Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:25, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы, исходя из поставленной выше проблемы, является определение влияния психологического тренинга на снижение агрессивности у девочек-подростков школьного возраста.
Нулевая гипотеза предполагает выявить преобладание высоких показателей агрессивности, негативизма, враждебности, фрустрированности у девочек-подростков с агрессивным поведением по сравнению с контрольной группой девочек-подростков, не проявляющих повышенной агрессивности.
Основная гипотеза предполагает получить снижение уровня агрессивности у девочек-подростков из экспериментальной группы на фоне проведения психологического тренинга.
Для того чтобы более наглядно продемонстрировать произошедшие изменения индекса враждебности в экспериментальной группе 1, нами была построена следующая гистограмма 11.
Гистограмма 11 – Частота
встречаемости индекса
Примечание: * - обозначены достоверные различия (р≤0,05)
Из полученной гистограммы мы видим, что высокая частота встречаемости индекса враждебности во втором замере снизилась на 70% и составляет всего 30% (р≤0,01); также после проведения серии психотренингов возросло количество подростков со средней частотой встречаемости враждебности и составляет 70% (р≤0,01), хотя в первом замере, их не было вообще.
Далее проводилось повторное исследование социально-психологической адаптации девочек - подростков, по уже описанной нами методике «СПА», разработанной Роджерсом К. и Даймондом Р.
Исследование проходило стандартно. Использовался групповой прием сбора материала. Полученные данные были тщательно обработаны нами. Результаты, проанализированы и представлены нами в таблице (Приложение 12).
На основании этих
результатов построена
Гистограмма 12 – Показатели
социально-психологической
(по среднему баллу)
Примечание: * - обозначены достоверные различия (р<0,05)
** - обозначены достоверные различия (р<0,01)
Полученные данные подтверждены методами математической обработки, которую можно проследить в таблице 10.
Таблица 10 – Средние показатели по опроснику социально – психологической адаптации (СПА)
Показатели |
Экспериментальная группа 1 |
Достоверность (р) |
Значение (w) | |
Первый замер |
Второй замер | |||
Средний балл ± Стандартное отклонение | ||||
Адаптивность |
87,9±36,4 |
135,7±14,7 |
<0,02 |
-55* |
Дезадаптивность |
131,3±19,3 |
89,6±21,8 |
<0,02 |
55* |
Приятие себя |
28±7,8 |
48,6±8,2 |
<0,02 |
-55* |
Неприятие себя |
21,2±7,4 |
13,4±4,3 |
<0,02 |
55* |
Приятие других |
12,3±4,4 |
24,6±6,3 |
<0,02 |
-55* |
Неприятие других |
27,4±7,4 |
14,5±3,8 |
<0,02 |
55* |
Эмоциональный комфорт |
13,2±3,4 |
23,5±6 |
<0,01 |
-28* |
Эмоциональный дискомфорт |
29,8±8 |
17,7±4,9 |
<0,02 |
55* |
Внутренний контроль |
25,1±5,5 |
31,3±4,1 |
<0,02 |
-55* |
Внешний контроль |
52,6±20,8 |
27,6±10,4 |
<0,02 |
55* |
Доминирование |
8,8±3,9 |
16±6,7 |
<0,02 |
-55* |
Ведомость |
26,9±10,7 |
16,1±6 |
<0,02 |
55* |
Эскапизм |
22,9±3,5 |
14,8±2,7 |
<0,02 |
55* |
Примечание: * - обозначены достоверные различия (р≤0,05)
** - обозначены достоверные различия (р≤0,01)
Ссылаясь на данные, представленные при помощи гистограммы, мы можем сделать вывод о том, что после проведения нами серии коррекционных занятий, направленных на снижение уровня агрессивности у подростков экспериментальной группы 1 произошли значительные изменения. Так адаптивность учащихся, выявленная во втором замере выросла на 47,8 балла (р<0,02); уровень дезадаптивности снизился на 41,7 балла (р<0,02); увеличилась способность принимать себя на 20,6 балла (р<0,02); сократились параметры свойства неприятия себя на 8,8 балла (р<0,02). Возможности приятия других людей увеличились на 12,3 балла, что достоверно по критерию Уилкоксона выше (р<0,02); и как следствие этого первоначальные показатель неприятия других уменьшился на 13,2 балла (р<0,02). Также мы можем констатировать факт увеличения эмоционального комфорта подростков на10,3 балла (р<0,02); и как следствие этого снижение показателя эмоционального дискомфорта на 12,1 балла (р<0,02). Внутренний контроль подростков стал выше на 6,1 балла (р<0,02); потребность в контроле со стороны снизилась на 25 баллов (р<0,02); потребность в доминировании увеличилась на 7,2 балла (р<0,02). В результате коррекционной работы снизалась ведомость учащихся на 10,8 балла (р<0,02); также произошло снижение уровня эскапизма на 8,1 балла (р<0,02), следовательно ребята научились решать свои проблемы, вместо того, чтобы уходить от них.
Следующим этапом нашей
работы стало повторное
В целом диагностирование было проведено стандартно, в соответствии с предъявляемыми методиками требованиями. В процессе диагностики использовался групповой прием сбора данных.
Результаты повторной
Для того, чтобы доказать достоверность нашего исследования мы использовали методы математической статистики, в частности парный критерий Стьюдента, так как именно он обеспечивает наибольшую достоверность при сравнении показателей агрессивности в экспериментальной группе 1 с показателями агрессивности в экспериментальной группе 2.
Результаты статистической обработки, произведенные в процессе второго замера представлены в таблицах 11, 12.
Таблица 11 – Средние показатели агрессивности по опроснику Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности»
Показатели |
Экспериментальная группа 1 |
Экспериментальная группа 2 |
Достоверность (р) |
Средний балл ± Стандартное отклонение | |||
Физическая агрессия |
5,8 ± 1,3** |
8 ± 1,4** |
0,01 |
Косвенная агрессия |
3,9 ± 1,4** |
5,9 ± 0,7** |
0,01 |
Раздражение |
4,3 ± 1** |
6,2 ± 1,4** |
0,01 |
Негативизм |
3,5 ± 0,8** |
5,1 ± 1,4** |
0,01 |
Обида |
4,2 ± 1,2** |
5,9 ± 1,4** |
0,01 |
Подозрительность |
5,4 ± 1,4** |
7 ± 1,7** |
0,01 |
Вербальная агрессия |
6,5 ± 1,3** |
8,6 ± 1,3** |
0,01 |
Угрызения совести |
2,2 ± 2,1** |
3,9 ± 1,8** |
0,01 |
Индекс агрессивности |
20,5 ± 2,6** |
28,7 ± 1,7** |
0,01 |
Индекс враждебности |
9,6 ± 1,6** |
12,9 ± 1,8** |
0,01 |
Примечание: * - обозначены достоверные различия (р≤0,05)
** - обозначены достоверные различия (р≤0,01)
Ссылаясь на данные, зафиксированные в таблице, мы можем констатировать достоверность результатов, полученных при втором замере в экспериментальных группах 1 и 2, так как по всем замеряемым нами параметрам (р ≤0,01).
Таблица 12 – Средние показатели по опроснику социально-психологической адаптации (СПА)
Показатели |
Экспериментальная группа 1 |
Экспериментальная группа 2 |
Достоверность (р) |
Средний балл ± Стандартное отклонение | |||
Адаптивность |
135,7 ± 14,7 |
107,4 ± 30,7* |
0,02 |
Дезадаптивность |
89,6 ± 21,8* |
117,5 ± 27,8* |
0,02 |
Приятие себя |
48,6 ± 8,2** |
35,8 ± 11,6** |
0,01 |
Неприятие себя |
12,4 ± 4,3** |
23 ± 6,6** |
0,01 |
Приятие других |
24,6 ± 6,3* |
18,4 ± 6,7* |
0,04 |
Неприятие других |
14,5 ± 3,8** |
34,1 ± 18,2** |
0,01 |
Эмоциональный комфорт |
23,5 ± 6,1** |
12,2 ± 8,1** |
0,01 |
Эмоциональный дискомфорт |
17,7 ± 4,9** |
34,9 ± 8,8** |
0,01 |
Внутренний контроль |
31,3 ± 4,1** |
22,3 ± 6,6** |
0,01 |
Внешний контроль |
27,6 ± 10,4* |
45,1 ± 19,3* |
0,02 |
Доминирование |
16 ± 6,7* |
10,5 ± 3,3* |
0,03 |
Ведомость |
16,1 ± 6** |
26,2 ± 12,6** |
0,01 |
Эскапизм |
14,8 ± 2,7** |
23,1 ± 4,5** |
0,01 |
Примечание: * - обозначены достоверные различия (р≤0,05)
** - обозначены достоверные различия (р≤0,01).
Ссылаясь на данные таблицы 16, мы можем констатировать следующие факты: достоверность различия между показателями уровня принятия себя, непринятия себя, неприятия других, эмоционального комфорта, эмоционального дискомфорта, внутреннего контроля, степени ведомости и эскапизма (второй замер), выше (р<0,01). Показатели адаптивности, дезадаптивности и внешнего контроля достоверны при (р<0,02). Показатель уровня приятия других достоверен при «р» равном 0,04; показатели уровня доминирования достоверны при «р» равном 0,03.
Таким образом, проанализировав нашу работу и подтвердив ее методами математической обработки данных (критерий Стьюдента, критерий Уилкоксона, критерий Z), следует отметить, что уровень агрессивности в экспериментальной группе 1 значительно снижен, по сравнению с экспериментальной группой 2, к чему мы и стремились. Заметно вырос средний уровень агрессивности, но это свойственно подросткам, так как данный возраст, как мы уже неоднократно отмечали в своей работе, является кризисным.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что разработанная нами программа психологического тренинга, оказала влияние на уровень агрессивности наших испытуемых, а именно: существенно снизила его.
Обработка проведена при помощи программы «BIOSTATISTIKA» версия 4.03. (Приложение 15).
В соответствии с полученными нами результатами были разработаны рекомендации для работы с агрессивными подростками.
Психологам образовательного учреждения следует уделять внимание следующим аспектам работы:
1. Восстановление у подростка позитивного самовосприятия, его доверия к себе, к миру, работа с Я - концепцией, самооценкой;
2. Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения;
3. Анализ проблемы, выявление провоцирующих источников, причин агрессивного поведения;
4. Выработка шагов роста: описание конкретных достижений через день, неделю, месяц;
5. Проработка возможных рецидивов старого поведения с использованием стратегии «устранение рецидивов»;
6. Формирование чувства уверенности в себе;
7. Работа с мотивационными компонентами деятельности:
8. Обратить внимание на взаимоотношения в классе со сверстниками и учителями;
9. Коррекция семейно-
Преподавательскому составу:
1. Изучение индивидуальности
подростков с агрессивным
2. Проявлять толерантность и тактичность во взаимоотношениях с учащимися;
3. Проявлять участие в школьной жизни подростков;
4. Обратить внимание на стиль преподавания (приветствуется демократический);
5. Мотивированность детей
на выполнение какой-либо
6. Общение на «равных» и равное отношение ко всем учащимся.
Родителям:
1. Стараться сохранять контакт со своим ребенком, уметь поставить себя на его место;
2. Правила поведения в семье должны быть выполнимы для детей;
3. Постарайтесь найти
и развить сферу общих интересо
4. Обеспечьте возможности для реализации умений своих детей;
5. Не обременяйте их
слишком большими заботами
6. Не сравнивайте подростка с окружающими;
7. Не предъявляйте
к ребенку завышенных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной
нами исследовательской и
1. Проявления агрессивности
в подростковом возрасте
2. Обоснованность подбора и применения нами методов психодиагностического исследования у подростков с агрессивным поведением базировалась на возможности получить наиболее полную информацию о личностных особенностях данной группы детей. При подборе методов психодиагностического исследования нами использовались методики с достаточно высокой валидностью и надежностью, учитывающие психологические особенности подросткового возраста.
3. Нами установлены достоверно более высокие показатели агрессивности, фрустрации, тревожности, дезадаптивности, эмоционального дискомфорта, эскапизма и т д. у подростков экспериментальной группы, что свидетельствует о том, что эти факторы являются предпосылками агрессивного поведения детей подросткового возраста.
4. Нами подобрана, разработана
и проведена программа
Информация о работе Исследования агрессивности в подростковом возрасте