Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:55, курсовая работа
Цель исследования: сравнение уровней сформированности свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития и у младших школьников с умственной отсталостью.
Объектом исследования является внимание младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Предметом исследования являются устойчивость, переключаемость, объем и концентрация внимания младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза исследования: у младших школьников с задержкой психического развития и у младших школьников с умственной отсталостью существуют качественные различия в сформированности следующих свойств внимания: объем, устойчивость, переключаемость, концентрация.
Введение……………………………………………………………………….......
Глава I. Теоретическое изучение формирования свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
1.1. Понятие внимания, его свойства………………..……………………
1.2. Особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития ……………………………………………...…………………………..
1.3. Особенности внимания младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………………………………..
Вывод по главе I…………………………………………………………..……..
Глава II. Эмпирические исследования сформированности свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
2.1. Результаты исследования свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития……………………………………………
2.2. Результаты исследования свойств внимания у младших школьников с умственной отсталостью ………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования……….
Вывод по главе II…………………….…………………………..........................
Рекомендации……….……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………..………
Это может быть верно только в том случае, если лимит времени не превышен. Учителям необходимо помнить еще об одной особенности устойчивости внимания – флуктуации. Это означает, что период сенсорной ясности сменяется на противоположный. Легче всего флуктуирующее внимание пояснить на обыденном примере. Мы внимательно следим за закипающим молоком, а оно вдруг «убегает». Просто в этот конкретный момент не было сенсорной ясности, т.е. устойчивость внимания ослабла.
Таким же образом дети «прослушивают» наши объяснения, даже если не отвлекаются от учебного процесса. Опытные учителя в таком случае используют один педагогический прием: они советуют ребенку ответить самому себе на вопрос «Что ты сейчас делаешь?». После этого устойчивость внимания возвращается.
Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. На физиологическом уровне это будет означать, что один очаг оптимального возбуждения угас, а в другом месте появился новый. Легко заметить, что переключение внимания у младших школьников происходит отнюдь не сразу. Так, давая следующее задание, учителя еще продолжают выслушивать ответы на предыдущее.
Будьте уверены: новое задание дети не слышали. Переключаемость внимания поддается тренировке легче, чем другие свойства. Для этого из урока в урок учитель должен регулярно менять виды деятельности и виды заданий.
Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно, т.е. концентрацию сознания на двух разных объектах в одно и то же время. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма (ребенок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным), при проведении арифметических диктантов и т.п. Очень полезное и необходимое для учебы свойство!
Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном течении психического развития ребенка. Поэтому в 1 - м классе дети, отвечая у доски, способны сначала сказать, а потом записать предложение. К 8 годам распределение внимания на два учебных объекта становится нормой, если одно из необходимых психических действий хоть в какой - то степени автоматизировано. Если у школьника автоматизировался процесс письма (ему не надо вспоминать каждый графический символ), тогда он может начать учиться одновременно при этом говорить.
Мы должны предупредить, что такое важное качество, как распределяемость, находится в обратной зависимости от другого свойства внимания – концентрированности. Чем больше учитель будет развивать у детей способность одновременно выполнять два вида деятельности, тем менее концентрированным окажется их внимание.
Под концентрированностью понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии раздражающих (отвлекающих) факторов.
Принимая в качестве рабочей теорию С.Л. Рубинштейна, учитель может влиять на внимание детей через развитие других психических процесссов или через формирование свойств внимания. Но на природу психического нет и не может быть единственного взгляда. Другой отечественный психолог П.Я. Гальперин полагает, что у внимания есть свое собственное содержание, и определяет его как действие контроля за психической деятельностью.(17, Разумова Г. В. Особенности внимания младших школьников / Г. В. Разумова // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №4. - С.35-37.)
Таким образом, внимание является сложным психофизиологическим процессом. Изучение закономерностей и механизмов внимания – центральная теоретическая проблема в исследованиях когнитивных процессов. Практическая значимость исследования внимания определяется тем, что его развитие связано с формированием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У детей младшего школьного возраста уровень сформированности внимания обуславливает возможности развития познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения.
1.2. Особенности
внимания младших школьников
с задержкой психического
Недостаточный уровень внимания – одна из наиболее заметных и существенных особенностей познавательной деятельности детей, имеющих задержку психического развития (20, Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. [Текст] / Л.В. Занков - М., 2010.). Дети, имеющие ЗПР, не могут сосредоточено работать или слушать более 5-10 минут, часто отвлекаются, на занятиях крайне рассеяны. Однако динамика уровня внимания у детей с ЗПР различна. У одних детей внимание сосредотачивается после некоторой части деятельности, у других внимание достигает своего максимума в начале занятия и снижается в процессе работы, у третьих сосредоточение внимания носит периодический характер. При утомлении происходит снижение концентрации и отвлечение внимания. Дети перестают воспринимать учебный материал, что приводит к значительным пробелам в знаниях.
