Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:25, курсовая работа
Актуальность исследования. Последнее десятилетие в России характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития.
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Стилевые особенности деятельности преподавателя как объект психолого-педагогического исследования ………………………….
1. Проблемы влияния стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты развития и обучения учащихся …………………
2. Психолого-педагогическая характеристика проявления ряда стилей в деятельности учителей…………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое влияние стиля……………………………………
1. Программа и содержание основных этапов эмпирического исследования……………………………………………………………….
2. Анализ, обобщение и характеристика………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………………………..
Список литературы………………
Для
этого нами был разработан тренинг
для учителей начальных классов
направленный на развитие у них таких
профессиональных качеств, как эффективный
индивидуальный стиль профессиональной
деятельности, умение успешно общаться
с коллегами по работе, учащимися и их
родителями. Тренинг помогает выработать
и такие качества как положительное отношение
к ребенку, эмоциональное принятие младшего
школьника, коммуникативные средства
общения с ним, способы эффективной саморегуляции.
Приложение 1.
Диагностика стилей педагогического общения / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.273-275
Модели педагогического общения / Акимова М.Н., Илькухин А.А. Самопознание - путь профессионального становления учителя. - Самара, 1994. С.36-41
Тестируем: Свойства личности · Возраст: Любой
Тип теста: Вербальный · Вопросов: 25 ·
Инструкция:
Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте знаком "+", если согласны с ним, и символом "-", если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.
Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.
Ключ к тесту
Модели общения № вопросов
Да "+" Нет "-"
Диктаторская "Монблан" 4, 6, 11, 15, 17, 23 , 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24
Неконтактная "Китайская стена" 9, 11, 13, 14, 15 1, 7, 8, 12, 16, 18, 19, 20, 21.
Дифференцированное внимание "Локатор " 10, 14, 18, 20, 21 2, 4, 6, 13, 15, 17, 23
Гипорефлексивная "Тетерев" 9, 11, 15, 17, 23, 24 8, 12, 16, 19, 20, 21, 22
Гиперрефлексивная
"Гамлет» 3,12,14,18,19,20,22,
Негибкого реагирования "Робот" 1, 2, 5, 6, 13, 15, 23 7, 8, 9, 11, 16, 21, 24
Авторитарная "Я сам(а)" 5, 10, 14, 15, 18, 24 2, 8, 16, 21
Активного взаимодействия «Союз» 7, 8, 10, 16, 20, 21, 22 1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 17, 23.
Интерпретация результатов теста.
Модель дикторская ("Монблан"). Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.
Следствие:
отсутствие психологического контакта,
безынициативность и
Модель неконтактная ("Китайская стена") очень близка по своему содержанию к первой. Разница в том, что между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой- либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.
Следствие:
слабое взаимодействие с обучаемыми,
а с их стороны - равнодушное отношение
к педагогу.
Модель дифференцированного внимания ("Локатор") основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении педагог концентрирует на них свое внимание.
Следствие:
нарушается целостность акта взаимодействия
в системе "педагог-коллектив", она
подменяется фрагментарностью ситуативных
контактов.
Модель гипорефлексивная ("Тетерев") заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
Следствие:
практически отсутствует
Модель
гиперрефлексивная ("Гамлет") противоположна
по психологической канве
Следствие:
обостренная социально-
Модель негибкого реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.
Следствие:
низкий эффект социального взаимодействия.
Модель
авторитарная ("Я - сам"). Учебный
процесс целиком фокусируется на
педагоге. Он - главное и единственное
действующее лицо. От него исходят
вопросы и ответы, суждения и аргументы.
Практически отсутствует
Следствие:
воспитывается
Модель активного взаимодействия ("Союз"). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
Бланк ответов:
Ф.И.О. педагога
______________________________
№ вопроса | + | - | № вопроса | + | - | № вопроса | + | - |
1 | 9 | 17 | ||||||
2 | 10 | 18 | ||||||
3 | 11 | 19 | ||||||
4 | 12 | 20 | ||||||
5 | 13 | 21 | ||||||
6 | 14 | 22 | ||||||
7 | 15 | 23 | ||||||
8 | 16 | 24 | ||||||
25 |
Приложение 2.
Анкета для родителей «Учитель – ученик»
Тестируем: отношение родителей к учителю по трем параметрам – гностическому, эмоциональному, поведенческому.
Тип теста: Вербальный · Вопросов: 24 ·
Инструкция:
Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте знаком "+", если согласны с ним, и символом "-", если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.
Каждый вопрос, совпадающий с ключом оценивается в 1 балл.
Гностический компонент. Да – 1,4,7,10,19,22