Исследования агрессивности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы, исходя из поставленной выше проблемы, является определение влияния психологического тренинга на снижение агрессивности у девочек-подростков школьного возраста.
Нулевая гипотеза предполагает выявить преобладание высоких показателей агрессивности, негативизма, враждебности, фрустрированности у девочек-подростков с агрессивным поведением по сравнению с контрольной группой девочек-подростков, не проявляющих повышенной агрессивности.
Основная гипотеза предполагает получить снижение уровня агрессивности у девочек-подростков из экспериментальной группы на фоне проведения психологического тренинга.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

   Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер. Классический пример — «Пеппи-Длиный Чулок»  Матери у нее не было, примером мог служить лишь шебутной, безбашенный и напористый папа, который ею интересовался мало и девочке пришлось приспосабливаться к окружающему миру самой, используя отцовский пример и вырабатывая в себе активность и агрессивность.

Эти же отличия характерны для проявления девочками агрессии в группе. В случаях групповых «разборок» девочки чаще бывают заводилами и подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают «завести» мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и подзуживают «старающихся дурачков». [Автор: Г.Э. Бреслав]

В подростковом возрасте с девочками происходят активные физиологические изменения, поэтому будет уместно обсудить предменструальный синдром (ПМС)- комплекс физиологических и психических изменений, происходящих перед менструацией, обычно за 4-7 дней до её начала. Хотя ведутся активные дебаты по поводу того, насколько значимы предменструальные симптомы и насколько они распространены, чтобы их можно было диагностировать как синдром [sommer. 1983] Сам факт физиологических изменений оспаривается редко.

Исследователи считают, что предменструальные симптомы связанны с изменениями в гормональном балансе между эстрогеном и прогестероном (Moyer.1976; Tasto & Jnsel. 1977). Понижение уровня пргестерона ассоциируется с высокой степенью риска суицида, особенно насильственного суицида и совершением преступлений женщинами и девушками. Поскольку физиологические изменения предположительно могут оказывать сильное влияние на поведение, ПМС с успехом использовалось защитой, в судебных процессах в Англии, как фактор способствующий криминальному поведению у женщин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДРВАНИЕ  УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ ДЕВОЧЕК - ПОДРОСТКОВ

 

2.1. Цель, гипотеза, задачи и предмет исследования

Целью данной выпускной  квалификационной работы, исходя из поставленной выше проблемы, является определение влияния психологического тренинга на снижение агрессивности у девочек-подростков школьного возраста.

Нулевая гипотеза предполагает выявить преобладание высоких показателей  агрессивности, негативизма, враждебности, фрустрированности у девочек-подростков с агрессивным поведением по сравнению с контрольной группой девочек-подростков, не проявляющих повышенной агрессивности.

Основная гипотеза предполагает получить снижение уровня агрессивности у девочек-подростков из экспериментальной группы на фоне проведения психологического тренинга.

Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать  научную литературу по исследуемой  теме.

2. Отобрать и апробировать диагностический аппарат для изучения уровня агрессивности у подростков.

3. Провести сравнение  по полученным результатам показателей  агрессивности подростков экспериментальной  и контрольной групп.

4. Подобрать адекватные  методы коррекции, направленные на снижение уровня агрессивности, разработать программу психологического тренинга.

5. Отследить динамику  показателей агрессивности подростков  под влиянием проведенных психокоррекционных  занятий; провести статистический  анализ.

Предметом исследования является психологический тренинг, как средство коррекции агрессивности у девочек-подростков.

 

2.2. Методика  исследования

Объект исследования.

Основная группа: 20 подростков (девочек) в возрасте 12-13 лет, склонных к агрессивному поведению (грубость по отношению к сверстникам, недоброжелательные отношения с педагогами и родителями, частые конфликты, оскорбления), без выраженных психических и соматических патологий. Учащиеся проживают в полных семьях, (т. е. имеют обоих родителей).

Все подростки обучаются  в муниципальном образовательном учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13», города Воркуты, по традиционной программе.

Основанием для выбора учащихся в экспериментальную группу послужили следующие причины:

    1. Совершение правонарушений.
    2. Жалобы преподавателей.
    3. Постановка подростков на внутришкольный учет.
    4. Обращение родителей за помощью к школьному психологу.

Контрольная группа: Контрольная  группа: 20 подростков (девочек) в возрасте 12-13 лет, не проявляющих агрессивности  в поведении, из полных семей, (т. е. имеющих обоих родителей), без выраженных психических и соматических патологий.

Все подростки обучаются в муниципальном  образовательном учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13», города Воркуты, по традиционной программе.

Основание для выбора учащихся в контрольную группу – отсутствие жалоб педагогов, родителей, адекватное поведение, благоприятная социализация данной группы подростков.

 

Диагностический инструментарий исследования подобран нами в соответствии с выдвинутой целью и поставленными задачами.

При выборе методик учитывалась  положительная оценка применения и  надежность методики по данным ряда отечественных и зарубежных исследователей; доступность методики для изучаемого контингента детей; пригодность данной методики для групповых обследований, возможность математической обработки полученных результатов и пр.

1. Опросник Басса А.  – Дарки А. (1982) «Диагностика агрессивности».

Цель: диагностика агрессивных  форм поведения у подростков.

Возрастной диапазон с 14 лет и  старше.

Данная методика выгодно отличается тем, что позволяет получить надежную информацию не только о внутренних побуждениях детей, но и результатах их деятельности и поведения. Опросник Басса А. – Дарки А. позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения, а так же позволяет получить данные о готовности детей действовать в определенном направлении. Результаты применения данной методики позволяют сделать выводы о содержании мотивационной сферы подростка. Помимо всего вышеперечисленного, в рамках экспериментальной работы, нам интересен общий уровень агрессивности субъекта, который высчитывается как среднее арифметическое четырех показателей (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия).

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Инструкция: «Прочитайте внимательно  каждое из приведенных предложений  и дайте ответ на него (да; нет), в зависимости от того согласны ли вы с данным высказыванием» (Приложение 1).

2. Методика диагностики  социально-психологической адаптации «Опросник СПА», Роджерс К., Даймонд Р. (1981).

Цель: выявление уровня социально-психологической  адаптации.

Шкала социально-психологической  адаптированности (шкала СПА) разработана Роджерсом К. и Даймондом Р. и адаптирована Снегиревой Т. В. Возрастной диапазон от 13 лет и старше.

Инструкция: «В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 1 до 6».

- 1 - это ко мне совершенно не относится;

- 2 - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

- 3 - не решаюсь отнести это к себе;

- 4 - это похоже на меня, но нет уверенности;

- 5 - это на меня похоже;

- 6 - это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания (Приложение 2).

Методы исследования:

    1. Теоретический анализ литературы.
    2. Эксперимент.
    3. Наблюдение.

Методы математической обработки.

1. Т-критерий Уилкоксона;

2. t-критерий Стьюдента.

3. Критерий z.

Исследование проводилось  без применения специальной аппаратуры.

 

 

2.3. Результаты  исследования

Для определения контрольной и экспериментальной групп нами была проведена диагностика, направленная на выявления уровня агрессивности у учащихся восьмых классов. В исследовании участвовало 40 человек: 20 человек (девочки) – основная группа и 20 человек (девочки) - контрольная группа.

Следует отметить, что  для достоверности полученных результатов нами были взяты идентичные группы испытуемых, состоящие из девочек, воспитывающихся в социально благополучных полных семьях (т. е. имеющих обоих родителей), без выраженных психических и соматических патологий. Испытуемые проживают в городе Воркуте и обучаются в общеобразовательных классах.

Для того, чтобы доказать достоверность нашего исследования мы использовали методы математической статистики. В частности, парный критерий Стьюдента, так как именно он обеспечивает наибольшую достоверность при сравнении показателей агрессивности в экспериментальной группе с показателями агрессивности в контрольной группе, критерий Z, который обеспечивает достоверность исследования при процентном сравнении показателей полученных в группах.

Исследование уровня агрессивности мы начали с проведения диагностики по опроснику Басса А. – Дарки А. Преимущество данной методики заключается в том, что она может быть использована при групповой работе. Для получения более объективных данных, а также с целью не перегружать детей, исследование проводилось утром, на втором уроке. Ребята работали с удовольствием, вопросов по ходу выполнения работы не возникало.

При обработке результатов  диагностики подсчитывалось общее  количество ответов, данное каждым обследуемым; выявлялась степень выраженности показателей с помощью баллового соотнесения их с «ключом» методики.

Индексы агрессивности  и враждебности, превышающие допустимую норму, свидетельствуют о выраженности агрессии.

Так как в данном исследовании перед нами стояла задача выявления уровня агрессивности у испытуемых, то мы отразили данные, полученные в результате первичного замера, в таблицах (Приложения 3; 4).

Так же по результатам  диагностики нами были построены  гистограмма 1, позволяющая наглядно сравнить уровень физической агрессии, косвенной агрессии; раздражения, негативизма, степень подозрительности, обиды, индексы враждебности и агрессивности в экспериментальной и контрольной группах по среднему баллу.

Гистограмма 1 – Показатели агрессивности по опроснику Басса  А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности» (по среднему баллу)

Примечание: * - обозначены достоверные  различия (р<0,05)

                                ** - обозначены достоверные различия (р<0,01)

Полученные данные подтверждены результатами статистической обработки, произведенной в ходе первого замера в экспериментальной и контрольной группах и представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Средние  показатели агрессивности по опроснику  Басса А.– Дарки А. «Диагностика агрессивности»

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

Достоверность

(р)

Средний балл ± Стандартное отклонение

Физическая агрессия

7,95 ± 1,3**

5,6 ± 1,9**

0,01

Косвенная агрессия

5,8 ±0,9**

3,5 ± 1,5**

0,01

Раздражение

6,6 ± 1,4**

3,2 ± 1,9**

0,01

Негативизм

4,7 ± 1,2**

3,3 ± 1,2**

0,01

Обида

6,4 ± 1,4**

2,4 ± 1,8**

0,01

Подозрительность

7 ± 1,4**

3,5 ± 1,8**

0,01

Вербальная агрессия

9,1 ± 1,5**

6,7 ± 2,1**

0,01

Угрызения совести

4 ± 2**

5,7 ± 1,6**

0,01

Информация о работе Исследования агрессивности в подростковом возрасте