Исследование творческого воображения в детском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:47, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования, которой стало обоснование актуальности развития воображения в старшем дошкольном возрасте и выделение психологических параметров такого развития, которые могли бы служить основаниями создания психологических программ развития воображения в этом возрасте. В свою очередь, таким образом очерченная цель исследования, позволила нам определить и сформулировать основное содержание гипотезы нашего исследования:

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
1.1. Развитие воображения у дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов.
1.2. Основные условия и механизмы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1.3. Основные направления и принципы психолого-педагогического развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей динамики развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Определение уровня общих интеллектуальных и творческих способностей экспериментальной и контрольной группы детей 6 лет.
2.3. Диагностика уровня развития способности к смысловому творческому воображению у детей экспериментальной и контрольной групп.
2.4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение».
2.5. Экспериментальное погружение детей контрольной и экспериментальной группы в ситуацию необходимости проявления своего творческого воображения.
2.6. Динамика развития творческого воображения детей контрольной и экспериментальной групп.
2.7. Математический анализ полученных данных.
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Исследование твор вообр в детск возр.docx

— 179.69 Кб (Скачать)

 

 

диагностика детей контрольной  группы.

 

             
       

По Т-

шкале(баллы)

   
 

имя

 

оригинальность

разработанность

IQ в стенах

 
 

1

   

45 (9)

65 (35)

103

 
 

2

   

55 (12)

45 (75)

114

 
 

3

   

50 (10)

65 (35)

112

 
 

4

   

50 (10)

65 (35)

110

 
 

5

   

50 (10)

60 (31)

105

 
 

6

   

50 (10)

65 (35)

109

 
 

7

   

45 (9)

60 (31)

112

 
 

8

   

55 (12)

65 (35)

114

 
 

9

   

45 (9)

55 (26) 

110

 
 

10

   

50 (10)

65 (35)

112

 
 

11

   

45 (9)

60 (31)

117

 
 

12

   

55 (12)

70 (40)

113

 
 

13

   

50 (10)

50 (22)

114

 
 

14

   

55 (12)

70 (40)

114

 
 

15

   

50 (10б)

65 (35)

103

 
           

110,8

 
   

Средний балл

 

50

61,6

   
               
               

 

 

 диаграмма №1

 

 

Результаты тестирования по Равену и Торренсу показали, что дети равны как в контрольной группе, так и в эксперементальной.

 

«Сказко-конструктор»

На констатирующем этапе  исследования - как в экспериментальной, так и в контрольной группах - не было выявлено детей с очень  высоким и высоким уровнями развития воображения, сказки которых отличались бы эмоциональностью, красочностью и  оригинальностью, а также не выявлены работы с очень низким уровнем  развития воображения. Результаты данного вида диагностики отражены в таблицах №2

 

Таблица 2. Результаты исследования в экспериментальной группе 

№ п/п

Имя

Возраст

Баллы

примечание

1

 

5.3

0

 в смысловом плане  Фразы не стыкуются друг с  другом, их отношение к сюжету  формально, они не несут никакой  смысловой нагрузки

2

 

5.2

5

использованно 2-е фразы. Фантастический рассказ. Выбранные фразы используются логично.

3

 

5.4

5

Это не сказка. Связи фраз с сюжетом не протеворечивы, но можно обойтись и без них. они не несут никакой смысловой нагрузки

4

 

5.6

5

Это не сказка, отношение  фраз к сюжету формально.

5

 

5.7

5

использованно 2-е фразы. отношение фраз к сюжету формально.

6

 

5.1

10

Рассказ-сказка (не оч. Интересный). Связи фраз с сюжетом не противоречат, можно было обойтись и без них, они не несут смысловой нагрузки.

7

 

5.4

10

это не сказка, а скарее фантастический рассказ. Связи фраз с сюжетом не противоречивы, но можно обойтись и без них. Они не несут конструктивно смысловой нагрузки.

8

 

5.3

10

сюжет формально явл. Сказочным. Связь фраз с сюжетом непротиворечива, но можно обойтись и без них, они не несут конструктивной нагрузки.

9

 

5.5

10

сюжет, формально, является сказочным, скорее это фантастический рассказ. Связи фраз с сюжетом  не противоречат, но можно было бы обойтись и без них. Они не несут конструктивной смысловой нагрузки.

10

 

5.6

10

фразы используются, но неявляются началом, концом и серединой. В смысловом плане они используются логично и непротиворечиво, но не носят смысловой нагрузки.

11

 

6.5.

0

 в смысловом плане  Фразы не стыкуются друг с  другом, их отношение к сюжету  формально, они не несут никакой  смысловой нагрузки

12

 

6.4.

0

Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой  смысловой нагрузки

13

 

6.6

5

Это не сказка, отношение  фраз к сюжету формально.

14

 

6.3.

5

Это не сказка. Использовано всего 2 фразы. Использованные фразы  смысловой и конструктивной нагрузки не несут.

