Эмпирические исследования сформированности свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: сравнение уровней сформированности свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития и у младших школьников с умственной отсталостью.
Объектом исследования является внимание младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Предметом исследования являются устойчивость, переключаемость, объем и концентрация внимания младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза исследования: у младших школьников с задержкой психического развития и у младших школьников с умственной отсталостью существуют качественные различия в сформированности следующих свойств внимания: объем, устойчивость, переключаемость, концентрация.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......
Глава I. Теоретическое изучение формирования свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
1.1. Понятие внимания, его свойства………………..……………………
1.2. Особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития ……………………………………………...…………………………..
1.3. Особенности внимания младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………………………………..
Вывод по главе I…………………………………………………………..……..
Глава II. Эмпирические исследования сформированности свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
2.1. Результаты исследования свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития……………………………………………
2.2. Результаты исследования свойств внимания у младших школьников с умственной отсталостью ………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования……….
Вывод по главе II…………………….…………………………..........................
Рекомендации……….……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………..………

Работа содержит 1 файл

Глава I. Теоретическое изучение формирования свойств внимания у .doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Воспитание внимания у  умственно отсталых школьников тесным образом связано с формированием  их личности. Внимание сопровождает формирование таких личностных качеств, как целенаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость и др. Присущие ученикам с недостатками умственного развития нарушение произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности поведения и деятельности, резко снижают их работоспособность. Наблюдается взаимосвязь между нарушениями познавательной деятельности с дефектами их произвольного и непроизвольного внимания (35, Умственно отсталый ребенок [Текст]  / Под ред. А.Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 2010).

Исследования Б.М.Теплова  показали, что качество внимания зависит от свойств нервной системы человека. У возбудимых детей с умственной отсталостью более или менее сохранены темп, объем психических процессов и соответственно качество внимания. Они не плохо переключаются с одного вида деятельности на другой. Но работают на низком уровне, так как постоянно отвлекаются. У тормозных учащихся, напротив, более сохранена устойчивость внимания и они могут часами ни на что не отвлекаться, выполняя простую монотонную работу. Но объем и переключаемость внимания у них страдают в наибольшей степени. У всех учащихся школы 8 вида низкий уровень распределения внимания и они не могут одновременно концентрироваться на двух и более объектах (32, Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания. [Текст] / В.Я. Романов, Ю.Б. Дормашев - СПб.: Питер, 2009.- 576 с.).

Установлено, что  объем внимания у умственно отсталых первоклассников низкий, так как  ограничивается 1-2 объектами. У третьеклассников он несколько выше (2-3 объекта). Однако при определенных благоприятных  условиях он может расширяться. К числу таких условий относятся: предварительная инструкция, повышающая мотивацию деятельности учеников с умственной отсталостью; предварительное знакомство учащихся с отобранными для предъявления объектами и активная деятельность с ними; оптимальное количество воспринимаемой одновременно зрительной информации и ее содержание (цифры, буквы, изображение предметов). При этом объем внимания у школьников значительно повышается. Замечено, что нецелесообразно чрезмерно уменьшать или увеличивать количество предъявляемых объектов, так как у данной категории учащихся это может привести к сужению объема внимания. Оптимальным количеством предъявляемой зрительной информации для первоклассников является 3-5, а для учеников третьего класса - 5-7 объектов (7, Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию [Текст] / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 2010. - С.113-129.)

Вместе с  тем объем внимания учащихся младших  классов с умственной отсталостью  значительно ниже объема внимания их нормально развивающихся сверстников, особенно при выполнении заданий, в которых требуется более высокий уровень обобщения и осмысления. К старшему школьному возрасту объем внимания возрастает, однако не достигает того уровня, который отмечается у нормально развивающихся их сверстников.

Большинство младших  умственно отсталых школьников могут  относительно долго интенсивно выполнять  несложную однообразную работу. Так  в течение 15 минут умственно отсталые дети в корректурных пробах достаточно успешно вычеркивают 3 изображения. Продуктивность работы при этом в среднем не снижается, а в отдельных случаях даже повышается. Вместе с тем отмечается большое число ошибок, проявляющихся в пропуске зачеркивания предусмотренных инструкций изображения (знаков), в зачеркивании не предусмотренных инструкцией знаков. Средний уровень устойчивости внимания школьников с недостатками умственного развития ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. От 1 к 3 классу наблюдается заметное развитие устойчивости внимания, при этом меняется темп выполнения задания. Третьеклассники работают быстрее первоклассников, но количество ошибок, которое они допускают в ходе выполнения задания, остается очень существенным. Это свидетельствует о том, что показатели устойчивости внимания повышаются к 3 классу в основном за счет роста темпа работы, а не ее качества. Для младших умственно отсталых учеников периодом наиболее оптимального проявления устойчивости внимания при выполнении однообразной работы является временной промежуток в 6-10 минут (34, Специальная психология [Текст] / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2009).

Возможность преднамеренно  изменять интенсивность внимания называется подвижностью внимания. У умственно  отсталых школьников подвижность внимания несколько снижена в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения.

Особенности переключения внимания у умственно отсталых школьников мало изучены, однако имеющиеся материалы позволяют сделать некоторые выводы. Выявлено, что переключение внимания зависит не только от особенностей познавательной деятельности и личности учеников с интеллектуальной недостаточностью, но и от характера предъявляемых объектов. Замечено, что младшие школьники успешнее выполняют задания, требующие переключения внимания при работе с более конкретным материалом, чем с абстрактным.

Умственно отсталые учащиеся, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения. Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых учителем в ходе урока, приводит к быстрой утомляемости учащихся, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т.е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи (2, Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. [Текст] / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов - М.: Просвещение, 2009.- 205 с.).

Известно, что  распределение внимания малодоступно ученикам с интеллектуальной недостаточностью. Когда им предлагают осуществлять какую-то деятельность одновременно с выполнением другого задания, им бывает трудно справиться с поставленной перед ними задачей. Так, первоклассники, по заданию учителя вычеркивая в корректурной таблице определенные фигуры, должны были, кроме того, считать звуковые сигналы, подававшиеся во время этой работы. Однако дети занимались только корректурной таблицей, т.е. из двух видов деятельности они выполняли только одну, ту, которая была для них более привычной (24, Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. [Текст] / А.Р. Лурия - М.: АПН РСФСР, 2010. - 204 с. ).

Из вышесказанного можно выделить следующие особенности  свойств внимания у младших школьников с умственной отсталостью: рассеянность внимания детей с УО характеризуется  отвлечённостью от основных видов деятельности. Ребёнок не в состоянии фокусировать внимание на изучаемых объектах, постоянно переключается на внешние факторы, например, деятельность сверстников и педагога. Ребёнку с УО необходимо намного больше времени на изучение предмета и самостоятельную работу.

 

Вывод по главе I

 

Нами были рассмотрены  теоретические аспекты формирования свойств внимания младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Мы описали внимание как психический  процесс и выделили его свойства. Затем мы охарактеризовали развитие свойств внимания у младших школьников с умственной отсталостью и с задержкой психического развития.

Рассматривая  проблему внимания, было выяснено, что  оно не является психическим процессом, так как не имеет собственного содержания. Это психическое состояние. Внимание рассматривается и является важным компонентом познавательной деятельность. Внимание зависит от настроения учащегося и от окружающей среды. Внимание нарушено у всех школьников с интеллектуальными нарушениями, хотя проявляются эти нарушения индивидуально и у каждого ребенка имеются сохранные стороны внимания. Особенности внимания школьников с интеллектуальными нарушениями, несомненно, должны учитываться при организации учебно-воспитательного процесса.

У детей с  интеллектуальными нарушениями  внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение доступного для них объема знаний, умений и установление контакта с взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться, не подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию.

Таким образом,  отечественной  и в зарубежной литературе не сформировано единое представление о  нарушениях внимания младших школьников с ЗПР  и  с УО. Синдром нарушения внимания, с одной стороны, представляется самым широким образом: как расстройство развития, проявляющееся выраженными симптомами невнимательности и/или гиперактивности, импульсивности, с другой стороны, признается одним из клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции (ММД), которая в настоящее время рассматривается как особая форма дизонтогенеза, характеризующаяся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и асинхронностью их развития; а также как простая и осложненная функциональные формы СДВГ. В настоящее время есть все основания считать, что ЗПР и УО являются самостоятельной формой нарушенного психического развития, приводящие к неустойчивости внимания и плохого восприятия объектов окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эмпирические исследования сформированности свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

 

Целью исследования явилось – сравнить развитие свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития и с умственной отсталостью.

Было проведено исследование, задачами которого являются: 

1) выявить уровень  сформированности свойств внимания (каких!!!!) у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;

2) выявить уровень сформированности свойств внимания (каких!!!!) у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;

3) сравнить уровень  развития свойств внимания (каких!!!!) у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Исследование проводилось на базе ГБУЗ Республиканской Психиатрической больницы № 1 МЗ РБ г. Уфы, детского отделения № 8, диспансерного отделения, нами были изучены 10 детей с задержкой психического развития и 10 детей с умственной отсталостью в возрасте 8-9 лет, характеристика которых представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика выборки  испытуемых

 

Это пример: то есть у вас в таблице  должно быть 20 детей: 10 детей с задержкой психического развития и 10 детей с умственной отсталостью

Ф.И. ребенка

возраст

Диагнозы

Как протекала  беременность

У какого врача  ребенок наблюдается

А.И.

9 лет

ЗПР, какая форма

Норм

Нет

Б.В.

8 лет

 

Гипоксия плода

Невропатолог

Б.Д.

9 лет

 

Норм

Нет

Б.И.

9 лет

 

Норм

Невропатолог

Г.Г.

9 лет

 

Роды протекали  с осложнениями

Невропатолог

З.Д.

9 лет

 

Была угроза выкидыша

Невролог

И.И.

9 лет

 

Гипоксия плода

Невролог

М.Р.

8 лет

 

Гипоксия плода

Невролог

С.А.

9 лет

 

Родился шестимесячным

Нет

С.М.

8 лет

 

Гипоксия плода

Психоневролог

Х.А.

8 лет

УО, какая степень

Гипоксия плода

Нет

Ш.Д.

8 лет

 

Гипоксия плода

Невропатолог


 

Заключение на младших  школьников, участвовавших в исследовании представлены в приложении 1. Краткая  информация о поведении ребенка  во время обследования:

Ильгам А. от второй беременности. Беременность протекала  нормально, роды обезвоженные. Период новорожденности – без патологий. Слух, зрение в норме. Контактен, легко вступает в беседу. Активен, возбудим, склонен к агрессивным вспышкам, заинтересованность зависит от наглядности и красочности предъявляемого предмета. Обижается на строгое предупреждение. Особенности внимания: низкий уровень активности внимания, неустойчиво, скачкообразно.

Владислав Б. от первой беременности. Беременность поздняя (42 года), беременность угрожающего  выкидыша. Владислав эмоционально устойчив, добр, контактен. Не критичен в оценке своей деятельности. Особенности внимания: внимание неустойчиво, трудность переключения с одного вида деятельности на другой.

и т.д. о каждом!!!! Всех детей описать  то есть 20 детей: 10 детей с ЗПР  и 10 детей с УО!!!!!!!!!!

При диагностике дети шли на контакт, доброжелательно относились к процедуре исследования. Добровольно выполняли задания, проявляли к ним интерес.

Для работы по эмпирическому  исследованию были проведены следующие  методики: 

1. Для исследования  объема внимания методика «Объем внимания при восприятии простейших объектов». Испытуемому предъявляются на короткое время таблицы с крестиками, после чего он должен написать их в своем бланке. Полное описание методики представлено в приложение 2.

2. Для исследования  устойчивости внимания мы использовали таблицы Бурдона. Испытуемому в случайном порядке предъявляются буквы, одну из которых он должен зачеркнуть. Полное описание методики представлено в приложение 3.

3. Для исследования  концентрации внимания мы использовали  методику «Кодирование». Испытуемому предлагается определенным образом закодировать ряд геометрических фигур. Полное описание методики представлено в приложение 4.

4. Для исследования  переключаемости внимания мы  использовали таблицы Шульте-Горбова.  Испытуемому необходимо поочередно искать и показывать красные цифры от 1 до 25 и черные от 24 до 1. Полное описание методики представлено в приложение 5.

 

2.1. Результаты  исследования свойств внимания  у младших школьников с задержкой  психического развития

 

Здесь  нужны  как количественные данные исследования, так и качественный их анализ (дополнить , дописать)!!!!!!!!

 

Результаты  детей с ЗПР по методике для  исследования объема внимания «Объем внимания при восприятии простейших объектов» представлены на рис.1.

Информация о работе Эмпирические исследования сформированности свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями