приобретения знаний, что говорит  о средней выраженности данной мотивации.

      Проводя диагностику мотивации учения и  эмоционального отношения к ней, нами были получены следующие данные:

      Познавательная  мотивация (ПМ) – 21балл – низкий уровень выраженности.

      Мотивация достижений (МД) – 18 б., из них:

       8 б – избегание неудач и  низкий уровень выраженности

      10 б – достижение успеха 

      Тревожность (Т) – 19 – средний уровень выраженности

      Гнев (Г) – 22 – высокий уровень выраженности.

      Суммарный бал: ПА + МД + (–Т) + (–Г) – (-2) балла, что соответствует IV  уровню, т. е. мотивация сниженная.

      Таким образом, мотивационная сфера мальчика сформирована довольно-таки слабо, что  подтверждается низкими и средними показателями. Для Сергея учебная  деятельность выступает не как средство, а как цель ради получения знаний. Так же о сниженной мотивации говорят результаты теста «Мотивации учения  и эмоционального отношения к ней». Наблюдается переживание «школьной скуки» и отрицательное эмоциональное отношение  к учению. При этом наблюдается в равной степени как направленность на избегание неудач, так и на достижение успеха. 

      Эмоциональная сфера.

      Исследование  эмоциональной сферы испытуемого  проводилось по следующим методикам:

  1. Шкала личностной тревожности, которая бала разработана А. Прихожан по принципу «Шкалы социально-ситуативного страха, тревоги» О. Кондаша
  2. Рисуночный тест  «Красивый рисунок»
  3. В ходе диагностики уровня тревожности были получены следующие результаты

      Школьная  тревожность – 9 б.  = 2 (норма)

      Самооценочная тревожность – 4 б. = 1(норма)

      Межличностная тревожность – 3 б. = 1(норма)

      Магическая  тревожность – 8 б. = 3 (тенденция к  повышению)

      Общий коэффициент личностной тревожности составляет 24 балла = 1, т.е. в норме.

      Однако  если рассматривать «Красивый рисунок», который нарисовал  Сергей, то можно увидеть следующее.

      На  рисунке мальчик изобразил колобка на поляне. Руки широко раскинуты в стороны, пальцы прорисованы, но сам персонаж находиться как бы в воздухе, не имея опоры. Так же можно отметить среднее количество однотипных деталей в виде цветочков и листочков.

      Рисунок выполнен яркими, теплыми, насыщенными цветами: явно преобладает красный цвет и зеленый, которые  с одной стороны указывают на повышенное настроение, а с другой стороны  обилие красного цвета, скорее всего, указывает на тревогу, эмоциональную напряженность. Особо бросается в глаза черный цвет  шляпы, что подтверждает вышесказанное. Так же на тревожность ребенка указывает и особо тщательная штриховка. При детальном рассмотрении можно увидеть, что нажим карандаша сильный и все детали  очень хорошо прокрашены,  скорость выполнения рисунка была средняя, мальчик  с виду был спокоен, очень старался. К сожалению, Сергей отказался комментировать свой рисунок.

      Как было отмечено выше, руки у персонажа  рисунка расставлены в стороны, пальцы прорисованы, что, скорее всего, указывает на общительность мальчика, а отсутствие почвы под ногами у колобка, скорее всего, указывает либо  на неуверенность Сергея, либо на его мечтательность.

      На  что особо хочется обратить внимание, это то, что колобок нарисован  один, и подпись рисунка, как бы визуально отделяет персонаж от цветов.

      Таким образом, Сергея К. можно характеризовать  как ребенка скорее мечтательного, с повышенным уровнем эмоциональной  напряженности и магической тревожности, с отрицательным эмоциональным  отношением к учебе. У мальчика в основном ровное настроение, однако, скорее всего, бывают либо вспышки бурной радости, либо резкий уход в себя.  

      Сфера межличностного общения

      Сфера межличностного общения исследовалась  с помощь проективной методики Рене Жиля. С помощью этой методики я пыталась выявить особенности поведения мальчика в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношение к другим людям.

      В результате исследования получены следующие  данные: 

      Шкалы - признаки       Число выборов
      Конкретно-личностные отношения
      Отношение к матери       5 – 40%
      Отношение к отцу       9 – 45%
      Отношение к матери и отцу как к родительской чете       6 – 60%
      Отношение к братьям и сестрам       7 – 35%
      Отношение к бабушке       5 – 33%
      Отношение к другу       4 – 20%
      Отношение к учителю       1 - 7%
      Характеристики ребенка, проявляющиеся в отношениях
      Любознательность       4 – 40%
      Доминантность       2 – 50%
      Общительность       2 – 50%
      Закрытость       5 – 33%
      Социальная  адекватность поведения       3 - 30%
 
<

Информация о работе Комплексной психологической практики