Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:25, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы, исходя из поставленной выше проблемы, является определение влияния психологического тренинга на снижение агрессивности у девочек-подростков школьного возраста.
Нулевая гипотеза предполагает выявить преобладание высоких показателей агрессивности, негативизма, враждебности, фрустрированности у девочек-подростков с агрессивным поведением по сравнению с контрольной группой девочек-подростков, не проявляющих повышенной агрессивности.
Основная гипотеза предполагает получить снижение уровня агрессивности у девочек-подростков из экспериментальной группы на фоне проведения психологического тренинга.
Соответственно нами был зафиксирован высокий уровень эмоционального дискомфорта – 65% в экспериментальной и 10% в контрольной (р<0,01) группах. Средний уровень – 35% экспериментальная и 80% - контрольная (р<0,01) группы. Низкий уровень отмечен нами у 10% подростков контрольной группы (р<0,01).
Низкий внутренний контроль наблюдается у 75% подростков основной группы. Высокий уровень внутреннего контроля отмечен у 85% ребят из контрольной что достоверно чаще (р<0,01). Также 25% подростков экспериментальной и 15% - контрольной (р<0,01) групп имеют средние показатели замеряемого параметра.
У 75% учащихся из экспериментальной группы нами была зафиксирована высокая потребность в постоянном контроле со стороны, в контрольной группе таких учащихся 30%, что достоверно чаще (р<0,01). Средний уровень измеряемого показателя отмечен у 25% подростков экспериментальной и 60% - контрольной (р<0,01) групп. Не нуждаются в контроле со стороны 10% учащихся контрольной группы (р<0,01).
Низкое стремление к доминирования было зафиксировано у 20% учащихся из основной и 5% - контрольной (р<0,05) групп; у 60% учащихся основной группы и 50% - контрольной (р<0,05) потребность в доминировании имеет средние показатели. Высокую потребность в доминировании имеют 45% подростков контрольной и 20% - экспериментальной (р<0,05) групп.
Высокий уровень показателя ведомости был выявлен у 55% подростков экспериментальной и у 20% - контрольной (р<0,05) групп. Средний уровень определяемого показателя зафиксирован у 45% подростков экспериментальной и у 80% - контрольной групп, соответственно (р<0,05). Низкого уровня показателя ведомости не было зафиксировано ни в одной группе.
Высокий уровень эскапизма (ухода от проблем), нами был зафиксирован в 75% случаев в экспериментальной и 40% - в контрольной (р<0,05) группах. В пределах нормы определяемый показатель зафиксирован в 25% случаев в экспериментальной и 50% - контрольной группах, что достоверно чаще (р<0,05). Низкий уровень данного показателя отмечен у 10% подростков контрольной группы, соответственно (р<0,05).
Обработка проведена при помощи программы «BIOSTATISTIKA» версия 4.03. Более подробная информация математической обработки содержится в приложении 8.
В процессе диагностического исследования, направленного на выявление повышенного уровня агрессивности у подростков нами были выявлены 20 учащихся экспериментальной группы с высокими показателями агрессивности по всем параметрам, применяемых нами методик. Десять человек из этих учащихся вошли в экспериментальную группу 1, на которых непосредственно и оказывалось психологическое воздействие, посредством проведения с ними психологического тренинга. Выборка детей в эту группу 1 носила случайный характер. В нее вошли первые 10 человек из экспериментальной группы (первоначальной).
После деления групп на экспериментальную 1 и экспериментальную 2 нами была разработана программа психологического тренинга, направленная на снижение уровня агрессивности у подростков. Разработанные нами занятия в рамках коррекционной программы проводились с учащимися экспериментальной группы 1; в экспериментальной группе 2 и контрольной данные занятия не проводились.
Предлагаемая программа тренинга, направлена на коррекцию агрессивного поведения, повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста и рассчитана на учащихся 9-11-х классов (Приложение 9).
Программа позволяет решать следующие задачи:
- формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии;
- развитие навыков эффективного общения;
- сплочение ребят, формирование взаимного доверия;
-развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
- развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;
- повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников;
- формирование интереса к прикладным психологическим знаниям;
- осознание неконструктивных способов выражения агрессии;
- осознание агрессивного поведения и выражение своего отношения к нему;
- повышение активности и самооценки детей;
- принятие своих негативных качеств;
- изучение мотивов своего агрессивного поведения;
- изучение мотивов агрессивного поведения других людей.
В начальной части предлагаемого тренинга акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы.
Потом следуют занятия, направленные на осознание неконструктивных способов выражения агрессии, осознание агрессивного поведения и выражение своего отношения к нему, обучение методам саморегуляции, отработку конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях.
Данная программа
реализуется в тренинговых
Для построения занятий использовалась следующая схема: каждое занятие начиналось с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.
Следующим этапом занятия
является рефлексия состояния участников
Последним этапом занятия является рефлексия состояния, включенная в ритуал завершения занятия.
После выполнения заданий психокоррекционной программы, направленной на снижение уровня агрессивности, нами была проведена повторная психодиагностика в экспериментальной группе 1, в которой использовался тот же психодиагностический инструментарий, что и при первичном замере.
В качестве метода математической обработки в экспериментальной группе 1 (первичный и вторичный замеры) использовался критерий Уилкоксона, так, как именно он используется для сравнения произошедших изменений внутри группы.
Результаты, полученные в процессе вторичной диагностики, проводимой нами в экспериментальной группе 1 (отбор подростков в эту группу носил случайный характер) по опроснику Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности» приведены в таблицах (Приложение 10).
