Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:47, дипломная работа
Цель нашего исследования, которой стало обоснование актуальности развития воображения в старшем дошкольном возрасте и выделение психологических параметров такого развития, которые могли бы служить основаниями создания психологических программ развития воображения в этом возрасте. В свою очередь, таким образом очерченная цель исследования, позволила нам определить и сформулировать основное содержание гипотезы нашего исследования:
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
1.1. Развитие воображения у дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов.
1.2. Основные условия и механизмы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1.3. Основные направления и принципы психолого-педагогического развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей динамики развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Определение уровня общих интеллектуальных и творческих способностей экспериментальной и контрольной группы детей 6 лет.
2.3. Диагностика уровня развития способности к смысловому творческому воображению у детей экспериментальной и контрольной групп.
2.4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение».
2.5. Экспериментальное погружение детей контрольной и экспериментальной группы в ситуацию необходимости проявления своего творческого воображения.
2.6. Динамика развития творческого воображения детей контрольной и экспериментальной групп.
2.7. Математический анализ полученных данных.
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Адресность
Программа разработана для детей, склонных к интеллектуальным видам творческой деятельности старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет со сроком реализации 1 год. Занятия с дошкольниками проводятся два раза в неделю (во второй половине дня) в течение 30 минут.
Наполняемость группы составляет 9 – 12 человек.
Количество учебных часов в год составляет 36 часов (72 занятия).
Условием успешной организации
занятий является их оптимальный
темп, обеспеченный рациональной сменой
различных видов детской
Форма и режим занятий
Данная программа
Основной вид деятельности детей на занятии – игра и выполнение устных или творческих заданий, предложенных в привлекательной для детей игровой форме.
Предложенная игра (фабула) является
мотивацией на учебную деятельность.
Педагогом создается такая
Ожидаемые результаты и способы их проверки
После одного года обучения по данной программе у детей:
1. Улучшаются вербальные способности. Дети способны сочинить сказку по предложенной информации.
2. Развиваются творческие способности. Дети способны углублять сказочные сюжеты, придумывать сюжеты сказок, фантастических историй.
3. Развиваются способности к речевому общению, дети понимают друг друга, умеют учитывать особенности других детей во время пересказа своего текста о оптимальной для данного собеседника форме;
4. Нарабатывается навык интеллектуального коллективного творчества: умение слышать других в команде, продолжить мысль, подавлять негативные эмоции при неудаче; проявлять интерес к разговору, развитию сюжета и т.д.
5. Развивается проблемное мышление. Дети могут видеть проблему, как некую трудность в развитии сюжета, выделяют ее и придумывают способы ее преодоления.
2.6 Динамика развития творческого воображения детей контрольной и экспериментальной групп.
Повторная диагностика творческого воображения по методике «Сказкоконструктор»
0 баллов. Предложен сюжет уже известной сказки, к которой достаточно произвольно (случайно) «привязано» три фразы, которые в смысловом плане никак не стыкуются друг с другом. Их отношение к сюжету формально.
10 баллов. Сюжет лишь формально является сказочным, скорее это фантастический рассказ (но не очень интересный). Связи фраз с сюжетом не протеворечивы, но можно было бы обойтись и без них. Они не несут конструктивной смысловой нагрузки.
20 баллов. Сюжет имеет сказочный характер (но не очень интересный). Выбранные фразы в смысловом плане используются логично и непротеворечиво, но не носят смыслопорождающей и смыслоразвивающей нагрузки.
40 баллов. Это действительно новая сказка сюжет). Ее смысл и его развитие вытекают из выбранных фраз или инициируются.
50 баллов. Это серьезное сазочное произведение, которое крайне интересно в сюжетно- смысловом плане. Смысловое использование фраз неажиданно и достаточно глубоко
Эксперементальная группа.
Таблица 3.
№ п/п |
Имя |
Возраст |
Баллы |
примечание |
1 |
5.3 |
5 |
это не сказка, а скарее фантастический рассказ. Связи фраз с сюжетом не противоречивы, но можно обойтись и без них. Они не несут конструктивно смысловой нагрузки. | |
2 |
5.2 |
45 |
Это новый сюжет. Его смысл и развитие вытекают из выбранных фраз | |
3 |
5.4 |
30 |
Смысл сказки и развитие вытекают из выбранных фраз | |
4 |
5.6 |
20 |
сюжет имеет сказочный характер, но не интересный. Фразы используются логично и не противоречиво, но не носят смыслопорождающей и развивающей нагрузки. | |
5 |
5.7 |
20 |
Фразы используются логично и не противоречиво, но не носят смыслопорождающей и развивающей нагрузки. | |
6 |
5.1 |
40 |
Рассказ-сказка (не оч. Интересный). Связи фраз с сюжетом не противоречат, можно было обойтись и без них, они не несут смысловой нагрузки. | |
7 |
5.4 |
30 |
Это рассказ, но сюжетно смысловое содержание интересно. | |
8 |
5.3 |
30 |
сюжет формально явл. Сказочным. развитие вытекают из выбранных фраз. | |
9 |
5.5 |
15 |
сюжет, формально, является сказочным, скорее это фантастический рассказ. Связи фраз с сюжетом не противоречат. | |
10 |
5.6 |
30 |
Сюжет имеет сказочный характер. Выбранные фразы используются логично и непротеворечиво. Смысл и развитие вытекают из выбранных фраз. | |
11 |
6.5. |
20 |
сюжет, формально, является сказочным. Связи фраз с сюжетом не противоречат. | |
12 |
6.4. |
5 |
Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки | |
13 |
6.6 |
20 |
формально сказка, Фразы используются логично и не противоречиво | |
14 |
6.3. |
30 |
Сюжет имеет сказочный характер. Выбранные фразы используются логично и непротеворечиво. Смысл и развитие вытекают из выбранных фраз. | |
15 |
5.3 |
20 |
сюжет формально явл. Сказочным. развитие вытекают из выбранных фраз. | |
Средний балл |
23,3 |
Контрольная группа
Таблица 3
№ п/п |
Имя |
Возраст |
Баллы |
примечание |
1 |
5.5 |
5 |
в смысловом плане Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки | |
2 |
5.2 |
0 |
Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки. | |
3 |
5.6 |
10 |
сюжет имеет сказочный характер (не очень интересный). Связи фраз с сюжетом не протеворечивы, но можно обойтись и без них, они не несут конструктивной смысловой нагрузки. | |
4 |
5.4 |
5 |
в смысловом плане Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки | |
5 |
5.0 |
0 |
Фразы не стыкуются
друг с другом, их отношение
к сюжету формально, они не
несут никакой смысловой | |
6 |
5.4 |
5 |
Сюжет является сказочным, но не очень интересным. Связи фраз с сюжетом не противоречивы, но можно обойтись и без них, они не несут никакой смысловой нагрузки | |
7 |
5.2 |
0 |
в смысловом плане Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки | |
8 |
5.3 |
5 |
в смысловом плане Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки | |
9 |
5.4 |
15 |
сюжет имеет сказочный характер, но не оч. Интересный. Связи фраз с сюжетом не противоречивы | |
10 |
5.7 |
10 |
сюжет имеет сказочный характер, но не очень интересный. Связи фраз с сюжетом не противоречивы, но можно былобы обойтись и без них. Конструктивной смысловой нагрузки нет. | |
11 |
6.0. |
10 |
Фразы не стыкуются друг с другом в смысловом плане. Их отношение к сюжету формально. | |
12 |
6.4 |
5 |
в смысловом плане Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки | |
13 |
6.3 |
5 |
Рассказ, а не сказка. Связи фраз с сюжетом не противоречивы. 2 фразы | |
14 |
6.5 |
10 |
фразы используются, но неявляются началом, концом и серединой. В смысловом плане они используются логично и непротиворечиво, но не носят смысловой нагрузки. | |
15 |
6.1 |
5 |
в смысловом плане Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки | |
Средний балл |
6 |
В контрольной группе при повторном обследовании положительная динамика в развитии воображения не отмечается.
Сравнительный анализ
результатов развития воображения
в экспериментальной и
Исследуемые |
Уровень развития | ||||||||
50 |
45 |
40 |
30 |
20 |
15 |
10 |
5 |
0 | |
Экспериментальная группа |
0 |
1 (10%) |
1 (10%) |
5 (30%) |
5 (30%) |
1 (10%) |
0 детей (0%) |
2 (10%) |
0 (0%) |
Контрольная группа |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 (10%) |
4 (25%) |
7 дет. (45%) |
3 (20%) |
Информация о работе Исследование творческого воображения в детском возрасте