Эмпирические исследования сформированности свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: сравнение уровней сформированности свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития и у младших школьников с умственной отсталостью.
Объектом исследования является внимание младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Предметом исследования являются устойчивость, переключаемость, объем и концентрация внимания младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза исследования: у младших школьников с задержкой психического развития и у младших школьников с умственной отсталостью существуют качественные различия в сформированности следующих свойств внимания: объем, устойчивость, переключаемость, концентрация.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......
Глава I. Теоретическое изучение формирования свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
1.1. Понятие внимания, его свойства………………..……………………
1.2. Особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития ……………………………………………...…………………………..
1.3. Особенности внимания младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………………………………..
Вывод по главе I…………………………………………………………..……..
Глава II. Эмпирические исследования сформированности свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
2.1. Результаты исследования свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития……………………………………………
2.2. Результаты исследования свойств внимания у младших школьников с умственной отсталостью ………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования……….
Вывод по главе II…………………….…………………………..........................
Рекомендации……….……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………..………

Работа содержит 1 файл

Глава I. Теоретическое изучение формирования свойств внимания у .doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Это может быть верно  только в том случае, если лимит  времени не превышен. Учителям необходимо помнить еще об одной особенности устойчивости внимания – флуктуации. Это означает, что период сенсорной ясности сменяется на противоположный. Легче всего флуктуирующее внимание пояснить на обыденном примере. Мы внимательно следим за закипающим молоком, а оно вдруг «убегает». Просто в этот конкретный момент не было сенсорной ясности, т.е. устойчивость внимания ослабла.

Таким же образом дети «прослушивают» наши объяснения, даже если не отвлекаются от учебного процесса. Опытные учителя в таком случае используют один педагогический прием: они советуют ребенку ответить самому себе на вопрос «Что ты сейчас делаешь?». После этого устойчивость внимания возвращается.

Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь  сознание от одного объекта и переместить  его на другой. На физиологическом уровне это будет означать, что один очаг оптимального возбуждения угас, а в другом месте появился новый. Легко заметить, что переключение внимания у младших школьников происходит отнюдь не сразу. Так, давая следующее задание, учителя еще продолжают выслушивать ответы на предыдущее.

Будьте уверены: новое  задание дети не слышали. Переключаемость  внимания поддается тренировке легче, чем другие свойства. Для этого  из урока в урок учитель должен регулярно менять виды деятельности и виды заданий.

Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно, т.е. концентрацию сознания на двух разных объектах в одно и  то же время. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма (ребенок  должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным), при проведении арифметических диктантов и т.п. Очень полезное и необходимое для учебы свойство!

Но нужно помнить, что  именно оно не формируется до 7 лет  при нормальном течении психического развития ребенка. Поэтому в 1 - м  классе дети, отвечая у доски, способны сначала сказать, а потом записать предложение. К 8 годам распределение внимания на два учебных объекта становится нормой, если одно из необходимых психических действий хоть в какой - то степени автоматизировано. Если у школьника автоматизировался процесс письма (ему не надо вспоминать каждый графический символ), тогда он может начать учиться одновременно при этом говорить.

Мы должны предупредить, что такое важное качество, как  распределяемость, находится в обратной зависимости от другого свойства внимания – концентрированности. Чем  больше учитель будет развивать у детей способность одновременно выполнять два вида деятельности, тем менее концентрированным окажется их внимание.

Под концентрированностью понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при  наличии раздражающих (отвлекающих) факторов.

Принимая в качестве рабочей теорию С.Л. Рубинштейна, учитель  может влиять на внимание детей через  развитие других психических процесссов или через формирование свойств  внимания. Но на природу психического нет и не может быть единственного  взгляда. Другой отечественный психолог П.Я. Гальперин полагает, что у внимания есть свое собственное содержание, и определяет его как действие контроля за психической деятельностью.(17, Разумова Г. В.   Особенности внимания младших школьников / Г. В. Разумова // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №4. - С.35-37.)

Таким образом, внимание является сложным психофизиологическим процессом. Изучение закономерностей  и механизмов внимания – центральная  теоретическая проблема в исследованиях  когнитивных процессов. Практическая значимость исследования внимания определяется тем, что его развитие связано с формированием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У детей младшего школьного возраста уровень сформированности внимания обуславливает возможности развития познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения.  

 

1.2. Особенности  внимания младших школьников  с задержкой психического развития

 

Недостаточный уровень внимания – одна из наиболее заметных и существенных особенностей познавательной деятельности детей, имеющих задержку психического развития (20, Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. [Текст] / Л.В. Занков - М., 2010.). Дети, имеющие ЗПР, не могут сосредоточено работать или слушать более 5-10 минут, часто отвлекаются, на занятиях крайне рассеяны. Однако динамика уровня внимания у детей с ЗПР различна. У одних детей внимание сосредотачивается после некоторой части деятельности, у других внимание достигает своего максимума в начале занятия и снижается в процессе работы, у третьих сосредоточение внимания носит периодический характер. При утомлении происходит снижение концентрации и отвлечение внимания. Дети перестают воспринимать учебный материал, что приводит к значительным пробелам в знаниях.

С нервно-психическим состоянием ребенка связаны возникающие без видимых причин частые переходы от активности к пассивности, от рабочих настроений к нерабочим. Однако вывести ребенка из равновесия, снизить концентрацию его внимания, заставить его нервничать могут и некоторые внешние обстоятельства (например, большой объем задания, сложность работы). Наиболее резкие нарушения внимания происходят после выполнения заданий, требующих большого умственного напряжения.

Неспособность сосредоточиться на выполнении задания, собственное бессилие может вызвать у одних детей раздражение, у других - категорическое нежелание работать, особенно в случае работы с новым материалом. В результате у детей появляется неудовлетворенность учебной деятельностью, крайняя неуверенность в собственных силах.

Ослабленное внимание к словесной (вербальной) информации имеют большинство детей с  ЗПР. Дети отвлекаются на другие дела, зевают, теряют суть рассказа даже если рассказ имеет увлекательную, эмоциональную  форму. Если в окружающей обстановке появляется отвлекающий фактор, ослабление внимания происходит наиболее ярко. Стук в дверь, появление чужого человека в классе, звук упавшего предмета может настолько отвлечь внимание детей, что они совершенно забывают задание преподавателя. Чтобы вернуть детей в рабочее состояние, учителю требуется приложить немало усилий.

С.А.Домишкевич, Г.И.Жаренкова, Л.И.Переслени, В.А.Пермякова  и др. в своих психолого-педагогических исследованиях выделяют следующие  особенности внимания детей, имеющих  ЗПР (28, Основы общей и медицинской психологии и педагогики. Учеб.-метод. пособие [Текст] / Под ред. Е.Р. Исаевой - СПб: СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, 2008. - 90 с.) :

1. Нестабильность (колебания) внимания, которая создает  трудности при выполнении заданий,  требующих постоянного контроля, снижает продуктивность работы, свидетельствует о недостаточной зрелости нервной системы. Ребенок может продуктивно работать в течение 5-10 минут, после чего ему необходим отдых в течение хотя бы 3-7 минут, чтобы накопить силы для нового рабочего цикла. Во время отдыха ребенок занимается посторонними делами и «выпадает» из учебной деятельности. Восстановив силы, ребенок снова может заниматься продуктивной деятельностью.

2. Пониженная  концентрация. Проявляется в сложности  сосредоточения на предмете деятельности, программе выполнения задания, быстрой утомляемости. Является показателем наличия органических факторов церебрально-органического или соматического генеза.

3. Пониженный  объем внимания. Ребенок может  одновременно удерживать количество  информации меньшее, чем необходимо для эффективного решения учебных, игровых и жизненных заданий. Восприятие ситуации в целом у ребенка затруднено.

4. Пониженная  избирательность внимания. Ребенок  словно окружен раздражителями, которые усложняют определение  цели деятельности и условий выполнения задания среди несущественных побочных деталей.

5. Пониженное  распределение внимания. Ребенок  не в состоянии выполнять одновременно  несколько действий, особенно если  эти действия находятся на  стадии усвоения и для них  необходим сознательный контроль.