15

 

5.3

0

 в смысловом плане  Фразы не стыкуются друг с  другом, их отношение к сюжету  формально, они не несут никакой  смысловой нагрузки

Средний балл

 

5,3

 

 

Таблица 2. Результаты исследования в контрольной группе

№ п/п

Имя

Возраст

Баллы

примечание

1

 

5.5

0

 в смысловом плане  Фразы не стыкуются друг с  другом, их отношение к сюжету  формально, они не несут никакой  смысловой нагрузки

2

 

5.2

5

Использовано всего 2 фразы, они не несут конструктивной смысловой  нагрузки.

3

 

5.6

10

сюжет имеет сказочный  характер (не очень интересный). Связи  фраз с сюжетом не протеворечивы, но можно обойтись и без них, они не несут конструктивной смысловой нагрузки.

4

 

5.4

0

в смысловом плане Фразы  не стыкуются друг с другом, их отношение  к сюжету формально, они не несут  никакой смысловой нагрузки

5

 

5.0

5

Предложен сюжет уже известной  сказки. Связи фраз с сюжетом не противоречивы. Всего 2 фразы

6

 

5.4

5

Сюжет является сказочным, но не очень интересным. Связи фраз с сюжетом не противоречивы, но можно  обойтись и без них, они не несут  никакой смысловой нагрузки

7

 

5.2

0

 в смысловом плане  Фразы не стыкуются друг с  другом, их отношение к сюжету  формально, они не несут никакой  смысловой нагрузки

8

 

5.3

0

в смысловом плане Фразы  не стыкуются друг с другом, их отношение  к сюжету формально, они не несут  никакой смысловой нагрузки

9

 

5.4

10

сюжет имеет сказочный  характер, но не оч. Интересный. Связи фраз с сюжетом не противоречивы, они не несут конструктивной смысловой нагрузки.

10

 

5.7

10

сюжет имеет сказочный  характер, но не очень интересный. Связи фраз с сюжетом не противоречивы, но можно былобы обойтись и без них. Конструктивной смысловой нагрузки нет.

11

 

6.0.

5

Сюжет сказочный. Фразы не стыкуются друг с другом в смысловом  плане. Их отношение к сюжету формально.

12

 

6.4

5

Сюжет, формально, является сказочным (не очень интересным). «случайно» привязаны 2 фразы, которые не стыкуются друг с другом.

13

 

6.3

5

Рассказ, а не сказка. Связи  фраз с сюжетом не противоречивы. 2 фразы

14

 

6.5

10

связи фраз с сюжетом не противоречивы, но можно было бы обойтись и без них, они не несут конструктивной смысловой нагрузки.

15

 

6.1

10

фразы используются, но неявляются началом, концом и серединой. В смысловом плане они используются логично и непротиворечиво, но не носят смысловой нагрузки.

 

Средний балл

5,3

 

 

В таблице средних показателей отображены средние показатели, полученные в результате суммирования индивидуальных результатов контрольной и экспериментальной групп.

 Таблица средних  показателей

Исследуемые

Уровень развития

40

20

10

5

0

Экспериментальная группа

0

0

5  детей (35%)

6 (40%)

4 (25%)

Контрольная группа

0

0

5  детей (35%)

6 дет. (40%)

4(25%)

 

 (приложение № (рассказы детей)

 

Выводы: В воспитательном процессе данных дошкольных общеобразовательных учреждений проблеме развития воображения уделялось недостаточное внимание.

В связи с этим работы воспитанников не отличались эмоциональностью и красочностью, правда, в некоторых работах можно было выявить отдельные элементы творческой фантазии, однако они все же отличались непроработанностью деталей.

 

2.4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение». 

 

Описание программы развития «ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ»

Актуальность  программы

        Многих родителей  волнует вопрос: почему ребенок,  поражавший окружающих своими  бесконечными вопросами и нестандартными  суждениями, взрослея, часто теряет  интерес к познанию? Ответ таков:  ребенка с детства необходимо  учить способам действий,         которые позволяют самостоятельно  совершать открытия, формируют одно  из основных качеств  творческого человека – любознательность, стремление к познанию нового, неизведанного.

        На сегодняшний  день – сензитивный период для воображения как бы стирается. Дети не имеют нужды в воображении. Мы сами их ставим в ситуацию1, 2, 3… По жизни дети очень редко, а может быть и никогда не встречаются с проблемной ситуацией.

Сензитивный период тает на глазах, так как нет нужды что-то решать, воображать. А когда мы ставим в некую проблемную ситуацию, то возникает «тупик», или повторяется уже сказанное ранее кем–то.

Целевой вектор обучения связан с постепенным переходом от сказочных проектов, ( в которых есть только сюжет, форма, но смысловые связи не обязательны), через фантастические (сказочно – реалистичные проекты), в которых имеется одно «сказочное» допущение, а все остальное должно быть «сказочной, но Реальностью», то есть системно определено и функционально непротиворечиво. На третьем уровне сказочно-фантастические проекты замещаются  сюжетами – гипотезами, прогнозами о том или ином недостаточно изученном факте. Например, исторического прошлого цивилизации, конкретной личности, явления или изобретения, в которых высказывается и аргументируется авторская точка зрения (начало творческого мышления).

Информация о работе Исследование творческого воображения в детском возрасте