Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:25, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы, исходя из поставленной выше проблемы, является определение влияния психологического тренинга на снижение агрессивности у девочек-подростков школьного возраста.
Нулевая гипотеза предполагает выявить преобладание высоких показателей агрессивности, негативизма, враждебности, фрустрированности у девочек-подростков с агрессивным поведением по сравнению с контрольной группой девочек-подростков, не проявляющих повышенной агрессивности.
Основная гипотеза предполагает получить снижение уровня агрессивности у девочек-подростков из экспериментальной группы на фоне проведения психологического тренинга.
5. Нам удалось отследить достоверную динамику показателей агрессивности подростков под влиянием проведенных психокоррекционных занятий за счет изменения моделей взаимодействия с окружающими вследствии изменения отношения к себе и окружающим, повышение адаптивности. В нашем случае наиболее эффективным явилось применение группового психологического тренинга.
Таким образом, в ходе проведения исследования показателей агрессивности в динамике нам удалось подтвердить основную гипотезу за счет нулевой.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами в начале исследования основная гипотеза подтвердилась за счет нулевой, цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опросник Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности»
Текст опросника.
1. Временами я не могу
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь
настолько, чтобы кидаться
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Если мне не нравится
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14. Я держусь настороженно с
людьми, которые относятся ко
мне несколько более дружествен
15. Я часто бываю, не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не, отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.
19. Я гораздо более раздражителен,
20. Если кто-то воображает себя
начальником, я всегда
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня,
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы,
должны испытывать чувство
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя
начальников, я делаю все,
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
32. Меня угнетает то, что я
мало делаю для своих
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».
34. Я никогда не бываю, мрачен от злости.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
37. Хотя я и не показываю
этого, меня иногда гложет
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается не, по-моему, я иногда обижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя как
пороховая бочка, готовая
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь
поступает со мной
59. Раньше я думал, что
60. Я ругаюсь только со злости.
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав
мне нужно применить
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
64. Я бываю, грубоват по
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю людей, которые
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. В последнее время я стал занудой.
71. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
72. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
73. В споре я часто повышаю голос.
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Оценка результатов
Ответы оцениваются по восьми шкалам, следующим образом:
1. Физическая агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68;
«нет» = 1, «да» = 0: 9, 7.
2. Косвенная агрессия:
«да» - 1, «нет» = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63;
«нет» = 1, «да» = 0: 26, 49.
3. Раздражение:
«да» - 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
«нет» = 1, «да» = 0: 11, 35, 69.
4. Негативизм:
«да» =1, «нет» - 0: 4, 12, 20, 28;
«нет» — 1, «да» - 0: 36.
5. Обида:
«да»- 1, «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.
6. Подозрительность:
«да» = 1, «нет» - 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
«нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75.
7. Вербальная агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
«нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75.
8. Чувство вины: «да» = 1, «нет» « 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.
Интерпретация: Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности являются величина ее индекса, равная 21+(-)4, а враждебности – 6,5 – 7+(-) 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика диагностики социально – психологической адаптации «Опросник СПА», Роджерс К., Даймонд Р.
Текст опросника.
1. Испытывает неловкость, когда
вступает с кем-нибудь в
2. Нет желания раскрываться перед другими.
3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
4. Предъявляет к себе высокие требования.
5. Часто ругает себя за
6. Часто чувствует себя
7. Сомневается, что может
8. Свои обещания выполняет всегда
9. Теплые, добрые отношения с окружающими.
10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне
11. В своих неудачах винит себя.
12. Человек ответственный; на него можно положиться.
13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
14. На многое смотрит глазами сверстников.
15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
16. Собственных убеждений и
17. Любит мечтать - иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него - не проблема.
20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
22. Люди, как правило, ему нравятся.
23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
24. Среди большого стечения
25. Сейчас очень не по себе.
Хочется все бросить, куда-
26. С окружающими обычно ладит.
27. Всего труднее бороться с самим собой.
28.Настораживает доброжелатель
29. В душе - оптимист, верит в лучшее.
30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.
34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
35. Человек с привлекательной внешностью.
36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
37. Приняв решение, следует ему.
38. Принимает, казалось бы, самостоятельные
решения, не может
39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
41. Всем доволен.
42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
44. Уравновешен, спокоен.
45. Разозлившись, нередко выходит из себя.
46. Часто чувствует себя
47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.
48. Бывает, что сплетничает.
49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
50. Довольно трудно быть самим собой.
51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
52. Происходящее с ним толкует
на свой лад, способен
53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.
54. Старается не думать о своих проблемах.
55. Считает себя интересным
56. Человек стеснительный, легко тушуется.
57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
58. В душе чувствует
59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
60. Боится того, что подумают о нем другие.
61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
Информация о работе Исследования агрессивности в подростковом возрасте