6. «Прилипание  внимания». Проявляется в сложности  переключения между разными видами  деятельности или способами решения  задания, в невозможности гибко  реагировать на изменения ситуации (28, Основы общей и медицинской  психологии и педагогики. Учеб.-метод. пособие [Текст] / Под ред. Е.Р. Исаевой - СПб: СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, 2008. - 90 с.).

Происходят  нарушения внимания или так называемые отрицательные стороны процесса внимания.

Нарушения внимания – это изменения патологического характера избирательности и направленности психической деятельности, которые проявляются в состоянии утомления или при органических поражениях мозга в ограничении объекта внимания, при котором человек одновременно воспринимает только небольшое количество объектов, в неустойчивости внимания, при котором нарушена концентрация и наблюдается отвлекаемость внимания на сторонние раздражители. К таким нарушениям относятся:

1. Невозможность  сохранить внимание (ребенок не  собран при выполнении задания  и не может выполнить его до конца);

2. Понижение  избирательного внимания, невозможность  сосредоточиться на объекте;

3. Повышение  отвлекаемости (дети, выполняя задание,  суетятся, переключаются с одного  занятия на другое);

4. Понижение  внимания в незнакомых ситуациях,  при необходимости самостоятельных действий (34, Специальная психология [Текст] / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2009.).

Недостатки организации  внимания обуславливаются слабым развитием  интеллектуальной активности детей, несовершенством  навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. Отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, продуктивность деятельности при этом резко снижается.     

 Неустойчивость внимания и  снижение работоспособности у  детей данной категории имеют  индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное  напряжение внимания и наиболее  высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания (44,[Электронный ресурс] - http://www.razvitum.org/4you/articles/1-articles/170-2012-02-02-20-11-20 (18.01.13)).

Таким образом, среди основных особенностей развития свойств внимания у детей с  задержкой психического развития можно  выделить неустойчивость внимания, сниженную концентрацию, снижение объема внимания, сниженную избирательность внимания, сниженное распределение внимания, трудности переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой.

 

1.3. Особенности  внимания младших школьников с умственной отсталостью

 

Психологи отмечают существенные отклонения в развитии внимания умственно  отсталых школьников. Многие ученики  с недостатками умственного развития не могут концентрировать свое внимание, что проявляется в отвлекаемости  от выполняемой деятельности и переключении на другие объекты (41, Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. [Текст] / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович - М., Просвещение, 2008).

Л.В.Занков, А.Р.Лурия, М.С.Певзнер и др. считают нарушения внимания одним из характерных симптомов умственной отсталости. В коррекционной психологии существует небольшое число работ, посвященных изучению внимания. К ним относятся исследования, выполненные И.Л.Баскаковой, С.В.Лиепинь, Л.И.Переслени и др.

Внимание нарушено у всех умственно отсталых школьников, хотя проявляются эти нарушения индивидуально  и у каждого ребенка имеются  и сохранные стороны внимания. У младших умственно отсталых школьников доминирующим является непроизвольное внимание, тогда как у нормально развивающихся младших школьников на первый план выступает произвольное. Непроизвольное внимание более сохранно, чем произвольное, т.к. оно меньше зависит от сознания и больше связано с внешними объектами. У умственно отсталых детей сужен круг интересов, из-за чего число объектов способных привлечь непроизвольное внимание умственно отсталого заметно меньше, чем в норме. Вместе с тем некоторые авторы отмечают, что у школьников с недостатками умственного развития нарушено и непроизвольное, и произвольное внимание (23, Лиепень С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ [Текст] // Дефектология. 2010. - №4. - С.47-51. ).

В области произвольного  внимания у умственно отсталых детей  нарушения более выраженные и устойчивые. Это связано со слабостью воли. Внимание таких детей с трудом привлекается к нужным сторонам объекта, плохо на них фиксируется и легко рассеивается. Оно практически никогда не достигает такого уровня концентрации, как у нормальных сверстников. И даже если ребенок выглядит глубоко сосредоточенным на выполнении задания, продуктивность его деятельности может оказаться низкой, так как его внимание концентрируется на внешнем объекте. Так, например, рассматривая и анализируя под руководством учителя предмет, который предстоит зарисовать, умственно отсталые дети слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них отмечается отвлечение внимания на другие предметы, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие.

Информация о работе Эмпирические исследования сформированности свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями