Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:47, дипломная работа
Цель нашего исследования, которой стало обоснование актуальности развития воображения в старшем дошкольном возрасте и выделение психологических параметров такого развития, которые могли бы служить основаниями создания психологических программ развития воображения в этом возрасте. В свою очередь, таким образом очерченная цель исследования, позволила нам определить и сформулировать основное содержание гипотезы нашего исследования:
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
1.1. Развитие воображения у дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов.
1.2. Основные условия и механизмы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1.3. Основные направления и принципы психолого-педагогического развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей динамики развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Определение уровня общих интеллектуальных и творческих способностей экспериментальной и контрольной группы детей 6 лет.
2.3. Диагностика уровня развития способности к смысловому творческому воображению у детей экспериментальной и контрольной групп.
2.4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение».
2.5. Экспериментальное погружение детей контрольной и экспериментальной группы в ситуацию необходимости проявления своего творческого воображения.
2.6. Динамика развития творческого воображения детей контрольной и экспериментальной групп.
2.7. Математический анализ полученных данных.
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
диагностика детей контрольной группы.
|
|||||||
По Т- |
шкале(баллы) |
||||||
№ |
имя |
оригинальность |
разработанность |
IQ в стенах |
|||
1 |
45 (9) |
65 (35) |
103 |
||||
2 |
55 (12) |
45 (75) |
114 |
||||
3 |
50 (10) |
65 (35) |
112 |
||||
4 |
50 (10) |
65 (35) |
110 |
||||
5 |
50 (10) |
60 (31) |
105 |
||||
6 |
50 (10) |
65 (35) |
109 |
||||
7 |
45 (9) |
60 (31) |
112 |
||||
8 |
55 (12) |
65 (35) |
114 |
||||
9 |
45 (9) |
55 (26) |
110 |
||||
10 |
50 (10) |
65 (35) |
112 |
||||
11 |
45 (9) |
60 (31) |
117 |
||||
12 |
55 (12) |
70 (40) |
113 |
||||
13 |
50 (10) |
50 (22) |
114 |
||||
14 |
55 (12) |
70 (40) |
114 |
||||
15 |
50 (10б) |
65 (35) |
103 |
||||
110,8 |
|||||||
Средний балл |
50 |
61,6 |
|||||
диаграмма №1
Результаты тестирования по Равену и Торренсу показали, что дети равны как в контрольной группе, так и в эксперементальной.
«Сказко-конструктор»
На констатирующем этапе исследования - как в экспериментальной, так и в контрольной группах - не было выявлено детей с очень высоким и высоким уровнями развития воображения, сказки которых отличались бы эмоциональностью, красочностью и оригинальностью, а также не выявлены работы с очень низким уровнем развития воображения. Результаты данного вида диагностики отражены в таблицах №2
Таблица 2. Результаты исследования в экспериментальной группе
№ п/п |
Имя |
Возраст |
Баллы |
примечание |
1 |
5.3 |
0 |
в смысловом плане
Фразы не стыкуются друг с
другом, их отношение к сюжету
формально, они не несут | |
2 |
5.2 |
5 |
использованно 2-е фразы. Фантастический рассказ. Выбранные фразы используются логично. | |
3 |
5.4 |
5 |
Это не сказка. Связи фраз с сюжетом не протеворечивы, но можно обойтись и без них. они не несут никакой смысловой нагрузки | |
4 |
5.6 |
5 |
Это не сказка, отношение фраз к сюжету формально. | |
5 |
5.7 |
5 |
использованно 2-е фразы. отношение фраз к сюжету формально. | |
6 |
5.1 |
10 |
Рассказ-сказка (не оч. Интересный). Связи фраз с сюжетом не противоречат, можно было обойтись и без них, они не несут смысловой нагрузки. | |
7 |
5.4 |
10 |
это не сказка, а скарее фантастический рассказ. Связи фраз с сюжетом не противоречивы, но можно обойтись и без них. Они не несут конструктивно смысловой нагрузки. | |
8 |
5.3 |
10 |
сюжет формально явл. Сказочным. Связь фраз с сюжетом непротиворечива, но можно обойтись и без них, они не несут конструктивной нагрузки. | |
9 |
5.5 |
10 |
сюжет, формально, является сказочным, скорее это фантастический рассказ. Связи фраз с сюжетом не противоречат, но можно было бы обойтись и без них. Они не несут конструктивной смысловой нагрузки. | |
10 |
5.6 |
10 |
фразы используются, но неявляются началом, концом и серединой. В смысловом плане они используются логично и непротиворечиво, но не носят смысловой нагрузки. | |
11 |
6.5. |
0 |
в смысловом плане
Фразы не стыкуются друг с
другом, их отношение к сюжету
формально, они не несут | |
12 |
6.4. |
0 |
Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки | |
13 |
6.6 |
5 |
Это не сказка, отношение фраз к сюжету формально. | |
14 |
6.3. |
5 |
