Исследования агрессивности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы, исходя из поставленной выше проблемы, является определение влияния психологического тренинга на снижение агрессивности у девочек-подростков школьного возраста.
Нулевая гипотеза предполагает выявить преобладание высоких показателей агрессивности, негативизма, враждебности, фрустрированности у девочек-подростков с агрессивным поведением по сравнению с контрольной группой девочек-подростков, не проявляющих повышенной агрессивности.
Основная гипотеза предполагает получить снижение уровня агрессивности у девочек-подростков из экспериментальной группы на фоне проведения психологического тренинга.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

Соответственно нами был зафиксирован высокий уровень эмоционального дискомфорта – 65% в экспериментальной и 10% в контрольной (р<0,01) группах. Средний уровень – 35% экспериментальная и 80% - контрольная (р<0,01) группы. Низкий уровень отмечен нами у 10% подростков контрольной группы (р<0,01).

Низкий внутренний контроль наблюдается у 75% подростков основной группы. Высокий уровень внутреннего контроля отмечен у 85% ребят из контрольной что достоверно чаще (р<0,01). Также 25% подростков экспериментальной и 15% - контрольной (р<0,01) групп имеют средние показатели замеряемого параметра.

У 75% учащихся из экспериментальной  группы нами была зафиксирована высокая потребность в постоянном контроле со стороны, в контрольной группе таких учащихся 30%, что достоверно чаще (р<0,01). Средний уровень измеряемого показателя отмечен у 25% подростков экспериментальной и 60% - контрольной (р<0,01) групп. Не нуждаются в контроле со стороны 10% учащихся контрольной группы (р<0,01).

Низкое стремление к доминирования  было зафиксировано у 20% учащихся из основной и 5% - контрольной (р<0,05) групп; у 60% учащихся основной группы и 50% - контрольной (р<0,05) потребность в доминировании имеет средние показатели. Высокую потребность в доминировании имеют 45% подростков контрольной и 20% - экспериментальной (р<0,05) групп.

Высокий уровень показателя ведомости был выявлен у 55% подростков экспериментальной и у 20% - контрольной (р<0,05) групп. Средний уровень определяемого показателя зафиксирован у 45% подростков экспериментальной и у 80% - контрольной групп, соответственно (р<0,05). Низкого уровня показателя ведомости не было зафиксировано ни в одной группе.

Высокий уровень эскапизма (ухода от проблем), нами был зафиксирован в 75% случаев в экспериментальной  и 40% - в контрольной (р<0,05) группах. В пределах нормы определяемый показатель зафиксирован в 25% случаев в экспериментальной и 50% - контрольной группах, что достоверно чаще (р<0,05). Низкий уровень данного показателя отмечен у 10% подростков контрольной группы, соответственно (р<0,05).

Обработка проведена при помощи программы «BIOSTATISTIKA» версия 4.03. Более подробная информация математической обработки содержится в приложении 8.

В процессе диагностического исследования, направленного на выявление  повышенного уровня агрессивности у подростков нами были выявлены 20 учащихся экспериментальной группы с высокими показателями агрессивности по всем параметрам, применяемых нами методик. Десять человек из этих учащихся вошли в экспериментальную группу 1, на которых непосредственно и оказывалось психологическое воздействие, посредством проведения с ними психологического тренинга. Выборка детей в эту группу 1 носила случайный характер. В нее вошли первые 10 человек из экспериментальной группы (первоначальной).

После деления групп  на экспериментальную 1 и экспериментальную 2 нами была разработана программа психологического тренинга, направленная на снижение уровня агрессивности у подростков. Разработанные нами занятия в рамках коррекционной программы проводились с учащимися экспериментальной группы 1; в экспериментальной группе 2 и контрольной данные занятия не проводились.

Предлагаемая  программа тренинга, направлена на коррекцию агрессивного поведения, повышение уровня коммуникативной  компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста и рассчитана на учащихся 9-11-х классов (Приложение 9).

Программа позволяет  решать следующие задачи:

- формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии;

- развитие навыков эффективного общения;

- сплочение ребят, формирование взаимного доверия;

-развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

- развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;

- повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников;

- формирование интереса к прикладным психологическим знаниям;

- осознание неконструктивных способов выражения агрессии;

- осознание агрессивного поведения и выражение своего отношения к нему;

- повышение активности и самооценки детей;

- принятие своих негативных качеств;

- изучение мотивов своего агрессивного поведения;

- изучение мотивов агрессивного поведения других людей.

В начальной части предлагаемого  тренинга акцент делается на сплочение  группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы.

Потом следуют  занятия, направленные на осознание  неконструктивных способов выражения агрессии, осознание агрессивного поведения и выражение своего отношения к нему, обучение методам саморегуляции, отработку конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях.

Данная программа  реализуется в тренинговых группах  по 8-10 человек и рассчитана на 10 занятий по 1,5 - 2 часа вне сетки учебного расписания.

Для построения занятий использовалась следующая схема: каждое занятие начиналось с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

Следующим этапом занятия  является рефлексия состояния участников, оформленная в определенном методическом приеме. Затем следует «разогревающее» психогимнастическое упражнение, тематически связанное с целью занятия, которое выполняет функцию «эмоциональной стимуляции», необходимой для последующего обращения к эмоционально значимым темам.

Последним этапом занятия является рефлексия состояния, включенная в ритуал завершения занятия.

После выполнения заданий психокоррекционной программы, направленной на снижение уровня агрессивности, нами была проведена  повторная психодиагностика в экспериментальной группе 1, в которой использовался тот же психодиагностический инструментарий, что и при первичном замере.

В качестве метода математической обработки в экспериментальной  группе 1 (первичный и вторичный  замеры) использовался критерий Уилкоксона, так, как именно он используется для сравнения произошедших изменений внутри группы.

Результаты, полученные в процессе вторичной диагностики, проводимой нами в экспериментальной  группе 1 (отбор подростков в эту  группу носил случайный характер) по опроснику Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности» приведены в таблицах (Приложение 10).

Для того чтобы более  наглядно проследить внутригрупповые  изменения, произошедшие в экспериментальной группе 1 в результате организации нами коррекционной работы, посредством проведения психологического тренинга нами была построена гистограмма 7.

Гистограмма 7 - Показатели агрессивности по опроснику Басса  А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности» (по среднему баллу)

 Примечание: * - обозначены достоверные различия (р<0,05)

           ** - обозначены достоверные различия (р<0,01)

Полученные данные подтверждены методами математической обработки, (в  частности нами был использован  критерий Уилкоксона), и приводятся в таблице 7.

Таблица 7 – Средние  показатели агрессивности по опроснику  Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности» 

Показатели

Экспериментальная группа 1

Достоверность

(р)

Значение (w)

Первый замер

Второй замер

Средний балл ± Стандартное отклонение

Физическая агрессия

7,9±1,4

5,8±1,3

<0,02

55*

Косвенная агрессия

5,7±1,2

3,9±1,4

<0,02

55*

Раздражение

7±1,4

4,3±1,05

<0,02

55*

Негативизм

4,4±0,8

3,5±0,8

<0,01

  28**

Обида

6,9±1,3

4,2±1,2

<0,02

55*

Подозрительность

7±1,2

5,4±1,4

<0,02

55*

Вербальная агрессия

9,7±1,5

6,5±1,3

<0,02

55*

Угрызения совести

4,1±2,3

2,2±2,1

<0,02

36*


Примечание: * - обозначены достоверные различия (р≤0,05)

           ** - обозначены достоверные различия (р≤0,01)

Исходя из данных, представленных в гистограмме 15 (первый и второй замеры), мы можем отметить следующее: уровень физической агрессии стал меньше 2,1 балла, достоверно выше (р<0,02); уровень косвенной агрессии уменьшился на 1,8 балла, что достоверно (р<0,02); уровень раздражения снизился на 2,7 балла (p<0,02); степень негативизма понизилась на 0,9 балла (p<0,02); уровень обиды после коррекционного воздействия снизился на 2,7 балла, что достоверно выше (р<0,01).

Уровень подозрительности в экспериментальной  группе 1 после проведения психологического тренинга снизился на 1,6 балла (р<0,02); вербальная агрессия уменьшилась на 3,2 балла (р<0,02); уровень, характеризуемый угрызения совести, которые испытывают подростки был снижен на 1,9 балла, что достоверно при (р<0,02).

Динамику показателей  индекса агрессивности в экспериментальной группе 1 можно проследить при помощи гистограммы 8.

Гистограмма 8 – Уровень  индекса агрессивности по опроснику  Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности» (по среднему баллу)

Примечание: * - обозначены достоверные различия (р<0,05)

           ** - обозначены достоверные различия (р<0,01)

При помощи критерия Уилкоксона нами подтверждена достоверность полученных данных, которая представлена в таблице 8.

Таблица 8 – Средние показатели индекса агрессивности по опроснику Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности»

Показатели

Экспериментальная группа 1

Достоверность

(р)

Значение 

(w)

Первый замер

Второй замер

Средний балл ± Стандартное отклонение

Индекс агрессивности

29,9±3,2*

20,5±2,6*

<0,02

55*


Примечание: * - обозначены достоверные различия (р≤0,05)

           ** - обозначены достоверные различия (р≤0,01)

Из данных, зафиксированных  в гистограмме 8, мы видим что после коррекционных занятий индекс агрессивности в экспериментальной группе 1 снизился на 9,4 балла, что достоверно выше (р<0,02).

Для того чтобы проследить динамику частоты встречаемости  данного показателя, нами была составлена сводная таблица (Приложение 11), на основе которой построена гистограмма 9, позволяющая наглядно проследить произошедшие изменения.

Гистограмма 9 – Частота встречаемости индекса агрессивности по опроснику Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности»

 Примечание: * - обозначены достоверные различия (р≤0,05)

           ** - обозначены достоверные различия (р≤0,01)

Опираясь на данные гистограммы 17, мы можем сказать, что если при  первом замере мы имели высокую стопроцентную  частоту встречаемости индекса  агрессивности, то во втором замере подростков с высокой частотой встречаемости индекса агрессивности не зафиксировано (р≤0,01), а, наоборот, частоту встречаемости индекса их агрессивности можно рассматривать как среднюю, что достоверно чаще (р≤0,01) по критерию Z

Нами также была построена  гистограмма 10, позволяющая наглядно проследить произошедшие изменения показателя индекса враждебности, полученные в процессе замеров в экспериментальной группе 1.

 

Гистограмма 10 – Уровень  индекса враждебности по опроснику  Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности» (по среднему баллу)

 Примечание: * - обозначены достоверные  различия (р<0,05)

** - обозначены достоверные  различия (р<0,01)

Достоверность полученных данных подтверждена нами при помощи критерия Уилкоксона и представлена в таблице 9.

Таблица 9 – Средние показатели индекса враждебности по опроснику Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности»

Показатель

Экспериментальная группа 1

Достоверность

(р)

Значение 

(w)

Первый замер

Второй замер

Средний балл ± Стандартное отклонение

Индекс враждебности

13,9±1,*5

9,6±1,6*

<0,02

55*


Примечание: * - обозначены достоверные различия (р≤0,05)

           ** - обозначены достоверные различия (р≤0,01)

Ссылаясь на представленную гистограмму, мы можем отметить снижение индекса враждебности на 4,3 балла, достоверно чаще (р<0,02), что связано с психологическим воздействием, оказанным на эту группу.

В сводной таблице (Приложение 11), нами зафиксирована частота встречаемости индекса враждебности, в экспериментальной группе 1 (первый и второй замеры), то есть до психологического воздействия и после него.

Информация о работе Исследования агрессивности в подростковом возрасте