Эмпирические исследования сформированности свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: сравнение уровней сформированности свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития и у младших школьников с умственной отсталостью.
Объектом исследования является внимание младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Предметом исследования являются устойчивость, переключаемость, объем и концентрация внимания младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза исследования: у младших школьников с задержкой психического развития и у младших школьников с умственной отсталостью существуют качественные различия в сформированности следующих свойств внимания: объем, устойчивость, переключаемость, концентрация.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......
Глава I. Теоретическое изучение формирования свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
1.1. Понятие внимания, его свойства………………..……………………
1.2. Особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития ……………………………………………...…………………………..
1.3. Особенности внимания младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………………………………..
Вывод по главе I…………………………………………………………..……..
Глава II. Эмпирические исследования сформированности свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
2.1. Результаты исследования свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития……………………………………………
2.2. Результаты исследования свойств внимания у младших школьников с умственной отсталостью ………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования……….
Вывод по главе II…………………….…………………………..........................
Рекомендации……….……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………..………

Работа содержит 1 файл

Глава I. Теоретическое изучение формирования свойств внимания у .doc

— 224.00 Кб (Скачать)

При исследовании внимания были получены следующие результаты: низкий уровень активности внимания, характеризуется неустойчивостью и скачкообразностью, что существенно ниже возрастной нормы. Речевое развитие не соответствует возрасту ребенка: при построении речевого высказывания отмечается аграмматизм, активный и пассивный словарь недостаточны. Имеют место нарушения моторного развития. Мелкая моторика развита недостаточно. Согласованные действия рук не сформированы слабо.

Итак, в структуре  нарушения психического развития отмечаются недостатки моторики, низкий уровень  развития внимания, недостатки речевого развития, нарушения памяти. Илья нуждается  в коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование высших психических функций (внимания), преодоление недостатков речевого и моторного развития.

и таким образом  необходимо дать психолого-педагогическое заключение на каждого обследованного вами ребенка!!!!

Приложение 2

Методика «Объем внимания при восприятии простейших объектов»

Инструкция: «Сейчас вам будут предъявлять на очень короткое время, всего на одну секунду, фигуры, на каждой из которых изображены крестики. Они будут предъявляться дважды. После предъявления изображения вы должны в течение определенного времени нанести в свой бланк крестики в соответствии с тем, как вы их успели увидеть. На воспроизведение первых четырех фигур (от 2 до 5 крестиков) дается по 10 секунд, 5 и 6 карточки (6 –7 крестиков) – 15 секунд, 7 и 8 карточки (по 8 крестиков) по 20 секунд».

Фигуры предъявляются  по одной, с постепенным усложнением  заданий.

 

Обработка результатов. Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных крестиков  на каждом бланке и делает вывод  об объеме внимания испытуемого.

Существуют следующие нормативы:

I — 3 крестика на  двух карточках,

II — 4 крестика на  двух карточках,

III — 6 крестиков на  двух карточках,

IV — 9 крестиков на  двух карточках,

V — 10 крестиков на  двух карточках,

VI — 11 крестиков на  двух карточках,

VII — 13 крестиков на  двух карточках,

VIII — 15 крестиков на  двух карточках,

X — 16 крестиков на  двух карточках.

Ранговые места I и  Ш свидетельствуют о малом  объеме внимания, III-VII — о среднем, VIII и IX — о большом.

Приложение 3

Таблицы Бурдона

Назначение теста. Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Описание теста. Обследование проводится с помощью специальных  бланков с рядами расположенных  в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый  просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

 Инструкция к тесту.  «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом,  все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте  вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать  буквосочетания (например, «НО») или  вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

 

Обработка результатов  теста.  Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

 

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = С2 / П, где

С – число строк  таблицы, просмотренных испытуемым,

П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

 Ошибкой считается  пропуск тех букв, которые должны  быть зачеркнуты, а также неправильное  зачеркивание.

 

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

 Результаты подсчитываются  для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, где 

 А – темп выполнения,

S – количество букв  в просмотренной части корректурной  таблицы, 

t – время выполнения.

 По результатам  выполнения методики за каждый  интервал может быть построена  «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

 Показатель переключаемости  внимания вычисляется по формуле: 

С = (So / S) * 100, где 

So – количество ошибочно  проработанных строк, 

S – общее количество  строк в проработанной испытуемым  части таблицы. 

 При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

 

Приложение 4

Таблицы Шульте-Горбова

Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова - Шульте размером 49 х 49см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета (рис.), секундомер и указка. Обязательно заранее подготовить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр.

 

Порядок работы. Занятие  проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед ним вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция: "На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24.Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные - в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок". Экспериментатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов (по десять цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка - ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и, наоборот; замена цифры - изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета - вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

 Время выполнения  задания приблизительно 90 сек.

Обработка результатов: Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов, и замедления их подвижности к концу выполнения задания.

 При обработке результатов  рассчитывается общий показатель  переключения внимания, равный сумме  показателей по пяти этапам. Для  его вычисления необходимо определить  успешность выполнения задания  "поиск цифр с переключением"  для каждого этапа отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле:

 А = Т - С, где 

 А - показатель переключения  внимания,

 Т и С - балльные  оценки времени и ошибок соответственно.

 Балльные оценки  времени и ошибок по переключению  внимания даны в табл. 3,4.

 Для сопоставления  межмодальных аттенционных характеристик  необходимо осуществить перевод  индивидуального показателя переключения  внимания в шкальные оценки.

Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо, в результате сопоставления данных, сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных различий по обследуемым группам в целом. Во-вторых, следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, то есть, в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от среднегрупповых показателей. И, наконец, в-третьих, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, можно осуществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.

 

 

 

Приложение 5

Методика «Кодирование»

Цель методики «Кодирование»  это исследование концентрации внимания и темпа деятельности. Материалом служил лист с фигурками. Детям предлагалось нарисовать определенный символ внутри каждой фигурки. В верхней части листа было показано, какой символ должен быть нарисован внутри каждой фигуры. Сначала дети выполняли тренировочную часть с помощью. После того как тренировочные фигуры были заполнены, предлагалась следующая инструкция: «Теперь поставь нужные значки в остальных фигурах. Начинай с первой фигуры и иди дальше, не пропуская ни одной. Постарайся сделать это быстрее».

 

С помощью секундомера фиксировалось время.

При оценке результатов  учитывались следующие показатели:

- количество правильно  маркированных фигур за 2 минуты  работы;

- количество неправильно  помеченных или пропущенных фигур;

- количество заполненных  фигур во время первой и второй минуты.

Высокий уровень концентрации внимания - правильно заполненных  фигур больше 30. Нет пропущенных  или неправильно помеченных фигур.

Средний уровень концентрации внимания - количество правильно заполненных  фигур составляет 29 фигур. Нет пропущенных или неправильно помеченных фигур.

Низкий уровень концентрации внимания - количество заполненных  фигур составляет 24 и ниже.

 

Приложение 6

Сами занятия  с учащимися младших классов с зпр

Приложение 7

 

 

Сами занятия  с учащимися младших классов с УО

 


Информация о работе Эмпирические исследования сформированности свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями