Экспериментальное изучение новообразования, проявляющего себя в форме "гордости за достижение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Открытым остался вопрос о том, какое новообразование является центральным, определяющим личностную перестройку в критическом возрасте, в чем смысл и каково психологическое содержание этих личностных преобразований, в какой форме новообразование обнаруживает себя в поведении. Неясность в столь существенном вопросе определила проблему исследования, которая состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
9
1.1.
Проблема возрастных кризисов в постановке Л. С. Выготского
9
1.2.
Проблема критических периодов в работах зарубежных исследователей
14
1.3.
Проблема возрастных кризисов в современной советской психологии
20
1.4.
Кризис 3 лет и его изучение
31
1.5.
Исходная теоретическая ориентация исследования и подход к изучению центрального новообразования возраста
41
Глава II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИМПТОМОВ КРИЗИСА 3 ЛЕТ
50
2.1.
Цели, задачи и организация наблюдений
50
2.2.
Процедура выявления симптомов кризиса
52
2.3.
Описание симптомов кризиса 3 лет
55
2.4.
Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет
67
Глава III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО СЕБЯ В ФОРМЕ "ГОРДОСТИ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ"
87
3.1.
Цели и задачи экспериментального изучения
87
3.2.
Эксперимент "Гордость за достижение"
87
3.3.
Эксперимент "Воображение"
108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
117
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

112

Данные таблицы 4 показывают, что с возрастом способность к воображению у детей ДС развивается (в среднем оценки этой способности растут с 601 до 1233 баллов, т. е. более чем в 2 раза).

Характеризуя качественную сторону этого развития, мы видим, что за период от 2,6 до 3,6 лет дети овладевают умением свободно обращаться с сюжетом и персонажем (сочинить сюжет для заданного персонажа или вводить сочиненное ими действующее лицо), выстраивать последовательность сюжетных действий персонажа, описывать его с использованием разнообразных характеристик и в достаточно развернутых предложениях, надолго удерживать в памяти созданный образ, включаться в воображаемые обстоятельства и использовать эти образы при реальных затруднениях, с которыми они встречаются в жизни. Другими словами, это позволяет говорить, что в данный возрастной период у детей складывается план воображения — особая реальность, которую они осваивают.

Сходным образом развивается воображение у детей СД.

Напротив, в Доме ребенка имеет место иная картина. Это отличие связано с исходно более низким и более низким завершающим уровнем развития способности детей к действию в плане воображения. Так, исходно, в младшей подгруппе воображение детей ДР оценивается 167 баллами, что много ниже, чем у детей ДС (601 балл) и СД (701 балл). А воображение детей старшей подгруппы — 592 баллами, что опять-таки ниже, чем в ДС (1233 балла) и СД (1327 баллов). За изучаемый период дети ДР не научаются свободному оперированию сюжетом и персонажами, но умеют вербализировать и логически построить сюжетную линию, эмоционально не включаются в воображаемые обстоятельства, редко вплетают персонаж фантазий в свои реальный действия. Другими словами, у детей ДР не складывается

113

как самостоятельный план воображения, эта реальность не открывается еще перед ними.

Однако и в ДР воображение детей развивается (хотя и с исходно более низкого уровня). Причем развивается в том же направлении, что и воображение детей ДС и СД. Лишь развитие одного из параметров, а именно "способа актуализации" нарушает общий позитивный сдвиг в развитии воображения детей ДР. По нашим данным, в младшей подгруппе ДР воображение всех детей еще пассивно (актуализация образа всякий раз провоцируется извне, экспериментатором или ситуацией). В средней подгруппе актуализации образов воображения становится процессом более активным (ребенок не нуждается уже в побудительных действиях со стороны взрослого). Эта тенденция однако не получает развития в дальнейшем, как это имеет место в группах ДС и СД. Напротив, имеет место тенденция к снижению активности детей при актуализации образов воображения (30 баллов в старшей подгруппе против 40 в средней).

В общем, полученные данные свидетельствуют о том, что в исследуемый период в условиях воспитания в детском саду и в семье у детей развивается деятельность воображения, которая приобретает качественно новый, сравнительно с исходным, уровень (почти самостоятельного действования в плане воображения с эмоциональным включением в него). В условиях воспитания в Доме ребенка воображение воспитанников развивается в том же направлении, что и у детей двух вышеназванных групп, но не достигает в этом возрасте их уровня.

Активизация и развитие воображения в тот же возрастной период, когда складывается личностное новообразование, проявляющее себя в форме "гордости за достижение", побуждает углубить анализ

114

и поставить вопрос о связи этих процессов. Для этого сопоставим показатели активности (суммарные данные) каждого ребенка в группе ДС в обоих экспериментах и вычислим коэффициент связи между ними.

Оказалось, что для младшей возрастной подгруппы коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0,39 (статистически незначим); для средней подгруппы — 0,91 (значим при p=0,01); для старшей — 0,55 (статистически незначим). Этот результат свидетельствует о том, что наиболее тесные связи между исследуемыми процессами устанавливаются в средней подгруппе, на пике кризиса, что воображение участвует в становлении центрального новообразования критического возраста 3 лет.

Для того, чтобы не только указать на выявленную связь, но и содержательно ее раскрыть, мы взяли данные по средней возрастной подгруппе ДС и сопоставили суммарные показатели детей в эксперименте "Воображение" с показателями по каждому параметру в эксперименте "Гордость за достижение". Этим мы хотели установить с каким из компонентов новообразования проявляющего себя в форме "гордости за достижение", воображение наиболее тесно связано и через это дать содержательную характеристику выявленной связи. Данные по означенному вопросы представлены в таблице 5.

Таблица 5

Мера связи в показателях двух экспериментов (суммарного
показателя по воображению (В) и отдельным параметрам
(1—7) в серии "Гордость за достижение")

Значение коэффициента корреляции

В-1

В-2

В-3

В-4

В-5

В-6

В-7

0,79++

0,72+

0,8++

0,7+

0,85++

0,34

0,48

115

Примечание. ++ — значим при p=0,01; + — значим при p=0,05. Параметры: 1 — принятие задачи; 2 — вовлеченность в решение задачи; 3 — характер предметной деятельности; 4 — отношение к предложенной помощи; 5 — собственная оценка достижения; 6 — поиск оценки взрослого; 7 — отношение к оценке взрослого.

Наличие связи между воображением и тем звеном "Гордости за достижение", которое ответственно за обеспечение целенаправленности деятельности (постановка, удержание и достижение идеально данной цели), дает основание говорить о нем как внутрипсихологическом условии, необходимом для развертывания деятельностной составляющей новообразования (продуктивная функция воображения).

Заключая в целом III главу диссертации следует отметить, что те задачи, которые стояли перед этой частью исследования, оказались выполненными: 1) было показано, что в период кризиса 3 лет складывается центральное новообразование, проявляющее себя в форме "гордости за достижение", и 2) вскрыты пути влияния общения и воображения на становление этого новообразования.

По материалам эксперимента выступило, что общение ребенка с окружающими, осуществляемое в деловой форме, является фактором, определяющим становление центрального новообразования в критическом периоде развития. Главным моментом делового общения, воздействующим на этот процесс, является требование взрослых к деятельности детей и оценка ими достигнутого.

Дефицит общения (как это имеет место в ДР) приводит как минимум к задержке в развертывании процесса оформления центрального новообразования критического возраста.

Развитие воображения создает необходимые условия для развертывания процесса становления центрального новообразования

116

кризиса 3 лет. Оно обеспечивает функционирование того звена в детской деятельности, которое позволяет ей "вписаться" в культурную практику, добиться общественно-значимого результата (продуктивная функция).

117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее исследование было направлено на поиск центрального новообразования кризиса 3 лет. В ходе работы над этой проблемой были разработаны критерии обнаружения центрального новообразования критического возраста (в этом состояла первая задача исследования), описана и проанализирована внешняя картина течения кризиса 3 лет (в этом состояла вторая задача исследования). На основе материалов наблюдений были выделены: поведенческая форма, в которой искомое новообразование обнаружило себя в детском поведении — "гордость за достижение"; и факторы, влияющие на его становление. Моделирование в эксперименте условий актуализации "гордости за достижение" позволило охарактеризовать психологическую специфику этого новообразования и раскрыть пути влияния общения и воображения на его становление (соответственно, третья и четвертая задачи, стоявшие перед исследованием).

Проделанная работа дала нам основание следующим образом раскрыть психологическое содержание и смысл центрального новообразования критического возраста. Его психологический смысл мы усматриваем в развитии опосредствования всей системы конститутирующих личность отношений. В центре этого опосредствования стоит "культурно-значимое достижение". Отношение к предметному миру опосредствуется системой требований (правил, эталонов), предъявляемых к продукту детской деятельности — достижению. Эти требования ориентируют малыша на получение такого результата, который имеет смысл и значение в контексте общей со взрослым жизни, в контексте культуры. Взрослые открываются

118

ребенку в новом своем качестве — как носители культурных традиций и ценители достигнутого ребенком. Отношения с ними начинают опосредствоваться оценкой того, что достигнуто малышом. Отношение ребенка к себе опосредствуется самим достижением: малыш начинает смотреться в "зеркало своих достижений" и оценивать себя через их призму. Таким образом, само новообразование выступает как определенный момент на пути культурного развития ребенка (Л. С. Выготский, 1983). Его становление во внешнем плане обеспечивает ребенку эмансипацию, обособление от окружающих, а во внутреннем, напротив, погружение индивида в культуру, приобщение к общественной жизнедеятельности и зависимость от нее.

Как "вписывается" это новообразование в картину развития психики и личности ребенка, известную по психологической литературе? По одну сторону этого новообразования — психические особенности ребенка раннего возраста, по другую — дошкольника. Новообразование кризиса 3 лет является своеобразным звеном, обеспечивающим связь этих возрастов. Как конкретно осуществляется эта связь?

Ведущей в раннем возрасте является предметная деятельность. Ее основу составляют действия, осуществляемые не в логике руки или физических свойств предметов, а в логике предмета, т. е. собственно предметные действия (Д. Б. Эльконин, 1960, 1978; П. Я. Гальперин, 1936; А. Н. Леонтьев, 1947, 1972; А. В. Запорожец, 1969; и др.).

Переход к овладению ими совершается в ходе такой совместной деятельности, где взрослые организуют действия ребенка, а затем осуществляют поощрение и контроль над процессом формирования этих действий. Овладение достигается в процессе приспособления действий ребенка к тому образцу, который задается взрослым.

119

Освоение предметных действий имеет смысл тех отношений, в которые малыш вступает со взрослым (Д. Б. Эльконин, 1978). Соответственно, положение ребенка в актах взаимодействия — подчиненное и зависимое. Само детское действие строится как подражательное. Его побудители неспецифичны, они проистекают из социального источника (взаимоотношения со взрослым).

Отношение взрослых к ребенку в период раннего детства двойственно. С одной стороны, они выражают ему безусловное принятие — положительное и непосредственное, независящее от его конкретных проявлений отношение. Оно рождает у малыша переживание себя как безусловно любимого и ценного существа для окружающих. Это самочувствие ложится в основу общей самооценки, положительной по модальности и абсолютной по характеру (Н. Н. Авдеева, 1982; М. И. Лисина, Н. Н. Авдеева, 1980). С другой, в связи с развитием предметной деятельности ребенка взрослые в своем отношении к нему начинают учитывать его конкретные действия и достижения, опосредствуя оценкой свое отношение.

Таким образом, ранний возраст — это тот период детства, в котором активность ребенка, направленная на предметный мир, приобретает культурные — деятельностные — формы; в отношении к взрослому преобладает отношение к нему как образцу (хотя, конечно, эмоционально-личностные связи несомненно сохраняются и играют важную роль — С. Ю. Мещерякова, 1982). Отношение взрослых к ребенку сохраняет привычный непосредственный характер, но в определенных ситуациях — действий с предметами — начинает опосредствоваться оценкой. Отношение детей к себе носит в основном еще абсолютный и положительный характер, даже когда оно не подкрепляется извне (например, при отрицательной оценке неудачного действия).

120

Новообразование в форме "гордости за достижение" вбирает в себя итог развития в раннем детстве — стремление и умение ребенка строить свою активность в соответствии с культурно заданной целью. Это и фиксируется в утверждении, что малыш становится субъектом предметной деятельности.

Общая ориентация предметной деятельности ребенка на цели, значимые в контексте общественной жизни людей, развивает интерес малыша к этой жизни, желание ее понять и овладеть ею.

Становление нового качества — быть субъектом предметной деятельности — означает прежде всего изменение в сфере побуждений: если раньше при действовании ребенок мотивировался отношениями со взрослыми, то теперь у него возникает специфическая мотивация, адекватная деятельности, субъектом которой он является. Реализация этих побуждений возможна в том случае, если малыш мысленно удерживает предмет в том его качестве, которое отвечает специфической мотивации (как общественный предмет). Раньше, при овладении предметным действием, это удержание осуществлял взрослый, теперь, когда ребенок принял на себя активную функцию, это удержание он должен осуществлять сам. Оценка взрослого, по-видимому, является той внешней опорой, которая позволяет ребенку выполнить это. Оценка взрослых имплицитно содержит требования, предъявляемые к детской активности. Соответствие им деятельности ребенка и является основой оценивания.

Информация о работе Экспериментальное изучение новообразования, проявляющего себя в форме "гордости за достижение"