С нервно-психическим состоянием ребенка связаны возникающие без видимых причин частые переходы от активности к пассивности, от рабочих настроений к нерабочим. Однако вывести ребенка из равновесия, снизить концентрацию его внимания, заставить его нервничать могут и некоторые внешние обстоятельства (например, большой объем задания, сложность работы). Наиболее резкие нарушения внимания происходят после выполнения заданий, требующих большого умственного напряжения.
Неспособность сосредоточиться на выполнении задания, собственное бессилие может вызвать у одних детей раздражение, у других - категорическое нежелание работать, особенно в случае работы с новым материалом. В результате у детей появляется неудовлетворенность учебной деятельностью, крайняя неуверенность в собственных силах.
Ослабленное внимание к словесной (вербальной) информации имеют большинство детей с ЗПР. Дети отвлекаются на другие дела, зевают, теряют суть рассказа даже если рассказ имеет увлекательную, эмоциональную форму. Если в окружающей обстановке появляется отвлекающий фактор, ослабление внимания происходит наиболее ярко. Стук в дверь, появление чужого человека в классе, звук упавшего предмета может настолько отвлечь внимание детей, что они совершенно забывают задание преподавателя. Чтобы вернуть детей в рабочее состояние, учителю требуется приложить немало усилий.
С.А.Домишкевич,
Г.И.Жаренкова, Л.И.Переслени, В.А.Пермякова
и др. в своих психолого-
1. Нестабильность
(колебания) внимания, которая создает
трудности при выполнении
2. Пониженная
концентрация. Проявляется в сложности
сосредоточения на предмете дея
3. Пониженный
объем внимания. Ребенок может
одновременно удерживать
4. Пониженная избирательность внимания. Ребенок словно окружен раздражителями, которые усложняют определение цели деятельности и условий выполнения задания среди несущественных побочных деталей.
5. Пониженное
распределение внимания. Ребенок
не в состоянии выполнять
6. «Прилипание
внимания». Проявляется в
Происходят нарушения внимания или так называемые отрицательные стороны процесса внимания.
Нарушения внимания
– это изменения
1. Невозможность сохранить внимание (ребенок не собран при выполнении задания и не может выполнить его до конца);
2. Понижение избирательного внимания, невозможность сосредоточиться на объекте;
3. Повышение отвлекаемости (дети, выполняя задание, суетятся, переключаются с одного занятия на другое);
4. Понижение
внимания в незнакомых
Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. Отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, продуктивность деятельности при этом резко снижается.
Неустойчивость внимания и
снижение работоспособности у
детей данной категории имеют
индивидуальные формы
Таким образом, среди основных особенностей развития свойств внимания у детей с задержкой психического развития можно выделить неустойчивость внимания, сниженную концентрацию, снижение объема внимания, сниженную избирательность внимания, сниженное распределение внимания, трудности переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой.
1.3. Особенности внимания младших школьников с умственной отсталостью
Психологи отмечают существенные
отклонения в развитии внимания умственно
отсталых школьников. Многие ученики
с недостатками умственного развития
не могут концентрировать свое внимание,
что проявляется в
Л.В.Занков, А.Р.Лурия, М.С.Певзнер и др. считают нарушения внимания одним из характерных симптомов умственной отсталости. В коррекционной психологии существует небольшое число работ, посвященных изучению внимания. К ним относятся исследования, выполненные И.Л.Баскаковой, С.В.Лиепинь, Л.И.Переслени и др.
Внимание нарушено у всех
умственно отсталых школьников, хотя
проявляются эти нарушения
В области произвольного внимания у умственно отсталых детей нарушения более выраженные и устойчивые. Это связано со слабостью воли. Внимание таких детей с трудом привлекается к нужным сторонам объекта, плохо на них фиксируется и легко рассеивается. Оно практически никогда не достигает такого уровня концентрации, как у нормальных сверстников. И даже если ребенок выглядит глубоко сосредоточенным на выполнении задания, продуктивность его деятельности может оказаться низкой, так как его внимание концентрируется на внешнем объекте. Так, например, рассматривая и анализируя под руководством учителя предмет, который предстоит зарисовать, умственно отсталые дети слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них отмечается отвлечение внимания на другие предметы, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие.