Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа
Открытым остался вопрос о том, какое новообразование является центральным, определяющим личностную перестройку в критическом возрасте, в чем смысл и каково психологическое содержание этих личностных преобразований, в какой форме новообразование обнаруживает себя в поведении. Неясность в столь существенном вопросе определила проблему исследования, которая состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
9
1.1.
Проблема возрастных кризисов в постановке Л. С. Выготского
9
1.2.
Проблема критических периодов в работах зарубежных исследователей
14
1.3.
Проблема возрастных кризисов в современной советской психологии
20
1.4.
Кризис 3 лет и его изучение
31
1.5.
Исходная теоретическая ориентация исследования и подход к изучению центрального новообразования возраста
41
Глава II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИМПТОМОВ КРИЗИСА 3 ЛЕТ
50
2.1.
Цели, задачи и организация наблюдений
50
2.2.
Процедура выявления симптомов кризиса
52
2.3.
Описание симптомов кризиса 3 лет
55
2.4.
Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет
67
Глава III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО СЕБЯ В ФОРМЕ "ГОРДОСТИ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ"
87
3.1.
Цели и задачи экспериментального изучения
87
3.2.
Эксперимент "Гордость за достижение"
87
3.3.
Эксперимент "Воображение"
108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
117
БИБЛИОГРАФИЯ
Критический возраст — период, движимый одновременно противоречиями и внешними, и внутренними. С одной стороны, соблюдение требований, предъявляемых окружающими к ребенку, перестают носить добровольный характер и становятся "принудительными": ребенок "должен уметь", "должен выполнять". С другой стороны, для обеспечения их соблюдения ему не хватает наличных способностей, что и обнажается довольно резко. Совмещенный характер действующих противоречий придает развитию те типичные черты, которые характеризуют критические возраста в целом — неустойчивость психики, уязвимость, повышенную чувствительность и тревожность.
Завершая работу, посвященную психологическому анализу кризиса 3 лет, следует заметить, что наше исследование позволило уточнить некоторые важные представления о процессах психического и личностного развития детей при переходе от раннего к дошкольному детству. Вместе с тем, оно поставило ряд новых вопросов и очертило круг дальнейшего поиска в избранном нами направлении. В частности, важнейшей задачей дальнейших исследований нам видится изучение трансформации новообразования кризиса 3 лет в последующем стабильном — дошкольном возрасте.
130
БИБЛИОГРАФИЯ
Авдеева Н. Н. Развитие образа самого себя у младенца. Дис. ... канд. псих. наук. — М., 1982. 187 с.
Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности / Под ред. И. В. Дубровиной, В. Н. Толстых. — М., 1986, 332 с.
Аксарина Н. М. Особенности развития детей 3 года жизни и воспитание их в яслях и домах ребенка. — Канд. дис. — М., 1944. 170 с.
Аксарина Н. М. Причины нарушения уравновешенного поведения детей раннего возраста. — М., 1968. 27 с.
Анциферова Л. И. Эпигенетическая концепция Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. — М., 1978. С. 212—242.
Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. — М., 1968. 442 с.
Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии. — М., 1975. 476 с.
Афанасьев В. Г. Человек как система и система деятельности человека // Социологические исследования, 1976, № 4
Берлянд И. Е. К постановке проблемы рефлексии как проблемы общения // Методологические проблемы психологии личности. — М., 1981.
Бернс Р. Развитие Я — концепция и воспитание. — М., 1986. 339 с.
Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. — М., 1973. 269 с.
Блонский П. П. Возрастная педология. — М., 1930.
131
Блонский П. П. Избранные психологические произведения. — М., 1964. 547 с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. 464 с.
Божович Л. И. Психологическое закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1976, № 6. С. 45—53.
Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979 (а), № 2. С. 47—56.
Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979 (б), № 4, С. 23—34.
Божович Л. И., Благонадежина Л. В. (ред.) — Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972. 351 с.
Божович Л. И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии, 1977, № 1. С. 80—89.
Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии, 1976, № 4. С. 55—68.
Братусь Б. С., Лишин О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность // Вестник МГУ, 1982, № 1. С. 12—19.
Бюллер К. Духовное развитие ребенка / Под ред. В. Е. Смирнова. — М., 1924. 478 с.
Бюллер Ш., Хетцер Гильдегар. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. — М., 1935. 320 с.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1967. 196 с.
Венгер А. Л. Родители просят совет. — М., 1981. 95 с.
Венгер А. Л. По ступеням детства // Знание — сила, 1986, № 9. С. 26—38.
132
Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. — М., 1988. 336.
Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. 257 с.
Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. — М., 1967. 360 с.
Вопросы развития психики детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1955.
Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии, 1972, № 2. С. 114—123.
Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 5—314.
Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 243—285.
Гальперин П. Я. Психологические различия орудий человека и вспомогательных средств у животных и его значение. — Дис. ... канд. психол. наук. — Харьков, 1936.
Гезелл А. Умственное развитие ребенка. — М., 1930. 370 с.
Гуревич К. М. Развитие волевых действий у детей младшего дошкольного возраста. Канд. дисс. — М., 1940. 132 с.
Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет // Вопросы психологии, 1987, № 5. С. 78—85.
Давыдов В. В. Проблемы периодизации психического развития // Возрастная и педагогическая психология. — Пермь, 1974. С. 295—315.
Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. — М., 1978. 144 с.
Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1972, № 2. С. 25—36.
133
Дубровина И. В. (ред.) Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. — М., 1987. 181 с.
Елагина М. Г. Общая и конкретная самооценка у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии. 1982, № 2. С. 48—54.
Залысина И. А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии, 1985, № 4. С. 31—37.
Запорожец А. В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. — М., 1969.
Запорожец А. В. Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного воспитания. — М., 1970.
Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960. 430 с.
Запорожец А. В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии, 1977, № 6, С. 59—73.
Иванников В. А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии, 1985, № 3. С. 113—123.
Изучение хода психического развития ребенка / Материалы XVIII Международного конгресса психологов. — М., 1966. 179 с.
Ильенков Э. В. С чего начинается личность? — М., 1979. С. 183—237.
Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. — М., 1974.
Илюшкина Л. В. Развитие представления о себе в ходе самопознания у младших дошкольников // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1979.
134
Ионеску И. Возраст упрямства / Дошкольное воспитание, 1973, № 12, С. 92—94.
Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. — М., 1980. 168 с.
Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова, М. И. Лисиной. — М., 1978. 153 с.
Кон И. С. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал, 1981, № 3. С. 25—38.
Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М., 1979. 175 с.
Кон И. С. Открытие "Я". — М., 1978. 367 с.
Кон И. С. Психология старшеклассника. — М., 1982. 207 с.
Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. — Киев, 1971. 194 с.
Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. — М., 1987. 78 с.
Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского; М. Г. Ярошенко. — М., 1985. 431 с.
Ларин А. П. О сущности и причинах детского упрямства. Автореф. дис. ... канд. псих. наук. — М., 1953. 23 с.
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. 279 с.
Лейтес Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой. — М., 1978. 367 с.
Леонтьев А. Н. Очерк развития психики. — М., 1947. 119 с.
Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948.
135
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972. 576 с.
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1977. 304 с.
Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей дошкольного возраста. — Тбилиси, 1971. 57 с.
Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни // Вопросы психологии, 1978, № 5. С. 73—78.
Лисина М. И. (ред.) Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. — М., 1979. 261 с.
Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / Под ред. В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной. — М., 1980. С. 36—47.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. 144 с.
Лисина М. И., Авдеева Н. Н. Развитие представления о себе у ребенка первого года жизни // Исследования по вопросам возрастной и педагогической психологии. — М., 1980. С. 32—55.
Лисина М. И., Гуськова (Ермолова) Т. В. Об особенностях воспитания младших дошкольников // Дошкольное воспитание, 1983, № 4. С. 61—63.
Лисина М. И., Дубровина И. В. Особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. — М., 1982. 164 с.
Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 1983. 110 с.
Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. — М., 1959. 554 с.
Марютина Т. М. Об использовании понятий "критический" и "сензитивный" период индивидуального развития // Психологический
136
журнал, 1981, № 1. С. 145—153.
Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. — М., 1948. 124 с.
Мещерякова С. Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. — М., 1982.
Мещерякова С. Ю., Лисина М. И. Эмоциональное развитие младенцев в общении // Воспитание, обучение и психическое развитие. — М., 1983.
Мещерякова С. Ю., Авдеева Н. Н. Этапы развития общения со взрослыми на первом году жизни ребенка // Общение и психическое развитие. — М., 1986.
Миронов А. И. Критические периоды детства. — М., 1979. 115 с.
Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я. — М., 1976. 288 с.
Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — М., 1981. 32 с.
Мухина В. С. Близнецы. — М., 1969. 460 с.
Мухина В. С. Психология дошкольника. — М., 1975. 232 с.
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. 224 с.
Мясищев В. Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека // Проблемы сознания. — М., 1966.
Неверович Я. З. Развитие воли у дошкольников // Психология личности и деятельности дошкольников. — М., 1966. С. 71—107.
Непомнящая Н. И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. — М., 1965. С. 358—394.
Непомнящая Н. И. Опыт системного исследования психики ребенка. М., 1975. 232 с.
137
Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М. И. Лисиной. — М., 1974. 209 с.
Павлова А. Д. Дневник матери (записи о развитии ребенка). — М., 1924. 187 с.
Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой — М., 1978. — 367 с.
Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1965. — 294 с.
Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. — М., 1981. — 366 с.
Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / Под ред. В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной. — М., 1980. — 162 с.
Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе / Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина. — М., 1976. — 156 с.
Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания — Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1979. — 261 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946. 704 с.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973. 424 с.
Рыбникова-Шилова В. А. Мой дневник (записки о развитии ребенка от рождения до 3,5 лет). — М., 1933.
Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. — М., 1974. — 277 с.
Рузская А. Г., Абрамова Л. Н. К вопросу о психологической природе жалоб дошкольников // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. — М., 1980. С. 98—119.
Сапогова Е. Е. Психологические особенности переходного периода
138
в развитии детей 6—7 лет. Автореф. Дис. ... канд. психол. наук. — М., 1986. — 21 с.
Сеченов И. М. Элементы мысли. — Избран. Соч. — М., 1952. Т. I.
Силвестру А. И. К вопросу о развитии самооценки в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии, 1978, № 2.
Слободчиков В. И. Рефлексия как принцип существования индивидуального сознания // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии. — М., 1979. С. 15—20.
Стеркина Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста. — Канд. дисс. — М., 1977. 150 с.
Уайт Б. Первые три года жизни. — М., 1982. 176 с.
Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. — М., 1982. 223.
Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1987. 181 с.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М., 1986. В 2 Т. — 750 с.
Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. — Петроград. 1920.
Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М., 1977. 144 с.
Щелованов Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. — М., 1955.
Щелованов Н. М., Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. — М., 1955.
Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 1960. 328 с.
139
Эльконин Д. Б. Психология личности и деятельности ребенка. — М., 1965.
Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4. С. 6—20.
Эльконин Д. Б. Заметка о развитии предметных действий в раннем возрасте // Вестник МГУ, 1978 (а), № 3. С. 3—12.
Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978. — 304 с.
Эльконин Д. Б. Послесловие. Соб. Соч.: В 6 т. Л. С. Выготский. — М., 1984. Т. 4. С. 386—403.
Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М., 1984. 250 с.
Alexander T. Children & adolescent. A biocultural approach to psychological development. — N. Y., 1969.
Bee H. The developing child. — N. Y., 1975. 413 p.
Bowlby J. The making & breaking of affectional bonds. — L., 1979.
Bronson G. Critical periods in Human development // Brit. J. Med Psychol., 1962, V. 35, N 1—2, P. 127—133.