Это не сказка. Использовано всего 2 фразы. Использованные фразы смысловой и конструктивной нагрузки не несут. | |
15 |
5.3 |
0 |
в смысловом плане
Фразы не стыкуются друг с
другом, их отношение к сюжету
формально, они не несут | |
Средний балл |
5,3 |
Таблица 2. Результаты исследования в контрольной группе
№ п/п |
Имя |
Возраст |
Баллы |
примечание |
1 |
5.5 |
0 |
в смысловом плане
Фразы не стыкуются друг с
другом, их отношение к сюжету
формально, они не несут | |
2 |
5.2 |
5 |
Использовано всего 2 фразы, они не несут конструктивной смысловой нагрузки. | |
3 |
5.6 |
10 |
сюжет имеет сказочный характер (не очень интересный). Связи фраз с сюжетом не протеворечивы, но можно обойтись и без них, они не несут конструктивной смысловой нагрузки. | |
4 |
5.4 |
0 |
в смысловом плане Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки | |
5 |
5.0 |
5 |
Предложен сюжет уже известной сказки. Связи фраз с сюжетом не противоречивы. Всего 2 фразы | |
6 |
5.4 |
5 |
Сюжет является сказочным, но не очень интересным. Связи фраз с сюжетом не противоречивы, но можно обойтись и без них, они не несут никакой смысловой нагрузки | |
7 |
5.2 |
0 |
в смысловом плане
Фразы не стыкуются друг с
другом, их отношение к сюжету
формально, они не несут | |
8 |
5.3 |
0 |
в смысловом плане Фразы не стыкуются друг с другом, их отношение к сюжету формально, они не несут никакой смысловой нагрузки | |
9 |
5.4 |
10 |
сюжет имеет сказочный характер, но не оч. Интересный. Связи фраз с сюжетом не противоречивы, они не несут конструктивной смысловой нагрузки. | |
10 |
5.7 |
10 |
сюжет имеет сказочный характер, но не очень интересный. Связи фраз с сюжетом не противоречивы, но можно былобы обойтись и без них. Конструктивной смысловой нагрузки нет. | |
11 |
6.0. |
5 |
Сюжет сказочный. Фразы не стыкуются друг с другом в смысловом плане. Их отношение к сюжету формально. | |
12 |
6.4 |
5 |
Сюжет, формально, является сказочным (не очень интересным). «случайно» привязаны 2 фразы, которые не стыкуются друг с другом. | |
13 |
6.3 |
5 |
Рассказ, а не сказка. Связи фраз с сюжетом не противоречивы. 2 фразы | |
14 |
6.5 |
10 |
связи фраз с сюжетом не противоречивы, но можно было бы обойтись и без них, они не несут конструктивной смысловой нагрузки. | |
15 |
6.1 |
10 |
фразы используются, но неявляются началом, концом и серединой. В смысловом плане они используются логично и непротиворечиво, но не носят смысловой нагрузки. | |
Средний балл |
5,3 |
В таблице средних показателей отображены средние показатели, полученные в результате суммирования индивидуальных результатов контрольной и экспериментальной групп.
Таблица средних показателей
Исследуемые |
Уровень развития | ||||
40 |
20 |
10 |
5 |
0 | |
Экспериментальная группа |
0 |
0 |
5 детей (35%) |
6 (40%) |
4 (25%) |
Контрольная группа |
0 |
0 |
5 детей (35%) |
6 дет. (40%) |
4(25%) |
(приложение № (рассказы детей)
Выводы: В воспитательном процессе данных дошкольных общеобразовательных учреждений проблеме развития воображения уделялось недостаточное внимание.
В связи с этим работы воспитанников не отличались эмоциональностью и красочностью, правда, в некоторых работах можно было выявить отдельные элементы творческой фантазии, однако они все же отличались непроработанностью деталей.
2.4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение».
Описание программы развития «ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ»
Актуальность программы
Многих родителей
волнует вопрос: почему ребенок,
поражавший окружающих своими
бесконечными вопросами и
На сегодняшний день – сензитивный период для воображения как бы стирается. Дети не имеют нужды в воображении. Мы сами их ставим в ситуацию1, 2, 3… По жизни дети очень редко, а может быть и никогда не встречаются с проблемной ситуацией.
Сензитивный период тает на глазах, так как нет нужды что-то решать, воображать. А когда мы ставим в некую проблемную ситуацию, то возникает «тупик», или повторяется уже сказанное ранее кем–то.
Целевой вектор обучения связан с постепенным переходом от сказочных проектов, ( в которых есть только сюжет, форма, но смысловые связи не обязательны), через фантастические (сказочно – реалистичные проекты), в которых имеется одно «сказочное» допущение, а все остальное должно быть «сказочной, но Реальностью», то есть системно определено и функционально непротиворечиво. На третьем уровне сказочно-фантастические проекты замещаются сюжетами – гипотезами, прогнозами о том или ином недостаточно изученном факте. Например, исторического прошлого цивилизации, конкретной личности, явления или изобретения, в которых высказывается и аргументируется авторская точка зрения (начало творческого мышления).
Информация о работе Исследование творческого воображения в детском возрасте