Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:58, практическая работа
Цель практики: дать возможность реализовать основные направления деятельности психолога: проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой учреждения. Практика опирается на знания, полученные в рамках различных дисциплин, которые изучались ранее.
Задачи:
ознакомиться с особенностями работы психолога в данном учреждении;
активно участвовать в процедуре психологической работы в учреждении данного типа: диагностика психического развития личности, оформление психологического заключения по результатам психологической диагностики, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы с данным индивидом;
формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.
1. Цель и задачи практики………………………………………………………..5
2. Основные сведения об учреждении,
направлениях его работы и специфике………………………………………….6
3. Диагностическая деятельность………………………………………………..8
3.1 Комплексное исследование личности учащихся 5, 10 классов…..…8
3.2 Комплексное исследование 4, 10 классов………………………..….19
4. Консультативная деятельность…….……………………………………...…30
5. Развивающая и просветительская деятельность …………………………...34
Заключение……………………………………………………………………....39
Литература……………………………………………………………………….41
Содержание работы студента на практике
Дни
недели
(дата) |
Направления деятельности | Время работ |
1 | 2 | 3 |
Понедельник
05.10 |
1.Изучение микросреды школы. Знакомство со спецификой работы психолога и СППС, изучение должностных инструкций. | 8.00-14.00 |
Вторник
06.10 |
1.Изучение плана
работы на год, документации, отражающей
итоги диагностических |
8.00-14.00 |
Среда
07.10 |
1. Подбор и
изучение литературы по 2. Совместный подбор методик для комплексного исследования личности. 3. Подбор кандидатур для исследования |
8.00-14.00 |
Четверг
08.10 |
1. Подбор и изучение
литературы по подготовке к комплексному
исследованию коллектива.
2. Совместный подбор методик для комплексного исследования коллектива. 3. Подбор коллективов для исследования |
8.00-14.00 |
Пятница
09.10 |
1. Помощь в
подготовке и проведении занятия по курсу
«Я и мой профессиональный выбор» 9-А кл.
2. Подготовка к проведению исследования |
8.00-14.00 |
Суббота
10.10 |
1.Методическое время. Обработка и изучение материалов | 8.00-14.00 |
Понедельник
12.10 |
1. Знакомство
с классами, учащимися, участниками
исследования
2. Посещение уроков в 4-Б, 11-А классах, беседы с учащимися 3. Подготовка и проведение занятия по курсу «Я и мой профессиональный выбор» 9-Б кл. |
8.00-14.00 |
Вторник
13.10 |
1. Помощь в
проведении диагностики в 1-Б классе
по проблеме адаптации в школе
2. Помощь
в обработке данных 3. Подготовка и проведение занятия по курсу «Я и мой профессиональный выбор» 11-А кл. |
8.00-14.00 |
Среда
14.10 |
1. Проведение диагностики
в 4-Б классе
2. Тестирование Сергея К., ученика 4 класса 3. Подготовка и проведение занятия по курсу «Я и мой профессиональный выбор» 11-Б кл. |
8.00-14.00 |
Четверг
15.10 |
1. Проведение диагностики
в 4-Б классе
2. Тестирование Сергея К., ученика 4 класса 3. Психологическое консультирование |
8.00-14.00 |
Пятница
16.10 |
1.Проведение диагностики
в 4-Б классе
2.Тестирование Сергея К., ученика 4 класса 3. Подготовка и проведение занятия по курсу «Я и мой профессиональный выбор» 9-А кл. |
8.00-14.00 |
Суббота
17.10 |
1. Методическое время. Обработка и оформление изученных характеристик | 8.00-14.00 |
Понедельник
19.10 |
1. Проведение
диагностики в 10 «А» классе
2. Тестирование Маши К., ученицы 10 класса 3. Подготовка и проведение занятия по курсу «Я и мой профессиональный выбор» 9-А кл. |
8.00-14.00 |
Вторник
20.10 |
1. Проведение
диагностики в 10 «А» классе
2. Тестирование Маши К., ученицы 10 класса 3. Подготовка и проведение занятия по курсу «Я и мой профессиональный выбор» 11-А кл. |
8.00-14.00 |
Среда
21.10 |
1. Проведение
диагностики в 10 «А» классе
2.Тестирование Маши К., ученицы 10 класса 3. Подготовка и проведение занятия по курсу «Я и мой профессиональный выбор» 9-Б кл. |
8.00-14.00 |
Четверг
22.10 |
1. Посещение уроков
в 4-Б классе
2. Психологическое консультирование 3. Заполнение дневника по практике |
8.00-14.00 |
Пятница
23.10 |
1. Посещение уроков
в 11-А классе
2. Беседа с классными руководителями Маши и Сергея 3. Подготовка и проведение занятия по курсу «Я и мой профессиональный выбор» 9-А кл. |
8.00-14.00 |
Суббота
24.10 |
1. Методическое время. Обработка и оформление изученных характеристик | 8.00-14.00 |
Понедельник
26.10 |
1. Обработка результатов диагностики Марины К. | 8.00-14.00 |
Вторник
27.10 |
1. Обработка результатов комплексного исследования 11-А класса | 8.00-14.00 |
Среда
28.10 |
1. Обработка результатов комплексного исследования Сергея К. | 8.00-14.00 |
Четверг
29.10 |
1. Обработка
результатов комплексного |
8.00-14.00 |
Пятница
30.10 |
1. Помощь в проведении педконсилиума по адаптации 5-классников, присутствие на заседании | 8.00-14.00 |
Суббота
31.10 |
1. Методическое время. Обработка и оформление изученных характеристик | 8.00-14.00 |
Понедельник
02.11 |
1. Помощь в
оформлении стенда для 2. Составление отчета о комплексном исследовании личности учащихся Маши, Сергея |
8.00-14.00 |
Вторник
03.11 |
1.Помощь в подготовке
материалов к родительскому собранию
по профориентации
2. Составление отчета о комплексном исследовании 4-Б, 11-А классов |
8.00-14.00 |
Среда
04.11 |
1. Помощь в
оформлении психологического 2. Систематизация данных, полученных в ходе практики |
8.00-14.00 |
Четверг
05.11 |
1. Обобщение и анализ результатов. Составление отчета о пройденной практике, оформление документации. | 8.00-14.00 |
Пятница
06.11 |
1. Оформление дневника по учебной практике. Заполнение дневника по практике, составление описания социально-психологической службы школы. | 8.00-14.00 |
СОДЕРЖАНИЕ
2. Основные сведения об учреждении,
направлениях его работы и специфике………………………………………….6
3. Диагностическая
деятельность………………………………………………
3.1 Комплексное исследование личности учащихся 5, 10 классов…..…8
3.2 Комплексное исследование 4, 10 классов………………………..….19
4. Консультативная
деятельность…….…………………………………….
