Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:25, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы, исходя из поставленной выше проблемы, является определение влияния психологического тренинга на снижение агрессивности у девочек-подростков школьного возраста.
Нулевая гипотеза предполагает выявить преобладание высоких показателей агрессивности, негативизма, враждебности, фрустрированности у девочек-подростков с агрессивным поведением по сравнению с контрольной группой девочек-подростков, не проявляющих повышенной агрессивности.
Основная гипотеза предполагает получить снижение уровня агрессивности у девочек-подростков из экспериментальной группы на фоне проведения психологического тренинга.
Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер. Классический пример — «Пеппи-Длиный Чулок» Матери у нее не было, примером мог служить лишь шебутной, безбашенный и напористый папа, который ею интересовался мало и девочке пришлось приспосабливаться к окружающему миру самой, используя отцовский пример и вырабатывая в себе активность и агрессивность.
Эти же отличия характерны для проявления девочками агрессии в группе. В случаях групповых «разборок» девочки чаще бывают заводилами и подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают «завести» мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и подзуживают «старающихся дурачков». [Автор: Г.Э. Бреслав]
В подростковом возрасте с девочками происходят активные физиологические изменения, поэтому будет уместно обсудить предменструальный синдром (ПМС)- комплекс физиологических и психических изменений, происходящих перед менструацией, обычно за 4-7 дней до её начала. Хотя ведутся активные дебаты по поводу того, насколько значимы предменструальные симптомы и насколько они распространены, чтобы их можно было диагностировать как синдром [sommer. 1983] Сам факт физиологических изменений оспаривается редко.
Исследователи считают, что предменструальные симптомы связанны с изменениями в гормональном балансе между эстрогеном и прогестероном (Moyer.1976; Tasto & Jnsel. 1977). Понижение уровня пргестерона ассоциируется с высокой степенью риска суицида, особенно насильственного суицида и совершением преступлений женщинами и девушками. Поскольку физиологические изменения предположительно могут оказывать сильное влияние на поведение, ПМС с успехом использовалось защитой, в судебных процессах в Англии, как фактор способствующий криминальному поведению у женщин.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
2.1. Цель, гипотеза, задачи и предмет исследования
Целью данной выпускной квалификационной работы, исходя из поставленной выше проблемы, является определение влияния психологического тренинга на снижение агрессивности у девочек-подростков школьного возраста.
Нулевая гипотеза предполагает выявить преобладание высоких показателей агрессивности, негативизма, враждебности, фрустрированности у девочек-подростков с агрессивным поведением по сравнению с контрольной группой девочек-подростков, не проявляющих повышенной агрессивности.
Основная гипотеза предполагает получить снижение уровня агрессивности у девочек-подростков из экспериментальной группы на фоне проведения психологического тренинга.
Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать
научную литературу по
2. Отобрать и апробировать диагностический аппарат для изучения уровня агрессивности у подростков.
3. Провести сравнение
по полученным результатам
4. Подобрать адекватные методы коррекции, направленные на снижение уровня агрессивности, разработать программу психологического тренинга.
5. Отследить динамику
показателей агрессивности
Предметом исследования является психологический тренинг, как средство коррекции агрессивности у девочек-подростков.
2.2. Методика исследования
Объект исследования.
Основная группа: 20 подростков (девочек) в возрасте 12-13 лет, склонных к агрессивному поведению (грубость по отношению к сверстникам, недоброжелательные отношения с педагогами и родителями, частые конфликты, оскорбления), без выраженных психических и соматических патологий. Учащиеся проживают в полных семьях, (т. е. имеют обоих родителей).
Все подростки обучаются в муниципальном образовательном учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13», города Воркуты, по традиционной программе.
Основанием для выбора учащихся в экспериментальную группу послужили следующие причины:
Контрольная группа: Контрольная группа: 20 подростков (девочек) в возрасте 12-13 лет, не проявляющих агрессивности в поведении, из полных семей, (т. е. имеющих обоих родителей), без выраженных психических и соматических патологий.
Все подростки обучаются в
Основание для выбора учащихся в контрольную группу – отсутствие жалоб педагогов, родителей, адекватное поведение, благоприятная социализация данной группы подростков.
Диагностический инструментарий исследования подобран нами в соответствии с выдвинутой целью и поставленными задачами.
При выборе методик учитывалась положительная оценка применения и надежность методики по данным ряда отечественных и зарубежных исследователей; доступность методики для изучаемого контингента детей; пригодность данной методики для групповых обследований, возможность математической обработки полученных результатов и пр.
1. Опросник Басса А. – Дарки А. (1982) «Диагностика агрессивности».
Цель: диагностика агрессивных форм поведения у подростков.
Возрастной диапазон с 14 лет и старше.
Данная методика выгодно отличается тем, что позволяет получить надежную информацию не только о внутренних побуждениях детей, но и результатах их деятельности и поведения. Опросник Басса А. – Дарки А. позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения, а так же позволяет получить данные о готовности детей действовать в определенном направлении. Результаты применения данной методики позволяют сделать выводы о содержании мотивационной сферы подростка. Помимо всего вышеперечисленного, в рамках экспериментальной работы, нам интересен общий уровень агрессивности субъекта, который высчитывается как среднее арифметическое четырех показателей (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия).
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и дайте ответ на него (да; нет), в зависимости от того согласны ли вы с данным высказыванием» (Приложение 1).
2. Методика диагностики социально-психологической адаптации «Опросник СПА», Роджерс К., Даймонд Р. (1981).
Цель: выявление уровня социально-психологической адаптации.
Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) разработана Роджерсом К. и Даймондом Р. и адаптирована Снегиревой Т. В. Возрастной диапазон от 13 лет и старше.
Инструкция: «В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 1 до 6».
- 1 - это ко мне совершенно не относится;
- 2 - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
- 3 - не решаюсь отнести это к себе;
- 4 - это похоже на меня, но нет уверенности;
- 5 - это на меня похоже;
- 6 - это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания (Приложение 2).
Методы исследования:
Методы математической обработки.
1. Т-критерий Уилкоксона;
2. t-критерий Стьюдента.
3. Критерий z.
Исследование проводилось без применения специальной аппаратуры.
2.3. Результаты исследования
Для определения контрольной и экспериментальной групп нами была проведена диагностика, направленная на выявления уровня агрессивности у учащихся восьмых классов. В исследовании участвовало 40 человек: 20 человек (девочки) – основная группа и 20 человек (девочки) - контрольная группа.
Следует отметить, что для достоверности полученных результатов нами были взяты идентичные группы испытуемых, состоящие из девочек, воспитывающихся в социально благополучных полных семьях (т. е. имеющих обоих родителей), без выраженных психических и соматических патологий. Испытуемые проживают в городе Воркуте и обучаются в общеобразовательных классах.
Для того, чтобы доказать достоверность нашего исследования мы использовали методы математической статистики. В частности, парный критерий Стьюдента, так как именно он обеспечивает наибольшую достоверность при сравнении показателей агрессивности в экспериментальной группе с показателями агрессивности в контрольной группе, критерий Z, который обеспечивает достоверность исследования при процентном сравнении показателей полученных в группах.
Исследование уровня агрессивности мы начали с проведения диагностики по опроснику Басса А. – Дарки А. Преимущество данной методики заключается в том, что она может быть использована при групповой работе. Для получения более объективных данных, а также с целью не перегружать детей, исследование проводилось утром, на втором уроке. Ребята работали с удовольствием, вопросов по ходу выполнения работы не возникало.
При обработке результатов диагностики подсчитывалось общее количество ответов, данное каждым обследуемым; выявлялась степень выраженности показателей с помощью баллового соотнесения их с «ключом» методики.
Индексы агрессивности и враждебности, превышающие допустимую норму, свидетельствуют о выраженности агрессии.
Так как в данном исследовании перед нами стояла задача выявления уровня агрессивности у испытуемых, то мы отразили данные, полученные в результате первичного замера, в таблицах (Приложения 3; 4).
Так же по результатам диагностики нами были построены гистограмма 1, позволяющая наглядно сравнить уровень физической агрессии, косвенной агрессии; раздражения, негативизма, степень подозрительности, обиды, индексы враждебности и агрессивности в экспериментальной и контрольной группах по среднему баллу.
Гистограмма 1 – Показатели агрессивности по опроснику Басса А. – Дарки А. «Диагностика агрессивности» (по среднему баллу)
Примечание: * - обозначены достоверные различия (р<0,05)
Полученные данные подтверждены результатами статистической обработки, произведенной в ходе первого замера в экспериментальной и контрольной группах и представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Средние показатели агрессивности по опроснику Басса А.– Дарки А. «Диагностика агрессивности»
Показатели |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Достоверность (р) |
Средний балл ± Стандартное отклонение | |||
Физическая агрессия |
7,95 ± 1,3** |
5,6 ± 1,9** |
0,01 |
Косвенная агрессия |
5,8 ±0,9** |
3,5 ± 1,5** |
0,01 |
Раздражение |
6,6 ± 1,4** |
3,2 ± 1,9** |
0,01 |
Негативизм |
4,7 ± 1,2** |
3,3 ± 1,2** |
0,01 |
Обида |
6,4 ± 1,4** |
2,4 ± 1,8** |
0,01 |
Подозрительность |
7 ± 1,4** |
3,5 ± 1,8** |
0,01 |
Вербальная агрессия |
9,1 ± 1,5** |
6,7 ± 2,1** |
0,01 |
Угрызения совести |
4 ± 2** |
5,7 ± 1,6** |
0,01 |
Информация о работе Исследования агрессивности в подростковом возрасте