Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:25, курсовая работа
Актуальность исследования. Последнее десятилетие в России характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития.
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Стилевые особенности деятельности преподавателя как объект психолого-педагогического исследования ………………………….
1. Проблемы влияния стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты развития и обучения учащихся …………………
2. Психолого-педагогическая характеристика проявления ряда стилей в деятельности учителей…………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое влияние стиля……………………………………
1. Программа и содержание основных этапов эмпирического исследования……………………………………………………………….
2. Анализ, обобщение и характеристика………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………………………..
Список литературы………………
Эмоциональный компонент: Да – 8,11,14,23
Поведенческий компонент: Да – 3,6,12,18,
Бланк ответов:
Класс __________ школа ____________
№ вопроса | + | - | № вопроса | + | - | № вопроса | + | - |
1 | 9 | 17 | ||||||
2 | 10 | 18 | ||||||
3 | 11 | 19 | ||||||
4 | 12 | 20 | ||||||
5 | 13 | 21 | ||||||
6 | 14 | 22 | ||||||
7 | 15 | 23 | ||||||
8 | 16 | 24 |
Приложение
3.
Структура системного подхода к анализу деятельности учителя и учащегося на уроке.
Оценки | Критерии | Баллы |
1.Оценка
основных личностных качеств учителя. Высший балл 5 |
|
____ |
2.Оценка
основных характеристик Высший балл 4. |
|
____ |
3.Оценка
содержания деятельности учителя и учащегося.
Высший балл 4. |
|
____ |
4.Оценка
эффективности способов Высший балл 7. |
|
____ |
5.Оценка
цели и результатов Высший балл 5. |
|
____ |
6.Самоанализ.
Высший балл 10. |
____ |
Для
служебного
пользования
.
№1 Как ты чувствуешь себя в школе? |
1. Мне в школе нравится.
3. Мне в школе не очень
нравится. |
№2 С каким настроением
ты идешь в
школу? |
1. Иду с радостью
2. Бывает по- разному 3. Чаще хочется остаться дома. |
№3 Если бы вам сказали, что завтра можно не идти в школу? |
1. Пошел бы в школу.
2. Не знаю 3. Остался бы дома. |
№4 Тебе нравится когда отменяют какие –нибудь уроки? |
1. Не нравится
2. Бывает по-разному 3. Нравится
|
№5.
Как ты относишься
к домашнему
заданию. |
1. Мне нравится
домашнее задание
2. Мне не нравится домашнее задание 3. Не знаю. |
№6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены? |
1. Нет
2. Не знаю 3. Хотел бы |
№7.
Рассказываешь
ли ты о школе своим
родителям и друзьям? |
1. Часто
2. Редко 3. Не рассказываю |
№8. Как ты относишься
к своему
классному руководителю?
|
1. .Мне нравится
мой классный руководитель
2. Мне не нравится мой классный руководитель. 3. Я хотел-бы что бы у меня был другой классный руководитель. |
№ 9. Есть ли у тебя друзья в классе? |
1. У меня
много друзей в классе.
2. У меня мало друзей в классе 3. У меня нет друзей в классе. |
№10 Как ты относишся
к своим
одноклассникам? |
1.
Мне нравятся мои
2.
Мне не нравятся мои 3. Мне не очень нравятся мои одноклассники. |
При анализе анкет полученных от членов группы было выявлено следующие, что, стремясь изучать себя и привносить, таким образом, изменения в свое отношение к работе и проявлению в нем творчества, так или иначе, испытывают все члены группы.
Из
предложенных анкет были
Таким образом, необходимо отметить следующие полученные результаты:
Удовлетворенность своей педагогической деятельностью выявили 80 % опрошенных
Оценка своего уровня самообразования: высокая – 0%
Проявляемая активность по отношению к внедрению нового педагогического опыта - 60%
Осознание повышения ответственности при внедрении нового – 100%
Рефлексия и самооценка своих возможностей – 80%
Стремление изучать и изменять себя | Отношение к препятствующим факторам: | Отношение к возрастающей ответств-сти | Рефлексия окружающих, саморефлекс. | ||
Внеш. локус контроля | Внутр. локус контроля | ||||
самооценка | Повышается (80%) | Объективно (60%) | Преобладает (80%) | Повышается (80%) | Высокая (100%) |
Внедрение педагогического опыта | Объективно
(60%) |
Объективно
(60 %) |
Субъективно (40%) | Объективно (60%) | Высокая (100%) |
Здоровье | Объективно (60%) | Высокий (100%) | Субъективен (40%) | Низкое (20%) | Объективно (60 %) |
Проявление творчества | Субъективно (60%) | Высокий (100%) | Объективный (60%) | Высокий (100%) | Высокая (100%) |
Педагогический тренинг для учителей начальных классов.
Педагогический тренинг для учителей начальных классов направлен на развитие у них таких профессиональных качеств, как эффективный индивидуальный стиль профессиональной деятельности, умение успешно общаться с коллегами по работе, учащимися и их родителями. Тренинг помогает выработать и такие качества как положительное отношение к ребенку, эмоциональное принятие младшего школьника, коммуникативные средства общения с ним, способы эффективной саморегуляции.
Цикл «Учитель-школа»
Цель: активизация и укрепление доверия учителя к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности.
Группа учителей рассаживается в полукруг перед которым стоят два стула.
По желанию двое учителей садятся перед группой. Один учитель – слушатель, другой выступающий. Последний заканчивает предложения в которых первая часть задается психологом. Например: «Я должен………..» «Я хочу……………» «Я могу ……….» Важно чтобы концовка предложений была спонтанной и непосредственной. Человек говорит то о чем думает.
Обсуждается какое из предложений было сказано наиболее убедительно, в каком чувствовалась индивидуальность говорящего. Сначала эти вопросы задаются второму участнику – слушателю, а затем и всей группе. Разбирается вербальные и невербальные проявления при высказывании.
Психологу важно показать, что форма поведения учителя в школе, его манера общаться вырабатывается не только на основе принятых в педагогической профессии норм, но и проявлений собственной индивидуальности.
Цель отработка средств и способов эффективного стиля профессиональной деятельности.
Группа учителей встает в круг, психолог предлагает каждому высказать приветствие группе, представляя, что перед ним не учителя а школьники. Можно подкрепить фразу жестом. Затем проводиться общее обсуждение, на котором учителя высказывают свои впечатления с позиции школьника. Разбирается потенциальная модель дальнейшего общения на уроке. Насколько приветствие важно для дальнейшей атмосферы урока его рабочей обстановке и задачи.
Цель:
выработка эффективных
Группа встает в круг, каждому надо высказать негативную и позитивную оценку. Сначала негативная: «садись, два» надо высказать ее своими словами и т.д. Обсуждение с позиции ученика. Деструктивность и эффективность отрицательной оценки.
Тоже
самое и с положительной
Цель: развитие эффективного общения в среде учителей.
Психолог предлагает проиграть в группе следующие ситуации: замена, прикрытие и т.д. Далее происходит обсуждение коммуникативных средств просьбы и т.д. главное условие активности работы педагогов в обсуждении. Выработка самостоятельно группой оптимальных форм поведения . в конце проигрывается ситуация «Как надо себя вести , чтобы тебе помог коллега по работе».
Цикл «Учитель – ученик»
Цель
развитие у учителя техники живого
и образного общения с
Группа садится в полукруг, и каждый из участников должен загадать свою психологическую загадку: при помощи лица, позы. Движений жестов и некоторых нейтральных фраз изобразить задуманное им эмоциональное состояние.
Далее проходит обсуждение насколько точно – то что задумано, что было наиболее выразительно, что необходимо изменить.
цель:
поиск группой эффективных
Группа садится в круг. И каждому психолог дает карточку, на которой зафиксирована определенная профессиональная коммуникация позиция роль. Набор карточек включает : помошник, мама, воспитатель, лидер, авторитет, информатор, идеал, самый, самый.., добряк, наблюдатель, посредник между учеником и учителем, интеллектуал, урокодатель, предметник, оценщик, сухать, судья, друг, игрок, товарищ.
Необходимо высказать свое мнение о том, в чем согласны с такой ролью учителя, а в чем нет. Высказывание по кругу. Психолог должен помочь выделить каждому свою позицию роль: положительное отношение к ученикам.