5. Развивающая и просветительская деятельность …………………………...34
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Цель
практики: дать возможность реализовать
основные направления деятельности психолога:
проведение диагностики, апробацию основных
методов коррекционной и (или) развивающей
работы в соответствии со спецификой учреждения.
Практика опирается на знания, полученные
в рамках различных дисциплин, которые
изучались ранее.
Задачи:
ознакомиться с особенностями работы психолога в данном учреждении;
активно
участвовать в процедуре
формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.
Практика в учреждениях начинается со знакомства и дальнейшего анализа системы психологической работы по ряду дальнейших направлений:
кабинет психолога (оборудование, рабочие зоны и особенности их использования, соответствие предъявляемым требованиям);
документация и инструментарий психолога учреждения (знакомство и освоение схемы психологического заключения на обследуемого в учреждении данного типа), соответствие предъявляемым требованиям;
особенности
планирования и осуществления
цели, задачи и основные методы и направления работы психолога учреждения данного типа, особенности их непосредственного осуществления в практической деятельности (диагностическая работа, коррекционная и развивающая работа, методы психологической профилактики, консилиумы, консультативная работа).
Основное содержание практики в учреждениях связано с осуществлением разных форм и методов психологической работы:
диагностическая работа — проведение комплексной психологической диагностики и анализ материалов;
составление психологических заключений;
апробация методов коррекционной и (или) развивающей работы;
проведение психологических занятий (в том случае, если таковые проводятся)
консультативная работа с педагогами или другими сотрудниками на основе полученных в ходе диагностики результатов;
планирование психологической работы на неделю;
другие формы и методы (по запросам и возможностям учреждения).
В
ходе практики студент под руководством
практического психолога
Выбор конкретных методик диагностического исследования и коррекционной работы осуществляется самостоятельно студентом под руководством практического психолога, поскольку зависит от специфики запроса и вида деятельности, предполагающейся по этому запросу.
В течение всей практики студент принимает участие в плановой работе практического психолога; выполняет функции психолога по разным направлениям деятельности: психологическое просвещение, диагностика, коррекции.
Цель СППС – обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, молодежи в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.
Основные задачи социально-
-
неотложная психологическая
-
консультативно-
- психопрофилактическая помощь
-социально-
- социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних;
-
консультации по правовым
-
составление заключений и
-
иные меры необходимые для
психолого-педагогического и
Функции психолога:
• психолого-
• профилактика возникновения социальной дезадаптации;
• оказание психологической помощи учащимся и другим участникам образовательного процесса.
В 2009 – 2010 учебном году работа школьного психолога ведется по следующим направлениям:
Диагностическая работа включает в себя следующие виды деятельности:
• Диагностика уровня готовности к школе;
• Диагностика типа семейного воспитания;
• Групповое диагностическое обследование сформированности познавательных процессов в начале учебного года и в конце;
• Определение комфортности обучения учащихся 1-х и 5-х классов в начале учебного года и в конце;
• Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики детей, состоящих на внутришкольном учете в начале учебного года, при постановке на учет, и в конце учебного года.
• Исследование познавательных интересов в связи с задачами предпрофильного обучения;
• Исследование мотивации ученой деятельности у школьников в начале учебного года и в конце.
Консультативная работа включает в себя следующее:
• Консультации родителей будущих первоклассников с предоставлением конкретных рекомендаций по повышению уровня готовности к школе;
• Консультации родителей будущих первоклассников по результатам диагностики типа семейного воспитания, с рекомендациями и коррекцией не благоприятной обстановки в семье;
• Консультации учителей первых классов по результатам диагностики;
• Индивидуальные консультации по разным вопросам.
• Консультации для родителей, как групповые, так и индивидуальные и др.
Просветительская деятельность включает себя:
• Семинары для родителей;
• Родительские собрания;
• Семинар для учителей начальных классов, учителей предметников и классных руководителей;
• оформление информационного листа для родителей;
Коррекционно-
• Индивидуальные коррекционные занятия с педагогически-запущенными детьми
• Психологические часы
• Психологические игры
• Работа с «трудными» подростками и их родителями»
• Профориентационная работа
В качестве испытуемых были выбраны двое учащихся из одной семьи. Разница в возрасте детей составляет 5 лет. Младшему Сергею 10 лет, он ученик 5 класса, сестре Маше 15 лет, она ученица 10 класса, есть и старшая сестра Марина, ей 20 лет, она студентка. Данная семья была выбрана не случайно. Все трое детей характеризовались учителями как целеустремленные, вежливые, очень способные ребята. Марина – старшая сестра, окончила школу с одной 7, средняя Маша – учится только на 7-9, а младший Сергей – все три года был отличником.