Для того чтобы более наглядно проследить внутригрупповые изменения, произошедшие в экспериментальной группе 1 в результате организации нами коррекционной работы, посредством проведения психологического тренинга нами была построена гистограмма 7.
Гистограмма 7 - Показатели агрессивности по опроснику Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности» (по среднему баллу)
Примечание: * - обозначены достоверные различия (р<0,05)
** - обозначены достоверные
Полученные данные подтверждены методами математической обработки, (в частности нами был использован критерий Уилкоксона), и приводятся в таблице 7.
Таблица 7 – Средние
показатели агрессивности по опроснику
Басса А. – Дарки А. «Диагностика
агрессивности»
Показатели |
Экспериментальная группа 1 |
Достоверность (р) |
Значение (w) | |
Первый замер |
Второй замер | |||
Средний балл ± Стандартное отклонение | ||||
Физическая агрессия |
7,9±1,4 |
5,8±1,3 |
<0,02 |
55* |
Косвенная агрессия |
5,7±1,2 |
3,9±1,4 |
<0,02 |
55* |
Раздражение |
7±1,4 |
4,3±1,05 |
<0,02 |
55* |
Негативизм |
4,4±0,8 |
3,5±0,8 |
<0,01 |
28** |
Обида |
6,9±1,3 |
4,2±1,2 |
<0,02 |
55* |
Подозрительность |
7±1,2 |
5,4±1,4 |
<0,02 |
55* |
Вербальная агрессия |
9,7±1,5 |
6,5±1,3 |
<0,02 |
55* |
Угрызения совести |
4,1±2,3 |
2,2±2,1 |
<0,02 |
36* |
Примечание: * - обозначены достоверные различия (р≤0,05)
** - обозначены достоверные
Исходя из данных, представленных в гистограмме 15 (первый и второй замеры), мы можем отметить следующее: уровень физической агрессии стал меньше 2,1 балла, достоверно выше (р<0,02); уровень косвенной агрессии уменьшился на 1,8 балла, что достоверно (р<0,02); уровень раздражения снизился на 2,7 балла (p<0,02); степень негативизма понизилась на 0,9 балла (p<0,02); уровень обиды после коррекционного воздействия снизился на 2,7 балла, что достоверно выше (р<0,01).
Уровень подозрительности в экспериментальной группе 1 после проведения психологического тренинга снизился на 1,6 балла (р<0,02); вербальная агрессия уменьшилась на 3,2 балла (р<0,02); уровень, характеризуемый угрызения совести, которые испытывают подростки был снижен на 1,9 балла, что достоверно при (р<0,02).
Динамику показателей
индекса агрессивности в
Гистограмма 8 – Уровень индекса агрессивности по опроснику Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности» (по среднему баллу)
Примечание: * - обозначены достоверные различия (р<0,05)
** - обозначены достоверные
При помощи критерия Уилкоксона нами подтверждена достоверность полученных данных, которая представлена в таблице 8.
Таблица 8 – Средние показатели индекса агрессивности по опроснику Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности»
Показатели |
Экспериментальная группа 1 |
Достоверность (р) |
Значение (w) | |
Первый замер |
Второй замер | |||
Средний балл ± Стандартное отклонение | ||||
Индекс агрессивности |
29,9±3,2* |
20,5±2,6* |
<0,02 |
55* |
Примечание: * - обозначены достоверные различия (р≤0,05)
** - обозначены достоверные
Из данных, зафиксированных в гистограмме 8, мы видим что после коррекционных занятий индекс агрессивности в экспериментальной группе 1 снизился на 9,4 балла, что достоверно выше (р<0,02).
Для того чтобы проследить динамику частоты встречаемости данного показателя, нами была составлена сводная таблица (Приложение 11), на основе которой построена гистограмма 9, позволяющая наглядно проследить произошедшие изменения.
Гистограмма 9 – Частота встречаемости индекса агрессивности по опроснику Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности»
Примечание: * - обозначены достоверные различия (р≤0,05)
** - обозначены достоверные различи
Опираясь на данные гистограммы 17, мы можем сказать, что если при первом замере мы имели высокую стопроцентную частоту встречаемости индекса агрессивности, то во втором замере подростков с высокой частотой встречаемости индекса агрессивности не зафиксировано (р≤0,01), а, наоборот, частоту встречаемости индекса их агрессивности можно рассматривать как среднюю, что достоверно чаще (р≤0,01) по критерию Z
Нами также была построена гистограмма 10, позволяющая наглядно проследить произошедшие изменения показателя индекса враждебности, полученные в процессе замеров в экспериментальной группе 1.
Гистограмма 10 – Уровень индекса враждебности по опроснику Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности» (по среднему баллу)
Примечание: * - обозначены достоверные различия (р<0,05)
** - обозначены достоверные различия (р<0,01)
Достоверность полученных данных подтверждена нами при помощи критерия Уилкоксона и представлена в таблице 9.
Таблица 9 – Средние показатели индекса враждебности по опроснику Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности»
Показатель |
Экспериментальная группа 1 |
Достоверность (р) |
Значение (w) | ||
Первый замер |
Второй замер | ||||
Средний балл ± Стандартное отклонение | |||||
Индекс враждебности |
13,9±1,*5 |
9,6±1,6* |
<0,02 |
55* |
Примечание: * - обозначены достоверные различия (р≤0,05)
** - обозначены достоверные
Ссылаясь на представленную гистограмму, мы можем отметить снижение индекса враждебности на 4,3 балла, достоверно чаще (р<0,02), что связано с психологическим воздействием, оказанным на эту группу.
В сводной таблице (Приложение
11), нами зафиксирована частота
Информация о работе Исследования агрессивности в подростковом возрасте