Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:25, курсовая работа
Актуальность исследования. Последнее десятилетие в России характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития.
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Стилевые особенности деятельности преподавателя как объект психолого-педагогического исследования ………………………….
1. Проблемы влияния стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты развития и обучения учащихся …………………
2. Психолого-педагогическая характеристика проявления ряда стилей в деятельности учителей…………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое влияние стиля……………………………………
1. Программа и содержание основных этапов эмпирического исследования……………………………………………………………….
2. Анализ, обобщение и характеристика………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………………………..
Список литературы………………
Цель:
поиск эффективных средств
По желанию выбирается водящий из группы. Группа задумывает кого-то. Когда входит в класс водящий каждый называет свое прозвище задуманного человека. Все происходит с позиции ученика. Задача отгадать задуманного учителя. Анализируются самые подходящие и неподходящие прозвища.
Цель:
выработка образного языка
Учителя
садятся в круг. Психолог предлагает
каждому найти определение
Цель: развитие у учителей эффективных средств контроля и управления классом. Ведущий – учитель остальные дети. У каждого ученика назначается роль – что он должен делать в игровом уроке, как отвечать, как выполнять задание и т.д. Разыгрывается сцена урока. Задача в течении 5 минут создать хорошую дисциплину в классе. По окончании урока – обсуждение. Выработка эффективных мер: «Как успокоить класс за пять минут»
Цель: повышение работоспособности и быстрая мобилизация сил и энергии перед началом урока.
Учителя сидят по кругу в удобных позах. Психолог рекомендует им расслабиться и закрыть глаза. Спокойно и мягко произносится текст: «Сегодня у вас нет желания идти в класс. Постарайтесь мобилизовать свои силы и действовать в модальности «если бы…» «Если бы я была в хорошем настроении, свежая и отдохнувшая, я с радостью торопилась бы в свой класс. Я иду по улице, думаю, о своих ребятах и хочу побыстрее их увидеть. Я захожу в школу, встречаю коллег, со всеми здороваюсь, обмениваюсь улыбками. Иду к своему классу. Вхожу и вот звонок на урок! Здравствуйте ребята!» по окончании упражнения учителя обмениваются своими способами настройки на урок.
Цель: формирование наиболее выразительной системы жестов для каждого члена группы.
Каждый в течении 3-5 минут рассказывает историю из своей практики. Сначала самые смешные ситуации, потом самые трудные. Рассказ должен быть выразительным и интересным. Как можно больше использовать средства невербальной коммуникации. После работы группы обсуждаются самые необычные и индивидуальные жесты.
Цикл «Учитель-ученик»
Цель: формирование у учителя положительного отношения к детям.
Группа сидит по кругу и по очереди дает определение понятию «ребенок». Начало обязательно со слов : «Ребенок - это ….» Далее каждый оканчивает предложение, так как он считает нужным. При обсуждении психолог акцентирует внимание на тех определениях, которые положительно относятся к образу ребенка.
Цель: активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование комплекса «детскости»
Организация занятия по образу медиативного сеанса. Психолог просит группу устроиться по удобнее и закрыв глаза визуализировать картинки которые он озвучивает.
«Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома. Вы сидите там . где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встречи, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самому себе.
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь, медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из-за темненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь – этот ребенок вы. Такой, какой были, когда учились в школе. Присмотритесь, как эта девочка одета какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать ответ.
После медленно повернитесь и возвращайтесь в свою квартиру.»
Общее обсуждение базируется на таких вопросах как описание самого себя, какой вопрос вы задали, какой ответ получили? Опишите ваши переживания и ощущения.
Цель активизация у учителей детских воспоминаний.
Психолог просит рассказать самое яркое воспоминание детства, а так же самое грустное воспоминание. Обсуждение идет с позиции оказание помощи тем учителям которые имеют психотравммы в детстве
Цель: развитие у учителей способности педагогической рефлексии, анализу и оценки представлений собственных воспитательных воздействий.
Психолог предлагает вспомнить о своей первой учительнице: как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу учеников, какая в классе была обстановка.
Эффективность упражнения в том . что психолог превлекае5т в обсуждение приемы работы самих учителей и соотносит их с первым учителем.
Цель: развитие у учителей эмоционально-положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с самым трудным учащимся.
Участники по кругу рассказывают о своем трудном ученике, как он выглядит , как ведет себя на уроке, какие у него оценки, какие сложные ситуации вы преодолели. Группа помогает найти наиболее эффективные способы работы с таким учеником.
Цель: расширение диапазона коммуникативных возможностей.
Каждый должен сказать какую-нибудь поощрительную фразу, обращенную к ученику. Высказанная фраза повторяется участником не мнение 6 раз с разной интонацией. Обсуждение самых удачных фраз и интонаций.
Цель: развитие коммуникативных возможностей учителя.
Занятие происходит в парах. Один ведущий другой зеркало. В задачи ведущего входит спонтанное движение руками. Второй должен синхронно их повторять.
Обсуждаются ситуации полного контакта и трудностей.
Цикл «Я – учитель».
Цель: обучение участников группы видеть в плохом хорошее, не зацикливясь на грустных мыслях.
Каждый пишет на чистом листе собственную проблемную ситуацию, в которой находиться в данный период. Листок делится на две половины слева 10 аспектов жизненной проблемы, а с права 10 позиций положительной стороны дела.
Цель: помощь держать себя в форме в трудных жизненных ситуациях, сбрасывать внутренние напряжение и успокаиваться.
Сначало надо выделить из сегодняшней жизни проблему или не взгоду. А зпатем подумать и представить , что произошло самое страшное. Подумайте как бы вы стали переживать все это, какие бы последствия для вашей жизни это бы несло. Вообразить все это в подробностях. И в конце вспомните о сегодняшней проблеме. Обсуждаются моменты положительного принятия решения.
Цикл «Учитель-семья»
Цель: создание внутреннего состояния спокойствия, целостности и сбалансированности, активизация положительного отношения к членам своей семьи.
Участники успокаиваются, настраиваются на медитацию. Потом психолог говорит: «Подумайте о своем близком человеке, воспроизведите в своем воображении его лицо, характер, типичные для него движения и жесты. Вы заметили . что рисуя его образ, довольно часто мы используем характеристики недостатков. Вспомните вашу первую встречу. Что он делал что говорил? Что вам в нем понравилось. Вспомните период ухаживания. Нежность и заботу к вам. Теперь представьте образ весов. Н а одну чашу вы кладете все недостатки, а на другую все то хорошее и положительное, что есть в вашем близком. Вторая чаша должна перевесить , старайтесь видеть больше хорошего. Сохраните к своему близкому только положительные отношение, не позволяйте себе излишне дотошно и жестоко критиковать своих близких.»
Цель:
отработка коммуникативных
В группе выбираются два актера «Муж» и «жена» Задается типичная ситуация проведение летнего отдыха где, сколько с кем и когда.
У игры 4 этапа. Сначала свое решение предлагает муж, потом жена
Потом психолог просит их поменяться ролями.
На третьем принять решение.
На четвертом найти компромисс в решении.
В конце тренинга подводятся результаты умений и навыков которые приобрели педагоги – выявляются стороны деятельности, не затронутые в тренинге – составляется одно дополнительное занятие.