Экспериментальное изучение новообразования, проявляющего себя в форме "гордости за достижение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Открытым остался вопрос о том, какое новообразование является центральным, определяющим личностную перестройку в критическом возрасте, в чем смысл и каково психологическое содержание этих личностных преобразований, в какой форме новообразование обнаруживает себя в поведении. Неясность в столь существенном вопросе определила проблему исследования, которая состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
9
1.1.
Проблема возрастных кризисов в постановке Л. С. Выготского
9
1.2.
Проблема критических периодов в работах зарубежных исследователей
14
1.3.
Проблема возрастных кризисов в современной советской психологии
20
1.4.
Кризис 3 лет и его изучение
31
1.5.
Исходная теоретическая ориентация исследования и подход к изучению центрального новообразования возраста
41
Глава II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИМПТОМОВ КРИЗИСА 3 ЛЕТ
50
2.1.
Цели, задачи и организация наблюдений
50
2.2.
Процедура выявления симптомов кризиса
52
2.3.
Описание симптомов кризиса 3 лет
55
2.4.
Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет
67
Глава III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО СЕБЯ В ФОРМЕ "ГОРДОСТИ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ"
87
3.1.
Цели и задачи экспериментального изучения
87
3.2.
Эксперимент "Гордость за достижение"
87
3.3.
Эксперимент "Воображение"
108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
117
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

2.4. Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет

Содержательный анализ симптомов кризиса позволяет осуществить их качественную классификацию. Рассматривая полученные симптомы, мы обнаруживаем два возможных основания для этой классификации. Первое — в зависимости от своей направленности: на предметную действительность, на других людей и на себя. Второе — в зависимости от связанности с реальностью, которая может быть полной (полюс "реальное") или быть в отрыве от нее (полюс "воображаемое").

По направленности, симптомы, группирующиеся на полюсе "реальное", могут быть разделены следующим образом:

— на предметную действительность: настойчивость в деятельности (4)1, предвидение конечного результата в деятельности (6);

— на других людей: негативизм (3), стремление к самостоятельности (9), острая потребность в оценке деятельности (9), своеволие (8), демонстративное выражение чувств (12), избегание

68

наказания с помощью вымысла (13), сопереживание настроению близких взрослых (14), злопамятность (15), намеренная амбивалентность (20), согласование намерений с интересами окружающих (22), внеситуативное отношение к малознакомым взрослым (23), хитрость, изворотливость (24);

— на себя: острая аффективная реакция на критику (1), острое переживание успеха в деятельности (5), острое переживание неуспеха в деятельности (16).

По направленности, симптомы, группирующиеся на полюсе "воображаемое", могут быть разделены следующим образом:

— на предметную действительность: игра с воображаемым объектом (2);

— на других людей: корыстное фантазирование (10), фантастическая мотивировка отказа взрослому (21);

— на себя: зависимость от собственных фантазий (17), хвастовство несуществующими достижениями (18), бескорыстное фантазирование (19).

Особое внимание в связи с содержательной классификацией мы бы хотели уделить симптомам негативизма и своеволия, которые по литературным источникам считаются наиболее характерными для кризиса трех лет.

Традиционно симптом негативизма относят к действующему в сфере взаимоотношений с окружающими: малыш противостоит любому предложению взрослого только потому, что оно исходит от него. Согласно этому представлению симптом негативизма должен быть отнесен к тем, что группируются на полюсе "реальное" и действуют в сфере отношений с другими людьми.

Наши материалы, однако, позволяют увидеть другую сторону

69

"негативизма". Анализируя ситуации, в которых этот симптом себя обнаруживает, мы увидели, что он по своему существу значительно изменяется от начала к концу критического периода. Как правило, появляясь очень рано, в начале третьего года жизни, негативизм имеет скорее форму "интеллектуального" противостояния, противоборства, своеобразной игры во все наоборот. Причем, эта игра не сопровождается сильными аффектами и даже напротив, имеет положительный эмоциональный оттенок.

Пример из наблюдений за Ирой Б. (2, 0, 11). Во время игры в куклы мы предлагали девочке разные варианты сюжетов игры: "Мы будем твоих кукол кормить". "Кормить, нет", — мгновенно реагировала девочка. "Ну, тогда мы поведем их в кино и покажем им фильм", — предлагали мы. "Нет, не пойдем в кино, не покажем кино", — улыбаясь, говорила Ира. Взгляд ее был хитрым, плутоватым. Лицо не выражало злости или упрямства. Видно было, что девочка шалила, а все ее отказы носили игровой характер. Мама Иры сообщила нам, что в последнее время такая игра начала время от времени появляться у Иры и взрослым, чтобы добиться у нее нужного результата, приходится прибегать, порой, к довольно нелогичным просьбам, типа: "Сегодня я тебе не разрешаю убирать свои игрушки" или "Не одевайся быстро, одевайся медленно", тогда Ира с увлечением и радостью начинала делать противоположное тому, о чем ее просили — собирать игрушки, поторапливаться на прогулку и т. д.

К концу критического возраста в симптоме негативизма соотношение аффекта и интеллекта изменяется. Негативизм приобретает форму аффективного, "силового" противостояния и сопровождается бурными отрицательными эмоциями.

В наших наблюдениях подобное проявление негативизма зафиксировано

70

только у двух детей из 50, у которых он сохранился вплоть до конца четвертого года жизни. Так в поведении Эдика П. (3, 7, 15) негативизм выглядел как стойкая черта в его реакции на любую просьбу мамы, принимающий вид абсурдного сопротивления: он мог сгоряча отказаться от предложенного апельсина, предложения выйти во двор и покататься на велосипеде. Если предложение исходило от взрослого, оно отвергалось Эдиком моментально, сколь бы привлекательным оно ни было и уже после того, как он отказался и вынужденно настаивал на своем, у него портилось настроение, он становился раздраженным, капризным, легко впадающим в аффект по поводу любого обращения к нему.

Такое своеобразие в развитии симптома негативизма позволяет нам предположить, что суть его должна быть раскрыта не только через аффективное противостояние, но и включать интеллектуальное. Смысл последнего нам видится в том, что при его посредстве ребенок стремится преодолеть присущую ему весь ранний возраст тенденцию следовать образцу взрослого и ввести в реальное взаимодействие с ним замысел, идущий от себя (самостоятельный замысел). Однако это на первых порах сложно для ребенка. Ему для этого нужна какая-то опора. Такой опорой служит замысел-предложение взрослого, отталкиваясь от которого ребенок вырабатывает свой собственный. Другими словами, в интеллектуальном плане негативизм — отрицание образца, конструирование собственного замысла как негатива образца взрослого, как своеобразного антиобразца. Таким образом негативизм у ребенка может быть понят как переходная форма в становлении новых — опосредствованных собственным замыслом деятельности — отношений со взрослым.

Своеволие является логически как бы следующим этапом на намеченном

71

пути: создав замысел, ребенок стремится во что бы то ни стало его отстоять, он приобретает в его глазах самостоятельную ценность.

Все сказанное выше, конечно, имеет пока еще характер гипотезы, в пользу которой есть только некоторые свидетельства.

Итак, осуществленная классификация показала, что:

1) симптоматика кризиса, выделенная в наблюдении, достаточно разнородна. Она включает все виды отношения ребенка к миру — к предметному и социальному, включая самого себя;

2) воображение является важной координатой, пронизывающей все названные выше виды отношений.

Для дальнейшего анализа, требующего иерархизировать симптомы по значимости и определить на этой основе их пояса, потребовался количественный анализ.

Мы проанализировали два рода данных. Первые — наиболее полные материалы по 3 испытуемым, на основе которых вычислялась частота, с которой тот или иной симптом отмечался в поведении этих детей. Эти данные представлены в 1 графе таблицы 1. Для их понимания необходимо отметить не абсолютный, а относительный характер приведенных цифр. Их определенная относительность обусловлена тем, что наблюдение, осуществляясь даже длительно, регулярно и через небольшие промежутки времени, не гарантирует, что в моменты между сеансами наблюдений определенные формы поведения не возникали. Однако, обобщая в цифровых показателях данные по 9 детям, мы в известной степени компенсируем эту фрагментарность.

Во 2 графе таблицы 1 мы поместили данные о количестве детей (из 50 наблюдавшихся нами), у которых выявленные симптомы отмечались

72

в поведении. Эти материалы, с нашей точки зрения, являются дополняющими к первым, ибо дают представление о распространенности того или иного симптома во всей обследуемой выборке.

Для последующего анализа полученных данных расположили выделенные нами симптомы в порядке убывания по их частотности и распространенности и проранжировали их. Сравнив полученные ряды между собою, мы обнаружили, что порядок расположения симптомов по частоте и распространенности не совпадают полностью. Поэтому была применена особая процедура, позволяющая расположить симптомы по их значимости, определяемой не каким-либо одним, а обоими показателями.

В качестве условного коэффициента значимости симптома мы выбрали такой, который бы отражал и частоту и распространенность симптома. А именно: произведение двух величин — ранга, который дает представление о месте симптома в ряду других по частоте (встречаемости) (1), и ранга, который отражает место симптома в ряду других по распространенности (2). Мы считаем, что оперировать натуральными величинами (показателями частоты и распространенности) будет некорректно, т. к. это не абсолютные значения, а относительные и, следовательно, важнейшим является положение в ряду, что и отражает ранг.

Применив описанную вычислительную процедуру и высчитав условный коэффициент значимости симптома, мы получили возможность расположить все выделенные нами симптомы в некоторой последовательности, отражающей меру "типичности" симптома для кризиса 3 лет. Сами численные значения коэффициента позволяют разбить все симптомы на три возможные группы: с высоким значением (500—300 условных единиц), средним (от 300 до 100) и низким (меньше 100).

73

Сопоставляя данные количественного и качественного анализа, нам представляется целесообразным выделить в кризисной симптоматике три группы симптомов (см. таблицу 1).

Таблица 1

Частота, распространенность и условная значимость
симптомов кризиса 3 лет

Группы

Симптомы

Частота симптома (ЧС)

Распространенность симптома (РС)

Значимость симптома (в усл. баллах)

1.

1.     Острая аффективная реакция на критику

51

100

504  

2.     Игра с воображаемым объектом

55

94

462  

3.     Негативизм

47

98

448,5

4.     Настойчивость в деятельности

75

84

432  

5.     Острое переживание успеха в деятельности

46

96

429  

6.     Предвидение конечного результата в деятельности

67

80

379,5

7.     Стремление к самостоятельности

43

80

297  

2.

8.     Своеволие

28

86

256,5

9.     Острая потребность в оценке взрослого

26

88

230  

10.   Корыстное фантазирование

35

74

224  

11.   Упреждение реакции взрослого на свои действия

26

68

149,5

12.   Демонстративное выражение чувства

28

60

135  

74

Окончание табл. 1

Группы

Симптомы

Частота симптома (ЧС)

Распространенность симптома (РС)

Значимость симптома (в усл. баллах)

 

13.   Избегание наказания с помощью вымысла

25

62

110

14.   Сопереживание настроению близких взрослых

39

50

102

3.

15.   Злопамятность

34

48

75

16.   Острое переживание неуспеха в деятельности

23

58

67,5

17.   Зависимость от собственных фантазий

21

64

60

18.   Хвастовство несуществующими достижениями

10

78

45

19.   Бескорыстное фантазирование

23

38

36

20.   Намеренная амбивалентность поведения

18

54

32

21.   Фантастическая мотивировка отказа взрослому

23

38

22,5

22.   Согласование намерений с интересами окружающих

6

54

14

23.   Внеситуативное отношение к малознакомым взрослым

22

28

6

24.   Хитрость, изворотливость
 

5

34

3

Примечание.

ЧС — число зафиксированных в поведении 9 детей случаев, когда симптом отмечался в поведении. РС — количество детей, у которых симптом отмечался в поведении в %.

Информация о работе Экспериментальное изучение новообразования, проявляющего себя в форме "гордости за достижение"