Экспериментальное изучение новообразования, проявляющего себя в форме "гордости за достижение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Открытым остался вопрос о том, какое новообразование является центральным, определяющим личностную перестройку в критическом возрасте, в чем смысл и каково психологическое содержание этих личностных преобразований, в какой форме новообразование обнаруживает себя в поведении. Неясность в столь существенном вопросе определила проблему исследования, которая состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
9
1.1.
Проблема возрастных кризисов в постановке Л. С. Выготского
9
1.2.
Проблема критических периодов в работах зарубежных исследователей
14
1.3.
Проблема возрастных кризисов в современной советской психологии
20
1.4.
Кризис 3 лет и его изучение
31
1.5.
Исходная теоретическая ориентация исследования и подход к изучению центрального новообразования возраста
41
Глава II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИМПТОМОВ КРИЗИСА 3 ЛЕТ
50
2.1.
Цели, задачи и организация наблюдений
50
2.2.
Процедура выявления симптомов кризиса
52
2.3.
Описание симптомов кризиса 3 лет
55
2.4.
Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет
67
Глава III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО СЕБЯ В ФОРМЕ "ГОРДОСТИ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ"
87
3.1.
Цели и задачи экспериментального изучения
87
3.2.
Эксперимент "Гордость за достижение"
87
3.3.
Эксперимент "Воображение"
108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
117
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

По параметру "вовлеченность ребенка в решение задачи" основные изменения шли по линии увеличения времени действия с предметом и уменьшения отвлечений от основной цели, а также по линии эмоционального отношения к предпринимаемой деятельности: от вялого бесцельного манипулирования предметом, слабовыраженного интереса к нему к крайне заинтересованному и увлеченному на протяжении всего времени опыта действию.

По параметру "характер предметной деятельности ребенка", учитывающему способность совершать специфические действия с предметом, обдумывать предпринимаемые шаги, анализировать ошибки, изменения происходили по линии проявления этих перечисленных качеств в деятельности. Действование на предварительной ориентировочной основе, анализ своих действий, подчинение их заданной цели является самым высоким уровнем детской активности по этому параметру и оценивалось максимально. Неспецифические действия с предметом, отсутствие предварительной ориентировочной деятельности, импульсивное действование —

96

оценивались минимально.

По параметру "отношение ребенка к предложенной помощи" изменения шли по линии возрастания самостоятельности детей. Для начального уровня характерно инициативное обращение за помощью к взрослому в случае затруднения, вербальная фиксация собственного бессилия ("не могу никак", "не суется колесико", "не проходит здесь"). Для средних уровней обращение за помощью по собственной инициативе нетипично, а предложенную помощь дети либо отвергают, либо принимают с большой неохотой и чувством неудовольствия. На последних уровнях (самых высоких) обращение за помощью практически не наблюдалось, согласие на помощь дается лишь в исключительных случаях. Категорический отказ от помощи следует всякий раз, когда ребенок действительно уверен в том, что достигнет нужного результата сам.

По параметру "поиск оценки взрослого" основные изменения шли по линии возрастания настойчивости в этом поиске. Для исходного уровня характерно либо полное отсутствие у детей интереса к тому, как оценивается результат их труда взрослым, либо нестойкое стремление к оценке. Этот поиск осуществляется, как правило, с помощью экспрессивно-мимических средств: взглядом, мимикой. На среднем уровне поиск оценки значительно более выражен, но средства его осуществления остаются недостаточно активными: взгляды становятся более частыми и настойчивыми, а действия более демонстративными. В самых развитых формах поиск осуществляется посредством вербализации, ребенок очень настойчив и изобретателен в побуждении взрослого к оценке его результата.

По параметру "отношение ребенка к оценке взрослого" основание изменения происходили по линии

97

развития адекватного реагирования на нее, т. е. способности соотносить оценку со своим результатом и реагировать на нее все более деловым образом. В своей неразвитой форме это отношение выражалось в полном равнодушии к оценке взрослого или, напротив, непосредственном переживания самого факта оценки. В более развитом виде это отношение выражалось в смущении детей при получении несправедливо высокой оценки (хотя в целом она и принималась) и аффективной реакции на отрицательную справедливую оценку, которая в то же время не соотносилась с реальным неуспехом. В развитой форме это отношение обнаруживало себя в соотнесении отрицательной оценки взрослого с собственным неуспехом и ее принятие как справедливо аттестующей уровень достижения; в несогласии с несправедливой положительной оценкой и даже ее активном неприятии.

По параметру "собственная оценка достижения" основные изменения шли по линии возрастания адекватности, вербализованности и степени уверенности в оценке себя, а также по линии изменения ее предмета. Адекватность самооценки менялась от диффузной и завышенной (или заниженной) к дифференцированной и опирающейся на результативность в деятельности. Изменения в вербализованности оценки прослеживались через отказ от экспрессивно-мимических средств ее выражения (гримасы недовольства, огорчения, удовлетворенные взгляды) и появление словесно оформленной оценки ("Я умею", "Я уже большая"). Степень уверенности оценки своего достижения определялась по тону высказывания (робкого или уверенного). Предмет оценивания изменялся от оценки собственного действия, через оценку результата действия к оценке себя как исполнителя деятельности.

Шкала оценивания поведения детей в опытах приведена в приложении 3.

98

Результаты эксперимента. Обратимся вначале к тем материалам эксперимента, которые позволяют проверить первую из выдвинутых гипотез, а именно дают основание рассматривать симптомокомплекс "гордость за достижение" как поведенческий коррелят центрального новообразования, возникающего в период кризиса 3 лет.

Для этого обратимся к данным, раскрывающим особенности поведения детей, посещающих детский сад — основной экспериментальной группы. Оценка детского поведения, произведенная в соответствии с разработанной и описанной выше шкалой, дала нам суммарные величины показателей по выделенным параметрам. Эти данные приведены в таблице 2.

Таблица 2

Особенности поведения детей ДС в эксперименте

Параметры детской активности

Оценка активности детей разных возрастных подгрупп (в условных баллах)

Младшая

Средняя

Старшая

1.     Принятие задачи

504

621++

669

2.     Вовлеченность в решение задачи

370

592++

604

3.     Характер предметной деятельности

314

493++

516

4.     Отношение к предложенной помощи

385

663++

672

5.     Собственная оценка достижения

241

933++

1302++

6.     Поиск оценки взрослого

224

442++

630++

7.     Отношение к оценке взрослого

140

285++

343++

В сумме по всем параметрам

2178

4009++

4736

99

Примечание. Различия устанавливались между показателями младшей и средней возрастных подгрупп (1) и средней и старшей (2) по критерию Вилкоксона; ++ — различия значимы при p=0,01.

Материалы таблицы 2 обнаруживают значительные изменения в поведении детей ДС по мере их взросления. Несмотря на небольшой возрастной интервал, разделяющий подгруппы, эти изменения носят статистически значимый характер. В целом, вычисленные показатели поведения детей от 2,6 до 3,6 лет растут в 2,2 раза. Максимальные сдвиги происходят при переходе от младшей возрастной подгруппы к средней (почти в 2 раза). Темпы изменений несколько падают при переходе от средней к старшей возрастной подгруппе (1,2 раза).

Полученный результат отвечает одному из критериев, позволяющих видеть в "гордости за достижение" поведенческий коррелят личностного новообразования критического периода, а именно критерию темпа происходящих преобразований.

Поскольку применяемые нами шкалы были составлены таким образом, что отражали качественные ступени в развитии анализируемых аспектов детской активности, то рост показателей означал становление в поведении детей нового качества, а это отвечает критерию о качественном характере преобразований, характеризующих возникновение центрального новообразования критического возраста.

Суть этих преобразований раскрывается через сопоставление поведения детей различных подгрупп. Для самых маленьких характерна подмена поставленной взрослым задачи игрой или общением с ним; импульсивность предметных действий, отражающая непосредственную реакцию детей на привлекательность воспринимаемых объектов; вялое манипулирование ими с целью ознакомления, сопровождаемое

100

частыми отвлечениями от действий с предметом; постоянное обращение к взрослому за помощью в отдельных конкретных действиях и безоговорочное принятие ее; отсутствие выраженного интереса к оценке взрослым результатов своей деятельности, спокойное к ней отношение, редкая оценка отдельных своих действий и отсутствие оценки своего результата в целом.

Однако уже в средней подгруппе поведение детей качественно преобразуется. Возникает сразу и вместе несколько новых черт в его "портрете". Наблюдается: поглощенность ребенка решением задачи; четко обозначенная и прочно удерживаемая цель деятельности; соотнесение всех действий с представляемым ребенком результатом, который должен быть им достигнут, опосредствование их этим результатом; стремление к самостоятельности в деятельности и отклонение конкретной помощи взрослого; упорный поиск оценки взрослым полученного результата; повышенная чувствительность к ней; возникновение вымыслов о мнимых успехах при отрицательной оценке взрослого и гордости собой — при положительной; самостоятельная оценка соответствия полученного результата замыслу. Максимально выраженный качественный сдвиг наблюдается в оценивании ребенком своего достижения и в отношении к оценке взрослого.

В старшей возрастной подгруппе продолжается количественное нарастание качественных сдвигов, произошедших в средней подгруппе.

Таким образом, наши материалы свидетельствуют о том, что ось преобразований — изменение значимости и, соответственно, эмоциональной окрашенности таких компонентов ситуаций активности детей, как результат деятельности и оценка его окружающими. Так результативная сторона деятельности становится для детей все

101

более значимой, а фиксация результата — важным элементом ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность результата активности, что вызывает к жизни появление аффективных форм поведения, таких как преувеличение своих достижений, попытки обесценить свою неудачу. Возрастает активность детей и в поиске оценки взрослого, совершенствуются средства этого поиска. Безразличное, бесстрастное отношение детей к оценке, при котором ответ на положительную и отрицательную оценку существенно не различаются, сменяется отношением пристрастным и остро аффективным. В дальнейшем отношение к оценке становится более беспристрастным: яркость аффективных проявлений несколько ослабевает, на первый план все более выступает соответствие оценки результату, достижениям ребенка, появляется умение противостоять несправедливой оценке взрослого, аргументировать оценку своего достижения.

Соответствие критерию включенности в преобразование одновременно трех линий отношений ребенка к действительности также имеет место. Непосредственно опыты обнаруживают изменения, происходящие в двух сферах: ребенок — предметный мир и ребенок — взрослый. В последней связке, как мы уже говорили, неявно присутствует и отношение ребенка к себе. Это отношение малыша к себе мы реконструируем через изменение его отношения к оценкам экспериментатора.

Анализ отношения детей к различным оценкам (справедливой положительной, несправедливой положительной, справедливой отрицательной и к отсутствию оценки) позволил увидеть, что оно качественно преобразуется у значительной части детей средней подгруппы,

102

но этот процесс не останавливается и в старшей. Если дети младшей подгруппы довольствуются положительной оценкой безотносительно к тому, каков был их результат и индифферентны к отрицательной оценке, то в дальнейшем переживание оценки опосредствуется ее соответствием конкретному достижению: ребенок становится чувствительным к справедливой отрицательной оценке и несправедливой положительной. Такое изменение в его переживаниях является свидетельством того, что изменилось отношение ребенка к себе: оно из непосредственного, индуцируемого общим положительным отношением к нему окружающих (М. И. Лисина, 1986; Н. Н. Авдеева, 1982), связываясь с конкретным достижением, становится опосредствованным этим достижением.

Совокупность рассмотренных данных (высокий темп и качественный характер изменений в поведении детей в опытах, затрагивающий основные сферы отношений личности) может служить основанием для утверждения, что в поведенческом комплексе "гордость за достижение" обнаруживает себя центральное новообразование кризиса 3 лет. Психологическая новизна этого новообразования видится в усложнении структуры составляющих его отношений, что достигается за счет опосредствования: отношения к предметной действительности — социально заданным эталоном или требованием к результату деятельности; отношения к себе — достижением в деятельности; отношения к взрослым — конкретной оценкой успехов ребенка.

Обратимся теперь к тем материалам эксперимента, которые позволяют проверить гипотезу, касающуюся роли общения ребенка со

103

взрослым в становлении центрального новообразования периода кризиса 3 лет. Доказательства тому мы будем искать, сопоставляя особенности поведения детей с разным опытом общения. Обратимся к таблице 3.

Таблица 3

Особенности поведения и темпы его изменения у детей
ДС, СД и ДР

Параметры поведения

Особенности поведения (в условных баллах) и темпы его изменения в возрастных подгруппах

ДС

Младшая

Средняя

Старшая

Средняя

Старшая

Старшая

Младшая

Средняя

Младшая

1.   Принятие задачи

504

621

669

1,2

1,1

1,3

2.   Вовлеченность в решение задачи

370

590

604

1,6

1,0

1,6

3.   Характер предметной деятельности

314

493

516

1,6

1,0

1,6

4.   Отношение к предложенной помощи

385

663

672

1,7

1,0

1,7

5.   Собственная оценка достижения

241

933

1302

3,9

1,4

5,4

6.   Поиск оценки взрослого

224

422

630

1,9

1,5

2,8

7.   Отношение к оценке взрослого

140

285

343

2,0

1,2

2,5

В сумме и в среднем

2178

4011

4732

2,0

1,2

2,4

 

СД

1.   Принятие задачи

490

606

743

1,2

1,2

1,5

2.   Вовлеченность в решение задачи

407

572

743

1,5

1,2

1,8

Информация о работе Экспериментальное изучение новообразования, проявляющего себя в форме "гордости за достижение"