Комплексной психологической практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:58, практическая работа

Описание работы

Цель практики: дать возможность реализовать основные направления деятельности психолога: проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой учреждения. Практика опирается на знания, полученные в рамках различных дисциплин, которые изучались ранее.
Задачи:
ознакомиться с особенностями работы психолога в данном учреждении;
активно участвовать в процедуре психологической работы в учреждении данного типа: диагностика психического развития личности, оформление психологического заключения по результатам психологической диагностики, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы с данным индивидом;
формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.

Содержание

1. Цель и задачи практики………………………………………………………..5
2. Основные сведения об учреждении,
направлениях его работы и специфике………………………………………….6
3. Диагностическая деятельность………………………………………………..8
3.1 Комплексное исследование личности учащихся 5, 10 классов…..…8
3.2 Комплексное исследование 4, 10 классов………………………..….19
4. Консультативная деятельность…….……………………………………...…30
5. Развивающая и просветительская деятельность …………………………...34
Заключение……………………………………………………………………....39
Литература……………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

комплексной психологической практики.doc

— 520.00 Кб (Скачать)

           Ниже приведена шкала определения  мотивации на учебу:

            21 – 30 баллов высокий уровень школьной мотивации

            15 – 20 баллов средний уровень школьной мотивации

            14 и ниже баллов низкий уровень школьной мотивации                                            

                    Школьная мотивация учащихся 4-в класса

      Высокий уровень сформированности школьной мотивации выявлено у 73% учеников. Дети с высоким уровнем школьной мотивации  ходят с довольствием в школу, не испытывают затруднений приходить  утром в школу. Они с желанием выполнят домашние задания и понимают их необходимость.  У учеников с высокой школьной мотивацией много друзей среди одноклассников, они удовлетворены складывающимися отношениями с ними.

            У 33% учеников средний  уровень школьной мотивации. Это  свидетельствует о том, что учеников школа привлекает в большинстве своем внеучебными мероприятиями: праздниками, переменами, общением с одноклассниками, тренировками и соревнованиями.

            Для мальчика № 2 характерно проявлением низкого уровня по всем используемым методикам, что свидетельствует  о дезадаптации ученика.  

 

      4. Методика “Удовлетворенность  взаимоотношениями  в семье” Х.  Г. Галямовой (уровень удовлетворенности испытуемого в его семье, семейных отношениях)

         Испытуемому предлагается ответить на четырнадцать вопросов, с вариантами ответов:

           а) да

           б) иногда

           в) нет

          Вопросы по данной методике:

            1. Считаете ли  вы, что в вашей семье есть  взаимопонимание между вами и  родителями?

            2. Говорите ли  вы с родителями “по душам”, советуетесь ли по личным вопросам?

            3. Интересуетесь  ли вы работой ваших родителей?

            4. Знают ли родители  ваших друзей?

            5. Участвуете ли  вы вместе с родителями в  хозяйственных делах?

            6. Проверяют ли  ваши родители то, как вы учите  уроки?

            7. Есть ли у  вас с родителями общие занятия  и увлечения?

            8. Участвуете ли  вы в подготовке к семейным праздникам?

            9. “Детские праздники”  – предпочитаете ли вы, чтобы  родители были вместе с вами?

            10. Обсуждаете ли  вы вместе прочитанные книги?

            11. Обсуждаете ли  вы с родителями просмотренные  телевизионные передачи и фильмы?

            12. Бываете ли вместе с родителями в театрах, музеях, на выставках и концертах?

            13. Участвуете ли  вы вместе с родителями в  прогулках и туристических походах?

            14. Предпочитают ли  ваши родители проводить свой  отпуск вместе с вами?

            а) – 2 балла

            б) – 1 балл

            в) – 0 баллов

         Шкала подсчета по данной методике:

            20 – 28 баллов высокий уровень удовлетворенности в семье, испытуемый доволен своей семьей

            14 – 19 баллов средний уровень удовлетворенности

            13 и ниже баллов низкий уровень удовлетворенности в семье, ребенка не устраивает его семья и семейные отношения

         В полной мере удовлетворены общением с родителями в различных жизненных ситуациях 60%  учеников. Для класса, состоящего только из мальчиков (команда футболистов) этот показатель является довольно высоким. 33% детей со средним уровнем удовлетворенности отмечают, что не часто обращаются к родителям по интересующим их вопросам,  редко ходят вместе с родителями в театры, музеи. Некоторые мальчики отметили, что не хотели бы, чтобы их родители присутствовали на праздниках, проводимых в классе, т. к. их мамы не помогают организовывать праздники.

                                         

                           Удовлетворенность  общением в семье

      В целом для учеников 4-го класса характерен высокий уровень сформированности основных аспектов, позволяющих определить уровень адаптированности к условиям школьной жизни в целом и различным  ее составляющим.

 

      10-А  класс

      Психодиагностическое  исследование проведено в 10-А классе, который состоит из 19 учащихся; из них мальчиков-5, девочек-14. Классный коллектив сформировался в 5 классе. С 5 класса смены классных руководителей не было. Ребята активны, доброжелательны, откликаются на любые предложения, самостоятельны. Отношения в классе равные, отработана система общественных поручений. Дети восприимчивы к рекомендациям старших. Позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом, но есть и дети, которые снизили учебные требования к себе. Второгодников нет.

      Методика  «Социометрические измерения коллектива»

      Социометрические  статусы членов коллектива

 

                                   Индексы социометрических статусов

      По  социоматрице учебного лидера – от 0,05 до 0,55

      По  социоматрице делового лидера – от 0,05 до 0,66

      По  социоматрице неформального лидера – от 0,11 до 0,55

      Учебные лидеры: Ю.Д., М.К., Ж.К.

      Деловые лидеры: М.Кр., М.Ю., М.К.

      Неформальные  лидеры: Г.К., М.К., М.Кр.

 

 Абсолютный лидер: М.К.

      «Отверженные» (по социоматрице учебного лидера): Г.Р., Р.И., Я.А.

        «Отверженные» (по социоматрице делового лидера): Р.И., Я.А., Ш.И., Ш.Д.

        «Отверженные» (по социоматрице неформального лидера): Г.Р., Ш.И., Р.И., Я.А.

      Абсолютные  аутсайдеры: Р.И., Я.А.

      

      Групповые характеристики

      Сплочённость  класса (методика: социометрические измерения коллектива):

      1. Число положительных взаимосвязей  в группе по социограмме учебного лидера: 17.

      Индекс  психологической взаимности (“сплочённости группы”) составляет 0,099415204678362573099415204678363.

       2. Число положительных взаимосвязей в группе по социограмме делового лидера: 11.

      Индекс  психологической взаимности (“сплочённости группы”) составляет 0,064327485380116959064327485380117.

      3. Число положительных взаимосвязей  в группе по социограмме неформального лидера: 12

      Индекс  психологической взаимности (“сплочённости группы”) составляет 0,070175438596491228070175438596491.

      Средний показатель по трём критериям: 0,077972709551656920077972709551333

 

 Вывод: низкая степень  сплочённости класса.

      Психологический климат (тест «Оценка психологического климата в коллективе»).

      По  результатам теста психологический климат в классе можно расценивать как инертный. Ребята не стремятся помочь друг другу, в совместных делах не всегда проявляются организованность и взаимопомощь. По оценкам учеников в классе присутствует видимое деление на «своих» и «чужих» (что также подтверждается и результата  ми анализа социометрических измерений). Ученики отмечают также и то, что далеко не всегда все доброжелательно относятся друг к другу, в основном присутствует равнодушие, безразличие к одноклассникам. Однако из этого нельзя делать вывод, что кто-то кого-то обижает, оскорбляет, но необходимо отметить, что классу не хватает сплочённости, что также иллюстрируют результаты социометрических измерений.

      Довольно  велика степень расхождений в оценках психологического климата учениками и воспитателем класса. Особенно большое расхождение проявляется в том, что воспитатель класса считает, что в классе нет деления на «своих» и «чужих», однако результату тестирования учеников выявили противоположную закономерность. Из этого можно сделать предварительный вывод о том, что воспитатель малокомпетентен в оценке межличностных отношений учеников, опирается лишь на наглядно ему видимые оттенки межличностных отношений учеников и не стремится к более глубокому анализу взаимоотношений в классе, используя научные методы оценки.

      Система ценностных ориентации класса (тест «Определение групповых ценностных ориентаций» по А.Ф. Корниенко)

      1)Профиль  ценностей отдельных качеств  личности (ранжирование качеств личности по степени важности их для группы учеников, в порядке убывания важности):

      1.Общительность, контактность; Честность

      2.Исполнительность, добросовестность; Порядочность; Ответственность, обязательность

      3.Доброжелательность, доброта; Отзывчивость

      4.Эрудиция, кругозор знаний

      5.Самостоятельность

      6.Сообразительность, ум; Решительность, смелость

      7.Настойчивость;  Широта интересов, любознательность

      8.Вежливость, скромность

      9.Закаленность, выносливость; Трудолюбие

      10.Физическое развитие, сила

      11.Подвижность, ловкость

      Здесь можно отметить, что дети ориентированы  на честность в контактах и  общении, считают, что необходимо ко всему подходить с ответственностью, ценят исполнительность. (Это подтверждается и  результатами моих наблюдений в ходе моего преподавания в этом классе истории. Ребята ответственно подходят к выполнению домашнего задания, исполнительны. У большинства могу отметить самостоятельность в выполнении поставленных задач (методика: наблюдение). Как известно, факторами, способствующими более продуктивному общению являются эрудиция, широта знаний, а также доброжелательность. Эти качества личности ученики также поставили в ряду одних из важных для них качеств.

 

      2)Профиль  ценностей комплексов качеств  личности

      1.Коммуникативные

      2.Нравственные

      3.Деловые

      4.Интеллектуальные

      5.Волевые

      6.Физические

      Перманентным  качеством личности, как уже указывалось выше, ученики считают общительность, поэтому коммуникативный комплекс качеств личности и выдвигается учениками на первый план. Как видим, далее следуют нравственные и деловые комплексы качеств личности. Можно говорить о том, что у данного класса общение нравственно опосредовано и носит деловую направленность.

      3)Единство  ценностных ориентации (ЦОЕ) (методика: тест «Определение групповых ценностных ориентаций» по А.Ф. Корниенко)

      ЦОЕ=0,36842105263157894736842105263158

      Наличие общих интересов

      Дети  восприимчивы к рекомендациям старших. Позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом. Мальчики увлекаются компьютерами, вместе ходят на компьютерные курсы. Г.К., М.Ю., М.К. –наши организаторы. Они занимаются подготовкой сценариев (а в этом им помогает почти весь класс) к разным школьным мероприятиям, в том числе и к нашим классным «чаепитиям», которые проходят очень увлекательно (Методика: беседа с классным руководителем)

Информация о работе Комплексной психологической практики