Исследование творческого воображения в детском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:47, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования, которой стало обоснование актуальности развития воображения в старшем дошкольном возрасте и выделение психологических параметров такого развития, которые могли бы служить основаниями создания психологических программ развития воображения в этом возрасте. В свою очередь, таким образом очерченная цель исследования, позволила нам определить и сформулировать основное содержание гипотезы нашего исследования:

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
1.1. Развитие воображения у дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов.
1.2. Основные условия и механизмы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1.3. Основные направления и принципы психолого-педагогического развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей динамики развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Определение уровня общих интеллектуальных и творческих способностей экспериментальной и контрольной группы детей 6 лет.
2.3. Диагностика уровня развития способности к смысловому творческому воображению у детей экспериментальной и контрольной групп.
2.4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение».
2.5. Экспериментальное погружение детей контрольной и экспериментальной группы в ситуацию необходимости проявления своего творческого воображения.
2.6. Динамика развития творческого воображения детей контрольной и экспериментальной групп.
2.7. Математический анализ полученных данных.
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Исследование твор вообр в детск возр.docx

— 179.69 Кб (Скачать)

педагогическая  целесообразность программы

В основании способностей порождать  сознанием иные Реальности, создавать  продукты творческого воображения  лежат  системно – смысловые стратегии  творческого воображения.

У большинства людей на уровне природно–биологических (т. е. интуитивных) такими системно – смысловыми стратегиями выступают ассоциативно – аналоговые способности репродуктирования стратегии. 

Шаг в педагогику подлинного развития творческого воображения (как закономерного  процесса), сделал Д. Родари в «Азбуке Фантазии», где впервые была выделена элементарная единица творческого воображения – сюжетно-вариативный смыслообраз (способность представлять вариативные по смыслу  сказочные Реальности). Развивая его точку зрения, мы считаем, что качественное развитие продуктивного творческого воображения (т.е. собственно содержание педагогической деятельности) связано с усвоением и освоением алгоритмов (эвристик) последовательного усложнения смысловых конструкций создаваемых реальностей (смыслообразов). Это усложнение реализуется через разработанную нами программу педагогическим сопровождением ребенком и,  реализующаяся при прохождении им двух дидактически самостоятельных, но методологически взаимосвязанных этапа:

I этап: «Мифотворчество» (Способность порождать сказочный смысловой сюжет).

II этап: «Легендотворчество» (Способность порождать фантастические сюжеты с правдоподобными смысловыми связями);   

На первом этапе ребенку предлагается «сконструировать» новую смысловую  сказочную реальность – новые  смысловые отношения сказочных  объектов действительности (создать  новую сказку). Результатом первого  этапа будет способность к  самостоятельному порождению оригинальных (самобытных, неповторимых), но! (принципиально  важно) - смысловых мифов.

Второй этап связан с развитием  способности порождать новые смысловые связи в существующих или создающихся оригинальных сюжетах, например, создание правдоподобных фантастических рассказов. Этот этап предполагает становление умений формулировать смысловые связи, позволяющие убедительно воспринимать создаваемые продукты творчества , (по сути, это этап творческой проектной деятельности, позволяющей убедительно говорить о некой возможности: например, проекты будущего, варианты развития (по типу «если…, то…»).

Вид программы

Программа «Творческое воображение» является авторской образовательной  программой дополнительного образования  детей естественнонаучной направленности.

ЦЕЛЬ программы

            Развитие у детей 6 – 7 лет стратегических навыков смыслового структурирования действительности.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1. Обучение навыкам смыслового  структурирования действительности  (сказкотворчество).

2. Развитие умений порождения  смысловых связей в ситуациях  информационной неопределенности (фантазирование).

3. Формирование способностей к  вариативному анализу действительности.

4. Освоение основных понятий  и категорий Реальности

Воспитательные:

  1. Поддержка высокой мотивации к продуктивной познавательной деятельности, самостоятельной мыследеятельности.
    1. Воспитание культуры общения.

      3.  Воспитание культуры речи.

    1. Воспитывать волю к завершению продуктивной мыслительной деятельности.
  1. Способствовать развитию позитивных социальных качеств: терпимости, умению   слышать других, ценить людей за их положительные черты, способствовать проявлению лидерских качеств.

Развивающие:

1. Развитие творческого воображения.

2. Развитие понятийного аппарата  учащихся.

3. Развитие навыков полилога при обсуждении проблемы.

4. Развитие умения анализировать  собственную мыследеятельность.

5. Развитие способностей к самостоятельному  приобретению знаний и исследовательской  работе.

  1. Обучение умениям работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека и т. п.)
  2. Развитие способности к самопознанию.

Информация о работе Исследование творческого воображения в детском возрасте