Исследования агрессивности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы, исходя из поставленной выше проблемы, является определение влияния психологического тренинга на снижение агрессивности у девочек-подростков школьного возраста.
Нулевая гипотеза предполагает выявить преобладание высоких показателей агрессивности, негативизма, враждебности, фрустрированности у девочек-подростков с агрессивным поведением по сравнению с контрольной группой девочек-подростков, не проявляющих повышенной агрессивности.
Основная гипотеза предполагает получить снижение уровня агрессивности у девочек-подростков из экспериментальной группы на фоне проведения психологического тренинга.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

Вторую группу: составляют подростки с деформированными потребностями и ценностями. Обладая более широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное  положение за счет притеснения слабых, младших.  Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность. У детей извращено представление о мужестве, о товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляться у них ситуативно, в основном против тех,  кто слабее.

Третью группу: подростков характеризует конфликт между деформированными позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами.  Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью.  Эти дети  апатичные не стремятся к достижению успеха.    В их поведении преобладает косвенная и вербальная агрессия.

В четвёртую группу:  входят подростки, которые отличаются слабодеформированными потребностями, но, в то же время, у них наблюдается отсутствие определенных интересов и весьма ограничен круг общения.  Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей характерно трусливость, мнительность. В их поведении преобладает  вербальная агрессия и негативизм. [3]

Рост агрессивных тенденций  в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества, где за последние годы растет  молодежная преступность, особенно преступность среди подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущие за собой тяжкие повреждения.  Участились случаи групповых драк подростков, которые носят ожесточенный характер.

Агрессия  и агрессоры  всегда оцениваются крайне отрицательно, как выражение антигуманизма, наличие культа грубости.  Но имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергитично наступательных и дают им положительную окраску. Это обычно делается, если речь идет о спортивных состязаниях.

В подростковой жизни  нередко встречаются формы насильственного  поведения, определяемого в терминах «задиристость»,  «драчливость»,  «озлобленность», «жестокость», «враждебность».

Причины агрессии ребенка  необходимо искать в семье, в воспитании. Наказание детей может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции, включая овладение формами агрессивных  действий. Ребенок учится, что сильный и старший может проявлять, демонстрировать агрессивные действия. Наблюдения показывают, что агрессивные дети воспитываются родителями, применявшие к ним физическое насилие. Детей, которых часто и сильно били, ведут себя спокойно и даже покорно  дома, но по отношению к посторонним, к ровесникам проявляют больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была другая ситуация. Наказание – это модель агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослым.

1.3. Условия возникновения агрессивного поведения подростков

 

На возрастание проявления насилия и агрессивности среди  людей влияет экономическая нестабильность и социальная напряженность. В настоящее время повседневностью стали конфликты, некоторые из них перерастают в физическое насилие, нанесение телесных повреждений, различные виды преступных посягательств против личности. Подобные конфликты сопровождаются взаимном неуважением, грубостью, оскорблениями, жестокостью. Особенно неблагополучно положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, которые ограничены в материальных  возможностях удовлетворения своих желаний, интересов. Возникает чувство ущемленности, обделенности, незаслуженной обиды, чувство зависти, которое толкает некоторых их них на  совершение грабежей, разбоев, насилия. Подобные действия сопровождаются ожесточением, служащим средством психологической компенсации пережитых унижений.

Эмоциональная сфера  подростка характеризуется повышенной реактивностью, возбудимостью, резкой сменой настроения. Подростки проявляют высокую тревожность  на всех уровнях общения, прежде всего с родителями, взрослыми, от которых зависит их положение.

К специфическим формам подросткового  поведения относятся: реакция увлечения (хобби – реакция), реакция эмансипации, реакция объединения в группы со сверстниками,  реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечениям. Проявления насилия, агрессивного поведения среди подростков состоит в тесной зависимости от состояния семейных отношений, от мировоззрения и поведения родителей, взрослых.

Следующие факторы особенно влияют на формирование представлений  и поведение ребенка:

Безнадзорность – ребенок не получает должного внимания со стороны родителей; Гиперопека – чрезмерная регламентация и контроль за поведением; Эмоциональное отвержение – родители ориентированы только на свои проблемы и отвергают ребенка;

Жестокие взаимоотношения – излишние строгие наказания, в том числе за мелкие проступки, за самое незначительное непослушание; «Кумир семьи» -   ребенок является постоянно объектом внимания и восхищения.

Подобные модели отношения  к ребенку  в семье формируют  у него качества, которые порождают  тревожность в его поведении  и склонность к крайним реакциям и эмоциям, в том числе и агрессивного характера. Семья формирует не только социально значимые качества личности, но и оценочные критерии, создает свою культуру повседневной жизни.  Нет ни одного социального аспекта поведения подростка, на которые не оказала влияние семья.[48].

Агрессивность ребенка  можно выявить по следующим признакам:

1. Частые  случаи действий против других детей (насмешки, побои, лишение какого-либо предмета).

2. Частые эпизоды гневных выкриков или приступы плохого настроения.

3. Постоянное противоречие родителям и другим авторитетным взрослым.

4. Многочисленные поступки, направленные на разрушение.

Деятельность средств  массовой информации наложила значительный отпечаток на психику подростка – поток  кино, телефильмов, печатной продукции, рекламы, заполненные сценами обмана, насилия, секса – делают подростка агрессивным. Обилие «детективов», «боевиков», «порнографических фильмов» и т.д. провоцируют агрессивные формы поведения, делая подростка взрослыми в его собственных глазах. Телевидение не только развлекает и дает информацию, но формирует в детях, подростках суждения, модели поведения.

Основные вопросы, которые  вызывают беспокойство:

1. Вредно ли для эмоционального здоровья детей проводить столько времени перед телевизором (в среднем 3-7 часов). Так ли много телепродукции связано с насилием?

2. Может ли наблюдение сцен насилия на экране формировать жестокость?

Психологи пришли к выводу, что воздействие телевидения  на человека преимущественно негативное. Ученые убеждены в следующем:

-  Подростки в серьезных ситуациях, в игре, в межличностном общении подражают насилию, увиденному на экране.

- Они склоны отождествлять себя  с определенными жертвами или агрессорами.

- Подростки становятся не чувствительными к грубости, жестокости, посмотрев много сцен насилия.

- Они начинают считать насилие приемлемой формой и моделью поведения  и способом решения своих проблем. [5].

Представляете себе айсберг, что над водой  - это наше сознание, что под водой, чего мы не видим – подсознание. Наш сознательный ум старается не пропускать все то, что является нездоровым, все то, что не приемлемо для общества.  Сознание подстраивается под базовые программы, заложенные в подсознании. Если вы получаете одновременно команду на сознательном уровне – вы слышите и прочитываете (реклама, фильм), и команду на подсознательном уровне (через изображение). В своем поведении вы подчиняетесь в первую очередь команде, идущей с уровня подсознания. Важно какую информацию мы получаем с экрана телевизора, но еще важнее какая информация находится за кадром. [28,38].

Отдельно следует сказать о  музыкальном пристрастии подростков.  В возрасте 11-12 лет у подростков возникает интерес к различным  ансамблям, группам, исполнителям.  Во многом он определяется существующей  в молодежной среде, компании сверстников моде на те или иные музыкальные направления. Интерес даже страсть к определенным музыкальным стилям связан с особенностями эмоциональной жизни подростка, с потребностями в эмоциональном насыщении, слова песен являются как бы ответом на многочисленные  мучащие подростка вопросы. [50,123].

Ученые пришли к выводу, что современные  музыкальные стили и направления негативно влияют на эмоциональное здоровье людей. Итак, современные направления – рок, поп-музыка, джаз, танго, блюзы, вуду, компьютерная музыка имеют рваный ритм, который не является синхронным с ритмом организма.  Эта музыка создает некоторый тип статического электричества, которое изменяет сердцебиение. Когда вы танцуете, делая резкие, интенсивные движения, энергия выбрасывается, разрушая ауру человека, который ее  слушает. Подросток чувствует  поток энергии, но он течет вниз, что толкает слушателя в депрессию, появляется чувство злобы, раздражения, агрессии, музыка может вызвать головную боль, ухудшение сна, психические и эмоциональные расстройства, подросток чувствует себя опустошенным и усталым. 

Что же касается слов  современных  текстов песен  - на протяжении всей песни может быть одно слово, растянутое во времени -  смерть, насилие наркотики, самоубийство. Эти слова проникают в подсознание «жертв», слушающих музыку. И человек оказывается запрограммированным на смерть и разрушение, это уничтожение самой жизни. Какая может быть любовь к жизни, когда  все подсознание настроено на ритмы смерти, а в своем поведении человек подчиняется команде, идущей с уровня подсознания.

У нас в стране произошел  полный переворот в культуре  и причина – злоупотребление звуком. Подобная музыка стала частью нашей жизни, она звучит как музыкальный фон в общественных местах, все, что мы покупаем, вся одежда, пища,  пропитана этим звуком.  Если она насаждается еще более интенсивно и агрессивно то становится умоубийством.  Датский психолог  Д. Мирло предложил этот термин. Он сказал: «Убийство разума разработано по всем правилам науки, чтобы люди добровольно подчинились дисциплине недумания, стали подобно роботам, рабами»…[29,43].

Душа воспринимает эту  музыку, как насилие, но по мере того как она становится частью нашей культуры, мы привыкаем к ней, так происходит с другими вредными привычками, будь то привычка к алкоголю, никотину, наркотикам или  любая другая  зависимость, мы хотим этой музыки все больше и больше, потому что она забирает у слушателя всю энергию, и «жертвам» приходится слушать и слушать, чтобы получить дополнительный стимул. Это настоящая зависимость от ритмов, противостоящих ритму организма. Если разум и чувства человека расстроены, желания не очищены, он может выбрать то, что не бросает вызов его стандартам, а потакает избранным им порочным нормам. Так обесценивается искусство и другие ценности.

Таким образом,  причинами  агрессивности  выступает экономическая и социальная обстановка в стране, личностные особенности ребенка – темперамент, характер, конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семье,  характер и условия семейного воспитания.

1.4.  Психологические особенности проявления агрессивности у девочек подростков

Считается, что мальчики более склонны к проявлениям  агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство  ученых, сейчас разница в агрессивном  поведении между девушками и юношами уменьшается.

Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девушки. Кроме того, до сих пор сохраняется  стереотипный взгляд общества на то, что  девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят «пойди и дай сдачи», девочке же такой совет дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону.

Еще одно отличие. Девочки  более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые искусницы сызмальства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее.

Женский пол раньше обучается  контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики контролируют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора.

Особенно заметна разница  между агрессивностью полов между  десятью и четырнадцатью годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим контролем, девочки довольно часто «подставляют» ребят.

Для иллюстрации привожу  часто встречающийся эпизод из школьной жизни. Девочка говорит соседу по парте какую-нибудь гадость, делает несколько росчерков в его тетрадке и тут же с невинным видом смотрит на учительницу, будто слушает ее очень внимательно. Та, естественно, видит только бурную ответную реакцию мальчишки и наказывает его, поскольку во время урока выяснять «кто первый начал» ей некогда.

В семье с жесткой  авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью. Такой тип формирования хорошо отражен в целом ряде сказок. Яркие примеры — сестры главных героинь в «Золушке» и «Морозко». Родные матери девочек — женщины властные, самолюбивые, напористые до грубости. Мамаши находились в повторном браке за слабыми, вялыми, спокойными и уступчивыми мужчинами. Наблюдая за поведением матерей, девочки тоже приобрели черты агрессивности, грубости, конфликтности, правда, к этому еще выросли лентяйками, неряхами и неумехами.

Информация о работе Исследования агрессивности в подростковом возрасте