Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:55, курсовая работа
Цель исследования: сравнение уровней сформированности свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития и у младших школьников с умственной отсталостью.
Объектом исследования является внимание младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Предметом исследования являются устойчивость, переключаемость, объем и концентрация внимания младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза исследования: у младших школьников с задержкой психического развития и у младших школьников с умственной отсталостью существуют качественные различия в сформированности следующих свойств внимания: объем, устойчивость, переключаемость, концентрация.
Введение……………………………………………………………………….......
Глава I. Теоретическое изучение формирования свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
1.1. Понятие внимания, его свойства………………..……………………
1.2. Особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития ……………………………………………...…………………………..
1.3. Особенности внимания младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………………………………..
Вывод по главе I…………………………………………………………..……..
Глава II. Эмпирические исследования сформированности свойств внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
2.1. Результаты исследования свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития……………………………………………
2.2. Результаты исследования свойств внимания у младших школьников с умственной отсталостью ………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования……….
Вывод по главе II…………………….…………………………..........................
Рекомендации……….……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………..………
При исследовании внимания были получены следующие результаты: низкий уровень активности внимания, характеризуется неустойчивостью и скачкообразностью, что существенно ниже возрастной нормы. Речевое развитие не соответствует возрасту ребенка: при построении речевого высказывания отмечается аграмматизм, активный и пассивный словарь недостаточны. Имеют место нарушения моторного развития. Мелкая моторика развита недостаточно. Согласованные действия рук не сформированы слабо.
Итак, в структуре
нарушения психического развития отмечаются
недостатки моторики, низкий уровень
развития внимания, недостатки речевого
развития, нарушения памяти. Илья нуждается
в коррекционно-развивающей
и таким образом необходимо дать психолого-педагогическое заключение на каждого обследованного вами ребенка!!!!
Методика «Объем внимания при восприятии простейших объектов»
Инструкция: «Сейчас вам будут предъявлять на очень короткое время, всего на одну секунду, фигуры, на каждой из которых изображены крестики. Они будут предъявляться дважды. После предъявления изображения вы должны в течение определенного времени нанести в свой бланк крестики в соответствии с тем, как вы их успели увидеть. На воспроизведение первых четырех фигур (от 2 до 5 крестиков) дается по 10 секунд, 5 и 6 карточки (6 –7 крестиков) – 15 секунд, 7 и 8 карточки (по 8 крестиков) по 20 секунд».
Фигуры предъявляются по одной, с постепенным усложнением заданий.
Обработка результатов. Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных крестиков на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого.
Существуют следующие нормативы:
I — 3 крестика на двух карточках,
II — 4 крестика на двух карточках,
III — 6 крестиков на двух карточках,
IV — 9 крестиков на двух карточках,
V — 10 крестиков на двух карточках,
VI — 11 крестиков на двух карточках,
VII — 13 крестиков на двух карточках,
VIII — 15 крестиков на двух карточках,
X — 16 крестиков на двух карточках.
Ранговые места I и Ш свидетельствуют о малом объеме внимания, III-VII — о среднем, VIII и IX — о большом.
Таблицы Бурдона
Назначение теста. Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.
Описание теста. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Инструкция к тесту.
«На бланке с буквами
Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.
Обработка результатов теста. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
К = С2 / П, где
С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок
(пропусков или ошибочных
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
А – темп выполнения,
S – количество букв
в просмотренной части
t – время выполнения.
По результатам
выполнения методики за каждый
интервал может быть построена
«кривая истощаемости»,
Показатель переключаемости
внимания вычисляется по
С = (So / S) * 100, где
So – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество
строк в проработанной
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Приложение 4
Таблицы Шульте-Горбова
Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова - Шульте размером 49 х 49см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета (рис.), секундомер и указка. Обязательно заранее подготовить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр.
Порядок работы. Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед ним вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция: "На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24.Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные - в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок". Экспериментатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов (по десять цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка - ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и, наоборот; замена цифры - изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета - вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.
Время выполнения задания приблизительно 90 сек.
Обработка результатов: Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов, и замедления их подвижности к концу выполнения задания.
При обработке результатов
рассчитывается общий
А = Т - С, где
А - показатель переключения внимания,
Т и С - балльные
оценки времени и ошибок соотве
Балльные оценки
времени и ошибок по
Для сопоставления
межмодальных аттенционных
Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо, в результате сопоставления данных, сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных различий по обследуемым группам в целом. Во-вторых, следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, то есть, в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от среднегрупповых показателей. И, наконец, в-третьих, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, можно осуществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.
Приложение 5
Методика «Кодирование»
Цель методики «Кодирование» это исследование концентрации внимания и темпа деятельности. Материалом служил лист с фигурками. Детям предлагалось нарисовать определенный символ внутри каждой фигурки. В верхней части листа было показано, какой символ должен быть нарисован внутри каждой фигуры. Сначала дети выполняли тренировочную часть с помощью. После того как тренировочные фигуры были заполнены, предлагалась следующая инструкция: «Теперь поставь нужные значки в остальных фигурах. Начинай с первой фигуры и иди дальше, не пропуская ни одной. Постарайся сделать это быстрее».
С помощью секундомера фиксировалось время.
При оценке результатов
учитывались следующие
- количество правильно маркированных фигур за 2 минуты работы;
- количество неправильно
помеченных или пропущенных
- количество заполненных фигур во время первой и второй минуты.
Высокий уровень концентрации внимания - правильно заполненных фигур больше 30. Нет пропущенных или неправильно помеченных фигур.
Средний уровень концентрации внимания - количество правильно заполненных фигур составляет 29 фигур. Нет пропущенных или неправильно помеченных фигур.
Низкий уровень концентрации внимания - количество заполненных фигур составляет 24 и ниже.
Приложение 6
Сами занятия с учащимися младших классов с зпр
Приложение 7
Сами занятия с учащимися младших классов с УО