Исследование творческого воображения в детском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:47, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования, которой стало обоснование актуальности развития воображения в старшем дошкольном возрасте и выделение психологических параметров такого развития, которые могли бы служить основаниями создания психологических программ развития воображения в этом возрасте. В свою очередь, таким образом очерченная цель исследования, позволила нам определить и сформулировать основное содержание гипотезы нашего исследования:

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
1.1. Развитие воображения у дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов.
1.2. Основные условия и механизмы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1.3. Основные направления и принципы психолого-педагогического развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей динамики развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Определение уровня общих интеллектуальных и творческих способностей экспериментальной и контрольной группы детей 6 лет.
2.3. Диагностика уровня развития способности к смысловому творческому воображению у детей экспериментальной и контрольной групп.
2.4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение».
2.5. Экспериментальное погружение детей контрольной и экспериментальной группы в ситуацию необходимости проявления своего творческого воображения.
2.6. Динамика развития творческого воображения детей контрольной и экспериментальной групп.
2.7. Математический анализ полученных данных.
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Исследование твор вообр в детск возр.docx

— 179.69 Кб (Скачать)

Адресность

Программа разработана для  детей, склонных к интеллектуальным видам  творческой деятельности старшего дошкольного  возраста 5 – 7 лет со сроком реализации 1 год. Занятия с дошкольниками проводятся два раза в неделю (во второй половине дня) в течение 30 минут.

Наполняемость группы составляет 9 – 12 человек.

Количество учебных часов в год составляет 36 часов (72 занятия).

Условием успешной организации  занятий является их оптимальный  темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов детской деятельности, чередованием активных и пассивных  форм познания, динамичности и статичности  в двигательном режиме занятия. 

Форма и режим занятий

Данная программа предназначена  для стимулирования развития основных интеллектуальных способностей детей  с использованием естественных для  них игровых форм обучения.

Основной вид деятельности детей  на занятии – игра и выполнение устных или творческих заданий, предложенных в привлекательной для детей  игровой форме.

Предложенная игра (фабула) является мотивацией на учебную деятельность. Педагогом создается такая ситуация, при которой у них возникает  необходимость выработать требования к тексту или решению. Тогда дети будут субъектами своей деятельности, сами будут заинтересованы в получении результата, сами будут контролировать и оценивать свою работу и свой результат.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

После одного года обучения по данной программе у детей:

1. Улучшаются вербальные способности. Дети способны сочинить сказку по предложенной информации.

2. Развиваются творческие способности. Дети способны углублять сказочные сюжеты, придумывать сюжеты сказок, фантастических историй.

3. Развиваются способности к речевому общению, дети понимают друг друга, умеют учитывать особенности других детей во время пересказа своего текста о оптимальной для данного собеседника форме;

4. Нарабатывается навык интеллектуального коллективного творчества: умение слышать других в команде, продолжить мысль, подавлять негативные эмоции при неудаче; проявлять интерес к разговору, развитию сюжета и т.д.

5. Развивается проблемное мышление. Дети могут видеть проблему, как некую трудность в развитии сюжета, выделяют ее и придумывают способы ее преодоления.

 

2.6   Динамика   развития творческого воображения детей контрольной и экспериментальной  групп.

Повторная диагностика творческого воображения по методике «Сказкоконструктор»

0 баллов. Предложен сюжет уже известной сказки, к которой достаточно произвольно (случайно) «привязано» три фразы, которые в смысловом плане никак не стыкуются друг с другом. Их отношение к сюжету формально.

10 баллов. Сюжет лишь формально является сказочным, скорее это фантастический рассказ (но не очень интересный). Связи фраз с сюжетом не протеворечивы, но можно было бы обойтись и без них. Они не несут конструктивной смысловой нагрузки.

20 баллов. Сюжет имеет сказочный характер (но не очень интересный). Выбранные фразы в смысловом плане используются логично и непротеворечиво, но не носят смыслопорождающей и смыслоразвивающей нагрузки.

40 баллов. Это действительно новая сказка сюжет). Ее смысл и его развитие вытекают из выбранных фраз или инициируются.

50 баллов. Это серьезное сазочное произведение, которое крайне интересно в сюжетно- смысловом плане. Смысловое использование фраз неажиданно и достаточно глубоко

 

Эксперементальная группа.

Таблица 3.

№ п/п

Имя

Возраст

Баллы

примечание

1

 

5.3

5

 это не сказка, а скарее фантастический рассказ. Связи фраз с сюжетом не противоречивы, но можно обойтись и без них. Они не несут конструктивно смысловой нагрузки.

2

 

5.2

45

Это  новый сюжет. Его  смысл и развитие вытекают из выбранных  фраз

3

 

5.4

30

Смысл сказки и развитие вытекают из выбранных фраз

4

 

5.6

20

сюжет имеет сказочный характер, но не интересный. Фразы используются логично и не противоречиво, но не носят смыслопорождающей и развивающей нагрузки.

5

 

5.7

20

Фразы используются логично и не противоречиво, но не носят смыслопорождающей и развивающей нагрузки.

6

 

5.1

40

Рассказ-сказка (не оч. Интересный). Связи фраз с сюжетом не противоречат, можно было обойтись и без них, они не несут смысловой нагрузки.

7

 

5.4

30

Это рассказ, но сюжетно смысловое  содержание интересно.

8

 

5.3

30

сюжет формально явл. Сказочным. развитие вытекают из выбранных фраз.

9

 

5.5

15

сюжет, формально, является сказочным, скорее это фантастический рассказ. Связи фраз с сюжетом не противоречат.

10

 

5.6

30

Сюжет имеет сказочный характер. Выбранные фразы используются логично  и непротеворечиво. Смысл и развитие вытекают из выбранных фраз.

11

 

6.5.

20

 сюжет, формально, является сказочным. Связи фраз с сюжетом не противоречат.

12

 

6.4.

5

Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой  смысловой нагрузки

13

 

6.6

20

формально  сказка, Фразы используются логично и не противоречиво

14

 

6.3.

30

Сюжет имеет сказочный характер. Выбранные фразы используются логично  и непротеворечиво. Смысл и развитие вытекают из выбранных фраз.

15

 

5.3

20

 сюжет формально явл. Сказочным. развитие вытекают из выбранных фраз.

Средний балл

 

23,3

 

 

 

Контрольная группа

Таблица 3

№ п/п

Имя

Возраст

Баллы

примечание

1

 

5.5

5

 в смысловом плане Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки

2

 

5.2

0

Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой  смысловой нагрузки.

3

 

5.6

10

сюжет имеет сказочный характер (не очень интересный). Связи фраз с сюжетом не протеворечивы, но можно обойтись и без них, они не несут конструктивной смысловой нагрузки.

4

 

5.4

5

в смысловом плане Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки

5

 

5.0

0

 Фразы не стыкуются  друг с другом, их отношение  к сюжету формально, они не  несут никакой смысловой нагрузки

6

 

5.4

5

Сюжет является сказочным, но не очень интересным. Связи фраз с сюжетом не противоречивы, но можно  обойтись и без них, они не несут  никакой смысловой нагрузки

7

 

5.2

0

 в смысловом плане Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки

8

 

5.3

5

в смысловом плане Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки

9

 

5.4

15

сюжет имеет сказочный характер, но не оч. Интересный. Связи фраз с сюжетом не противоречивы

10

 

5.7

10

сюжет имеет сказочный характер, но не очень интересный. Связи фраз с сюжетом не противоречивы, но можно былобы обойтись и без них. Конструктивной смысловой нагрузки нет.

11

 

6.0.

10

 Фразы не стыкуются  друг с другом в смысловом  плане. Их отношение к сюжету  формально.

12

 

6.4

5

в смысловом плане Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки

13

 

6.3

5

Рассказ, а не сказка. Связи  фраз с сюжетом не противоречивы. 2 фразы

14

 

6.5

10

фразы используются, но неявляются началом, концом и серединой. В смысловом плане они используются логично и непротиворечиво, но не носят смысловой нагрузки.

15

 

6.1

5

в смысловом плане Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки

 

Средний балл

6

 

 

В контрольной группе при  повторном обследовании положительная  динамика в развитии воображения  не отмечается.

 

 

Сравнительный анализ результатов развития воображения  в экспериментальной и контрольной  группах

                                                          Таблица средних показателей

Исследуемые

Уровень развития

50

45

40

30

20

15

10

5

0

Экспериментальная группа

0

1 (10%)

1 (10%)

5 (30%)

5 (30%)

1 (10%)

0 детей (0%)

2 (10%)

0 (0%)

Контрольная группа

0

0

0

0

0

1 (10%)

4  (25%)

7 дет. (45%)

3 (20%)

Информация о работе Исследование творческого воображения в детском возрасте